Проект "Космос"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»
Информационно – познавательно - творческий проект
в старшей и подготовительной группе
«ТАЙНЫ КОСМОСА»
Составили: Павлова И. В.
Осипова М. Н.
Егорова И. С.
Апрель 2021 год
Информационно – познавательно - творческий проект «ТАЙНЫ КОСМОСА»
Актуальность:
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звёзды - это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните своё детство, как интересно было смотреть в ночное небо.
Как поддержать интерес ребёнка к неизведанному пространству.. С помощью, каких методов можно заинтересовать ребёнка помочь ему узнать новую интересную информацию о космосе. Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как всё неведомое, непонятное, недоступное, глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах солнечной системы, о Юрии Гагарине первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Проблема:
Поверхностные знания детей о космосе, незнание о российском празднике - День космонавтики.
Цель проекта:
Приобщение детей к знаниям о вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса.
Задачи проекта:
1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.
2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.
3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).
4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.
5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
ЭТАПЫ
Подготовительный этап: проведение бесед с детьми и родителями по данной теме, изучение необходимой литературы, подготовка материала для реализации проекта.
Основной этап: рассматривание иллюстраций и картин, чтение художественной литературы, непосредственно образовательная деятельность, эксперименты, экскурсии, игры, презентации.
Заключительный этап:
1. Выставка детских работ.
2. Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ»
( Представление космических костюмов, сделанных родителями совместно с детьми).
ВИД ПРОЕКТА: информационно – познавательно - творческий.
ТИП ПРОЕКТА: коллективный.
УЧАСТНИКИ: дети старшего возраста, родители, педагоги.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: одна неделя с 05.04 по 09.04 2021 год.
ПРЕЗЕНТАЦИИ: «Тайны нашей планеты», «Неизведанный космос», «Наша Вселенная»…
Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»
Предполагаемый результат:
1. Получение знаний и представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, подготовке и работе космонавтов.
2. Развитие коммуникативных навыков (ролевое общение, диалог, комментирование игровых действий и действий партнера).
3. Умение объединять разные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Таким образом, дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.
Проект способствует положительным изменениям в представлениях детей о космосе, о космических летательных аппаратах, о нашей вселенной, о первом полёте человека в космос, о разных галактиках, о героях космонавтах.
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Художественная литература:
1. Р. Юрмин «Что внутри?».
2.Г.Черненко « Как человек в космос полетел?».
3. Н. Носов «Незнайка на луне» главы, Мифы
«Как Солнце и луна в гости друг другу ходили».
4. В.Бороздин «Первый в космосе».
5. Булычев К. «Тайна третьей планеты».
6. В. Медведев «Звездолет Брунька».
7. В.Кащенко «Найди созвездия»
8.П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп».
9. А.Леонов «Шаги над планетой».
10.Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц».
11.Заучивание стихотворения В. Степанов «Ю.Гагарин», А. Хайт «Планеты».
12.Загадки на тему: «Космос».
Рассматривание иллюстраций о космосе в книгах, энциклопедиях и журналах, отгадывание загадок, просмотр мультфильмов: «Тайна третей планеты»…
Составление альбома «Что мы знаем о космосе», «Космические опыты.»
Непосредственно образовательная деятельность
Познавательное развитие:
1.Познавательные занятия: «Покорение космоса», «Путешествие к звездным мирам», «Солнце, солнце, загляни в оконце», «Космическое путешествие», «Космос – это здорово !»
2.Беседы: «Это загадочный космос», «Что я знаю о космосе», « Ю. А. Гагарин – первый космонавт», «День космонавтики», «Покорение космоса», «Известная и неизвестная планеты», «Первооткрыватели космоса», «Земля – наш дом во Вселенной», «Путешествие на Луну», «Звезды – какие они?», «Что такое Солнечная система?»
Конструктивная деятельность:
• «Юные архитекторы»
Цель: поупражнять детей в работе с различными природными материалами; научить подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении декоративных композиций, объединять свои поделки единым сюжетом. Побуждать детей к совместной деятельности, предлагается объединить свои поделки общим замыслом.
• «Юные изобретатели»
Цель: научить детей моделировать конструкции по схемам; закрепить умение соблюдать пропорциональность и симметричность, подбирать материал, красиво и целесообразно украшать сооружения; научить детей конструировать коллективно, использовать в процессе работы свои знания, опыт; развивать стремление к поиску, экспериментированию, творчеству.
• «Юные космонавты»
Цель: научить детей моделировать конструкции по схемам; придумывать и строить разные летательные космические аппараты, экспериментировать.
* Тико-конструирование «Космические аппараты»
*.Конструирование из палочек «Полет в космос».
*Конструктивные игры из деревянного конструктора «Космодром». *Конструирование из мягкого модуля «Наш космический корабль»
Формирование элементарных математических представлений:
• Путешествие в страну «Геометрию»
Цель:
Уточнить представления детей о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале и их основных признаках; учить находить геометрические образы в окружающей обстановке, в космическом пространстве.
• «Решение задач геометрического содержания»
Цель:
Учить решать задачи геометрического характера на смекалку.
• «Сравнение предметов по высоте»
Цель:
Учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счёт.
Речевое развитие:
Беседы
Беседа «Какие бывают космические магазины».
Беседа «Кто изучает космос? »
Беседа «Есть ли жизнь на других планетах»
Беседа «Лётчики - испытатели»
Рассматривание картины «Наша планета», «Что есть в космосе», «Кто живёт на других планетах».
Составление рассказа «Я буду космонавтом», «Для чего летают в космос».
Заучивание стихотворений о космосе.
Речевые игры по теме «Прибавь слово - космический », «Кому, что надо для работы», «Что летает?».
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование: «Планета Земля», «Мы летим в космос», «Инопланетяне», «Космические аппараты».
Лепка: «Ракеты», «Неизведанный космос».
Аппликация: «Тайны космоса».
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».
Подвижные игры:
«Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.
«Космонавты»
Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
«Невесомость»
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
«Солнышко и дождик»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» ,дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.
Дидактические игры:
«Восстанови порядок в солнечной системе»
Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
«Найди лишнее»
На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
«Подбери созвездие».
Соединить линиями созвездие с нужной картинкой
Взаимосвязь с родителями:
* Чтение предлагаемой художественной литературы; игры и домашние задания по теме «Космос», «Наша планета Земля»…
* Составление рассказов о космосе, изготовление альбома, презентаций по данной теме.
* Изготовление космических костюмов.
Итоговое мероприятие:
1. Выставка детских работ.
2. Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ»
( Представление космических костюмов, сделанных родителями совместно с детьми).