Мини-проект "Огород на окне" 2021год
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Савельева Елена Владимировна

Подготовительная группа Проект "Огород на окне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_okne_2021_god.docx37.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №11 «Березка»

Согласовано:

 Зам. зав. по УВР                                                                            

МБДОУ детский                                                            
сад №11 «Берёзка»                                                      
Тодоренко Е.В.    _______________                                                              

Мини-проект "Огород на окне"

 Подготовительная группа «Теремок»

Разработала воспитатель: Савельева Е.В.

                                                                   

г Гусиноозерск

2021 год

Мини-проект "Огород на окне"

Группа «Теремок»

Проект: краткосрочный

Продолжительность: с 20 марта по 30 апреля.

Вид проекта: познавательно-иследовательский, творческий.

Участники проекта: 

-дети подготовительной к школе группе «Теремок», МБДОУ №11 «Березка»

-воспитатель;

-родители.

Возраст детей: 6 – 7 лет.

Ожидаемые результаты:

1.  Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской   деятельности выращивание растений из семян.

2.   Развитие познавательных и творческих способностей.

3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

4.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

 Способы оценки:

 Опыты, наблюдения, беседы.

 ПРОБЛЕМА:

Во время бесед с детьми, выяснили, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего и как появляются, и какие условия для этого необходимы, дети знают слабо. Проект «Огород на окне» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных, цветочных  культур в комнате на подоконнике.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

 Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.

Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.

Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.

 Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и еѐ проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.

 Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребѐнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д.

 В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд.

Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

 ОБЪЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.

ПРЕДМЕТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Выращивание лука, укропа, цветов  в комнатных условиях.

ЦЕЛЬ: Формирование познавательного интереса через выращивание и уход в комнатных условиях ( выращивание лука, укропа, цветов  ).

ЗАДАЧИ:

 • Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, почвы

 • Учить называть растение и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена

 • Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать простейшие выводы

• Учить находить сходства и отличия

 • Развивать связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес

 • Воспитывать любознательность, коммуникативные навыки, трудолюбие, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам своего труда

 ГИПОТЕЗА:

Если создать в группе такую развивающую среду, в которой ребёнок будет увлечён изучаемым материалом, будет выполнять разнообразные задания, побуждающие к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, то у ребёнка будет формироваться познавательный интерес.

Материально-технические: компьютер, принтер, бумага , коробки из-под тортов,  ящики для рассады, семена укропа, лук , цветов,  земля ,лейки, лопаточки, палочки для рыхления.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 ЭТАП (подготовительный)

 • Выбор темы проекта

• Постановка цели и задач проекта

• Определение последовательности выполнения работы

 • Выбор сюжета, в котором будет оформлен огород

 • Подбор наглядного материала, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей

 • Закупка посадочного материала и земли

• Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта

2 ЭТАП (основной, реализация проекта)

Виды детской деятельности.

Формы работы.

 Познавательно – исследовательская

 • Экспериментирование

 • Наблюдение

 • Рассматривание

 • Решение проблемных ситуаций

• Исследование

 • Интеллектуальные игры

Коммуникативная

• Беседа

 • Ситуативный разговор

 • Составление и отгадывание загадок

  Игровая деятельность

 • Игры с правилами

 • Дидактические игры

 • Игровые ситуации

   Трудовая деятельность

 • Труд в природе

• Поручение

 • Наблюдение за трудом взрослых

 Чтение художественной литературы

• Чтение и обсуждение

 • Заучивание

Продуктивная деятельность

• Рисование

• Лепка

• Изготовление атрибутов для огорода

Двигательная деятельность

 • Подвижные игры с правилами

• Физкультминутки

3 ЭТАП (заключительный)

• Участие в конкурсе «Огород на окне»

КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ ПРОЕКТА:

Размещение видеоролика на сайте сада в инстаграм  "Есть у нас огород – посмотрите, что растёт!"

Приготовление салата из овощей

 Участие в конкурсе «Огород на окне»

План мероприятий по организации детской деятельности

Форма работы

Тема

Цель, задачи

Занятие ОО «Познание»

«Что мы знаем об овощах»

Закрепить представления детей о том, где выращиваются овощи, знания об их свойствах. Научить строить описательные рассказы на сравнение овощей, строить сложносочиненные предложения.

«Труд овощеводов и садоводов»

Закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений («овощи», «фрукты»); закрепить представления о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях

«Что растет на огороде»

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.

Беседы

«Что такое огород и что на нем растет»

«Наши помощники на огороде»

Расширять кругозор детей.

Расширять кругозор детей.

«Знакомство с овощами, как самостоятельным культурным, огородным растением»

Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

Расширять кругозор детей.

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке цветов с  огорода на окне на участке сада.

Практическая деятельность

«Посадка огорода на окне»

 «Творческое оформление огорода на окне»

«Выращивание рассады»

Вызвать желание помогать взрослым. Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей. Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

Опыты и наблюдения

«Рассматривание семян растений для нашего огорода на окне»

 

«Изменения роста наших растений»

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, семян цветов; Учить детей замечать изменения в росте и развитии растений .

 «Благоприятные и неблагоприятные условия для роста наших растений»

Получить необходимые условия для роста лука, цветов (свет, вода, тепло).

Труд в уголке природы

«Работа на огороде в группе»

«Уход за рассадой» (полив, рыхление, прореживание).

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) Учить ухаживать за растениями.

Труд в природе

«Клумбы для нашего огорода на участке» «Высадка окрепшей рассады на участке и территории детского сада»

Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда. Учить детей оказывать посильную помощь взрослым.

Сюжетно – ролевые игры

«Овощной магазин», «На даче», «Повара»

Создать положительно – эмоциональный настрой и хорошее настроение у детей.

Дидактические игры

«Что сажают в огороде»

«Подбери пару»

«Вершки и корешки»

«Что сначала, что потом»

«Во саду ли, во огороде» (классификация огород, сад, фрукты, овощи).

«Поможем маме»

«Разложи по корзинкам»; «Сварим суп и компот»

Научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развить быстроту мышления, слуховое внимание. Научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучить их сообща выполнять задание. Закреплять знания детей о растениях и плодах. Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность. Учить детей различать классификацию растений, обобщать. Учить детей правильно называть овощи и определять их на схеме. Развивать быстроту мышления, память. Учить детей правильно называть, различать и обобщать фрукты, овощи, ягоды.

Музыкальные и подвижные игры

«Огородная хороводная»,

 «Мыши в кладовой», Драматизация сказки «Репка»

Создать положительно – эмоциональный настрой и хорошее настроение у детей, проявление творческих способностей у детей в театрализованной деятельности.

Пальчиковые игры

«Мы большой арбуз купили»;, «Фрукты», «Приглашаем в огород», «Овощи», «Варим мы компот», «Морковка», «Капуста», «Картошка»

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Экспериментальная деятельность. Беседы.

Узнаем: какая земля» Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая).

 «Вода и растения»

«Солнце и растения»

«Человек и растения»

«Выявить, насколько вода необходима для растений. Определить роль солнечного света в жизни растений. Выяснить насколько растение нуждается в уходе.

Художественно – эстетическая деятельность (Рисование)

Лепка из пластилина (фруктов и овощей).

Лепка из пластилина (сюжетная по мотивам сказки «Пых»)

«Наши растения»

 «Как растет наш лучок» «Овощи и фрукты – полезные продукты»

«Наш урожай»

«Грядка с капустой, морковкой»

Учить детей пользоваться во время рисования ранее приобретенные навыки; развивать воображение, творчество.

Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки.

Продуктивная деятельность

«Салат из овощей»

Закреплять знания об овощах; правильно проговаривать их названия;

Оформление мини-огорода на подоконнике.

«Огород на окне»

Подвести итог проделанной работы.

Вывод:

В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.

В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное  удобрение.  Выбирать правильное  время посева семян и хорошо за ними ухаживать.  Проводить исследования нам понравилось.

Итог проекта: В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

Дети увидели многообразие посевного материала.

Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

В группе был создан огород на окне.

Дети стали более уважительно относиться к труду.

Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений (наблюдения за луком).

Работа с родителями:

1. Беседа с родителями «Огород на окне».

2. Консультации для родителей « Огород на окне», по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе», «Экологическое воспитание детей в семье».

Список используемой литературы:

1.Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009

2.Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников  с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008

 3.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001

4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001

5.Николаева С.Н. Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада.  –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010

6.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель,2011

7. Ресурсы Интернета

8.http://sad72.tomsk.ru/index.php/novosti/22-news1.html

9.http://maminsait.ucoz.ru/publ/5-1-0-1013

10.http://www.numama.ru/blogs/ko

11.http://detskiychas.ru/zagadochki/zagadki-goroh/

12.http://ostrovok.de/p/vatroll/azbuka-v-stihah-o-ogurets.html

13.http://www.maam.ru/detskijsad/stihi-pro-semena.html

14.http://www.babylessons.ru/zagadki-pro-ovoshhi-gorox/

15.http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-goroh.html        

16.http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2323.html

Художественная литература:

 Р.Н.С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», Ю.Тувин «Овощи».

Поговорки:

 • «Огород – для семьи доход».

• «Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)».

• Картошка да каша – еда наша.

 • Картошку копать, не руками махать.

 • Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

 • Без труда картошка не родится никогда.

 Загадки

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

 С хвостом, а не мышь (репка)

Маленький, горький

 Луку брат.

 Взрастает он в земле,

Убирается к зиме.

 Головой на лук похож

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку

- Будет пахнуть очень долго(чеснок)

 

Лежало на свету,

Бросилось в темноту,

Да и там покоя нет:

 Как бы вырваться на свет(семена)

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков..?(горох)

Тише деточка не плач.

Это с нашей грядки врач.

 Исцелить любой недуг

Может огородный… (лук)

Я приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

 Угадали? – Я вам друг

Я – простой зелёный… (лук)

Растут на грядке

Зелёные ветки,

А на ветках — Красные детки. (Помидоры)

Листик пряный, шелковистый,

Он пушистый и душистый.

Там, где рос когда-то боб,

Хорошо взойдет... (укроп)

Зелена, свежа, кудрява

 Ароматная приправа.

Укропу я подружка

 – Душистая... (Петрушка)

 

Эти братцы дружно в ряд

В домике-стручке сидят.

А когда они созреют,

Попадут к тебе в салат. (Горошины)

 

Маленький, горький, луку брат. (чеснок)

 Этот терпкий острый зубчик

Бабушка добавит в супчик.

 Разложи его повсюду,

Чтобы справиться с простудой. (Чеснок)

 

Надевает папа кепку

И выходит из избы.

Справа он сажает репку,

Слева - свеклу и бобы.

Тут везде рядами грядки,

Будет урожай в порядке! (Огород)

В огороде стоит,

Ничего не говорит,

Сам не берёт

И воронам не даёт. ( Пугало)

 

Я - садовый инвентарь!

 На селе знакома встарь.

 Дедушка меня берет

И копает огород. (Лопата)

Пословицы о труде:

 -Где труд – там и счастье.

 -Кто не работает, тот не ест.

 -Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

 -Терпение и труд все перетрут.

 -На все руки мастер.

 -Кончил дело, гуляй смело.

 -Труд человека кормит, а лень портит.

 -Вся семья вместе, так и душа на месте.

 Стихи:

 С. Крупа-Шушарина

В огороде снова в моде

Зелень, овощи сажать!

У Петра растет петрушка,

А Прокоп растит укроп.

Посадила Фекла свеклу,

 А на грядке Павел

Посадил зеленый щавель.

 В огороде у Антошки

 Каждый год растет картошка.

 У Марины и Карины

Много выросло малины.

В огороде у Ассоль

 Скоро вырастет фасоль.

 У Алины, у артистки,

Много розовой редиски.

 А в теплице у Федоры

Покраснели помидоры.

 А ребята-близнецы

Поливают огурцы.

У Алины очень ловко

 Из земли растет морковка.

 Посадила Злата

Зелень для салата.

А. Максакова

 Посадила в огороде;

 Помидоры и картофель,

 Чуть моркови, огурцов.

 Для братишек сорванцов.

 Помидор сорвал Алешка.

Вот и сыта стала кошка.

 А Максим ест огурец.

Наш мальчишка молодец.

 Он на грядке сидит ловко

 Вот и вырвана морковка.

 Ест морковку кошка, кот,

 Кто зашел к нам в огород.

Всех мальчишки угощают.

 Витамин есть заставляют.

 Т. Казырина

 А у нас в саду порядок

Мы вскопали десять грядок.

 Как на первой горох,

Уродился, не плох!

 На второй редиска,

Друг от друга близко.

 А на третьей репка,

 И сладка и крепка.

На четвертой огурцы

Поспевают, молодцы!

Пятая с морковкой,

 Подрастает ловко.

На шестой зеленый лук,

 Он и лекарь, он и друг.

На седьмой огромной грядке,

Ягодки играют в прятки.

На восьмой кабачки,

 У них толстые бочки.

На девятой арбуз

Полосатый карапуз.

А десятая отныне,

 Нам подарит даже дыни!

Ф. Гуринович

В огороде много гряд,

 Есть и репа, и салат.

 Тут и свекла горох,

А картофель разве плох?

 Наш зеленый огород

 Нас прокормит целый год.

 А. Прокофьев

Огород

Вместе в бабушкой полю

 В огороде грядки.

Ну, а вечером полью

Все их по порядку.

 Чтоб усы завил горох,

 Чтобы крупным вышел,

 Помидор,

 Чтоб не засох

Огуречник пышный.

 И капустниц вредных я

 Прогоню с капусты,

 Чтоб похрустывал ноябрь

 Кочерыжкой вкусной.