«Расскажем детям о войне» Номинация «Нам не дано забыть »
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
В настоящее время наша страна переживает один из не простых исторических периодов. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях родных традиций, мало знают о подвиге родного народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны.
Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой
Отечественной войной. Одна из задач гражданско-патриотического воспитания дошкольников - передать эстафету памяти, показать величину и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Я представляю апробированный конспект с воспитанниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 комбинированного вида
ст. Старощербиновская
Методическая разработка
«Расскажем детям о войне»
Номинация «Нам не дано забыть »
Воспитатель: Елисеенко
Наталия Алексеевна
Ст. Старощербиновская, 2021 год
Пояснительная записка.
В настоящее время наша страна переживает один из не простых исторических периодов. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях родных традиций, мало знают о подвиге родного народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны.
Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой
Отечественной войной. Одна из задач гражданско-патриотического воспитания дошкольников - передать эстафету памяти, показать величину и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Я представляю апробированный конспект с воспитанниками.
Конспект познавательно – образовательного события
для детей старшего возраста по теме:
«Расскажем детям о войне»
Программные задачи:
- Формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;
- Пробуждать интерес к прошлому нашей станицы, страны;
- Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;
Развивающие:
- Развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки;
- Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;
- Развивать чувство коллективизма;
Воспитательные:
- Воспитывать духовно-нравственные и патриотические чувства, гордость за свою страну, любовь и заботливое отношение к старшему поколению. бережное отношение к семейным фотографиям и наградам.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: ребята, я случайно услышала, как вы друг с другом обсуждали очень интересную тему, посвященную нашему героическому народу и предстоящему великому празднику.
Воспитатель: как же называется этот праздник?
Дети: этот праздник - День Победы!
Воспитатель: это очень важный праздник для нашей страны. 9 Мая!
Это светлый праздник, когда все люди поздравляют друг друга с Победой и с благодарностью вспоминают тех, кто подарил нам жизнь. Да, День Победы – это день, когда мы отмечаем победу нашего народа над фашистами.
Воспитатель:
Ой! Посмотрите, что вы видите?
Дети: здесь лежит письмо
Воспитатель: необычное письмо и на нем георгиевская лента? Интересно, от кого оно? Ребята, может быть, кто-то хочет сам прочитать этот письмо? Если вы непротив, прочитаю я. Найдите себе удобное место. (Все располагаются за столом).
«Здравствуйте, ребята и взрослые. Поздравляю Вас, ваших воспитанников с наступающим праздником Великой Победы! Немало испытаний выпало
на долю нашего народа. Но наши солдаты пришли к Победе, потому что всегда были смелыми, отважными, дружными. В моем письме есть просьба, я хочу, что бы вы ее исполнили. Я отправляю вам конверты, на каждом конверте есть цифра, нужно выполнять задание последовательно. Я желаю вам удачи, быть дружными и любить свою Родину. Гордиться ею. Ваша прабабушка Елена Федоровна
Воспитатель: ребята необычное письмо пришло к нам в группу
Воспитатель: Интересно, что означают эти цифры? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, в письме было сказано: главное –
последовательность. Последовательность чего? Может быть, цифр? А
как же правильно расположить эти конверты?
Воспитатель: Как мы должны расположить цифры?
Дети: от 1 до 4.
Воспитатель: Итак, цифры мы расположили по порядку. Как же поступим дальше?
Дети: значить и конверты нужно открывать попорядку
Воспитатель: попробуем открыть сначала первый конверт потом – 2, потом… (подсказывают дети).
Воспитатель: Отлично! Мне так хочется узнать, что же нас ждет! И так конверт № 1? …. (имя ребенка) – открывай!
1 конверт (листочки с вопросами). Как интересно! Здесь какие-то вопросы. Ребята, я без вас не справлюсь, вы мне поможете
Викторина для дошкольников ко Дню Победы
Какой праздник мы отмечаем 9 Мая?
Как называлась война?
Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война?
Что вы должны сделать, если 9 Мая встретите ветерана или пожилого человека?
Воспитатель: Ребята, я очень вами горжусь. Вы помогли мне ответить на все вопросы.
Нас ждет конверт № 2. (фотографии военных лет)
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь фотографии, они отличаются от фотографий сегодняшних дней? (ответы детей) (Они сделанные еще давно, черно – белого изображения)
Воспитатель: как вы думаете, кто изображен на них? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно, может кто – ни будь, узнает родное лицо с фотографии.(фото представлено прадедушек воспитанников группы)
Воспитатель: Денис, расскажи о подвигах своего прадедушки (ребенок представляет рассказ, о своем прадедушке приложение №1)
Воспитатель: Виталина, ты узнала фотографию своей прабабушке, детям очень интересно узнать о твоей прабабушке, ты можешь рассказать о ней? (ребенок представляет рассказ о своей прабабушке дети войны приложение №2)
Воспитатель: ребята, вот, как гордо и интересно рассказали ваши друзья о своих героях семьи.
Воспитатель: мы выполнили с вами задание конверта № 2, следующий конверт под каким номером? (ответы детей №3 (фото медалей)
Воспитатель: ребята, как вы думаете, что это такое? (ответы детей)
Воспитатель: правильно это ордена и медали, за какие заслуги вручают людям такие награды? (ответы детей)
Воспитатель: может быть вы, знаете, как называются эти награды?
(орден красной звезды, его вручали за личное мужество и отвагу в боях, а это медаль за отвагу.
Воспитатель: молодцы ребята, вы справились и этим заданием.
Воспитатель: нас ждет следующий конверт, назовите его номер (№4), почему нам прислали четыре конверта, как вы думаете? (ответы детей) Великая Отечественная война длилась 4 года.
Воспитатель: Катя, открой пожалуйста, этот конверт, ребята, что прислали нам в этом конверте?
Воспитатель: почему в конверте голуби, что символизирует голубь? (это символ мира)
Воспитатель: Подумайте и скажите, что можно сделать с открыткой «Голубь» ответы детей (предлагаю детям разделиться по интересам и выполнить задуманное).
Воспитатель: ребята, вы молодцы, украсили вместе «Окно Победы, мальчики изготовили открытки ветеранам, сделали украшение на парад Победы. Скажите, пожалуйста, почему же было четыре конверта? Какими наградами награждали героев? Я думаю, когда вы повзрослеете, тоже будите сильными и смелыми. Спасибо вам за работу.
Конспект образовательно-туристического маршрута
для детей старшего возраста по теме:
« Хвала солдату»
Программные задачи:
- Познакомить детей с героическим прошлым нашего земляка подростка в годы Великой Отечественной войны.
- Формировать патриотические чувства, представления о героизме.
-Воспитывать уважение к ветеранам .
Ход образовательной деятельности :
На столике в кубанском уголке появилась фотография молодого паренька в военной форме , пилотке и личные вещи - медаль за отвагу , орден красной звезды и гимнастерка.
Воспитатель с детьми рассматривает фотографию, предметы молодого солдата.
Воспитатель :
- Какие чувства вы испытываете рассматривая эти вещи ?
-дети:(гордость, тревога, память, страх, жалость, грусть...)
Воспитатель: -Ребята, кто изображен на фотографии?
-дети:(Солдат, войн, молодой человек)
Воспитатель: -Как вы думаете, почему фотография этого молодого человека сегодня появилась у нас в группе?
Дети: скоро праздник день Победы
Воспитатель:- правильно ребята скоро праздник день Победы.
Я хочу прочитать вам стихотворение
С. Кочурова
Давно закончилась война ,
Давно с войны пришли солдаты,
И на груди их ордена
Горят ,как памятные даты
Вам всем , кто вынес ту войну
В тылу иль на полях сражений
Принес победную весну
Поклон и память поколений .
Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? А какие эмоции вы испытывали, когда слушали это стихотворение?
Дети: Грусть, сожаление, печаль
Воспитатель : ребята, сегодня я хотела пригласить вас в музей нашей станицы, где узнаем информацию о нашем земляке который изображен на фотографии.
Игровые задания по пути следования:
По широкой дороге идем парами.
По тропинке по одному.
Запоминаем какие кусты, деревья нам встретились на пути.
Воспитатель приглашает пройти в музей.
Воспитатель: ребята, посмотрите вот фотография нашего молодого солдата Великой Отечественной войны
Познавательный рассказ экскурсовода по музею
« Григорий Шрам наш земляк, родился в станице Старощербиновской 1927 года. Когда началась война ему было 14 лет , отец ушел на фронт, а юный Григорий остался за старшего с матерью и двумя сестрами, вся забота легла на его плечи .
В 1943 году когда освободили станицу Григорий решил уйти добровольцем . освобождал Киев, Будапешт был связистом.
Из воспоминаний Григория Шрам «Огонь был такой ,что головы не поднять . И вот командир хлопает по моему плечу и кричит на ухо : « Связь прервана , сынок, дай связь скорее!» и я пополз меж камней по проводу пока не нашел обрыв, соединил .Здесь его и ранило . На всю жизнь запомнил молодой солдат нескончаемый грохот взрывов, дым, огонь. Только через сутки подобрали его санитары. Лежал в госпитале в Чепеле , тут и встретил великую Победу .Ему шел 19 год , но однополчане по прежнему звали сынком. Была Австрия, Болгария домой вернулся в 1946 году. Дома ждал сына отец. Отец служил в санбате. Рассказывал , что свыше 600 раненых с поля боя вынес. У них с отцом и награды одинаковые « За отвагу», «За взятие Будапешта».
После войны Григорий работал на элеваторе водителем мотовоза, построил дом , воспитал 3 сыновей , посадил замечательный сад.
Воспитатель: ребята, вам понравился рассказ о нашем земляке? А какими качествами обладал Григорий, каким он был ?
дети: мужественный, храбрый, добрый, отзывчивый..
воспитатель: Как он проявил свою храбрость?
Дети: - Не побоялся защищать Родину
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можем ли мы внести имя этого храброго паренька в Книгу Памяти?
дети : Ответы детей
Воспитатель: Как мы можем поблагодарить воинов-земляков, погибших во время Великой Отечественной войны ?
Дети: возложить цветы к вечному огню.
Воспитатель:
В парке нашей станицы расположен мемориал « Вечный огонь», в память нашим землякам погибшим во время ВОВ.
Предлагаю возложить цветы и почтить память минутой молчания.
Воспитатель: ребята вам понравился туристический маршрут. который мы совершили с вами.
-дети :-да
Воспитатель: -а что сегодня нового вы узнали?
-где мы возлагали цветы?
-а про какого героя нам рассказывали в музее?
Воспитатель :ребята , я хочу сказать словами нашего солдата земляка Шрам Григория Семеновича : «Лишь бы мир был на земле, чтобы не испытали наши дети того лиха, которого выпало на долю отцов и дедов.»
Приложение №1
Дудинов Владимир Васильевич
родился в 02 мая 1925 году.
В 17 лет пошел учиться в военное училище, где за год прошел курс обучения на артиллериста на Катюше.
В 1943 году был оправлен на фронт в составе войск третьего Украинского фронта. Был командиром Катюши, где за заслуги перед Отечеством получил звание гвардии лейтенант.
9 мая 1945 года встретил в Венгрии, где шли тяжелые бои в окрестностях озера Балатон. После окончания ВОВ, только в 1947 году вернулся домой в город Гудермес, Чеченская республика. Был награжден Медалью за отвагу, медалью за освобождение Будапешта . Получил Орден Красной звезды, Орден ВОВ второй степени.
После войны устроился работать на железную дорогу, до пенсии проработал главным механиком в депо .
Приложение №2
Лукьяненко (Есауленко) Елена Федоровна
родилась 22 июня 1931 года
Спали люди, отложив на утро
Все свои заботы и дела.
В светлом доме, тихом и уютном,
Маленькая девочка спала.
На кровати, на столе игрушки,
За окном большой зеленый сад,
Где весною яблони и груши
Надевают праздничный наряд.
Плыло небо в светлых звездных точках,
Небо тоже дожидалось дня,
И никто не знал, что этой ночью
На рассвете началась война…
В. Викторов
Не знала и маленькая Леночка, что в день ее рождения, в день ее десятилетия страшное слово» ВОЙНА» ворвется в ее жизнь и в жизнь каждого жителя нашей страны. Не знала, что этот день оставит глубокие шрамы в сердцах многих женщин, девушек, девочек, заставит понять истинный смысл жизни – жизнь, какой бы она ни была до этого. Маленькой Лене, как и многим девчонкам тогда, пришлось нелегко.
Лена родилась в обычной крестьянской многодетной семье Есауленко, в которой ее окружали еще 3 сестры и брат. Она была старшей в семье, поэтому все заботы и тяготы легли на ее плечи. Отец ушел на фронт, а мать с детьми вынуждены были скрываться в землянке на территории колхоза им. Фрунзе. Там же Лена с мамой и работали, ведь нужно было кормить себя и остальных детей. Хлеб был на вес золота, а доставался он потом и кровью. Работа была разная: приходилось и скирдовать солому, пахать и сеять на коровах, иногда и самим впрягаться в плуг. Такой же трудной была и уборка хлеба – косили косами, складывали в скирды, потом молотили хлеб. Помогала Лена и на саду - прополка, окучивание, сбор урожая. Только волей судьбы и силой характера семья выжила. Позже, Елена Федоровна была признана тружеником тыла и удостоена юбилейных медалей к Дню Победы, а также праздничных поздравительных открыток от губернатора Краснодарского края и от Президента Российской Федерации.
В 19 лет Елена вышла замуж и родила дочь Тамару, но она была очень слаба, и прожила совсем недолго. Пришлось пережить еще один удар судьбы. Вскоре в семье родился сын Николай, затем Виктор. Третьей была дочь – Танюшка – так моя прабабушка Лена до сих пор называет любимую и единственную дочь. За все тяжести и испытания судьбы, жизнь преподнесла ей огромный подарок – через несколько минут после Танюшки родился и мой дедушка – Сережа. Семья всегда жила очень дружно, поддерживая друг друга в любой ситуации.
Спустя много лет, дети обзавелись своими семьями, детьми, а потом и внуками. Каждый вырос достойным человеком. Сегодня у бабушки Лены 4 детей, 8 внуков, 17 правнуков и скоро она ждет еще одного правнука. По-настоящему мать-героиня, пример подражания для своей семьи, в канун своего 90-летия мечтает лишь об одном – собрать вместе всю свою семью – свою жизнь, свое продолжение. В силу возраста, прабабушка многих не помнит, путает имена, мало что уже может рассказать о тех страшных днях. Но мы не ставим ей в вину, а лишь говорим СПАСИБО, спасибо, что тогда меленькой девочкой нашла в себе силы, пережила войну, спасибо, что помогла родителям сохранить и поднять детей, спасибо, что родила и воспитала достойных людей, спасибо за жизнь, спасибо, что Вы у нас есть.
Используемая литература:
- М.Б Зацепина « Дни воинской славы» Москва –Синтез 2010
- В. И. Петрова , Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду»
Москва-Синтез 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/27/picture-1002636-1517064464.jpg)
Проект «Расскажем детям о войне» (посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
laquo;Не забывайте павших имена!Они служили миру и отчизнеНе ради славы, а во славу жизни!И побежденный ими враг – война!»Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской поз...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/15/picture-1116447-1550214477.jpg)
Консультация для воспитателей по нравственно – патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Расскажите детям о войне».
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/21/picture-906120-1590084451.jpg)
Проект для детей подготовительной группы "Расскажем детям о войне".
В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. К этой знаменательной дате мы разработали план проекта для детей подготовительной группы «Фантазеры» под наз...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/23/picture-728641-1450869513.jpg)
Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне».
Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/27/picture-856421-1480229326.jpg)
«ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет номинация: «Нам не дано забыть»
Уважаемые родители! Великая Отечественная война – важное событие в истории нашей Родины. Как научить детей, помнить защитников Родины, отстоявших нашу землю? Как научить дошкол...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/28/picture-1358972-1635448424.jpg)
Дистанционное сопровождение для родителей: «Расскажите детям о войне! Краткосрочный дистанционный проект "Расскажем детям о войне"
Дистанционное сопровождение для родителей: «Расскажите детям о войне!Тема: «МЫ ПРАВНУКИ СЛАВНОЙ ПОБЕДЫ» для детей старших и подготовительных групп.Цели:1.Формировать чувство ист...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/30/picture-787305-1506794189.jpg)
проект "Расскажем детям о войне, расскажем детям о Победе"
В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не ис...