Экологический проект "Природа - наш общий дом"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_proekt_priroda_nash_obshchiy_dom.docx | 124.91 КБ |
mr-junye-druzya-lesa.pdf | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение
«Гимназия им. Н.В.Пушкова» ДО №2
Экологический проект для старшей группы
«Природа – наш общий дом»
Подготовили и провели воспитатели старшей группы
Голышева Л.Л., Мурашкина В.П.
Г.Москва, г.Троицк
Январь 2021
«Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни»
Д. Радович
Тема: «Природа – наш общий дом»
Вид проекта – познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта – среднесрочный (20 октября – 30 декабря 2020г.)
Цель проекта: формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе, основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоёмам;
- закреплять у детей правила поведения на природе, уточнить экологические запреты;
- расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;
- расширять представления детей о лесе и его обитателях;
- учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению;
- познакомить детей с Красной книгой, животными и растениями, занесёнными в неё;
- развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;
-формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
- учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Актуальность.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Природой можно любоваться, лечить душу, она заражает жаждой жизни, надо не только уметь видеть, но и чувствовать ее. Остановитесь, посмотрите вокруг, окунитесь в мир природы. Бурный рост численности населения, развитие техники оказывают пагубное воздействие на природный мир. В настоящее время один из основных вопросов человечества – охрана окружающей среды. Наша Земля больна – а ее болезнь – это следствие экологической безграмотности человека.
В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что бережное отношение к природе, это первоочередная задача общества. Экологическое мышление должно стать нормой жизни каждого человека и сопровождать его всю жизнь, начиная с дома, детского сада, школы. Успех охраны растительного и животного мира во многом зависит от того, насколько мы, педагоги, сможем привить ребенку гуманные отношения к природе, научить нести ответственность за жизнь живого существа, проявлять сочувствие, сострадание и стремление оказать помощь.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
-проявление интереса к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе;
-эмоциональная отзывчивость на красоту объектов природы;
-у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
-дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;
-бережное отношение к природе.
Для родителей:
Обогащение уровня экологических знаний родителей. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях, конкурсах, выставках, проводимых в рамках проекта.
Для воспитателей:
Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства. Пополнится дидактический материал по различным видам детской деятельности в рамках работы над проектом, развивающая среда в группе.
Необходимые материалы:
- Календарь природы в группе,
- огород на окне;
- наглядный демонстрационный материал;
- оборудование для экспериментирования и проведения опытов;
- библиотека.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
- составление перспективного плана проведения НОД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников;
- подбор программно – методического материала по направлению работы;
- совершенствование развивающей среды;
- подбор и изготовление дидактических, речевых, подвижных игр на экологическую тему;
- подбор художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок, загадок;
- подбор наглядного материала, музыкальных композиций.
Проведение квеста «Природа» удалённо.
Основной этап
Социально-коммуникативное развитие
Беседы познавательные с детьми: «О правилах поведения на природе», «Животные нашего края», «Птицы нашего края», «Живая, неживая природа», «Наши зеленые друзья», «Комнатные растения», «Поведение человека в природе», «Чистый воздух и вода – богатство страны», «Как уберечь природу».
Беседа с использованием презентации на тему: «Красная книга – сигнал опасности».
Дидактические, словесно-дидактические, настольно-печатные игры: «Узнай и назови», «Кто, где живёт», «Найди своё дерево», «Что поможет растениям расти», «Летает - не летает», «Перелётные – зимующие птицы», «Назови одним словом», «Кто живёт в воде», «Ягоды и фрукты», «Приметы осени и зимы», «Животные и растения Красной книги».
Пальчиковые игры: «Ветер в лесу», «Цветы на лужайке», «Засолка капусты», «Мы делили апельсин», «Осенние листья».
Сюжетно-ролевые игры:
«Зоопарк – птичий двор», «Ферма».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Море волнуется», «У медведя во бору», «Я садовником родился», «Совушка», «Дед Мазай и зайцы», «Гуси-гуси», «Хитрая лиса».
Проведение физкультминуток: «Ветер дует нам в лицо...», «Мишка», «Звериная зарядка», «Зайка».
Игры на развитие координации с движением: «Зайка», «Дикие животные», «Снежинки кружатся», «Берёза».
Игры на развитие дыхания: «Чей листок раньше улетит», «Чья снежинка улетит раньше».
Познавательное развитие:
Наблюдения: «Птицы нашего участка», «Осенние явления природы», «Зимние явления природы», «Деревья нашего участка», «Листопад», «Перелётные и зимующие птицы», «Животные нашего города», «Живая и неживая природа», «За трудом дворника».
НОД «Осень, деревья», «Дерево – дом и столовая для животных», «Берегите животных», «Кто что ест» (с игровизорами), «Как животные готовятся к зиме», Всероссийский урок «Эколят – молодых защитников природы» «Времена года» и «Юные друзья леса».
Трудовая деятельность:
- подкормка птиц;
- сбор веток, камней, листьев на участке;
- расчистка снега на участке.
Экспериментальная деятельность:
НОД «Твёрдое - жидкое»; НОД «Снег и его свойства».
Презентации: «Природа нашего края», «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Домашние животные зимой».
Закапывание мусора в землю на участке до весны с целью выяснить, какой мусор разлагается быстрее.
Речевое развитие:
Знакомство с картинами русских художников:
НОД: составление рассказа по картине «Золотая осень» Левитан И.И.; Шишкин И.И. «Осень», «Зимний пейзаж» Грабарь И.Э.; «Зима» Шишкин И.И.
НОД: чтение «Осень» Скребицкий, чтение сказки «Мешок яблок», чтение рассказа К.Ушинского «Проказы старухи зимы». Пересказ рассказа Чарушина «Лисята» , пересказ сказки «Лиса и кувшин». Художественная лит-ра: «Лучше нет родного края», «Серебряное копытце». Заучивание стихотворения С.Маршак «Тает месяц молодой»
Загадывание загадок: о природе, о диких животных, о птицах, о домашних животных, о деревьях и растениях.
Досуги: «Берегите лес» с инсценировкой, «Экологический досуг».
Художественное-эстетическое развитие:
НОД конструирование с элементами рисования «Дерево», рисование «Осенний лес», «Нарисуй своё любимое животное», «Лиса», «Как звери готовятся к зиме», «Зима», «Снежинки», «Белый медведь»
Художественный труд «Бумажный зайчик», «Ёж», «Зимушка-зима», «Снегири на рябине», «Белая берёза под моим окном», «Полярный медведь»
Лепка «Яблоня» (пластилинография)
Продукты реализации проекта.
Разработка конспектов НОД и тематических бесед по теме «Природа – наш общий дом».
Изготовление совместно с родителями гербариев растений, поделки из природного материала, изготовление костюма осени из полиэтиленовых пакетов и листьев, рисунки на тему «Береги природу».
Картотека гимнастики для глаз - «Животные и мы».
Инсценировка «Берегите лес», «Теремок» -показ спектакля для детей младшей группы.
Дидактическое пособие «Дерево. Времена года».
Приложение
ИГРЫ, СТИХИ И УПРАЖНЕНИЯ
ИГРА НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ СЛОВА С ДВИЖЕНИЕМ «НА ВОДОПОЙ»
Жарким днём лесной тропой (дети идут по кругу друг за другом)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)
За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, делают движения языком – «лакают»)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом. (дети загибают пальцы на
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. обеих руках: по одному
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу. пальцу на каждую строчку)
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём. (удары ладонями и кулачками поочерёдно)
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Пустое место» «Узнай по голосу»
Я по кругу хожу и в окошечко гляжу. Мы по кругу идём,
К одному я подойду и тихонько постучу. Мы лисичку зовём,
- Тук-тук! Пусть глаза не открывает,
- Кто там? Нас по голосу узнает.
- ……..(Саша)
- Зачем пришёл?
- Побежали вперегонки, как …….
(зайцы, медведи, лисы и т.д.)
СТИХОТВОРЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ (Вл. Степанов)
Медведь. Белка.
По завалам, по оврагам Белка – с кисточками ушки-
Ходит зверь хозяйским шагом. Гриб увидит на опушке -
Любит он душистый мёд, Прыг за ним с густых ветвей
Да малину с веток рвёт. И несёт домой скорей.
Кабан. Лось.
Опускается туман, Лось – рога ветвистые
Просыпается кабан. Да копыта быстрые.
Роет землю у реки, Головой качая, он
Точит острые клыки. Задевает небосклон.
Ёж. Барсук.
Серый ёжик весь в иголках, Встанет за полночь барсук,
Словно он не зверь, а ёлка. Обойдёт свой дом вокруг.
Хоть колюч молчун лесной – Острый нюх и зоркий глаз -
Ёжик добрый, а не злой. Наступил охоты час.
Березка
Мы березку посадили, (Выпрямиться за столом.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать за столом.)
К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)
А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) —
И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)
Беседа на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»
Цель:
- Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.
- Развивать память и мышление детей.
- Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование:
Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.
Содержание беседы:
- Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».
Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.
Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.
Дидактическая игра «Природа – не природа».
- Ввести понятия живая и неживая природа
Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.
Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т.п..
Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.
Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Кто юркнул в дупло? (белка)
Кто спрятался в нору? (лиса)
Кто забрался под листья? (ёж)
Кто укрылся под кустом? (заяц)
Кто залёг в берлогу? (медведь)
Ребята, теперь вы убедились, что не только люди, но и звери готовятся к зиме?
(ответы детей)
Подвижная игра «Лиса и зайцы»
Дети – зайцы, воспитатель – лиса, находятся в противоположных концах игровой комнаты. Зайцы «скачут» на поляне, грызут кору деревьев, по сигналу «Лиса!» приседают на корточки, группируются, замирают, превращаются в «снежные комочки»ю Лиса ходит среди зайцев, ищет, приговаривает: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!». Если замечает, что кто-то из зайцев шевелится или смеётся, она выводит его из игры.
Прогулка «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ»
Цели:
- Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).
- Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).
Ход наблюдения:
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода.
Частый дождик землю точит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома.
До прихода зимней стужи,
Утепляются дома.
Консультация для родителей «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»
Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
Уважаемые родители!
Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.
Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:
- Надо охранять и беречь природу.
- Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.
- Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.
- Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.
И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.
Например:
- Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.
«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».
«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.
Почему она так ответила Вове?
- Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.
«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.
«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.
Что рассказал папа Серёже?
Дидактическая игра экологического содержания
«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
Цель игры:
- Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
- Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.
- Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц.
- Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.
- Развивать память, внимание, речь.
- Воспитывать любовь к природе родного края.
Варианты игры:
«Найди перелётных и зимующих птиц»
Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.
«Найди по описанию»
Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.
«Найди, кого назову»
Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.
«Опиши, а мы отгадаем»
Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.
«Кого не стало?»
Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.
Настольная игра «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»
Предложить детям настольную игру экологического содержания.
Цель:
- Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами.
- Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Чтение стиха А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Цель:
- С помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой. Способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям.
- Воспитывать любовь к птицам.
Покормить птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло,
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Беседа по содержанию стиха:
- Почему надо подкармливать птиц зимой?
- От чего птицам так тяжело приходится зимой?
- Чем бы вы стали подкармливать птиц?
- Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?
- Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?
РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»
Цели:
- Расширять представления детей о растительном и животном мире.
- Учить отображать в рисунке собственные замыслы.
- Развивать творческие способности, воображение.
- Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.
Материалы и инструменты:
Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о правилах поведения в природе.
Содержание деятельности:
1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.
2. Рисование по замыслам детей на тему «Берегите природу!».
Выставка рисунков.
Литература:
1. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования Арапова-Пискарева Наталья Александровна, Белая Ксения Юрьевна, Борисова Марина Михайловна, Веракса Александр Николаевич Издательство:Мозаика-Синтез Год: 2020 под. ред.Веракса
2. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
3. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
4. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова «Прогулки в детском саду» старшая и подготовительная группа. Методическое пособие, Творческий центр «Сфера», Москва, 2010
5. Использование ИКТ, интернет ресурсов.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический познавательно-игровой проект "Домашние животные и их детёныши\'\' в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи
Игровые экологические проекты встречают большой интерес со стороны четырехлетних малышей, буду рада, если мой опыт пригодится кому-то......
Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».
Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...
Тематическое планирование экологической недели "Берегите планету - наш общий дом"
Планирование на неделю по экологии под девизом "Береги планету эту - ведь другой на свете нету"...
занятие по экологическому воспитанию "Земля-наш общий дом" в подготовительной группе
На занятии использованы игры, работа по карточкам, работа на "Древе жизни", географической карте, разыграна сценка "Кто главнее", проведена психогимнастика...
Конспект экологической образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Природа - наш общий дом»
Конспект экологической образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему:«Природа - наш общий дом»...
Экологический проект "Земля наш общий дом. Экологическая система- береза" Для младших групп ДОУ.
Знакомство детей с березой как экосистемой....
- Мне нравится (2)