Проект "Воздух-невидимка"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Познавательно-исследовательский проект для младшей группы "Воздух-невидимка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh-nevidimka.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Воздух-невидимка»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Название проекта: «Воздух-невидимка».
Продолжительность: с 17.05.21 по 21.05. 21 краткосрочный.
Состав проектной группы: воспитатели, воспитанники младшей группы № 2, родители.
Тип проекта: исследовательский.

Цель проекта:

Создание условий для развития познавательно – исследовательских способностей детей в процессе реализации детско-взрослого исследовательского проекта «Воздух-невидимка».

Задачи проекта:

Образовательные: познакомить детей с понятием «воздух». Формировать знания детей о свойствах воздуха: прозрачный, невидимый, имеет вес, может двигаться, необходим всему живому для жизни.

Развивающие: развивать познавательный интерес к экспериментированию через вовлечение детей в проведение опытов.

Воспитательные: воспитывать желание находить способы решения проблемы. Воспитывать наблюдательность, любознательность.

            Ожидаемый результат:

Повышение уровня развития любознательности детей.

Получение элементарных представлений о воздухе, его свойствах.

Формирование у детей простейших знаний об опытах, с помощью которых можно познакомиться с воздухом.

 Родители приобретают знания по организации познавательно – исследовательской деятельности по теме «Воздух»

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

1. Подобрать методическую литературу по теме проекта.

2. Создать картотеку опытов с воздухом.

3. Оснастить предметно – развивающую среду группы, для проведения экспериментальной деятельности.

4. Вовлекать родителей в образовательный процесс, направленный на знакомство детей с воздухом.

2 этап. Реализация проекта.


Наблюдения:
- за ветром;
- за движением воздуха;
- за облаками;


 Беседы:

- «О воздухе»

- «Где прячется воздух?»
- «Ветер - движение воздуха»;
- «Чем дышат люди?»;
- «Как можно увидеть воздух?»;
- «Зачем воздух нужен людям и животным?».


 Дидактические игры:

 «Мы дышим»
«Какой ветер» (научить подбирать относительные прилагательные; расширять словарный запас);
«Ветер дует нам в лицо»;
«Игры с ветром»;
«Волшебная дудочка»;
«Надуваем шарик»;


 
Исследовательская деятельность:
1. Игры с различными игрушками, связанными с воздухом: музыкальные инструменты, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки, веера;
2. «Воздух в воде»;
3. «Воздух движет предметы»;
4. «Воздухом дышат люди и животные»;
5. «Воздух – невидим»
6. «Шарик для Винни - пуха»

 Подвижная игры: «Обгони ветер», «Пробеги с вертушкой», «Ветер, ветерок», «Раздувайся мой шар»; «Тучи и ветер», «Песчинки и ветер».


 Художественная литература:


1. С. Маршак «Мыльные пузыри»;
2. И. Токмакова «Ветрено, ветрено»;
3. Н. Некрасов «Заунывный ветер»;
4. А.С. Пушкин «Ветер по морю гуляет», «Ветер, ветер ты могуч»
5. М. Андреева «Воздух»;
6. Е. Благинина «Мы пускаем пузыри».


Работа с родителями:


1. «Сделать ветер» - сложить из тетрадных листов «гармошки», сделать большой и маленький веер, скрутив и закрепив ручки скотчем. Взять большой веер и помахать им перед лицом ребенка, а потом маленьким – от какого веера ветерок сильнее.

2.Наблюдать за движением облаков на небе, за деревьями в ветреную погоду.

3.Предложить изготовить вертушку для определения силы ветра – сложить бумажную квадратную заготовку два раза пополам и два раза по диагонали, развернуть. Все четыре угла согнуть к центру квадрата. Развернуть.  Правую и левую стороны квадрата согнуть к намеченной середине. Сложить верхнюю и нижнюю стороны к середине. С внутренней стороны потянуть в стороны уголки. Должен получиться катамаран. Отогнуть левую верхнюю вершину вверх, а нижнюю правую – вниз. Вертушка готова. Нанизать на зубочистку.

3 этап – заключительный:

Итоговое мероприятие: развлечение для детей «Как мы с Карлсоном шалили».

Приложение

Беседа «О воздухе»

Цель: дать детям представление о воздухе: невидимый, прозрачный, бесцветный.

    Воспитатель предлагает детям посмотреть по сторонам и поискать гостя. (Дети никого не находят). Воспитатель объясняет, что в гости пришел воздух, предлагает поискать его. Как мы можем найти воздух? (подуть на ладошки, помахать руками). Почему мы не видим воздух? (Ответы детей). Объяснить детям, что воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.

Экспериментирование «Шарик для Винни - пуха»

Цель: познакомить со свойствами воздуха.

Задачи:

1.Формировать знания детей о том, что внутри человека есть воздух, что он прозрачный

2.Развивать поисково-исследовательскую деятельность, интерес к экспериментированию посредством опытов.

3.Воспитывать наблюдательность.

Материал к деятельности: медвежонок, шарик, карандаш, веревка.

Ход деятельности:

1.Мотивационная часть.

Воспитатель: сегодня к нам в гости пришел Винни - пух и принес с собой шарик.  Он хочет со своими друзьями на нем полетать. Но он не знает, как шарик приготовить к полёту.  А вы ребята знаете?

Ответ детей.

Воспитатель: правильно ребята, шарик нужно надуть.

А чем надувают шарик?

Ответ детей.

Воспитатель: Ребята, а откуда берется воздух для шарика?

Ответ детей.

Воспитатель: Правильно ребята у нас внутри есть воздух. Если я буду надувать шарик, то мой воздух попадет в него.

Все мы с вами дышим воздухом: вдыхаем и выдыхаем его. Давайте поиграем с воздухом.

Игра «Мы дышим»

(Предложить детям положить ладошку на грудь, вздохнуть и почувствовать, как грудная клетка поднимается, выдохнуть и почувствовать, как она опускается при выдохе - это входит и выходит воздух, которым мы дышим).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы можем обходиться без воздуха?

Ответ детей.

Воспитатель: Давайте проверим: зажмите ладошкой рот и нос. Я посчитаю, сколько времени мы обойдемся без воздуха. Вам тяжело было не дышать? заметили?

Ответ детей.

Воспитатель: Человек не может жить без воздуха.

А сейчас давайте надуем шарики для Винни-пуха и его друзей. (Надувает шарик). Ребята, расскажем Незнайке, что может случиться с его шаром, если он на веточку налетит.

Игра малой подвижности «Раздувайся, мой шар»

(Дети берутся за руки и образуют маленький круг.  Маленькими шагами отходят назад, произнося слова:

Раздувайся, мой шар,

Раздувайся большой, Оставайся такой

Да не лопайся!

Он летел, летел, летел

И за веточку задел и лопнул.

Дети двигаются в центр круга, произнося звук «Ш-Ш-Ш»

Воспитатель: Ребята обратите внимание: пока мы с вами двигались, играли, шарик слетел с того места, на которое я его положила? Почему?

Ответ детей.

Воспитатель: оказывается, ребята наше с вами движение привело в движение воздух, находящийся вокруг нас, и он сдвинул шарик. А это значит - воздух может двигаться. Спасибо Винни - пух тебе и твоему шарику. Вы помогли нам узнать о воздухе.

Итог: что вы узнали о воздухе?

Ответ детей.

Воспитатель: правильно, мы узнали, что мы не можем без него жить, что он нужен для того, чтобы надуть шарик, а еще, что воздух может двигаться.

                                            Аппликация «Воздушный шар»

 Цель: продолжать знакомство со свойствами воздуха.

Материал к деятельности: иллюстрация воздушного шара, клей, бумажные заготовки, нитки, салфетки белого цвета.

Ход деятельности:

Воспитатель: очень много лет домашние животные верно служили человеку. Но потребности людей все время росли, и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар. Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние.

Давайте и мы с вами сделаем воздушный шар.

Дети наклеивают на голубой лист бумаги детали изображения – шар, корзину. Затем приклеивают нитки - стропы. Из смятых салфеток белого цвета делают облака. Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака можно расположить и ниже воздушного шара. Так как воздушный шар может подниматься выше облаков.

 Рисование «Дождь идет»

Цель: продолжать знакомство со свойствами воздуха.

Задачи:

1. Закреплять знание детьми цвета и оттенка.

2.Развивать силу дыхания.

3.Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Материал к деятельности: синяя гуашь, пальчиковые краски, палитра, коктейльная трубочка, листы бумаги

Ход деятельности:

Воспитатель включает грамзапись: что это капает? Кажется, дождь начинается. Давайте покажем пальчиками, как идет дождь.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

«Кап, кап, кап

Приходил – стучал по крыше,

(ударяют кончиками пальцев по столу)

Уходил – никто не слышал.

(развести руки в стороны)

Воспитатель: ребята давайте нарисуем дождь.

Ответ детей.

Воспитатель: откуда идет дождь?

Ответ детей.

Воспитатель: совершенно, верно. Рисовать нам сегодня будут помогать воздух из трубочки (показать трубочку) и наши пальчики.

 В ваших палитрах налита синяя краски. Возьмите кисточку и капните каплю краски на лист бумаги. Возьмите трубочку и подуйте на краску через нее. Что происходит?

Ответ детей.

Воспитатель: совершенно, верно, когда дуешь через трубочку, сила струи воздуха увеличивается, и краска перемещается.

Воспитатель: Ребята, а что мы будем рисовать сначала: тучу или дождик?

Ответ детей.

Воспитатель: правильно - сначала на небе появляется туча, а потом идет дождь. Рисуем пальчиком тучку, а потом выдуваем дождик.

Работа детей.

Воспитатель: молодцы, ребята!  Какие красивые тучки и капельки получились. Кто нам сегодня помогал рисовать?

Ответ детей.

Итог:

Воспитатель: сегодня мы узнали, что воздухом можно рисовать.

Дидактические игры по теме «Воздух»

1. «Узнай по запаху»

Цель: формировать знания детей о том, что воздух может переносить запахи.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку отгадать по запаху фрукт или овощ, назвать его.

2. «Хорошо – плохо»

Цель: формировать знания детей о пользе и вреде воздуха.

Ход игры: перед ребенком сюжетные и предметные картинки. Ребенок вместе с воспитателем изучает изображение, делает вывод, говорит его. (Пылесос, фен, ветер ветки гнет, надувная лодка, закрытая форточка, открытая форточка)    

Пальчиковые игры по теме «Воздух»

1. «Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг он лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дети дуют на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», а пальчики принимают исходное положение).

2. «Веер»

Солнце светит очень ярко,

(соединить прямые пальцы рук)

И ребятам стало жарко.

(расслабить руки от локтя)

Достаем красивый веер -

(раздвинуть пальцы рук)

Пусть прохладою повеет.

(обмахивает лицо «веером»).

Физкультминутки по теме «Воздух»

1.Ручки подняли и плавно помашем,

Ветер качает листву.

Вниз опустили, кисти стряхнули,

Сбросив на землю листву.

2.Ветер дует нам в лицо

(Махать руками перед лицом)

Закачалось деревцо

(плавные наклоны туловища с поднятыми руками)

Ветерок все тише, тише

(наклоны медленные)

Деревцо все выше, выше.

(выпрямиться).

Подвижная игра «Песчинки и ветер»

Цель: развивать умение детей играть в коллективе, легко бегать, не наталкиваясь друг на друга, делать повороты вокруг себя, приседать.

Ход игры:

Воспитатель: А сейчас я посмотрю,

Кто умеет веселиться, да и ветра не боится.

(Дует – имитирует дуновение ветра)

Дети: легко бегают по площадке, изображая песчинки.

Воспитатель перестает дуть.

Дети: приседают на корточки.

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

Ребенок на вдохе разводит руки в стороны – надувает шарик.

На выдохе – медленно сводит руки и произносит: «Ш - Ш-Ш» - шарик сдувается.

                                                «Ветер надувает паруса»

Детям предлагается подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.

Наблюдения за ветром на прогулке

«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь, стаи туч…»

Цель: формировать умение детей наблюдать за ветром, определять его силу.

Познавательно – исследовательская деятельность:

1.Обратить внимание детей на ветер. Он поднимает с земли листву, крутит ее и бросает на землю. Если он так делает, то какой он слабый или сильный?

Как еще можно определить силу ветра?

Предложить вертушки. Как они крутятся? Почему быстро (медленно)?

Предложить посмотреть на облака. Как они движутся по небу? Кто их движет?

Загадки про воздух.

 1.Неизвестно, где живет,

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймешь.

2.Без рук, без ног.

А ворота открывает.

3.Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой –

Речка сделалась рябой.

4.Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Слышишь его,

А не видишь его.

Стихи про воздух.

1.Воздух – это то, чем дышим.

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полёт

Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Теплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял

Воздух разный, он такой!

Где найдем его с тобой.

                                Марина Андреева.

2.Он – прозрачный невидимка,

Легкий и он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,

Как целительный настой

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем-

Он ведь нам необходим.

3.Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч

Ты волнуешь сине море

Всюду веешь на просторе.

                                     А.С.Пушкин

4.Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

                                       А.С.Пушкин