Проект "Чудеса из мыла"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Метелева Наталья Викторовна

Творческий проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты – Мансийский Автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка»

                   Городской конкурс

учебно – исследовательских и творческих работ

 «Юность в науке»

Направление работы:

«Естественные науки и современный мир»

Тема проекта:

«Чудеса из мыла»

Автор проекта:

Курманова Виктория Рамилевна

группа «Аленушка»

 комбинированной направленности детей 6-8 лет

Научные руководители:

Ганеева Гульшат Шамилевна

Метелёва Наталья Викторовна,

воспитатели

МАДОУ ДСКВ «Сказка»

2021г.

Аннотация

  Данный проект – это организация работы по ознакомлению детей с мылом и изучения истории мыла.

  Это работы осуществлялась через поисково-исследовательскую, интеграционную деятельность в процессе разных форм работы, направленную на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей посредством активации детской жизнедеятельности.

  Проект исследовательско-творческий, рассчитан сроком на 1-1,5 месяца для детей 6-8 лет, педагогов и родителей, включая в себя несколько этапов.

Цель:

изготовить мыло в домашних условиях.

Задачи:

  • Проанализировать различные источники и узнать, как появилось мыло, способы его получения и использования.
  • Узнать какое бывает мыло;
  • Изготовить мыло в домашних условиях.

Объект исследования – мыло

Предмет исследования – состав, свойства мыла, способы изготовления.

Методы исследования:

- поисковый;

- исследовательский;

- практический;

- эксперимент.

В результате исследовательской работы мы сделали следующие выводы:

- Происходит развитие исследовательских умений детей, умение анализировать, обобщать;

-  Всем детям очень нравиться мыть руки необычным красивым мылом.

-  Можно приготовить самое разнообразное мыло.

-  Мылу можно придать любую форму, цвет, запах.

-  Можно сказать, что мыло, это прекрасный помощник.

Гипотеза подтвердилась практическим путем: мыло можно изготовить самостоятельно в домашних условиях.

Все это будет свидетельствовать о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферах.

План исследования

Актуальность  Мыло – один из самых популярных предметов нашего ежедневного потребления. Довольно трудно себе представить современную жизнь без мыла.  Именно оно стоит на защите нашего здоровья и красоты. Каждый из нас по несколько раз в день пользуется мылом и даже не задумывается о том, как и когда оно появилось на свет.

  Сегодня в магазинах мы видим большое количество мыла разных по цвету, форме, запаху, по составу, жидкое и твёрдое. Но есть и другое мыло, которое имеет своё название –мыло ручной работы, уже давно популярное во многих странах. Но представьте себе, что когда-то давно мыла не было. Как же получилось, что этот продукт занял такое важное место в нашей жизни?

  Меня заинтересовало, чем это мыло отличается от фабричного и можно ли дома сделать такое мыло. Оказалось, что для ответа на этот вопрос мне понадобится познакомиться с историей мыловарения, свойствами мыла и его составом. Захотелось своими руками сделать мыло из доступного сырья.

Актуальность работы состоит в том, что тема имеет практическое применение.

Новизна исследования заключается в том, что знакомство с мылом и его свойствами происходит через комплекс мероприятий: беседы, эксперименты, практическую деятельность.

Проблема: Нам в детском саду и дома постоянно говорят: «Мойте руки с мылом!»  А зачем мыть руки именно с мылом и что такое мыло?  Мне захотелось, поближе познакомится с таким знакомым с детства продуктом, как мыло!

Ключевые моменты проекта:

- зачем человеку мыло;

- какое бывает мыло;

- мыло полученное самостоятельно.

Участники проекта:

- воспитатели группы;

- ребенок;

- родители.

Предполагаемые результаты:

 - получить мыло разной формы, цвета, запаха;

 - научить друзей мыловарению;

 - получить удовольствие от проделанной работы.

Тип проекта:

творческо – исследовательский, по содержанию «ребенок и семья».

Этапы реализации проекта:

1. Начальный этап

- Сбор и анализ информации по теме: чтение художественной литературы, воспитателями проводились беседы познавательного характера «Как правильно мыть руки», «Что такое мыло», «Бабушкино мыло», был разработан и апробирован конспект непосредственно-образовательной деятельности «Мыло и его секреты».

- Определение цели, исходя из интересов ребенка.

- Формулировка проблемных вопросов.

- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Ребенок учится самостоятельно задавать вопросы, формулировать тему, планировать работу.

2. Технологический этап

- Сбор информации (расспросы членов семьи).

- Изучение собранной информации (история возникновения мыла, фотографии, сказки, стихи о мыле).

- Работа с Интернет – ресурсами.

- Анализ полученных материалов.

- Изготовление мыла своими руками.

- Использование мыла, созданного своими руками для рисования.

3. Рефлексивный этап.

- Обобщение и систематизация полученной информации.

- Формулирование вывода.

- Подготовка и проведение презентации (интересный рассказ о проведенном исследовании).

4. Перспектива.

Намерение ребенка и дальше изучать эту тему:

- Создать книгу рецептов изготовления мыла в домашних условиях.

Формы реализации проекта.

- Беседа

- Познавательное чтение

- Поисковая работа (из различных источников информации)

- Самостоятельная практическая деятельность.

План реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Основные мероприятия реализации проекта

Сроки реализации

Работа с ребенком

1. Чтение художественной литературы: «Сказка про Волшебное Мыло» (сказка) Елена Черных, стихи и загадки о мыле.

2. Беседы познавательного характера по теме: «Как правильно мыть руки», «Что такое мыло?», «Бабушкино мыло» и другие.

3. Самостоятельная практическая деятельность: рисование рисунков с помощью мыльной пены и мыла.

Работа с родителями

1. Изучение информации по теме из разных источников.

2. Подборка литературы по теме.

(стихи, загадки, сказки, рассказы).

3. Создание презентации «Чудеса из мыла».

Методическое сопровождение

1. Конспекты познавательных бесед.

2. Подборка художественной, познавательной литературы.

Описание работы

     В детском саду и дома постоянно говорят: «Мойте руки с мылом!»  А зачем мыть руки именно с мылом и что такое мыло? Этот вопрос Вика задала своим воспитателям, ей захотелось, поближе познакомится с таким знакомым с детства продуктом, как мыло!

Она предположила, что в домашних условиях можно изготовить свое душистое мыло. Так и возникла идея работы над проектом «Чудеса из мыла».

    Объектом исследования стало мыло, а предметом исследования – состав, свойства мыла, способы изготовления.

На первом этапе собиралась и анализировалась информации по теме: чтение художественной литературы «Сказка о волшебном мыле» и другие, воспитателями проводились беседы познавательного характера по теме: «Как правильно мыть руки», «Что такое мыло», «Бабушкино мыло». (Приложение 2)

Были определены цели, исходя из интересов ребенка. Сформулированы проблемные вопросы. Был составлен план предстоящей деятельности, направленный на реализацию проекта.

Цель исследования:

- изготовить мыло в домашних условиях.

Начиная, исследование мы предположили:

- что если узнать состав и виды мыла, то его можно приготовить в домашних условиях.

На втором этапе воспитатели выяснили с ребятами из группы, зачем человеку мыло, откуда оно появилось, узнали состав мыло. Оказалось, что мыло на самом деле помогает отделять микробов от нашей кожи и они попросту смываются водой, с помощью мыла можно создавать рисунки. (Приложение 1, фото1, 2).

Много о мыле Вика вместе с мамой узнала из Интернет-ресурсов и энциклопедий. (Приложение 1, фото 3). Вика побывала в магазине бытовой химии, там узнала, какие виды мыла существует и для чего его используют. (Приложение 1, фото 4).

Затем были проведены практические задания:

- Изготовление мыльных пузырей при помощи жидкого и кустового мыла. Пузыри из жидкого мыла более эластичные, сохраняются на долгое время. (Приложение 1, фото 5).

- Рисунки с помощью мыльной пены и мыла. При помощи мыльной пены и мыла можно создать интересные рисунки. (Приложение 1, фото 6, 7).

- Изучение свойств хозяйственного и туалетного мыла. Элементы, входящие в состав хозяйственного мыла, помогают достичь лучшего результата. (Приложение 1, фото 8).

- Смывание гуаши с рук с мылом и без него. Гуашь смывается мылом лучше, быстрее, не оставляя пятен на руках. (Приложение 1, фото 9).

- Изготовление мыла в домашних условиях. Изготовление мыла в домашних условиях (Приложение 1, фото 10,11).

Гипотеза подтвердилась практическим путем: мыло можно изготовить самостоятельно в домашних условиях. (Приложение 1, фото 12).

 В результате исследовательской работы мы сделали следующие выводы:

- Происходит развитие исследовательских умений детей, умение анализировать, обобщать;

- Всем детям очень нравиться мыть руки необычным красивым мылом.

- Можно приготовить самое разнообразное мыло.

- Мылу можно придать любую форму, цвет, запах.

- Можно сказать, что мыло, это прекрасный помощник.

Все это будет свидетельствовать о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферах.

   Затем была подготовлена презентация всех исследований. С презентацией Вика познакомила ребят из группы. Всем было интересно.  Был подготовлен альбом рисунков «Мыльные истории». Создана коллекция мыла ручной работы «Сделано с любовью». Мы решили продолжить работу по этой теме. Нам захотелось изготовить разные виды мыла в домашних условиях

Список литературы

1. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. ООО Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011. – 128 с.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд. испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с. (Ребенок в мире поиска).

3. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно- научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.  – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

4. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. – М.: ЗАО «РОСМЭН –ПРЕСС», 2007. – 200 с.

5. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. / Автор – составитель: Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2006. – 64 с.

6. Уокер ДЖ. Мир вокруг нас от А до Я / Пер с англ. С.Э. Шафрановского. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2005. – 128 с.

Интернет – ресурсы:

1. https://www.maam.ru/

2. http://capralow.ru/main/zachem-nuzhno-mylo/

3. https://www.livemaster.ru/

4.  http://potomy.ru/world/2089.htmlhttp://www.originalsoap.ru/soap-history.shtml

                                                                                                                          Приложение 2

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Мыло и его секреты»

Цель: Познакомить детей со свойствами мыла, его разновидностями и назначением.        

            Пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на опытах.

Задачи:

       - расширить представления детей о свойствах мыла путем исследовательской деятельности.

       - активизировать словарь детей на основе знаний о мыле и воде.

       - закрепить правила безопасности при работе с мылом.

       - воспитывать культурно-гигиенические навыки.

       - развивать умение на основе опытов анализировать и делать выводы.

       - развивать творческое воображение и мышление.

       - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

       - развивать коммуникативные навыки.

       - развивать познавательные способности.

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте пожелаем здоровья гостям и друг другу - скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.

  Здравствуйте!  Ты скажешь человеку.

                            Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

                            И, наверно, не пойдет в аптеку.

                            И здоровым будет много лет.

Воспитатель привлекает внимание детей: «Ребята, посмотрите, какая красивая коробочка!»

Воспитатель вместе с детьми рассматривает коробочку.

Воспитатель: Откроем ее? (ответы детей)

— Ой, она не открывается! Ребята, а здесь письмо. Сейчас я его прочитаю.

Воспитатель читает письмо:

«Детки, эта коробочка волшебная, чтобы ее открыть, а мы ведь хотим ее открыть? (ответы детей) … необходимо отгадать загадку, и вы узнаете, что тут лежит!»

- Ребята, слушайте внимательно загадку!

Это наш хороший друг

Терпеть не может грязных рук.

На грязь оно сердится,

В руках оно вертится,

Запенится вода.

От страха грязь бледнеть начнет

И побежит, и потечет,

Исчезнет без следа.

А руки станут чистыми,

Душистыми, душистыми

Узнали без труда… (мыло).

(ответы детей)

— Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть, что в посылке. Действительно, ребята, здесь мыло. Как его здесь много, на всех хватит. Возьмите в руки по кусочку.

                   Воспитатель раздает детям мыло. Дети обследуют кусочки мыла.

— Ребятки, потрогайте мыло, какое оно на ощупь? (гладкое). Понюхайте его. (оно пахнет). Какое оно по цвету? (розовое, белое, желтое).

— Ребятки, мы узнали, что мыло гладкое, имеет запах, бывает разного цвета и разной формы.

— Дети, а для чего нужно мыло, вы знаете? (чтобы мыть руки, отмывать грязь)

- А разве нельзя вымыть руки и лицо обычной водой?

- Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи.

Все микробы и бациллы
как огня боятся мыла.
Нужно руки с мылом мыть, чтоб здоровенькими быть.

Знают дети все вокруг –
Мыло наш надежный друг!

- Ребята, а давайте с вами поиграем. У нас есть разное мыло, его нужно расставить на полочки по видам. Давайте разделимся на две команды –

(Дети расставляют мыло на полки: хозяйственное, туалетное и детское)

-А теперь каждая команда проверит, справились ли с заданием ваши соперники. (Проверяем)

- По каким видам вы распределили мыло?

(туалетное – для всех, детское – для детей, хозяйственное – для стирки)

- Ребята, мы совместно с вашими родителями собрали коллекцию мыла. Давайте-ка внимательно рассмотрим ее.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

-Ребята, мылом вы пользуетесь несколько раз в день и наверняка знаете его свойства. Тогда мы отправляемся туда, где проводят разные опыты и эксперименты. Это место называется ЛАБОРАТОРИЯ. Там всегда чисто, светло и тепло, а главное – тихо, потому что каждый работает над своим открытием. Ну что, вперёд?

Физкультминутка:

(Дети идут в импровизированную лабораторию, где все приготовлено для опытов).

По ровненькой дорожке, бежали наши ножки — дети идут обычным шагом.
По камешкам, по камешкам
и в ямку за товарищем
– дети перешагивают через воображаемые камешки, при словах «в ямку за товарищем» приседают. Затем встают и снова идут: Встали мы на ножки
на ровненькой дорожке.

— Мы пришли в лабораторию, где все готово для работы.

А в лаборатории есть специальная одежда? (ДА).

- Тогда и мы оденемся, помогите друг другу одеть фартуки и очки и присаживайтесь на свои рабочие места.

- Мы с вами будем проводить опыты с мылом, и, возможно совершим открытие! Но прежде чем начать наш эксперимент, повторим правила безопасности:

1. Всё за собой ты убери,

Будь аккуратным и не сори.

2. Не пробуй на вкус ничего никогда,

Иначе тебя ожидает беда.

3. И никогда никому не мешай,

Соседа всегда своего уважай!

Ребята, вы знаете, раньше не было мыла, давайте посмотрим, что же раньше люди использовали вместо мыла. (ролик из истории мыла)

-Готовы к экспериментам? Давайте начинать!

Воспитатель совместно с детьми проводит опыты.

1. В прозрачные стаканчики налита тёплая вода:

- Какая вода? (тёплая), а какого цвета? (без цвета - чистая и прозрачная)

2. (Натираю мыло на тёрке)

- Как вы думаете, почему я смогла натереть мыло на тёрке? Несмотря на то, что мыло твёрдое, но оно достаточно мягкое, чтобы натереть его на тёрке.

3. У вас на столах есть натёртое мыло, давайте насыпем его в стаканчики с водой, немного помешаем его и понаблюдаем, что происходит с мылом? (Растворяется в воде)

-Какая стала вода, после растворения в ней мыла? (мутная)

4. Теперь давайте посильнее размешаем палочками мыло? Что происходит? (Появилась пена). Значит, в жидком состоянии мыло пенится)

(Дети делятся впечатлениями, высказывают свое мнение).

- Ребята, как вы думаете, можно с мылом играть? (предположения детей)

А я знаю, как можно с мылом поиграть. Давайте мы посмотрим на экран, там для вас спрятана подсказка.

Показ детям видео про мыльные пузыри.

- Догадались, что мы будем с вами ещё делать?

-А кто знает, как сделать мыльные пузыри? (ответы детей)

Для того, чтобы приготовить раствор для мыльных пузырей, необходимо взять: 100мл.воды, 100мл жидкого мыла, 2 ч.ложки. сахара и добавить немного глицерина. Всё это слить в одну ёмкость и перемешать.

-Ребята, глицерин – это такой раствор, который сделает наши пузыри крепче. Его можно купить в аптеке.

Я заранее приготовила для вас раствор, он стоит на ваших столах в ёмкостях с крышкой. Берите аккуратно себе баночки и соломинку, обмакните соломинку в раствор, немного помешайте и давайте попробуем надуть мыльные пузыри.

Пробуем дуть пузыри.

ФИЗМИНУТКА

Раз, два, три, четыре, пять, будем пузыри пускать! Дунем в трубочку тихонько, полетят они легонько.

Раз, два, три, четыре, пять, не пытайтесь их поймать! Чуть дотронетесь рукой, Хлоп! ... И пусто над тобой!

Опыты с мыльными пузырями

1. «Форма пузыря»

У меня есть несколько рамок разной формы - квадратной, овальной, в виде звездочки, цветка и т.д. Окунайте проволоку в смесь и слегка подуйте на образовавшуюся пленку. Посмотрим, что получится? Получились ли у нас фигурки? А какой формы у нас получаются пузыри?

2. «Пузырь в пузыре»

Для этого опыта нам надо немного раствора налить на тарелочки. Возьмите пипетки и из стаканчика с помощью пипетки налейте немного раствора на тарелочки. А теперь возьмите трубочки и окуните в раствор на тарелочке, попробуйте надуть пузырь. А теперь смочим трубочку в стаканчике с раствором и вводим внутрь этого пузыря и выдуваем внутри ещё один пузырь. (у кого сколько получится).

3. «Пузырь-великан»

С помощью воронки можно выдуть пузырь-великан. Я попробую надуть с помощью большой воронки, а у вас на столах воронки поменьше. Попробуйте надуть пузыри из них.

4. «Пузыри-попрыгунчики»

Надеваю шерстяную перчатку, выдуваю шарик и ловлю его на перчатку. Осторожно пробую заставить шарик подпрыгивать. В результате мыльный пузырь, не меняя формы и не лопаясь, мягко опускается на перчатку и даже подпрыгивает. Поверхность пузыря достаточно упруга. Пузырь опирается на ворсинки перчатки и как бы парит в воздухе. (не лопается)

5. «Предмет в пузыре»

Возьмите фигурки человечков, поставьте их на середину тарелочки с раствором и попробуйте надуть пузырь, фигурка останется внутри шара.

6. «Опыт с трубочкой».

- Возьмите в руки трубочки, опустите один конец в мыльную воду и подуйте в них. Только не сильно, чтобы не обрызгать ни себя, ни соседа. — Что происходит? (появляются большие пузыри)

«Если дунуть посильней, будет много пузырей!»

Воспитатель: Ребята, вам нравятся пузыри? Жаль только, что мыльные пузыри живут очень мало, но они такие красивые, как же продлить им жизнь, как сделать, чтобы они не лопались? (нарисовать их).

-А вы знаете, что можно рисовать мыльными пузырями, хотите научиться? (да).

- Давайте встанем из-за столов и пройдём в «королевство кисточки».

(Пробую рисовать простыми мыльными пузырями).

-Ребята, у меня ничего не получается, они бесцветные и ничего не видно. А как нам сделать разноцветные мыльные пузыри? (добавить краски)

Выбирайте себе любой цвет краски и пипеткой добавляйте в раствор для мыльных пузырей, перемешайте. А сейчас обратите внимание, что нужно сделать. Я беру соломинку, вдыхаю носиком воздух, а выдыхаю ртом через соломинку. Выдыхаю осторожно, несильно, чтобы не забрызгать ни себя, ни соседа. Дую в соломинку, и пузыри поднимаются, закрываю пузыри листом, и на листе отпечаток мыльных пузырей. А теперь этот же лист положим на баночку с другим цветом, затем с другим. Поменяйтесь друг с другом растворами. И у нас получится разноцветные рисунки мыльных пузырей.

Работа детей.

-Ой, какие красивые рисунки мыльных пузырей у нас получились. Давайте мы их положим вот сюда, а когда они подсохнут, мы обязательно устроим выставку из ваших рисунков.

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Ребята, наше занятие подошло к концу, а что больше всего вам понравилось на занятии?

А что вы больше всего запомнили?

- Мне и, я думаю, что и нашим гостям тоже понравилось ваше трудолюбие, упорство и желание помочь. Вы правильно отвечали на вопросы, проводили опыты. Молодцы, ребята! Подойдите все ко мне!

- Мне хочется сделать для вас подарок, закройте глазки. (Звучит музыка «Хорошее настроение» и начинается шоу мыльных пузырей)

 «Отгадай загадку»

У каждого в ванной
есть хитрая штука: 

Отмоет от грязи
и тело, и руки.
Смотри, чтобы в глаз
оно не попало.
Защиплет, тогда
не покажется мало!

 

В нарядных обвертках
лежат шоколадки, 

Они несъедобны
И вовсе не сладки.
Горьки, и пахучи, 

И грязь им не мила
да это же, братцы, Обычное…. .

О чем идет речь? Я юный волшебник, совсем не шучу; 

Я твердый кусок
В легкий шар превращу.

Я не Мойдодыр,
Но скажу вам правдиво,
Что в доме моем
Настоящее диво:
На полке лежит очень твердый кусок,
Его разломи и сотри в порошок.
Водички добавь, размешай и смотри:
По небу цветные летят пузыри.

Стихотворения о мыле

Каждый день
Я мыло мою
Под горячею водою.
И в ладонях поутру
Сильно-сильно
Мыло тру!
Мойся, мыло,
Не ленись,
Не выскальзывай,
Не злись!
Мы теперь с тобой дружны!
Нам грязнули не нужны!

Снять с ладошек пластилин
Знаю способ лишь один —
Мыло с теплою водой
Удалит налет лепной!

Вот беру я в руки мыло,
А оно вдруг подскочило,
Как космическое тело,
В ванну быстро улетело!
Не могу его достать —
Мамочку пришлось позвать!

Сделав маму хохотушкой,
Мыло от нее лягушкой
Ускакало. С разворота
Словно мячик бьет в ворота.
Отразила стенка гол —
Плюх обидчика на пол.

И без ручек и без ножек,
Мыло прыг через порожек,
Заскользило в коридор,
Завоевывать простор.
И в пыли, как в маскировке,
Скрылось в папиной кроссовке…
Но к нему, блестя немножко,
Мокрая вела дорожка…

Целый день рассказ у всех
Вызывал задорный смех:
Как играло и шутило
С нами озорное мыло!

Интересные факты

Белые пятна в истории.

До сих пор ученые не пришли к единому мнению, как появилось у человечества мыло. По одной из версий, родина его рождения — гора Сапо в Древнем Риме, на которой проводились жертвоприношения богам. После сжигания тушей ритуальных животных, их жир, смешиваясь с пеплом костров, стекал в реку Тибре, в которой женщины стирали белье. Они-то и заметили, что в данном месте вода пенится, а предметы гардероба отстирываются лучше. Так, изобретение мыла стало лишь вопросом времени.

Рецепты мыла.

Первые рецепты мыла ученые обнаружили в Месопотамии на глиняных табличках, которые относятся к 2200 году до нашей эры. На них была детально описана технология изготовления продукта из доступных натуральных ингредиентов.

Налог на мыло

В Средневековой Англии мыло рассматривалось правительством как хороший источник доходов, поэтому облагалось налогом. Интересно, что налоговые инспекторы должны были на ночь запирать посуду мыловаров, которую те использовали для приготовления мыла. Таким образом велась борьба с подпольным изготовлением мыльной продукции. Любопытно, что этот налог просуществовал целых 200 лет!

Первое жидкое средство

Вопреки распространенному мнению, жидкое мыло было изобретено еще в период Античности. Правда, готовили его из весьма необычных ингредиентов: растопленного жира быка ли козы и древесной золы после сгорания бука. Интересно, что такое мыло, не только очищало кожу, но и могло окрасить волосы в разные цвета — например, желтый или красный.

Русское мыло

На территории современной России мыло начали варить еще при Петре I. Но вплоть до восемнадцатого века его могли позволить себе только высокопоставленные знатные люди. Стоит заметить, что крестьян этот факт нисколько не смущал, они готовили собственное «мыло», смешивая древесную золу и воду, и прогревая полученную смесь в печке.

Продукция ручной работы

Современное мыло ручной работы позиционируется как натуральный продукт, который не сушит кожу, и изготавливается по древним редким рецептам. На самом деле, составы средств сильно различаются! В древности мыло варили из животного жира и пепла не смолистых пород деревьев, а сегодняшнее мыло производят из натуральных масел (кокосового, какао, оливкового, ши, виноградной косточки, авокадо, миндального), гидроксида натрия (щелочи) и воды. Для расчета необходимого количества ингредиентов мыловары, как правило, используют мыльный калькулятор.

Игры и развлечения

Дидактические игры «Праздник мыльных пузырей»

- Мыльный пузырь похож на апельсин? (дети «Да»)

-  А он похож на мандарин? (дети «Да»)

- А на яблоки в саду? (дети «Да»)

- А на рыбку, там в пруду? (дети «Нет»)

- Мыльный пузырь похож на шар земной? (дети «Да»)

- А на мячик надувной? (дети «Да»)

- Он похож на телефон? (дети «Нет»)

- А на большой светофор? (дети «Нет»)

- Круглый он, как солнце в небе? (дети «Да»)

- И как колесо на велосипеде? (дети «Да»)

- А ещё, похож на дом? (дети «Нет»)

- А на белый снежный ком? (дети «Да»)

Вед. Молодцы! Справились с заданием. Ребята, а вы любите дуть мыльные пузыри?

Дети: Да!

Ведущий: Давайте поиграем!

Раз, два, три, четыре, пять,

Пузырь через верёвочку

Заставим мы летать.

Аттракцион «Лети пузырь через веревочку»

Натягивают веревочку, 2 детей выдувают пузыри так, чтобы они перелетели через неё. Аттракцион проводится 3-4 раза.

Ведущий: Молодцы! Праздник продолжатся?

Дети: Продолжается!

Ведущий: Дети улыбаются?

Дети: Улыбаются!

Ведущий: Эй, ребята, поднялись,

Дружно за руки взялись.

Круг большой мы образуем,

И немножко потанцуем.

Ведущий: Сейчас проведем соревнования: «У кого мыльный пузырь больше всех?»

Детей выдувают пузыри у кого больше.

П/и «Пузырь».

Дети вместе с педагогом берутся за руки и образуют небольшой круг, становясь близко друг к другу, говорят вместе:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Одновременно с этим все постепенно расширяют круг и держатся за руки до тех пор, пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь!». Дети опускают руки и приседают на корточки, говоря: «Хлоп». Можно после слов: «Лопнул пузырь» предложить детям, по-прежнему держась за руки, двигаться к центру круга, произнося: «Ш-ш-ш-ш». Ребята, отходя назад, вновь расширяют круг.

Игра «Кто поймает на ладошку»

Воспитатель выдувает пузыри, дети стараются поймать на ладошку.

Ведущий: Ребята, давайте расскажем про пузыри стихи.

1. Подарили мне игрушку

Не машинку, не хлопушку.

Просто тюбик. А внутри

Притаились пузыри

2. Если дунуть посильней,

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что их не поймать.

3. Раз, два, три

Раз, два, три -

Я пускаю пузыри.

Мыльные, воздушные,

Ветерку послушные.

4. Раз, два, три, четыре, пять,

Пузыри летят опять

Над домами, над лесами.

Над зелёными садами.

5. Как красивы – посмотри! –

Мыльные пузыри.

Стайкой по ветру летят

И на солнышке блестят.

6. Пузыри легко взлетают,

Цветом радуги сверкают.

- Посмотри-ка, посмотри,

Как сияют пузыри!

Игра на дыхание "Мыльная пена "

Набираем небольшое количество раствора в пластиковые стаканы и трубочками вдуваем в них воздух. Раствор начнёт бурлить и даст обильную пену.

Ведущий: Застоялись мы немножко

Чтобы косточки размять,

Предлагаю вам побегать,

Пузырями побывать.

Подвижная игра «Мыльные пузыри».

Ведущий: Ребята, мы сейчас превратимся в пузырьки.

Давайте скажем волшебные слова:

«Раз-два-три, Все мы мыльные пузыри».

Пузырьки любят летать. По сигналу: «Полетели» вы будете бегать по участку. У пузырьков есть домики. Это обручи. По сигналу: «Пора домой!» вы постараетесь занять место в «домике». Кому места не хватит, выбывает из нашей игры и превращается снова в мальчика или девочку.

Сказка о Волшебном мыле.

Елена Черных

Жил-был на свете маленький медвежонок по имени Саня. Он был очень славный и смешной. Были у него Мама с Папой, которые его очень любили, и  которых он тоже очень любил. Но, несмотря на это, доставлял он иногда Маме огорчения. И огорчал он Маму тем, что ужасно не любил умываться.
 Вот придёт с прогулки грязный медвежонок, мама сразу просит лапы помыть. Но медвежонок ни в какую. Приходится маме его силой в ванную тащить. Или рисовать сядет, а рисовать медвежонок очень любил: и карандашами цветными, и фломастерами, и красками разными. Много рисунков нарисует. И не только на бумаге. Бывало и стены измажет, и стол. А уж про мордочку с лапами и говорить не приходится - всё в красках. Только вот мыться его заставить после этого творческого занятия Маме удавалось с трудом.
 И что только Мама не придумывала, чтобы приучить Саню умываться: и наперегонки в ванную они бегали, и игрушки вместе с ним мыть предлагала. Всего этого хватало на один-два дня. А потом снова медвежонок отказывался умываться.
 И вот как то раз, когда Саня нарисовал очередную неповторимую картину, Мама вдруг сказала медвежонку:
- А ты знаешь, сынок, что у меня есть Волшебное Мыло?
- Это как? Настоящее Волшебное? А что оно умеет делать? – спросил медвежонок.
- Оно превращает обычную прозрачную воду в разноцветные ручейки. Если хочешь, могу тебе показать. Только чудо произойдёт лишь в том случае, если ты намылишь им свои лапки, – ответила Мама.
- Пошли скорее в ванную!! – закричал медвежонок – Я хочу увидеть Волшебное Мыло.
 Когда они пришли в ванную, мама включила кран с водой, намылила медвежонку лапы и подставила их под струю воды. И тут произошло чудо! Прозрачная вода, попадая на Санины лапы, вдруг превращалась в разноцветные ручейки – красные, синие, желтые, зелёные и ещё какого-то совершенно непонятного цвета.
 Это открытие так захватило медвежонка, что он не мог оторваться от этого занятия. Он снова и снова намыливал лапы и смывал пену водой. Так продолжалось до тех пор, пока цветные ручейки не исчезли.
 С тех пор медвежонок очень часто стал мыть лапы и мордочку, потому что ему хотелось увидеть вновь и вновь это разноцветное чудо.

Беседы с детьми «Бабушкино мыло»

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- совершенствовать представление о значимости гигиенических процедур
- расширять знания о средствах гигиены 
- пополнять словарный запас 

Логика беседы:
Ребята сегодня мы поговорим с вами о гигиене.
- Что такое личная гигиена? (уход за своим телом, содержание его в чистоте)
- Правильно! Ведь недаром люди говорят: «Чистота - залог здоровья!».
- Для того чтобы содержать тело в чистоте у людей есть один большой помощник. 
Попробуйте отгадать что это?
Гладко, душисто, моет чисто

Нужно, чтоб у каждого было …. (мыло)
Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Обязательно нужно мыть руки после прогулок, посещения туалета, перед приемом пищи и после, после общения с животными. Ежедневно нужно принимать душ.
И в этом нам помогает наш помощник – туалетное мыло.
- Ребята, подумайте, зачем нужно мыться обязательно с мылом? (чтобы смыть всю грязь и микробы). 
- Верно! Давайте рассмотрим кожу на своих руках, обратите внимание, какая она гладкая, эластичная, способна растягиваться при движениях.
– Кожа защищает человека от попадания внутрь различных микробов. Когда вы прыгаете, бегаете, вам становится жарко и на коже появляются капельки пота. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов. 
Грязная кожа может принести вред здоровью. И, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим. 
Вот почему за кожей необходимо ухаживать. Одной только водой, пусть и горячей, смыть с тела всю грязь не удастся. А мыло способно удалить всю грязь и пот. 
- Поднимите, пожалуйста, руки те ребята, которые каждый день пользуются мылом.
- Молодцы! Расскажите, какое мыло есть у вас дома? (ответы детей).
- Да, ребята. Мыло бывает разное по форме, запаху, составу. 
В конце нашей беседы послушайте одну историю, которая произошла в обычной семье.

                             История хозяйственного мыла
«В одной большой семье жило-было мыло. Ему так хотелось быть полезным людям, но на него не обращали никакого внимания. А все потому, что было оно «хозяйственным». Не нравился людям ни цвет мыла серо-коричневый, ни его едкий запах! 
Бывало, дети по ошибке хватали его. В этот момент мыло радовалось.
- Ну вот, – думало оно, - и я пригодилось! 
Но как только они понимали, что взяли хозяйственное мыло…
- Фу! – говорили дети и брезгливо кидали его обратно. Тогда, как соседки мыла, так называемые туалетные, пользовались огромным спросом.
- Естественно! – считали они, - мы же такие яркие, ароматные, разные по форме. А что ты? - кирпич- кирпичом!!!
У хозяйственного мыла даже мыльницы своей не было. Так и лежало оно, никому не нужное, на полочке под раковиной. 
Однажды, мальчик, проживающий в этой семье, как всегда по ошибке, схватил хозяйственное мыло и хотел бросить его обратно, но вдруг задумался. 
- А откуда взялось это ужасное мыло? И зачем мы держим его среди прочих душистых сортов? Надо его выкинуть!
Мыло очень испугалось!»
Подошла к мальчику его мама и сказала, что выкидывать его нельзя! Это бабушкино мыло. Что, когда прабабушка была молодой, то не было такого разнообразия. Времена были трудные! И от грязи и микробов спасало только оно – ХОЗЯЙСТВЕННОЕ мыло! Не зря его назвали «хозяйственным». Им мылись, стирали белье, мыли посуду, пол и мебель. Еще мама сказала, что бабушка ни за что не променяет свое самое любимое хозяйственное мыло на любое другое.
Стали уважать тогда дети хозяйственное мыло. Купили ему мыльницу, выделили самое хорошее место на полке. Но, пользоваться все равно не стали! Решили – пусть отдыхает! В свое время наработалось!»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете хозяйственное мыло или «Бабушкино мыло» необходимо в современной жизни?  (ответы детей)

А ещё «Бабушкино мыло» помогает быстро заживать вашим ссадинам, нужно только намылить ссадину мылом и смыть водой. А сейчас, давайте зарисуем наше  «Бабушкино мыло» (дети рисуют, затем организуется выставка рисунков – мыла).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Мыло – чистюля и мыло лечебное лекарственное»

Исследовательская работа «Мыло – чистюля и мыло лечебное лекарственное»...

Презентация «Мыло – чистюля и мыло лечебное лекарственное»

Презентация «Мыло – чистюля и мыло лечебное лекарственное»...

Беседа по формированию культурно-гигиенических навыков "Что такое мыло? Бабушкино мыло".

Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Обязательно нужно мыть руки после прогулок, посещения туалета, перед приемом пищи и после, после общения с животными. Ежедневно нужно ...

«УРОКИ МОЙДОДЫРА: наше обычное мыло!» (искусство мыловарения в домашних условиях - изготовление авторского мыла ручной работы).

В настоящее время большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей и взрослых. При этом, важное значение принадлежит воспитанию у детей культурно - гигиенических навыков.Мыло яв...

БУКЛЕТ «УРОКИ МОЙДОДЫРА: САМИ ВАРИМ МЫЛО!» (изготовление авторского мыла ручной работы в домашних условиях)

В настоящее время большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей и взрослых. При этом, важное значение принадлежит воспитанию у детей культурно - гигиенических навыков. Мыло я...

Консультация для родителей «Мыло – фокусник. Интересные эксперименты с мылом дома».

Великий С.Л. Рубинштейн сказал: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности»...