Проект "Господин Лук"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Лук растет на огороде,
Он большой хитрец в природе,
В сто одежек он одет.
Ребятишки на обед
Не хотят его срывать,
Зачем слезы проливать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gospodin_luk.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 78 ГОРОДА ТЮМЕНИ
( МАДОУ д/с № 78 города Тюмени)
Проект «Господин Лук»
Проект «Господин Лук». Средняя группа
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети средней группы, их родители и воспитатели.
Цель проекта: Продолжать знакомство детей с овощной культурой-лук
Задачи проекта:
Обучающие:
- Закреплять представления о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку.
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
- Формировать представление о жизни растения как живого существа (он растёт, может быть здоровым, больным).
- Расширить знания детей о пользе лука для детского организма.
Развивающие:
- Развивать у детей умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки.
- Развивать навыки работы с бытовым оборудованием.
Воспитывающие:
- Воспитывать у детей интерес к труду взрослых.
- Поддерживать желание ухаживать за растением (полив, прополка, рыхление земли).
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
- Подбор и изучение необходимой литературы.
- Беседа с детьми, для выявления знаний детей о луке.
- Подбор материала по теме «Лук. Свойства лука. Народные рецепты лука».
- Подготовка атрибутов для игр, занятий.
- Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.
Основной этап:
- Разучивание загадок о луке.
- Чтение сказки «Три брата»
- Просмотр мультфильма «Чиполлино».
- Пальчиковая гимнастика «Лук».
- Дидактическая игра «Овощи»
- Дидактическая игра «Веселый огород».
- Беседа с детьми «Таблетки растут на грядке».
- НОД по развитию речи «овощи» с использованием мнемо-таблиц.
- Консультация для родителей «Полезные свойства лука», «Чем хорош лук?» «Лечение луком: народные рецепты».
Завершающий этап:
- Презентация проекта при проведении НОД по теме: «Его величество лук».
- Стенгазета « У меня есть друг, он-от семи недуг!
Приложение 1
Конспект занятия «Овощи»
Цель: Закреплять знание детей о овощах с помощью игровых технологий и мнемотаблицы.
Задачи:
Образовательные: учить описывать овощи, правильно их называть; уточнить представление об овощах; учить выделять в овощах определенное свойство. Обобщить и систематизировать знания детей по данной теме. Формировать обобщающие понятия «овощи». Расширить и активизировать словарный запас по данной теме. Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
Развивающие: развивать внимательность, мелкую моторику пальцев. Развивать тактильное восприятие, артикуляционный аппарат, память, внимание, мышление.
Воспитательные: воспитывать у детей чувство единства, сплоченности, повышать уверенность в себе, создать положительный эмоциональный фон.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу высказывать свою точку зрения, выражает положительные эмоции, с интересом участвует в подвижно-речевых играх.
Словарная работа: активный словарь – овощи, репчатый лук.
Демонстрационный материал: мешочек с овощами: морковь, помидор, огурец, лук, свекла, капуста, картофель, сырая морковь и капуста, вареная свекла картофель, схема описания овощей, мяч.
Предварительная работа: наблюдение за работой в огороде д/с, рассматривание овощей, описание овощей по схеме Ткаченко.
I. Организационный момент.
(Дети стоят в полукруге около стола, на котором лежит мешочек с овощами).
Воспитатель:ребята посмотрите какой необычный мешочек. Хотите узнать что там внутри.
Дети : да
Сейчас сядет тот, кто назовет что достал из мешочка.
Дети, называя овощ, садятся на стулья.
II. Основная часть.
Воспитатель и дети рассматривают блюдо с овощами, затем дают их описание. На доске вывешивается схема. Дети по схеме описывают овощи
Воспитатель: Как одним словом можно назвать то, что у нас лежит на блюде?
Дети: Овощи.
Воспитатель: Что это?
Дети:Лук
Воспитатель: Какого он цвета?
Дети: Золотистого, белого.
Воспитатель: Какой он по форме?
Дети: круглый
Воспитатель: Какой лук на вкус?
Дети: горький
Воспитатель: А лук полезный?
Дети: Да
Воспитатель: Почему нужно есть лук?
Дети: Чтобы быть здоровыми,
Воспитатель: Это огурец. Какой он?
Дети: зеленый, продолговатый, сочный,хрустящий, маленький. Из огурца можно приготовить салат, засолить.
Дети рассматривают помидор, морковь, лук, капусту и рассказывают примерно так: «Капуста - белая, твердая, большая, хрупкая. Можно приготовить салат, сварить щи». «Лук– золотистого цвета, круглый, горький, маленький, коричневый. Можно положить его в суп».
Подвижно – развивающая игра «Лучок – здоровячек».Воспитатель: Вы будете луком. Я сажаю лук в землю донцем вниз. Ребята, слушайте внимательно и повторяйте движения за мной.
Посадили в землю Дети присаживаются на корточки. Маленький лучок,
Чтобы рос он крепким, Сжимают в локтях руки и кулачки.
Наш здоровячок.
Чтоб к солнышку тянул он Встают и тянут руки вверх.
Стрелочки свои.
Чтоб детки не болели Прыгают на месте.
И прыгать все могли.
А сейчас поиграем в игру «Назови ласково»
Дети встают в круг воспитатель бросает мяч называет овощь, ребёнок называет ласково и бросает мяч обратно
Помидор-помидорчик
Морковь-морковочка
Огурец-огурчик
Лук-лучок
Чеснок-чесночек
Свёкла-свёклочка
Тыква-тыквочка
Молодцы
Игра «один-много»
Воспитатель называет один овощь, а дети много овощей
Помидор-помидоры
Огурец-огурцы
Тыква-тыквы
Баклажан-баклажаны
Воспитатель: Давайте поиграем. Я одному из вас завязываю глаза, а вы должны на ощупь отгадать что у вас за овощ в руках.
Воспитатель: А теперь послушайте чистоговорки про овощи и назовите недостающее слово .(Дети проговаривают чистоговорки)
Ец-ец-ец - созрел зеленый …… огурец.
Ор-ор-ор - вырос крупный……. помидор.
Ук-ук-ук - очень горький…………. лук.
Овь-овь-овь – съел я сладкую … морковь
III Итог занятия.
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Молодцы.
- О чем мы сегодня говорили?
-Что больше понравилось на занятии?
- Какая игра больше понравилась?
Приложение 2
Картотека загадок, стихотворений, пословиц и поговорок о луке
Стихотворения про лук
Лук растет на огороде,
Он большой хитрец в природе,
В сто одежек он одет.
Ребятишки на обед
Не хотят его срывать,
Зачем слезы проливать?
***
Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжет глаза и жжет язык,
Заставит плакать в один миг.
***
Всем на зависть нынче лук.
Чудной формы и упруг,
Точно шарик непокорный,
Вырывается из рук.
Он на редкость круглый – вижу,
Золотистый, красный, рыжий.
Но, снимая кожуру,
Прекратишь свою игру.
Глаз защиплет не на шутку.
Зареветь решил, как будто?
***
Да, удачный вырос лук.
Всѐ свершилось.
Но не вдруг.
Труд затрачен мною был.
За посадкой я следил.
Вырос крупный лук-порей.
И теперь ты не болей.
Репчатый — в салат добавь,
И на стол смелее ставь.
Необычный лук - батун,
И сибирский лук слизун.
Ароматный, горьковатый
– Плачешь? Кто же виноватый?
***
У меня есть друг.
Спасет он от семи недуг.
Это вкусный и полезный
Желто – золотистый лук!
***
Говорят, я горький,
Говорят, я сладкий.
Стрелочкой зелѐной
Я расту на грядке.
Я полезный самый,
В том даю я слово.
Ешьте меня всяким –
Будете здоровы.
Загадки про лук
- Никого не огорчает, а всех плакать заставляет. (Лук)
- Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
- Сарафан не сарафан, платьице не платьице, а как станешь раздевать, досыта наплачешься. (Лук)
- Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели. (Лук)
- Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а … (Лук)
- Что без боли и без печали доводит до слез? (Лук)
- Пришел барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет. (Лук)
- Скинули с Егорушки золотые перышки, заставил Егорушка плакать и без горюшка. (Лук)
- Золотистый и полезный, витаминный, хотя резкий, горький вкус имеет он. Когда чистишь – слезы льешь. (Лук)
- Пришла Таня в желтом сарафане: стали Таню раздевать, давай плакать и рыдать. (Лук)
- Птица в норе, хвост во дворе, кто перья выдирает, тот слезы утирает. (Лук)
- Я вырос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слез доведу. (Лук)
- Он никогда и никого не обижал на свете. Чего же плачут от него взрослые, и дети? (Лук)
Пословицы и поговорки о луке
- Лук от семи недугов лечит.
- Ешь лук - чаще зубы будут.
- Лук да баня всѐ правят.
- Кто ест лук, тот избавлен от мук.
- Лук во щах - и голод прощай.
Приложение 3
Сказка «Три брата»
Мальчик Илюшка был на даче. Он сидел на скамейке и болтал ногой. Вдруг к Илюшке подбежали три мальчика: один – маленький и черненький, другой – побольше, в золотистом костюмчике, а третий – самый большой, румяный и крепкий, в золотистых латах с большим зеленым луком в руках. - Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, - по очереди поклонились они Илюшке и сказали: - Мы все братья, пришли проверить, все ли у тебя в порядке. Ведь мы, луки, - известные защитники, как и наш брат Чеснок. - А кого вы защищаете? – спросил мальчик. - Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед и болезней, - гордо ответили луки. - Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым защитником. - Это очень просто: нужно только заботиться о тех, кто рядом с тобой, - объяснил маленький лук Чернушка, - Я, например, самый маленький, простое луковое семя, но без меня наш средний брат - лук Севок не вырастит. Посадят меня в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели, что мои перышки любому на помощь прийти, готовы, свой самый первый стебелек я изгибаю в виде лука. - Без меня наш старший брат – Репчатый лук, никогда не вырастит, - сказал лук Севок. – Как только меня в землю весной сажают, я для медного брата начинаю медные латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные сочные перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза! » - Я, все, что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям моим за их заботу добром отплатить, - сказал Репчатый лук. – В каждой чешуйке у меня тысячи летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов. Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя ни один вредный микроб. » - А как ты своим братьям добро возвращаешь? – поинтересовался Илюшка. - Для того, чтобы наш род не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья – семена-чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето короткое, я не успеваю зацвести. Бывает 2-3 лета проходит, прежде чем я смогу семена вырастить. - Какие вы все дружные, - с уважением произнес Илюшка.
- Нас трое братьев в роде лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот братцев-луков, и все они дружат, засмеялся лук Репчатый».