Конспект "Суд природы над человеком"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Максимова Надежда Семеновна

Цель: показать Землю как общий дом всех людей и всех живых

существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь природу как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._sud_prirody_nad_chelovekom.docx53.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 2

_____________________________________________________________________________

155048 Ивановская область, г. Тейково, ул. 8 Марта, д. 7   тел.(8)49343 4-16-73

e-mail-mdou2teikovo@rambler.ru     ИНН 3704003620   КПП 370401001

Конспект досуга  на тему:

«Суд природы над человеком»

в подготовительной группе

                                                                                                                                         

                                                                                                                                                  Разработал и провел

                                                                                                  воспитатель высшей квалификационной категории

                                                                                                                  Максимова

Надежда Семеновна

 

                                                                           

г. Тейково  2017

Цель: показать Землю как общий дом всех людей и всех живых

существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь природу как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,

речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Обучающий компонент

Обобщение знаний, полученных в процессе обучения: природа как

среда обитания, «дом» человека, отношения современного человека с природой, факты отрицательного воздействия человека на природу, вымершие животные, Красная книга, примеры рационального использования природы человеком, создание заповедников, охрана редких видов животных и растений, как жить в дружбе с природой.

Развивающий компонент 

Развитие наблюдательности, мышления, памяти, диалогической речи

(высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих), активизирование и обогащения словаря за счет введения новых слов (Земля, мусор, Красная книга, заповедник, почва)

Воспитывающий компонент

Закрепление и обобщение правил экологически грамотного и

безопасного для человека поведения в природе. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности.

Форма совместной деятельности: групповая, индивидуальная,

парная.

Методы и приемы

Словестные -  беседа, рассказ, рассуждение детей.

Наглядные – просмотр презентации

Метод формирования интереса к учению: создание ситуации

занимательности, ситуации успеха.

Метод, повышающий познавательную активность: метод анализа

(установление причинно-следственных связей), решение проблемных зада

Цель применения ИКТ:

- активизирует внимание дошкольников;

- влияет на усвоение материала, т. к. включаются все каналы

восприятия у детей: зрительный, слуховой, эмоциональный

Планируемые результаты НОД:

  • дети проявляют инициативу и самостоятельность в общении;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;  
  • обладают развитым воображением;
  • проявляют наблюдательность, любознательность, обладают

элементарными представлениями об окружающим мире;

  • владеют речью, используют речь для речевого высказывания в

ситуации общения;

  • дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои

знания

Предпосылки УУД

Личностные: формируется мотивационная основа к предстоящей

учебной деятельности.  

Регулятивные: овладевают способностью понимать учебную задачу и

стремятся её выполнять.

Познавательные:  проводят сравнение по заданным основаниям.

Коммуникативные: строят понятные для сверстников высказывания;

излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.

Материалы, оборудование к занятию: проектор, компьютер, костюм

судьи, презентация, эмблемы животных, птицы, цветов, воздуха, почвы, бабочек, воды.

Предварительная работа: блок занятий «Человек и природа»

Социальный партнер: музыкальный руководитель

№ п/п

Этапы занятий

Содержание этапа,

деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Экологи-ческий компонент

Вводная часть (3 мин.)

1.

Создание эмоционального настроя

Мотивация к деятельности

Проблемная ситуация

Ведущий: Здравствуйте, дети! Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса, реки, моря и озера, поля и горы! Здравствуйте, птицы – соловьи, совы, воробьи, голуби! Здравствуйте, звери – зайцы, медведи, белки, волки! Если бы человек каждый день вот так здоровался не только  с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, что его окружают, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те растения и животные, которых мы больше уже никогда не увидим: они исчезли, вымерли. И виноваты в этом люди. Почему? По разным причинам. Человек с корнем вырывает цветы, убивает лягушку, бросает камнем в птицу …

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету.

Черные …

Сотрешь ли, человек?

Иногда слышишь: человек – царь природы. Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А что значит человек без природы? Представить себе это невозможно …  Без воздуха, воды, пения птиц, аромата цветов, шелеста листьев. Все это щедро дает нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения к себе. К сожалению, ни растения, ни животные не умеют говорить. А если бы могли? Давайте пофантазируем. Итак, открываем заседание экологического суда.

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению планируемых

результатов.

Принятие эмоционального настроя

Дети слушают

Природа и человек       (изменение в связи с деятельно-стью человека)

Основной (15 мин.)

2. 

Задает вопросы, поддерживает мотивацию. Стимулирует общение, развивает способность делать логический вывод.

Презентация

Ведущий (Судья)  Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! Слово главному обвинителю

Тигр Мне трудно говорить. И не только потому, что таких,  как я, осталось очень мало. Я боюсь, что еще много видов растений и животных исчезнет так же, как мы. Я не могу понять одного: ведь человек сам – часть природы. Кто дал ему право убивать животных? Кто дал ему право решать, вредные они или опасные?

Судья. Какого наказания, уважаемый Тигр, заслуживает человек?

Тигр. Он уже сам себя наказал и продолжает наказывать. Свое мнение я выскажу позже.

Судья. Теперь слово защите.

Собака. Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласна с ним – человек сам себя наказывает. Но, поверьте, человек заслуживает и уважения. Он старается спасти растительный и животный мир.  Он создал заповедники – охраняемые участки Земли, где нельзя ничего строить, нельзя обрабатывать землю, нельзя охотиться на животных и мусорить. Можно только прийти с фотоаппаратом или просто любоваться красотой природы. В нашей стране много таких заповедников.

Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Человек создал Красную книгу. В нее он заносит растения и животных, которые стали редкими.

Красная книга – красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига.

Все живое хранить зовет –

Пусть зовет не напрасно –

Красная книга, Красная!

Судья. 

Теперь давайте выслушаем свидетелей. Первый свидетель обвинения воздух

Воздух.

Я в больших городах очень сильно загрязнен. Это происходит из-за

множества машин, дымящихся фабрик и заводов, свалок мусора. Дым костра тоже грязный и вредит природе, в том числе и человеку.

Вот труба, над нею – дым,

Оказался я под ним.

Заблудился я в дыму,

Что со мною – не пойму.

Долго кашлял и чихал,

Даже видеть перестал.

Здесь вопрос любому ясен:

Грязный воздух нам опасен.

Не гуляйте под трубой –

Вы рискуете собой!

Кто от пыли задохнулся,

Едким дымом поперхнулся,

Будет кашлять и хрипеть

И играть не сможет впредь.

Тигр.

А вы (обращается к детям) видели где-нибудь грязный воздух?  (Ответы детей).  Кто-нибудь из вас гулял рядом с гаражами, стоянками машин, около дороги? Это опасное только потому, что можно попасть под машину, но и потому, что в таких местах часто скапливается грязный воздух. Где еще бывает грязный воздух? (Возле фабрик и заводов). Значит рядом с ними не нужно играть и отдыхать. Лучше гулять в парке или в лесу. Какой воздух среди деревьев? почему деревья называют зелеными пылесосами? (Зеленые листья растений могут улавливать, всасывать пыль, грязь из воздуха). Могут ли люди заболеть из-за грязного воздуха? (Да, все люди должны стараться как можно реже бывать там, где воздух грязный)

Судья.

 Вызывается второй свидетель.

 

Вода. 

Меня постоянно отравляют вредными веществами. Даже во льдах Севера нашли следы стирального порошка. Из-за человека в реках стало опасно брать воду

для питья, купаться. Люди моют машины, образуют свалки мусора около воды. Вот что говорят рыбы:

Трудно стало жить в реке:

Каме, Волге и Оке.

Каждый норовит завод

Сбросить мусор в бездну вод.

Негде взять воды напиться,

Лучше сразу утопиться.

Мы в речке чистой жили

И красавицами слыли.

А теперь краса угасла

Из-за дизельного масла.

Мы сегодня изменились,

Будто двести лет не мылись.

Тигр

 (обращаясь к детям): Вы когда - нибудь отдыхали около воды?  (Ответы детей). Чистая там вода? Много ли жителей  (рыб, раков, улиток, насекомых, лягушек, водяных лилий) в реке? (Ответы детей). Как помочь реке и ее обитателям? (Ответы детей)

Судья. 

Вызывается еще один свидетель обвинения – почва

Почва.

Чтобы появилась почва, нужно много-много лет. А вот погубить ее

можно быстро. Люди разводят костры, нанося почве ожоги, которые потом долго не заживают, зимой посыпают дорожки солью для того, чтобы снег быстрее растаял, и не было скользко. После таяния снега большое количество соли попадает в почву и отравляет ее.

Берегите почву. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях земляники,

На тропинках солнечные блики.

Ястреба, летящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

Судья. 

Слово защите.

Собака. 

Да, обвинения весомые. Но человек стал строить предприятия с

фильтрами. Загрязненную воду там очищают и снова используют, затем снова очищают и снова используют. Человек старается сократить и выбросы в воздух.

Судья.

 Продолжаем  слушать показания свидетелей. Приглашаются бабочки.

 

1-ая бабочка.

И слушать ничего не хотим. Сначала уничтожают, а затем

заповедники и Красную книгу создают. Нет! Нет! Мы слишком обижены на человека, чтобы прощать его.

2-ая бабочка.

Как простить, если до сих пор меня ловят все кому не лень … Как я жалею, что родилась такой красавицей! Как же убедить людей, что красивы мы только на воле, в полете? С каждым годом нас становится все меньше и меньше.

Тигр 

(обращаясь к детям). Как вы думаете, почему бабочки обиделись на

человека? Почему бабочек становится все меньше и меньше? Можно ли ловить бабочек?  (Ответы детей).

Судья. Вызываются цветы.

Мать – и мачеха.  

И нас все меньше и меньше. Природой велено нам

зацветать рано. И человек, долгой зимой, соскучившись по цветам, порой срывает нас только для того, чтобы подержать в руках. Сорвет, помнет, а потом выбросит. А мы могли бы помочь пчелам весной, когда они с трудом разыскивают себе пропитание.

Ландыш. 

А людям все это безразлично. Они и меня рвут не задумываясь. А

ведь чтобы я зацвел, с того времени, как упало семечко в землю, должно пройти 10 лет. Я помогаю тем, у кого больное сердце. Из меня готовят сердечные капли. И что же я получил за доброту? Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я сам нуждаюсь в защите.

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

оставляет нам каждое лето.

Тигр. 

Ребята, почему цветы такие печальные и почему они сердятся на

человека? Можно ли рвать цветы? (лучше любоваться ими или фотографировать их).

Судья. 

Следующий свидетель – лягушка.

Лягушка.

Человек нас не любит, считает «противными». И никому нет дела до

того, что мы уничтожаем огромное количество вредных насекомых. Как жаль, что беззащитны и беспомощны!

Судья.

Следующий свидетель – Птица.

Птица. Все животные и растения интересны. Но наибольший интерес

вызываем мы, птицы.  Кому-то хочется посадить нас в клетку, кому-то нужны наши пуховые перья. Огромное количество птиц исчезло с нашей Земли. А ведь мы защищаем  растения от вредных для них насекомых.

Тигр. 

А вы любите птиц? Как вы им помогаете? (Зимой вешаем кормушки,

весной – скворечники).

Судья. 

Мы выслушали свидетелей. Что же нам делать?

Собака. 

А я вот что хочу сказать. Да, то, что сделал человек с природой,

ужасное преступление. Но ведь только человек может что-то исправить. Именно человек создал Красную книгу. Именно он создает заповедники и охраняет их. К счастью, люди на Земле разные …

Слушают, отвечают на вопросы

Рассказывают, выстраивают полный ответ, предложение, выражают собственное суждение.

Узнают о жизни животных, проявляют сопереживания

Дети слушают рассказ, проявляют сопереживания

Высказывают свою точку зрения, дети настроены на общение

Слушают

решают проблемную ситуацию

Высказываются по поводу полученной информации

Решают проблемную ситуацию

Слушают, делают умозаключение

Делятся впечатлениями, выражают собственные чувства

Высказывают свою точку зрения

Внимательно слушают, отвечают на вопросы высказывают свое мнение

Слушают,

выражают свои мысли

Высказывают свою точку зрения

делают выводы и его аргументируют

Слушают, выражают положительные эмоции

Отрицатель-ное влияние человека на природу

Охрана природы

Красная книга

Загрязнения окружающей среды

Отрицате-льное влияние человека на природу

Человек загрязняет и отравляет вредными веществами окружаю-щую среду

Забота людей о сохранении природы Земли

Правила поведения в природе

Виды растений, исчезнувшие по вине человека

Отрицате-льно влияет на природу

Охрана природы

Итог (2 мин.)

3

Подведение итогов. Рефлексия. Привлекает детей к подведению итогов

Судья.

Мы выносим следующее решение.

Без животных, растений, птиц, насекомых, без чистого воздуха, чистой воды человек не сможет выжить.

Тигр.

Все-все –

На свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны …

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых!                                        

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны –                                    

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,                                    

То это, конечно, ошибкой окажется.

Пусть человек исправит то, что еще можно исправить. Все согласны?  (Да)

Судья.

Заседание закрыто!

Дети  делают вывод

Связь организма человека с окружаю-щей средой

Действующие лица:

Судья -                                                  Вода -                                                           Ландыш -

Тигр   -                                                  Почва -                                                         Лягушка -

Собака -                                                Бабочки -                                                      Птица -

Воздух -                                                Мать и мачеха –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое экологическое занятие «Природа и человек»

объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте, природы ради блага всего живого на Земле. ...

Комплексное занятие "Природа и человек.Лето"

интеграция образовательных областей: "Познание","Коммуникация","Физическая культура","Художественное творчество"....

"Суд природы над человеком"

Открытое занятие в подготовительной к школе группе с элементами драматизации и с элементами ИКТ...

Проект МБДОУ д/с №35"Здоровая природа- здоровый человек"

Тип проекта: Практико-оринтировочный.  Тема: " Здоровая природа- здоровый человек".Сроки реализации проекта: долгосрочный, 5 лет. Проблема: Сотрудничество педагогов и родителей по проблеме э...

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с миром природы «Природа и человек»

Направление образования и развития (образовательная область):"познавательное развитие" :Тема: "Природа и человек" (ознакомление с миром природы)....

Сценарий познавательно-речевого мероприятия, посвященный Дню пожилого человека «Чествует природа пожилого человека»

Пожилые люди- это бабушки и дедушки, имеющие богатый жизненный опыт. Они служат связующим звеном между поколениями, не позволяя утратить преемственность между живущими сейчас и в будущем. Поэтому появ...