«Картотека развивающих прогулок для детей старшего дошкольного возраста. Зима.»
картотека по окружающему миру (старшая группа)
«Картотека развивающих прогулок для детей старшего дошкольного возраста.
Зима.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_tselevyh_progulok.docx | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Картотека развивающих прогулок для детей старшего дошкольного возраста.
Зима.»
1.«Домашние животные зимой».
Цели прогулки:
Знакомство с окружающим миром, жизнью домашних животных зимой. Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять словарный запас, водить в речь прилагательные.
Художественное слово:
«Знакомый» В. Берестов.
Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Смотрю – навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.
И вот мы радости не прячем.
Мы – неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем,
То я, то он, то он, то я.
Объятья, шутки, разговоры.
- Ну как живёшь? Ну как дела? -
Вдруг видим, кошка вдоль забора,
Как тень, на цыпочках прошла.
- Побудь со мной ещё немного! -
Но я его не удержал.
- Гав! Гав! – сказал знакомый строго,
Махнул хвостом и убежал.
Ход беседы:
Какая сегодня погода? (Ясная, пасмурная.)
Попробуйте определить, есть ли сегодня ветер. Если есть, то он какой? (Слабый, умеренный, сильный.)
Про ветер нам подсказали деревья, флажки.
А кто ещё может людей определить об изменениях погоды? (Дети могут назвать синоптиков, термометр за окном, кошку или собаку.)
Верно нам на помощь могут прийти наши верные друзья, домашние животные. В народе есть верные приметы поведения кошки:
Кошка мордочку прячет- к морозу или ненастью.
Кошка моется, лижет лапу-к хорошей погоде.
Кошка крепко спит- к теплу.
Кошка лежит брюхом верх- к теплу.
Собаки тоже очень чутко реагируют на перемены:
Собака прячет нос – к лютым холодам.
Каких домашних животных города (сельской местности) вы можете назвать? Зимой домашние животные нуждаются в особой заботе.
Поделитесь своими наблюдениями за жизнью домашних животных зимой.
2.«Снегопад»
Цели прогулки:
Прививать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней. Пополнить знания детей о зимовье зайца, о его трудностях. Проводить опыты со снегом6 легкий, хрупкий, от тепла тает и так далее. Расширять кругозор. Развивать память, внимание, речь.
Материалы к прогулке:
Кукла-перчатка Заяц.
Художественное слово:
«Снег» Э. Фарджмен
Снег идет, снег идет,
Снег по свету бродит,
И откуда он идет?
И куда уходит?
Снегопад, снегопад,
Снежное паденье,
Снег идет наугад,
Словно сновиденье.
Сны земли, сны небес
Видит, засыпая,
Белый сад, белый лес,
Снегом засыпая.
Ход беседы:
Загадка для детей:
- Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку.
Заяц:
Зимой у нас теплая белая шубка. Я могу спрятаться от хищных птиц и животных. Я умею запутывать следы на снегу. А про снег знаю, что он только холодный. Пожалуйста расскажите мне про снег.
Воспитатель:
- Заинька, а ты поиграй с нами, и см всё про снег узнаешь.
Опыты со снегом совместная деятельность детей и воспитателя):
1.Опускаем комочек снега в стакан с водой. Он не тонет. Вывод: снег легче воды.
2.Держим снег на ладошке - он тает. Вывод: снег состоит из воды.
3.Катаем из снега ком. Вывод: снег может быть липким, из него можно делать фигуры.
4.Наносим на поверхность снежной фигуры краску. Вывод: снег поддается окрашиванию, как и вода, и лед.
Заяц благодарит детей и еще раз вместе с детьми повторяет вывод о свойстве снега.
-Когда идет снег, это явление называется снегопадом, то есть «снег падает». Это завораживающие зрелище. Если, во время снегопада нет ветра, стоит запрокинуть голову вверх, и смотреть на небо, тогда кажется, что ты летишь сквозь снег.
3.«Сосульки».
Цель прогулки:
Систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе, помочь понять, что в связи с понижением температуры вода превращается в лед. Провести разъяснительную работу по охране здоровья: объяснить детям, что лед нельзя брать в рот, тем более лизать, сосать льдинки. Развивать речь, мышление.
Предварительная работа: Налить в емкость подкрашенную воду вынести ее на улицу.
Ход беседы:
Загадка.
Морковка бела, всю зиму росла,
Солнышко пригрело- всю морковку съело. (Сосулька)
Художественное слово:
Был простой, обычный дом,
Что же изменилось в нём?
Появилось украшенье-
Людям всем на удивленье:
Хрупкая и странная
Бахрома стеклянная.
Дом сосульки украшают.
С крыш, как кисточки, свисают.
- Почему все люди сегодня и вчера так тепло одеты?
-Кто может перечислить предметы одежды? (Ответы детей сводится к тому, что люди одета так-то, потому что на дворе зима.)
-Ребята, предлагаю внимательно рассмотреть подкрашенную гуашью воду.
-Что произошло с водой? (Замерзла.)
-Как можно иначе сказать? (Застыла, замерзла, затвердела, превратилась в лед.)
- А как она выглядела до этого? (Была жидкая, ласкала руки, лилась из лейки, брызгалась и так далее.)
- А что вы можете сказать про лёд? Он жидкий? (Твёрдый.)
-Он ласкает руки? (Ото льда рукам больно.)
-Как выглядит лёд, если на него попадёт солнечные лучи? (Он прозрачный.)
-А наш лед, посмотрите какого цвета? (Красный, зеленый, фиолетовый.)
-Сквозь него проходят солнечные лучи? (Очень плохо.)
-Можно ли брать в рот лед? (Ни в коем случае.)
Дети самостоятельно делают выводы, исходя из собственного опыта и наблюдений.
-Нельзя лед брать в рот, лизать и сосать льдинки, это вредно и опасно для здоровья человека.
4.«Зимний вечер»
Цели прогулки:
Обобщить и систематизировать знания детей о воздушных потоках. Учить детей делать выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями. Развивать интерес к природе. Расширять словарный запас детей, учить подбирать синонимы.
Материалы: Флажки.
Художественное слово:
Ну и ветер! Ну и ветер!
До чего ж силен и весел!
Шапки снежные развесил
Небывалой красоты
На ограды и кусты.
Там, где летнею порою
В маргаритках нежный луг,
Нынче снежной пеленою
Затянуло все вокруг.
В ожидании восхода
Под огромною луной
Блещет, искрится природа
Серебром и сединой.
Все покрыли белым цветом
Ветер, вьюга и мороз.
Отчего ж зимой — не летом -
У меня краснеет нос? (У. ДЕ ла Мэр)
Ход беседы:
Подумайте, какие изменения произошли в природе с наступлением зимы. (Холодный ветер, лед на лужах, люди стали теплее одеваться, снег по всюду и т.д.)
У вас в руках флажки. Мы в группе смотрели на них. В каком они были состоянии? Верно, ткань свисала вдоль древка (палочки). Что вы можете сказать о флажках сейчас, на улице? Правильно, флажок вьется на ветру. А каким другим словом можно заменить слово «вьется»? (Подбираются синонимы: трепещет, колышется, бьется, развевается, реет, полощется и т.п.) А почему это происходит? (Ветер играет.) Посмотрите вокруг, а с какими еще предметами играет ветер? (Ответы детей.) Правильно, ветер тянет нас за шарфики, таскает за макушки кусты и деревья, играет с травинками, которые торчат из-под снега. Неугомонный ветер успевает побывать везде. Кажется, будто он замерз и, чтобы согреться, прыгает с места на место: то под елочкой посидит, то на березовых веточках покачается, то начнет стучать калиткой, то в окно постучит. А если мы с вами посмотрим на небо, о и там можем заметить работу ветра. Гонит он пушистые облака. Может, старается убрать их, чтобы освободить место солнышку?
5..«Деревья зимой»
Цель прогулки:
Воспитывать любовь к природе родного края. Пояснить детям, что в морозные дни веточки деревьев и кустарников особенно уязвимы. Воспитывать чувство ответственности за окружающий мир.
Материалы: Кукла-Петрушка.
Ход беседы:
Художественное слово:
«Белая береза» С. Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
На прогулку педагог выносит куклу -Петрушка.
Педагог: Внимательно оглянись вокруг: какие зеленые друзья окружают нашу площадку?
Петрушка: Где это вы зимой зеленых друзей увидали?
Педагог: Петрушка, во-первых, не очень-то хорошо перебивать взрослых. А во-вторых, деревья и кустарники действительно наши зеленые друзья. Понятно?
Петрушка: Ничего не понятно! Какие же они зеленые, если они голые?
Педагог: Ребята, кто из вас может Петрушке объяснить, почему деревья-зеленые друзья? (Ответы детей.)
Педагог подводит итог: на зиму деревья сбрасывают листву, но они не умирают, а просто отдыхают.
Педагог; Осенью дни становятся короче, солнечного света листья получают меньше. У дерева остается совсем мало времени, чтобы производить питательные вещества в листьях, и оно начинает расходовать запасы, накопленные весной и летом. Вот дерево и сбрасывает листья и стоит голое до весны. Сокодвижение и рост замедляются. Веточки в это время особенно уязвимы, они хрупкие, ломкие, поэтому их нужно оберегать. А вот хвойные деревья не сбрасывают листву. Их листья-хвоя-достаточно сильны, чтобы пережить зиму.
Петрушка: Теперь я тоже все понял и запомнил, друзья. Спасибо вам!
6.«Лед»
Цель прогулки:
Знакомить детей с сезонными изменениями в природе, объяснить, что в связи с понижением температуры вода превращается в лед. Провести разъяснительную работу по охране здоровья: объяснить детям, что лед нельзя брать в рот, тем более лизать, сосать и проглатывать льдинки и снег.
Предварительная работа:
Накануне прогулки злить вместе с детьми небольшой участок земли, покрытый снегом, водой.
Ход беседы:
-Педагог предлагает детям пояснить, почему они так тепло одеты, и перечислить предметы одежды. Ответы детей сводятся к тому, что на дворе зима. Педагог дает задание внимательно рассмотреть тот участок земли, который накануне они все вместе залили водой.
Что произошло с водой? (Замерзла.) Как еще можно иначе сказать? (Застыла, обледенела, затвердела, превратилась в лед.) А как она выглядела вчера? (Она была жидкая, лилась из лейки, брызгалась и т.п.) Как выглядит лед, если на него попадают солнечные лучи? (Он, как стекло, отражает солнечные лучи.) А если посмотреть через тонкий лед на свет? (Лед прозрачный.) Можно ли брать в рот льдинки и сосульки?
-Педагог объясняет, что лед нельзя брать в рот, тем более лизать, сосать льдинки, это вредно для здоровья. Дети делаю выводы, исходя из собственного опыта.
7.«Покормите птиц зимой»
Цель прогулки:
Обобщить и систематизировать знания детей о жизни зимующих птиц. Учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения о том, что птицам надо помогать, подкармливать их. Обогащать словарный запас, активизировать внимание и память.
Ход беседы:
Какое сейчас время года? Докажите. (Ответы детей.) Что принесла с собой зима?
Да, зима принесла много снеговых туч, засыпала все вокруг снегом. Прилетели вместе с хозяйкой ее слуги: пурга, метель, вьюги и бураны. А мороз зиме помогает-все водоемы льдом сковал. И гордится зима своими делами.
-Педагог предлагает подумать: всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима. Говорит о том, что у зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.
Кто больше всего страдает от капризов зимы? (Животные и птицы.) А чем питаются птицы, где они добывают корм зимой? (Ответы детей.) Самое страшное для птиц-не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное-голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена. Если их не подкармливать, они могут погибнуть. Поэтому нужно заботиться о пернатых друзьях. А для этого необходимо развесить птичьи столовые-кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах и т.п. А птицы, в знак благодарности, споют вам радостные песни.
8.«Зимние забавы»
Цель прогулки:
Ознакомить детей с историей русских зимних забав и игрищ. Развивать речь, активизировать внимание и память. Воспитывать патриотические искусства. Создать на прогулке атмосферу праздника. Растить детей здоровыми, физически крепкими.
Ход беседы:
Какое время года на дворе? По каким признакам вы определили, что зима? (Ответы детей.)
Кто из вас любит зимушку? Что же в зиме такого хорошего?
Кто из вас любит играть? Какие зимние игры вы знаете?
Русские люди всегда умели трудиться, и веселиться. После трудового дня они собирались на игрища.
На ярмарках и гуляниях россияне устраивали состязания силачей в поднятии камней и прочих тяжестей, толкании бревна. Взрослые мужчины проводили бои на бревне: два участника садились друг перед другом на высоко закрепленном бревне и старались сбить друг друга на землю ударами мешков с опилками или палками, обмотанными тряпьем.
Любили наши предки игру «Взятие снежного городка». В этой игре участвовали целыми семьями.
Дети соревновались друг с другом в беге «взапуски», то есть наперегонки.
К массовым играм относились и перетягивание каната (невода), снежки, катание на санках, бег на ходулях-игры хорошо известны и сейчас.
-На прогулке можно провести русскую народную забаву «Взятие снежного городка». Для этого проведите предварительную работу по картине В.Сурикова.
9.«Зима на нашей улице»
Цель прогулки:
Учить отвечать на вопросы взрослого, строя при этом логически завершенные предложения. Развивать наблюдательность, умение сравнивать и анализировать. Воспитывать желание своими руками поддерживать чистоту вокруг.
Материалы:
Лопатки для снега.
Ход беседы:
Что лежит у нас под ногами? Что произойдет, если снега выпадет много? А если снега будет очень много? (Ответы детей.) Да, трудно будет ходить людям и животным. Не смогут ездить машины. Могут сломаться ветки деревьев и оборваться электропровода. И чтобы этого не произошло, люди все время следят, чтобы снега было не слишком много. Его постоянно убирают с маленьких дорожек и больших дорог.
Кто убирает снег у нас в детском саду? А как зовут нашего дворника? Давайте скажем ему: «Большое спасибо!» за чистые дорожки, за снежную горку. Посмотрите, какая у дворника большая лопата. Ей убирают снег. А вот это-скребок. Он еще шире лопаты. Лопатой снег поднимают и отбрасывают, а с помощью скребка снег отодвигают. А откуда зимой на дорожках снег появляется? (Из тучек.) А песок? Нет, не из тучек. Песок рассыпают дворники. А на большие дороги его разбрасывают из машин. И тогда гололед нам не страшен!
10.«Художница Зима»
Цель прогулки:
Провести наблюдение за зимней природой, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, интерес к природе, стремление заботиться о ней, беречь и охранять в меру сил. Обогащать словарный запас, активизировать внимание и память.
Ход беседы:
Какое сегодня число, день недели, месяц? Какое время года на дворе? Какие зимние месяцы вы знаете? Что вы наблюдаете в небе? Что у нас под ногами?
-Важно, чтобы дети обосновывали свои ответы, не оставляя их односложными.
Послушаем скрип снега. Посмотрите на деревья вокруг. Какие они? Как преобразила зима все вокруг? Представьте, что вы все художники, вы пришли ко мне за красками, чтобы нарисовать зиму. Какие краски вы возьмете для своих пейзажей?
Что можно нарисовать красной краской? Синей? Коричнево?
А можем ли мы назвать Зиму художницей? Почему? Какие картины рисует художница Зима? Какие она использует краски? Поднимите руку те, кому нравятся ее картины.
Каким словом можно заменить слово картины? (Пейзажи, произведения, художества, рисунки и т.д.)
А какой характер у Зимы? Зима бывает солнечная и ласковая, добрая и веселая. А может быть хмурой и холодной, сердитой и раздражительной. А то вдруг примется капризничать и разбрасывать вокруг себя снег.
11.«Свойства снега»
Цель прогулки:
Закрепить знания о зимних явлениях природы, вызвать положительные эмоции. Развивать творческую фантазию и воображение. Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представления детей о явлениях природы, об их значении в нашей жизни. Развивать речь, мышление.
Предварительная работа:
Подготовить рисунки снежинок.
Ход беседы:
Рассмотреть рисунки снежинок. Сравните отдельные снежинки между собой. Чем они похожи? Чем отличаются? Обратите внимание на форму снежинок. Сосчитайте, сколько лучиков у каждой из них. Поднимите руку, кто нашел у снежинки 7 или 8 лучиков. Может, 5? Нет! Все снежинки шестигранные.
Ледяные звездочки-снежинки признаны символом Нового года. Они невероятно красивы. В природе в одном снегопаде снежинки могут быть различными, от 8 до 40 форм. А всего люди насчитали 246 разных форм снежинок.
А для чего нужен снег в природе? (Ответы детей.) Опишите снег. Какой он? Почему снег липкий? А каким снег бывает при низкой температуре? Что произойдет со снегом, если его занести в помещение? А можно ли есть снег? Почему? Что может произойти? И т.д.
-Педагог слушает ответы детей и дополняет их научными фактами о снеге.
12.«Такие разные снежинки»
Цель прогулки:
Закрепить знания о зимних явлениях природы, вызвать положительные эмоции. Развивать творческую фантазию и воображение. Воспитывать интерес к неживой природе. Развивать память, внимание, речь.
Ход беседы:
Посмотрите на небо. Что вы видите? Это облака. На что они похожи? (Ответы детей.)
Высоко над землей, где очень-очень холодно, скапливаются водяные пары. Не успев перейти в воду, пары сразу превращаются в крохотные льдинки. Эти льдинки совсем крохотные льдинки. Эти льдинки совсем крохотные, как пылинки. Их называют алмазной пылью.
Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками. Они становятся все больше и больше. Наконец они превращаются в знакомые нам снежинки. Снежинки похожи на разные белые звездочки. Если поймать снежинку и внимательно ее рассмотреть, то вы увидите, какая она красивая. Снежинки словно из тонкого кружева, с хрупкими лучиками и лепесточками. Они словно сказочные неземные цветы.
В теплую зимнюю погоду снежинки слипаются между собой и на землю падают снежные хлопья. Поэтому люди и говорят про снег: «Пушистое снежное одеяло».
А в солнечный морозный денек снег скрипит у нас под ногами. А знаете почему? Все дело в том, что крошечные лучики-лепестки ломаются. Из-за того, что ломаются одновременно много-много звездочек-снежинок, нам и слышен этот скрип.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека летних прогулок для детей старшего дошкольного возраста
Картотека летних прогулок, выполнена на основе Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендациипо организации и проведению прогулокдля детей старшего дошкольного возраста, будет ...
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста "Зима. Зимующие птицы"
Закрепление знаний о зимующих птицах; развитие мышления, памяти, внимания....
Картотека проведения прогулок для детей старшего дошкольного возраста
Картотека проведения прогулок для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека летних прогулок для детей старшего дошкольного возраста
Конспекты прогулок на лето...
Картотека зимних прогулок для детей старшего дошкольного возраста
Конспекты прогулок...
Картотека летних прогулок для детей старшего дошкольного возраста
Наблюдения, дидактические и подвижные игры, труд, индивидуальная работа на прогулке летом....
Картотека развивающих прогулок для детей старшего дошкольного возраста. Зима.
Уникальность настоящей картотеки состоит в возможности не только оздоровить детей во время запланированных прогулок, но и обогатить новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет ...