Мини-проект "Огород на окне" 2021год
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Подготовительная группа Проект "Огород на окне"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogorod_na_okne_2021_god.docx | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 «Березка»
Согласовано:
Зам. зав. по УВР
МБДОУ детский
сад №11 «Берёзка»
Тодоренко Е.В. _______________
Мини-проект "Огород на окне"
Подготовительная группа «Теремок»
Разработала воспитатель: Савельева Е.В.
г Гусиноозерск
2021 год
Мини-проект "Огород на окне"
Группа «Теремок»
Проект: краткосрочный
Продолжительность: с 20 марта по 30 апреля.
Вид проекта: познавательно-иследовательский, творческий.
Участники проекта:
-дети подготовительной к школе группе «Теремок», МБДОУ №11 «Березка»
-воспитатель;
-родители.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.
2. Развитие познавательных и творческих способностей.
3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
4.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Способы оценки:
Опыты, наблюдения, беседы.
ПРОБЛЕМА:
Во время бесед с детьми, выяснили, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего и как появляются, и какие условия для этого необходимы, дети знают слабо. Проект «Огород на окне» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных, цветочных культур в комнате на подоконнике.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.
Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.
Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и еѐ проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.
Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребѐнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д.
В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд.
Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.
ОБЪЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.
ПРЕДМЕТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Выращивание лука, укропа, цветов в комнатных условиях.
ЦЕЛЬ: Формирование познавательного интереса через выращивание и уход в комнатных условиях ( выращивание лука, укропа, цветов ).
ЗАДАЧИ:
• Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, почвы
• Учить называть растение и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена
• Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать простейшие выводы
• Учить находить сходства и отличия
• Развивать связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес
• Воспитывать любознательность, коммуникативные навыки, трудолюбие, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам своего труда
ГИПОТЕЗА:
Если создать в группе такую развивающую среду, в которой ребёнок будет увлечён изучаемым материалом, будет выполнять разнообразные задания, побуждающие к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, то у ребёнка будет формироваться познавательный интерес.
Материально-технические: компьютер, принтер, бумага , коробки из-под тортов, ящики для рассады, семена укропа, лук , цветов, земля ,лейки, лопаточки, палочки для рыхления.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 ЭТАП (подготовительный)
• Выбор темы проекта
• Постановка цели и задач проекта
• Определение последовательности выполнения работы
• Выбор сюжета, в котором будет оформлен огород
• Подбор наглядного материала, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей
• Закупка посадочного материала и земли
• Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта
2 ЭТАП (основной, реализация проекта)
Виды детской деятельности.
Формы работы.
Познавательно – исследовательская
• Экспериментирование
• Наблюдение
• Рассматривание
• Решение проблемных ситуаций
• Исследование
• Интеллектуальные игры
Коммуникативная
• Беседа
• Ситуативный разговор
• Составление и отгадывание загадок
Игровая деятельность
• Игры с правилами
• Дидактические игры
• Игровые ситуации
Трудовая деятельность
• Труд в природе
• Поручение
• Наблюдение за трудом взрослых
Чтение художественной литературы
• Чтение и обсуждение
• Заучивание
Продуктивная деятельность
• Рисование
• Лепка
• Изготовление атрибутов для огорода
Двигательная деятельность
• Подвижные игры с правилами
• Физкультминутки
3 ЭТАП (заключительный)
• Участие в конкурсе «Огород на окне»
КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ ПРОЕКТА:
Размещение видеоролика на сайте сада в инстаграм "Есть у нас огород – посмотрите, что растёт!"
Приготовление салата из овощей
Участие в конкурсе «Огород на окне»
План мероприятий по организации детской деятельности
Форма работы | Тема | Цель, задачи |
Занятие ОО «Познание» | «Что мы знаем об овощах» | Закрепить представления детей о том, где выращиваются овощи, знания об их свойствах. Научить строить описательные рассказы на сравнение овощей, строить сложносочиненные предложения. |
«Труд овощеводов и садоводов» | Закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений («овощи», «фрукты»); закрепить представления о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей. | |
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях | «Что растет на огороде» | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений. |
Беседы | «Что такое огород и что на нем растет» «Наши помощники на огороде» | Расширять кругозор детей. Расширять кругозор детей. |
«Знакомство с овощами, как самостоятельным культурным, огородным растением» Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». | Расширять кругозор детей. Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке цветов с огорода на окне на участке сада. | |
Практическая деятельность | «Посадка огорода на окне» «Творческое оформление огорода на окне» «Выращивание рассады» | Вызвать желание помогать взрослым. Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей. Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. |
Опыты и наблюдения | «Рассматривание семян растений для нашего огорода на окне»
«Изменения роста наших растений» | Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, семян цветов; Учить детей замечать изменения в росте и развитии растений . |
«Благоприятные и неблагоприятные условия для роста наших растений» | Получить необходимые условия для роста лука, цветов (свет, вода, тепло). | |
Труд в уголке природы | «Работа на огороде в группе» «Уход за рассадой» (полив, рыхление, прореживание). | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) Учить ухаживать за растениями. |
Труд в природе | «Клумбы для нашего огорода на участке» «Высадка окрепшей рассады на участке и территории детского сада» | Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда. Учить детей оказывать посильную помощь взрослым. |
Сюжетно – ролевые игры | «Овощной магазин», «На даче», «Повара» | Создать положительно – эмоциональный настрой и хорошее настроение у детей. |
Дидактические игры | «Что сажают в огороде» «Подбери пару» «Вершки и корешки» «Что сначала, что потом» «Во саду ли, во огороде» (классификация огород, сад, фрукты, овощи). «Поможем маме» «Разложи по корзинкам»; «Сварим суп и компот» | Научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развить быстроту мышления, слуховое внимание. Научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучить их сообща выполнять задание. Закреплять знания детей о растениях и плодах. Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность. Учить детей различать классификацию растений, обобщать. Учить детей правильно называть овощи и определять их на схеме. Развивать быстроту мышления, память. Учить детей правильно называть, различать и обобщать фрукты, овощи, ягоды. |
Музыкальные и подвижные игры | «Огородная хороводная», «Мыши в кладовой», Драматизация сказки «Репка» | Создать положительно – эмоциональный настрой и хорошее настроение у детей, проявление творческих способностей у детей в театрализованной деятельности. |
Пальчиковые игры | «Мы большой арбуз купили»;, «Фрукты», «Приглашаем в огород», «Овощи», «Варим мы компот», «Морковка», «Капуста», «Картошка» | Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. |
Экспериментальная деятельность. Беседы. | Узнаем: какая земля» Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая). «Вода и растения» «Солнце и растения» «Человек и растения» | «Выявить, насколько вода необходима для растений. Определить роль солнечного света в жизни растений. Выяснить насколько растение нуждается в уходе. |
Художественно – эстетическая деятельность (Рисование) Лепка из пластилина (фруктов и овощей). Лепка из пластилина (сюжетная по мотивам сказки «Пых») | «Наши растения» «Как растет наш лучок» «Овощи и фрукты – полезные продукты» «Наш урожай» «Грядка с капустой, морковкой» | Учить детей пользоваться во время рисования ранее приобретенные навыки; развивать воображение, творчество. Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки. |
Продуктивная деятельность | «Салат из овощей» | Закреплять знания об овощах; правильно проговаривать их названия; |
Оформление мини-огорода на подоконнике. | «Огород на окне» | Подвести итог проделанной работы. |
Вывод:
В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное удобрение. Выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать. Проводить исследования нам понравилось.
Итог проекта: В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
В группе был создан огород на окне.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений (наблюдения за луком).
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
2. Консультации для родителей « Огород на окне», по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе», «Экологическое воспитание детей в семье».
Список используемой литературы:
1.Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009
2.Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008
3.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001
5.Николаева С.Н. Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010
6.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель,2011
7. Ресурсы Интернета
8.http://sad72.tomsk.ru/index.php/novosti/22-news1.html
9.http://maminsait.ucoz.ru/publ/5-1-0-1013
10.http://www.numama.ru/blogs/ko
11.http://detskiychas.ru/zagadochki/zagadki-goroh/
12.http://ostrovok.de/p/vatroll/azbuka-v-stihah-o-ogurets.html
13.http://www.maam.ru/detskijsad/stihi-pro-semena.html
14.http://www.babylessons.ru/zagadki-pro-ovoshhi-gorox/
15.http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-goroh.html
16.http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2323.html
Художественная литература:
Р.Н.С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», Ю.Тувин «Овощи».
Поговорки:
• «Огород – для семьи доход».
• «Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)».
• Картошка да каша – еда наша.
• Картошку копать, не руками махать.
• Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
• Без труда картошка не родится никогда.
Загадки
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь (репка)
Маленький, горький
Луку брат.
Взрастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку
- Будет пахнуть очень долго(чеснок)
Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет(семена)
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков..?(горох)
Тише деточка не плач.
Это с нашей грядки врач.
Исцелить любой недуг
Может огородный… (лук)
Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? – Я вам друг
Я – простой зелёный… (лук)
Растут на грядке
Зелёные ветки,
А на ветках — Красные детки. (Помидоры)
Листик пряный, шелковистый,
Он пушистый и душистый.
Там, где рос когда-то боб,
Хорошо взойдет... (укроп)
Зелена, свежа, кудрява
Ароматная приправа.
Укропу я подружка
– Душистая... (Петрушка)
Эти братцы дружно в ряд
В домике-стручке сидят.
А когда они созреют,
Попадут к тебе в салат. (Горошины)
Маленький, горький, луку брат. (чеснок)
Этот терпкий острый зубчик
Бабушка добавит в супчик.
Разложи его повсюду,
Чтобы справиться с простудой. (Чеснок)
Надевает папа кепку
И выходит из избы.
Справа он сажает репку,
Слева - свеклу и бобы.
Тут везде рядами грядки,
Будет урожай в порядке! (Огород)
В огороде стоит,
Ничего не говорит,
Сам не берёт
И воронам не даёт. ( Пугало)
Я - садовый инвентарь!
На селе знакома встарь.
Дедушка меня берет
И копает огород. (Лопата)
Пословицы о труде:
-Где труд – там и счастье.
-Кто не работает, тот не ест.
-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
-Терпение и труд все перетрут.
-На все руки мастер.
-Кончил дело, гуляй смело.
-Труд человека кормит, а лень портит.
-Вся семья вместе, так и душа на месте.
Стихи:
С. Крупа-Шушарина
В огороде снова в моде
Зелень, овощи сажать!
У Петра растет петрушка,
А Прокоп растит укроп.
Посадила Фекла свеклу,
А на грядке Павел
Посадил зеленый щавель.
В огороде у Антошки
Каждый год растет картошка.
У Марины и Карины
Много выросло малины.
В огороде у Ассоль
Скоро вырастет фасоль.
У Алины, у артистки,
Много розовой редиски.
А в теплице у Федоры
Покраснели помидоры.
А ребята-близнецы
Поливают огурцы.
У Алины очень ловко
Из земли растет морковка.
Посадила Злата
Зелень для салата.
А. Максакова
Посадила в огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка.
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.
Т. Казырина
А у нас в саду порядок
Мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох,
Уродился, не плох!
На второй редиска,
Друг от друга близко.
А на третьей репка,
И сладка и крепка.
На четвертой огурцы
Поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой,
Подрастает ловко.
На шестой зеленый лук,
Он и лекарь, он и друг.
На седьмой огромной грядке,
Ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки,
У них толстые бочки.
На девятой арбуз
Полосатый карапуз.
А десятая отныне,
Нам подарит даже дыни!
Ф. Гуринович
В огороде много гряд,
Есть и репа, и салат.
Тут и свекла горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
А. Прокофьев
Огород
Вместе в бабушкой полю
В огороде грядки.
Ну, а вечером полью
Все их по порядку.
Чтоб усы завил горох,
Чтобы крупным вышел,
Помидор,
Чтоб не засох
Огуречник пышный.
И капустниц вредных я
Прогоню с капусты,
Чтоб похрустывал ноябрь
Кочерыжкой вкусной.