В гостях у бабушки Праски
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Иванова Татьяна Владимировна

обучающие задачи: 

- знакомство с чувашским национальным бытом и блюдами,

- расширять кругозор и знания детей об истории чувашского края,

- формировать навыки лепки,

- закреплять навыки лепки: скатывания шарика, расплющивания, прищипывания краев;

 

развивающие задачи: 

- развивать познавательный интерес к традициям чувашского народа,

- развивать мелкую моторику пальцев рук,

- развивать слуховое и зрительное внимание, воображение,

- расширять словарь детей;

 

воспитательные задачи: 

- воспитывать стремление доводить работу до конца,

- воспитывать аккуратность в работе,

- воспитывать доброту и отзывчивость,

- вызывать у детей интерес и любопытство к изучению родного края, его традиций,обычаев,
- воспитывать любовь, уважение к своей малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_babushki_praski.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №164 "Ромашка" общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей"

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы

по образовательной области познавательное развитие.

Ознакомление с окружающим миром

на тему:

"Праски асанне патенче ханара"

("В гостях у бабушки Праски").

                                                       Разработала:

                                                                                 воспитатель Иванова Т.В.

Чебоксары, 2021 г.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: приобщать подрастающее поколение к истокам чувашской национальной культуры.

Задачи:

обучающие задачи: 

- знакомство с чувашским национальным бытом и блюдами,

- расширять кругозор и знания детей об истории чувашского края,

- формировать навыки лепки,

- закреплять навыки лепки: скатывания шарика, расплющивания, прищипывания краев;

развивающие задачи: 

- развивать познавательный интерес к традициям чувашского народа,

- развивать мелкую моторику пальцев рук,

- развивать слуховое и зрительное внимание, воображение,

- расширять словарь детей;

воспитательные задачи: 

- воспитывать стремление доводить работу до конца,

- воспитывать аккуратность в работе,

- воспитывать доброту и отзывчивость,

- вызывать у детей интерес и любопытство к изучению родного края, его традиций,обычаев,
- воспитывать любовь, уважение к своей малой родине.

Материалы: экран, проектор, предметы чувашскогобыта, фартуки и шапочки на каждого ребенка, тесто для лепки, шариковый пластилин.

Предварительная работа: совместная беседа воспитателя с детьми о чувашской культуре, разучивание чувашских национальных игр.

Ход занятия.

раздается телефонный звонок

Воспитатель: ребята, бабушка Праски звонит.

На экране появляется бабушка

Бабушка Праски: здравствуй, внученька, как поживаешь? Давно ты не приезжала ко мне в гости. Соскучилась я. Да и помощь нужна.  Мне бы дрова занести в дом, чтобы печку топить.  Ты приезжай, внученька.

Воспитатель: ребята,  давно я не была у моей бабушки  Праски в гостях. Скучает она, да и я соскучилась. Надо бы помочь бабушке,  а как же это сделать, ребята?

Дети: Поедем к ней.

Воспитатель: А  навестим ее все месте! Поедем мы к ней на автобусе. Живет она в далекой чувашской деревне. Чтобы порадовать ее, нарядимся мы с вами в чувашские наряды. Ох, и обрадуется бабушка! Вот так будет сюрприз!

Переодетые дети вместе с воспитателем идут в музыкальный зал под песню "Туре тикес щулпала пер автобус вещтерет..."

Воспитатель: ребята, сейчас я посмотрю, дома ли бабушка?

Воспитатель заходит в зал и переодевается в бабушку.

БабушкаПраски: (открывает дверь) здравствуйте, мои дорогие! Как же я рада вас видеть. Проходите в мой дом! Посмотрите, как я живу.

Бабушка Праски: какие вы все красивые наряженные. А что за наряды на вас? (ответы детей)

 Бабушка Праски: ребята, а вы были когда-нибудь в деревне? (ответы детей).

Бабушка Праски: раньше наши прабабушки и прадедушки жили в деревянных избах. Посмотрите, чем был богат их дом.

Дети рассматривают старинные предметы чувашского быта (печь, посуда, прялка, кувшины, ковши, скатерти).

Бабушка Праски: больше всего места в доме занимала печь. В печи люди готовили еду в чугунных горшках (рассматривают чугунные горшки). Горшки доставали из печи ухватом, потому что они были горячими.

На печи можно было спать, но спали там только дети и старики. А все остальные члены семьи спали на лавках, то есть на скамейках. (рассматривают скамейку).

Бабушка Праски:а вы знаете, ребята, чувашский народ славится своим гостеприимством.  У чувашей, кто бы не заходил в гости, его обязательно угощали чем-то вкусным.

Присаживайтесь, гости мои дорогие.

Дети садятся за стол на скамеечки.

Бабушка Праски: посмотрите, ребята, какая необычная посуда на столе. Вы встречали где-то такую посуду? (ответы детей)

Как думаете, из чего она сделана? (ответы детей)

Почти вся посуда у чуваш была сделана из дерева и из глины.

Бабушка Праски: я вам сейчас расскажу, чем же угощали гостей.

Показ слайдов. Знакомство с чувашскими национальными блюдами.

Бабушка Праски: традиционные блюда чуваш - шартан, шурпе, хуплу, пуремеч, хуранкукли.

Шартан - домашняя мясная колбаса круглой формы.

Шурпе – наваристый мясной суп.

Хуплу – это пирог с мясом и картошкой.

Пуремеч – ватрушка с творогом.

Хуранкукли – вареники.

Из-за печки раздается шум и недовольное ворчание. Выходит домовой.

Бабушка Праски: Ой, Ванюк, ну ты напугал нас.

Домовой: вот, ходят тут, ходят, шумят, спать мне не дают. Тишину я люблю.

Бабушка Праски: Ванюк, ну что ты такой недовольный? Ребята приехали ко мне в гости. Они живут в городе, хотят узнать, как раньше, в старину жили их прабабушки и прадедушки. Не ругайся, Ванюк.

Ребята, не пугайтесь, это Ванюк - домовой. Он живет за печкой и оберегает мой дом.

Домовой:Гости – это хорошо. Гостям я всегда рад. Да где же, гости, ваши подарочки и гостинцы?

Бабушка Праски: Ванюк, а я вот ребятам рассказываю о блюдах, которые готовят люди в Чувашии. А хочешь, мы с ребятами слепим тебе вкусных вареников? Ребята, вы мне поможете? (ответы детей)

Домовой: а вы умеете? У вас получится?

Бабушка Праски: конечно получится, мы очень постараемся, правда, ребята?(ответы детей)

Бабушка приглашает детей за стол, дети надевают фартуки и шапочки.

Бабушка показывает и рассказывает, как лепятся вареники.

Дети повторяют и лепят.

Бабушка Праски: ой, какие вы молодцы, мои помощники, постарались на славу. Отправим вареники вариться в чугунный горшок. А пока они варятся, предлагаю всем поиграть в чувашскую игру "Сидит Ваня". Ванюк, иди с нами играть.

Сидит Ваня, сидит Ваня посреди кружочка.

Ищет Ваня, ищет Ваня для себя дружочка.

Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка.

Ты, дружочек, от души с нашим Ваней попляши!

Бабушка Праски: вареники наши готовы. Угощайся, Ванюк!

Ребята, чуваши, когда желают "Приятного аппетита" говорят: "Апаче тутла пултар!"  Пожелаем Ванюк приятного аппетита:

Все вместе: "Апаче тутлапултар!"

Домовой: спасибо вам большое ребята, такие гостинцы я люблю!

У меня для вас тоже есть подарки.

Достает из-за печки чувашские сувениры и раздает детям.

Воспитатель переодевается.

Дети благодарят и прощаются. Возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.

Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.   Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчес...

Конспект занятия в средней группе на тему: «На огороде у бабушки Праски».

Конспект занятия в средней группе на тему: «На огороде у бабушки Праски».Конспект занятия с использованием  фрагмента «Чудо-огород» в группе»Тема: «На огороде у бабушки Праски»4-5 летЦель: р...

Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество» ...

Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.

Конспект образовательной  деятельности во 2-й младшей группе«Художественное творчество»Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки. Интеграция образовательных областе...

Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.

Конспект образовательной  деятельности во 2-й младшей группе«Художественное творчество»ЛепкаЕдем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.Интеграция образовательных областей: &laq...

Конспект открытого занятия ОО «Речевое развитие» по развитию речи на тему: «В гости к бабушке Матрене» «В гости к бабушке Матрене»

Тема НОД: «В гости к бабушке Матрене»Цель: Обучающие задачи:Закреплять знания о домашних животных, повадках, условиях обитания;Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.Развивающи...

"Едем в Гости к бабушке, к бабушке - Забавушке"

Развитие ассоциативного мышления у ребёнка...