Огонь – друг, огонь – враг
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Огонь – друг, огонь – враг »
Задачи:
- Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.
- Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем. Знать и соблюдать правила поведения при пожаре.
- Вызвать у детей уважение к труду пожарных.
Оборудование: символ огня, сказка «Огонь — друг, огонь — враг», картинка с изображением пожарной команды, мяч, светофорчики (красный — зеленый), карточка с изображением оказания первой медицинской помощи при ожоге, огнетушитель
Предварительная работа: дидактическая игра «Кому что нужно», чтение рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки».
Словарная работа: пожарные, языки пламени, задымление, пена, ожог.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Я встану от вас на расстоянии, а вы будете называть какую-нибудь опасность, с которой человек встречается в жизни, и подходить ко мне по одному.
Дети по очереди перечисляют: пожар, землетрясение, авария, наводнение, потоп, ядовитые грибы, ягоды, животные и т.д.
Воспитатель: Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни.
А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих опасностей, а вы постарайтесь ее отгадать:
Что, дотронувшись едва, Превращает в дым дрова?
Верно, это — огонь (показывает символ огня).
А сейчас я вам расскажу сказку про огонь: «Огонь — друг, огонь — враг».
Жил-был Огонь. Был он очень веселый и горячий. Гулял Огонь где хотел — по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого. Как вы думаете, почему?
( Дети: Он сжигал все подряд )
Воспитатель: И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, Огонь, померяемся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.
Скажите, для чего человеку нужен огонь?
(Дети: Для того, чтобы приготовить еду, согреться, может осветить, зажечь свечу и т.д.)
Воспитатель: Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь — сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах, он плавит металл, в других печах огонь варит стекло, из которого выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет яркий хвост пламени — это сгорает ракетное топливо.
Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и погулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги огонь может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда.
Скажите, от чего может возникнуть пожар?
(Дети: От спички, непотушенного окурка, не выключенной газовой плиты и электроприборов.)
Воспитатель: А что может загореться дома, в лесу?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Чем кроме огня еще опасен пожар?
(Дети: Дымом, им можно задохнуться.)
Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть. Игра называется «Не ошибись». Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени, а если не горит — руки нужно опустить.
Слова: бумага, гвоздь, шторы, столовая ложка, тетрадь, одежда, стол, мебель, сухая трава, листья, бензин, краска.
Воспитатель: Молодцы, садитесь. А сейчас поиграем в игру «Кросс-вопрос». Здесь спряталась картинка, если мы ответим на все вопросы, то сможем назвать, что там изображено.
Вопросы к детям:
- Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от пожара? (Пожарные.)
- Почему работа пожарных нужна людям? (Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их вещи, дома.)
- Какая у них работа? ( Трудная, но интересная, тяжелая, но нужная людям.)
- Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, закаленными, ловкими, мужественными, находчивыми, решительными.)
- Почему они должны быть сильными, смелыми? (Они выносят людей из огня, работают в огне, дыму.)
- Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении.)
- По какому номеру вызывают пожарных? («01».)
- Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (Что случилось и точный домашний адрес: улицу, номер дома и квартиры.)
Воспитатель: Молодцы, ответили на все вопросы, и у нас открылась картинка — это пожарная машина. На ней можно быстро примчаться на пожар.
Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой
Смелая дружина.
Игра с мячом: «Лови — бросай, сразу отвечай».
- Для чего пожарной машине нужна сирена? (Чтобы все слышали и уступали дорогу.)
- Почему пожарная машина красного цвета? (Чтобы ее было заметно на дорогах: красный — цвет огня)
- Зачем машине раздвижная лестница? (Чтобы подниматься на высокие этажи.)
- Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава.)
- Чем тушат бензин? (Пеной.)
- Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? (В колодцах, из реки.)
Воспитатель: И нужно обязательно знать правила, как себя вести во время пожара. Их мы повторим в игре «Разрешается — запрещается».
Возьмите в руки свои знаки — светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый кружок — если это делать можно:
- в случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»;
- бросать горящие спички;
- кричать и звать на помощь взрослых;
- оставаться в помещении, где начался пожар;
- открывать окна и двери во время пожара;
- закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем;
- прятаться в угол, под шкаф, под кровать;
- оставлять без присмотра включенные электроприборы;
- двигаться ползком или пригнувшись к выходу;
- обливать водой стены, пол во время пожара;
- пользоваться лифтом;
- не бояться, слушаться во всем пожарных;
- тушить водой горящие электроприборы;
- обращаться к соседям за помощью;
- по возможности пытаться тушить пожар;
- включать газ, электроприборы, свет.
Воспитатель: Молодцы, садитесь, все правила назвали.
Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса, дома — пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара?
( Дети: Он получает ожоги, задыхается от дыма.)
Воспитатель: Очень важно оказать первую медицинскую помощь человеку. Посмотрите, что надо сделать, если у вас небольшой ожог (показывает картинку).
Воспитатель: Вы должны запомнить, что пожар — это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но все-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь теплее, уютнее. Я хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнем, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила, и беда обойдет вас стороной.
Электрический ток может быть опасным и даже вызвать пожар.
Правила пользования электроприборами:
- Если ты почувствовал запах горелой резины, увидел задымившийся проводок или заметил, что розетка или вилка электрического шнура при работе нагреваются, немедленно сообщи об этом взрослым, попроси вызвать мастера-электрика.
- Не забывай выключать электроприборы из розетки. Причиной пожара может стать наша забывчивость, невнимательность, торопливость.
- Ты, наверное, знаешь, что есть вещества, которые могут легко загореться. Это легковоспламеняющиеся жидкости: бензин, керосин, нефть. Эти вещества следует держать подальше от огня, так как они могут мгновенно вспыхнуть. Погасить горящие нефть, бензин или керосин водой невозможно — эти жидкости легче воды, поэтому они продолжают гореть, всплыв на поверхность воды.
- Как ты думаешь, чем их можно потушить? Их тушат песком или специальной смесью. Люди придумали специальные приборы — огнетушители, которые есть в каждом учреждении, в транспорте и пр.
Огнеопасны и такие жидкости, как лаки, краски, ацетон, спирт, жидкие масла. Обращаться с этими веществами следует очень осторожно. Их нельзя хранить в кухне и на балконе.
-Как ты думаешь, почему? Правильно, на кухне горит газ на плите, здесь часто зажигают спички. А на балкон может залететь непотушенный окурок с другого балкона, кусочек неразорвавшейся петарды во время праздничного салюта. Придя в соприкосновение с горючими жидкостями, они могут вызвать пожар или даже взрыв. Такие пожароопасные жидкости хранят в специальных бутылках, банках в металлических шкафчиках, подальше от огня.
Подведём итог. Вопросы и задания:
- Когда огонь можно назвать «Огонь — наш друг»?
- Когда мы говорим «Огонь — наш враг»?
- Перечисли, что может стать причиной пожара.
- Какие горючие жидкости ты знаешь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Огонь - друг, огонь - враг.
Данное занятие по ОБЖ рекомендовано для детей подготовительной группы. Можно использовать для начальной школы....
Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"
Занятие по ОБЖ в старшей группе...
Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг»
Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе....
огонь - друг, огонь - враг
Презентации к уроку по пожарной безопасности....
Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"
Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"...
Досуг с детьми и родителями «Огонь - друг, огонь - враг».
Отрабатывать навыки безопасного поведения во время пожара. Закрепить правила пожарной безопасности....
Конспект занятия на тему: "Огонь-друг, Огонь-враг".
Конспект занятия на тему: «Огонь-друг, огонь-враг». Программное содержание:Показать детям значение...