Огонь – друг, огонь – враг
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogon-drug_ogon-vrag.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Огонь – друг, огонь – враг »


Задачи:

  1. Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.
  2. Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем. Знать и соблюдать правила поведения при пожаре.
  3. Вызвать у детей уважение к труду пожарных.

Оборудование: символ огня,  сказка «Огонь — друг, огонь — враг», картинка с изображением пожарной команды,  мяч,  светофорчики (красный — зеленый), карточка с изображением оказания первой медицинской помощи при ожоге, огнетушитель

Предварительная работа: дидактическая игра «Кому что нужно», чтение рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки».

Словарная работа: пожарные, языки пламени, задымление, пена, ожог.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Я встану от вас на расстоянии, а вы будете называть какую-нибудь опасность, с которой человек встречается в жизни, и подходить ко мне по одному.

Дети по очереди перечисляют:  пожар,  землетрясение, авария, наводнение, потоп,  ядовитые грибы, ягоды, животные и т.д.

Воспитатель: Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни.

А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих опасностей, а вы постарайтесь ее отгадать:

Что, дотронувшись едва, Превращает в дым дрова?

Верно, это — огонь (показывает символ огня).

А сейчас я вам расскажу сказку про огонь:  «Огонь — друг, огонь — враг».

Жил-был Огонь. Был он очень веселый и горячий. Гулял Огонь где хотел — по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого. Как вы думаете, почему?

( Дети: Он сжигал все подряд )

Воспитатель: И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, Огонь, померяемся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.

Скажите, для чего человеку нужен огонь?

(Дети:   Для того, чтобы приготовить еду, согреться, может осветить, зажечь свечу и т.д.)

Воспитатель: Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь — сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах, он плавит металл, в других печах огонь варит стекло, из которого выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет яркий хвост пламени — это сгорает ракетное топливо.

Но  когда  огонь  попадает  в  руки  маленьких детей,  он показывает свой характер, стремится убежать от них и погулять по дому,  по лесу, по  полю.  Из доброго слуги огонь может превратиться в огнедышащего дракона.   Тогда может произойти беда.

Скажите, от чего  может возникнуть  пожар?

(Дети:   От спички,  непотушенного окурка, не выключенной газовой  плиты  и электроприборов.)

Воспитатель:  А  что  может загореться дома,  в лесу?

(Ответы детей.)

Воспитатель:  Чем  кроме огня еще опасен  пожар?

(Дети:  Дымом,  им  можно задохнуться.)

Воспитатель:  А сейчас предлагаю поиграть. Игра называется «Не ошибись». Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени, а если не горит — руки нужно опустить.

Слова:  бумага, гвоздь, шторы, столовая ложка, тетрадь, одежда, стол,  мебель, сухая трава,  листья,  бензин,  краска.

Воспитатель: Молодцы, садитесь. А сейчас поиграем в игру «Кросс-вопрос». Здесь спряталась картинка, если мы ответим на все вопросы, то сможем назвать, что там изображено.

Вопросы к детям:

  1. Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от  пожара?  (Пожарные.)
  2. Почему работа пожарных нужна людям? (Они тушат  пожар в домах, лесах,  спасают людей,  их вещи,  дома.)
  1. Какая   у  них  работа?   ( Трудная,  но  интересная,   тяжелая,  но нужная людям.)
  2. Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, закаленными,   ловкими,   мужественными,   находчивыми,  решительными.)
  3. Почему они должны быть сильными, смелыми? (Они выносят людей из огня, работают в огне,  дыму.)
  4. Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении.)
  1. По  какому номеру  вызывают пожарных? («01».)
  2. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (Что случилось  и  точный  домашний  адрес: улицу,   номер дома  и квартиры.)

Воспитатель:  Молодцы, ответили на все вопросы, и у нас открылась картинка — это пожарная машина. На ней можно быстро примчаться на пожар.

Мчится огненной стрелой,

 Мчится вдаль машина.

 И зальет пожар любой

 Смелая дружина.

Игра с мячом: «Лови — бросай, сразу отвечай».

- Для чего пожарной машине нужна сирена? (Чтобы все слышали и уступали дорогу.)

- Почему пожарная машина красного цвета? (Чтобы ее было заметно на дорогах: красный — цвет огня)

- Зачем машине раздвижная лестница? (Чтобы подниматься на высокие этажи.)

- Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава.)

- Чем тушат бензин? (Пеной.)

- Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? (В колодцах, из реки.)

Воспитатель:  И нужно обязательно знать правила, как себя вести во время пожара. Их мы повторим в игре «Разрешается — запрещается».

Возьмите в руки свои знаки — светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый кружок — если это делать можно:

- в случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»;

- бросать горящие спички;

- кричать и звать на помощь взрослых;

- оставаться в помещении, где начался пожар;

- открывать окна и двери во время пожара;

- закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем;

- прятаться в угол, под шкаф, под кровать;

- оставлять без присмотра включенные электроприборы;

- двигаться ползком или пригнувшись к выходу;

- обливать водой стены, пол во время пожара;

- пользоваться лифтом;

- не бояться, слушаться во всем пожарных;

 - тушить водой горящие электроприборы;

 - обращаться к соседям за помощью;

- по возможности пытаться тушить пожар;

- включать газ, электроприборы, свет.

Воспитатель: Молодцы, садитесь, все правила назвали.

Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса, дома — пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара?

( Дети:  Он получает ожоги,  задыхается от дыма.)

Воспитатель: Очень важно оказать первую медицинскую помощь человеку. Посмотрите,  что надо сделать, если у вас небольшой ожог (показывает картинку).

Воспитатель: Вы должны запомнить, что пожар — это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но все-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь теплее, уютнее. Я хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнем, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила, и беда обойдет вас стороной.

Электрический ток может быть опасным и даже вызвать пожар.

Правила пользования электроприборами:

  • Если ты почувствовал запах горелой резины, увидел задымившийся проводок или заметил, что розетка или вилка электрического шнура при работе нагреваются, немедленно сообщи об этом взрослым, попроси вызвать мастера-электрика.
  • Не забывай выключать электроприборы из розетки. Причиной пожара может стать наша забывчивость, невнимательность, торопливость.

    -  Ты, наверное, знаешь, что есть вещества, которые могут легко загореться. Это легковоспламеняющиеся жидкости: бензин, керосин, нефть. Эти вещества следует держать подальше от огня, так как они могут мгновенно вспыхнуть. Погасить горящие нефть, бензин или керосин водой невозможно — эти жидкости легче воды, поэтому они продолжают гореть, всплыв на поверхность воды.

     - Как ты думаешь, чем их можно потушить? Их тушат песком или специальной смесью. Люди придумали специальные приборы — огнетушители, которые есть в каждом учреждении, в транспорте и пр.

      Огнеопасны и такие жидкости, как лаки, краски, ацетон, спирт, жидкие масла. Обращаться с этими веществами следует очень осторожно. Их нельзя хранить в кухне и на балконе.

     -Как ты думаешь, почему? Правильно, на кухне горит газ на плите, здесь часто зажигают спички. А на балкон может залететь непотушенный окурок с другого балкона, кусочек неразорвавшейся петарды во время праздничного салюта. Придя в соприкосновение с горючими жидкостями, они могут вызвать пожар или даже взрыв. Такие пожароопасные жидкости хранят в специальных бутылках, банках в металлических шкафчиках, подальше от огня.

Подведём итог. Вопросы и задания:

  • Когда огонь можно назвать «Огонь — наш друг»?
  • Когда мы говорим «Огонь — наш враг»?
  • Перечисли, что может стать причиной пожара.
  • Какие горючие жидкости ты знаешь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Огонь - друг, огонь - враг.

Данное занятие по ОБЖ рекомендовано для детей подготовительной группы. Можно использовать для начальной школы....

Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"

Занятие по ОБЖ в старшей группе...

Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг»

Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе....

огонь - друг, огонь - враг

Презентации к уроку по пожарной безопасности....

Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"

Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"...

Досуг с детьми и родителями «Огонь - друг, огонь - враг».

Отрабатывать навыки безопасного поведения во время пожара. Закрепить правила пожарной безопасности....

Конспект занятия на тему: "Огонь-друг, Огонь-враг".

Конспект занятия на тему: «Огонь-друг, огонь-враг».                 Программное содержание:Показать детям значение...