Проект "Огород на окне"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Карагодина Елена Ивановна

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название проекта: «Огород на окне» 

Автор проекта: воспитатель - Карагодина Е.И.

Место реализации проекта: МДОУ «Детский сад №3» «Звездочка»

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Критерии отбора: возраст 4-5 лет.

Вид проекта: исследовательский, познавательный, творческий, групповой, с привлечением родителей.

Сроки реализации проекта: краткосрочный, 4 недели (5.03. – 6.04.2021г.)

Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на окне.

Актуальность проекта:

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Многие родители даже не понимают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.

                                                                                           

                                                                                            "У ворот шумит народ.

 Где тут зимний огород?

Говорят, что там растет.

                                                                               Огуречная рассада.

                                                                                  И укропчик и лучок.

                                                                                        Смотрят все на огород,

                                                                                       И уходят, открыв рот".

Цель проекта:

Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей.  

Задачи проекта:

- Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

- Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.

- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

- Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, познавательные и творческие способности детей.

- Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.

- Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.

- Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.

- Закреплять знания детей о строении луковицы,  об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).

- Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за  участие в общем деле.

Этапы проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, исследовательский, заключительный.

 Предполагаемый результат проекта:

- Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.

 -  Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.

 - Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.

 -   Дети научаться вести наблюдения.

 - Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.

Формы реализации проекта

Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Ожидаемые результаты:

- Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

- У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

Способы оценки:

Опыты, наблюдения, беседы.

Реализация проекта

«Огород на окне»

          В повседневной жизни детей я обратила внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают цветы. На вопрос «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» - отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами», «Можно завтра до поливаю».

На вопрос воспитателя: - Нужны ли нам растения, и приносят ли они пользу?

Одни дети ответили: Что растения должны расти на улице. Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало.

Что мы знаем о растениях

Что можем и хотим узнать

Как мы это узнаем

- Растения растут в земле;

- Растения бывают разные: цветы, деревья, трава, кусты;

-У растений есть листья, цветы;

-Растения на улице растут только летом;

-На даче выращиваем летом овощи;

-В помещении растения растут всегда;

-Из овощей варят суп, делаю салат;

-Папа дарит цветы на праздники;

-Зимой в банках приносят огурцы, они маринованные;

-Лес – это много разных растений.

 

- Как растут растения?

-Чем подкармливать растения?

-Зачем подкармливают?

-Где растут растения?

-Какие бываю растения?

-Какую пользу приносят растения?

-Как правильно ухаживать за растениями?

-Откуда берутся семена?

-Какие растения используются при приготовлении блюд?

- Из чего состоят растения?

-Что особенно важно для жизни растений?

-Прочитать книжки о растениях;

-Побеседовать о пользе растений, и как за ними ухаживать;

-Рассмотреть иллюстрации с изображением растений;

-Нарисовать картины с изображением растений;

-Понаблюдать за приготовлением блюд из овощей и расспросить маму или бабушку, как и где  правильно использовать овощи;

-Обратить внимание на прогулке какие растения растут на участке.

 

 

 План реализации проекта

Подготовительный этап:

-  Определение темы;

-  Выявить цели и определить задачи;

- Подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки);

- Беседы с детьми: «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»;

 - Работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода;

-  Подготовка семян.

Срок реализации: 5 – 16 марта.

Ответственные за выполнение: воспитатель, родители.

Исследовательский этап:

Содержание деятельности воспитателя и детей:

- Рассматривание и сравнение семян (помидор, морковь, огурец, перец, горох, петрушка, укроп, чеснок, фасоль, баклажан, редис);

- Посадка: лук (коллективно), горох, фасоль, редис, перец, морковь (корнеплод) – индивидуально;

 -  Посев: цветочных семян;

-  Исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

 * подготовка почвы;

 * отбор хороших семян от плохих;

 * знакомство с моделью трудового процесса;

 * посадка;

 * установка на светлое место;

 * полив;

 * рыхление;

 * оформление огорода на окне;

 * установка дежурства по уходу;

 * наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;

 * знакомство с моделью строения растения;

 * ведение дневника наблюдения;

 * отражение результата в художественно - творческой деятельности;

 * чтение детской литературы про овощи;

 * отгадывание загадок про овощи;

* дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», лото «Овощи и фрукты», кубики в картинках «Овощи и фрукты» и др.

- Занятия с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы». 

- Просмотр презентации «Мишкин огород».

 Работа с родителями:

- Беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?

- Помощь родителей в оформлении «мини – огорода»;

- Памятка для родителей «Лук от всех недуг»;

- Подборка литературы про овощи с участием родителей.

Срок реализации: 19 – 30 марта.

Ответственные за выполнение: воспитатель, дети, родители.

Заключительный этап:

Содержание деятельности воспитателя и детей:

- Анализ полученных результатов;

- Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку».  

- Проведение конкурса «Угадай название овоща». 

- Конкурс книжек «Загадки про овощи».
- Обед с витаминным луком.
- Инсценировка сказки «Репка».

 Работа с родителями:

Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с      мая по август.

 Срок реализации: 2 – 6 апреля

 Ответственные за выполнение: воспитатель, родители.

Результаты работы над проектом:
- Дети познакомились с культурными растениями – лук, укроп, пшеница.
- В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания условий для роста растений.
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
- В группе был создан огород на окне.
- Дети стали более уважительно относиться к труду.
- Дети совместно с воспитателем вырастили «свой огород».
- Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Практическая часть:

В группе мини-центра разбивка огорода на подоконнике

Вначале они приготовили лоточки, наполнили их землей. Рассмотрели семена, обратили внимания, что не все семена одинаковые, чеснок вообще высаживают  зубчиками, которые используются в пищу, а вот семена огурцов смогут склевать птицы.

После посадки семян в землю важно полить землю водой, что бы семена «проснулись», и начали прорастать.

Воспитатель предложила подумать: похож  наш подоконник на огород? И чего для этого не хватает. Вмести с детьми, подоконник оформили атрибутами и игрушками  соответствующей тематике.

Родители:

- Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

- Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагоги:        

Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми. 

Выводы:

    На основании этих результатов можно сделать вывод, что уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями. 

    Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Список литературы для педагогов:

1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.

5. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.

6. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.

7. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 412.

8. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.

9. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.

10. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

11. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.

12. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

13. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

14. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.

15. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.

16. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.

17. Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования / И. А. Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. – №12. – С. 112–118.

18. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

19. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности / О. Чехонина // Дошкольное воспитание, 2007. – № 6. – С. 13.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.

21. Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство познания окружающего мира / А. В. Хаярова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 10. – С. 12–16.

22. Щукина, Г. И. Формирование познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.

Список литературы для детей и родителей:

1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.

2.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.

3. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.

 

   

   

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело!

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело! Работа на нашем огороде началась зимой. На занятиях по экологии мы разобрали культуры, которые будем выращивать, изучили правила ухода....

Памятка для родителей "КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми....

Памятка для родителей по профилактике выпадения детей из окна “Безопасные окна”

Как защитить ребёнка от падения из окна?ЗАПОМНИТЕ несколько правил, которые сохранят жизнь Вашему ребенку!...