Проект "Космос"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Мурзина Ольга Геннадьевна

Формирование у детей, старшей группы, представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.docx743.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Космические дали» в старшей группе

Составила :  Мурзина О.Г.      

«КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛИ»

Я верю, друзья,

Караваны ракет

Помчат нас вперед        

От звезды до звезды.

На пыльных тропинках

Далеких планет

Останутся наши следы.

В. Войнович

Актуальность проекта

Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни, в непосредственно образовательной деятельности детей. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).

Цель проекта:

- Формирование у детей, старшей группы, представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

Задачи:

1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.

2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.

3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Расширить знания о первом лётчике-космонавте Ю. А. Гагарине.

4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

5.Обогащать словарь: Галактика, Вселенная, Солнечная система, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон, невесомость, орбита, метеорит, скафандр, луноход, орбитальная станция.

Участники проекта: дети старшей группы в количестве 20 человек, воспитатель, родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный - 2 неделя

Предполагаемые результаты

Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.

Повышение уровня мотивации к занятиям.

Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Дети должны знать и называть:

Наша планета – Земля

Другие планеты нашей Солнечной системы

Первые живые существа в космосе – собаки

Имя первого космонавта – Юрий Гагарин

Название спутника Земли – Луна

На чем люди летают и работают в космосе – ракетакосмический корабль, луноход.

Этапы работы над проектом

подготовительный, разработка проекта.

практический.

заключительный: подведение итогов проекта КВН «Гагарин и космос»

1 этап. Разработка проекта:

1. Довести до участников проекта важность данной темы.

2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Космос».

3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.

4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

5. Составить план мероприятий.

2 этап. Практический.

План мероприятий

Образовательная область Мероприятие Задачи

Физическая культура

Безопасность

Здоровье Подвижные игры«Планеты, стройся!»«Космонавты»,

Физминутка:

Раз-два, стой ракета,

Три-четыре, скоро взлет

Чтобы долететь до солнца

Космонавтам нужен год.

Но дорогой нам не страшно,

Каждый ведь из нас атлет,

Пролетая над землею

Ей я передаем привет. Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.

Закрепить представление о необходимости заботиться, о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.

Социализация Сюжетно-ролевые игры,коммуникативные игры:

«Космос»«Космическое приключение» «Путешествие на ракете»

Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий.

Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: комму-никативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Познание

Позновательно- исследовательская

Беседы:

«Неизвестная Вселенная»

«Планеты солнечной системы»

(презентация)

«Первооткрыватели космоса»

(презентация)

Рассматривание изображений планет, созвездий, иллюстраций и книг по теме “Космос”.

Наблюдения: за луной, звездным небом, частями суток.

Опыты«Солнце и Земля»«День и ночь».

Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд.

Солнце – это самая близкая к Земле звезда, объяснить, что представляет собой Солнечная система. .Познакомить детей с понятием “планета”. Дать представление о нашей Галактике, планетах (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер); их особенностях.

Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Расширить знания детей о первым лётчике-космонавте Ю. А. Гагарине. Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве, собаках.

Развивать логическое мышление и воображение.

Уточнить представления о космосе, Вселенной, о Солнечной системе и Луне как спутнике Земли; формировать умение различать части суток, опираясь на на явления неживой природы (восход, заход Солнца; рассвет, закат, сумерки): развивать познавательную деятельность.

Развитие речи «Пересказ рассказа «Земля - наш дом во вселенной»

Разучивание стихотворения «Бабушка Луна» Г. Косова Осуществлять словарную работу, Сформировать понятие «космос»«космическое пространство», развивать навыки творческого рассказывания.

Чтение художественной литературы Чтение с детьми произведений о космосе:

Чтение албанской сказки «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили»

Чтение р. н. с. «Солнце, Месяц и Ворон-Воронович»

Е. П.Левитан: "Твоя Вселенная",

«Твоё солнышко»«Звёзды – Солнышкины сестрички»«Звёздные сказки»«Твой звёздный город – Галактика»

Чтение с детьми познавательных статей в энциклопедиях.

Загадки о космосе.

Чтение стихов о космосе, о вселенной,о солнечной систем:

«В космосе так здорово О. Ахметова, «Улыбка Гагарина» И. Левченко, «Юрий Гагарин» И. Бутримов, «Космос» Н. Цветкова, «Возвращение» В. Орлов Познакомить детей с художественной литературой по теме проекта.

Расширять кругозор детей на примере художественных произведений и их героев.

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

Художественное творчество Аппликация

(коллективная работа)

«Создание Вселенной»

Рисование:

«Солнечная система»

Раскрашивание на тему«Космос»

Лепка:

«Космическое приключение» Закреплять понятия «Вселенная, «Галактика», развивать чувство композиции, воспитывать ценности коллективного труда.

Учить рисовать планеты с помощью комка плотно сжатой бумаги, воспитывать интерес к творчеству.

Обобщить представление о космосе.

Учить детей лепить летающую тарелку, развивать творческие способности.

Труд Конструирование

«Ракета»

Постройка космического городка из строительного материала, конструктор Lego.

Конструирование из деревянного конструктора "Космодром" Творческое и познавательное развитие, расширять представление о космосе.

Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бросовым материалом.

Музыка Слушание музыкальных произведений: Песни о космосе«Знаете, каким он парнем был» - Ольга Воронец; «Я - Земля»«Спейс зодиак» – Симфония; Космическая – музыка.

Формирование эстетического отношения к окружающему миру через музыку.

Учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке.

Работа с родителями

Информация в родительском уголке: папка-передвижка «Знакомим ребёнка с космосом»

Просмотр родителями с детьми дома мультфильмов "Тайна третей планеты", "Белка и Стрелка".

Опыты«Делаем облако»«Солнечная система»

3 этап. Подведение итогов проекта:

Заключительным этапом работы над проектом стало проведение КВНа на тему «Гагарин и космос» с целью уточнения и выявления знания детей о первом космонавте, Вселенной и космосе.

Сравнивая результаты опросов детей, которые проводились в начале проекта и после его завершения, можно констатировать, что знания детей о космосе в начале проекта были отрывочными, а в конце проекта знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались,обогатился активный словарь за счет введения новых слов и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т. д.

На мой взгляд, мне удалось предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учились выражать свое отношение к происходящему. Играя, дети  погружались в организованную взрослыми ситуацию: превращались в космонавтов. В таких играх мы решали самые различные задачи – от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогли своим друзьям, выручали кого-либо из беды, узнавали интересные факты. Фантазируя, дети рисовали, лепили, конструировали, учились считать. При этом развивались творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Знания, полученные детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивался легко и навсегда. Данный проект помог детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации,повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Литература:

1. Космос. Детская энциклопедия. – Санкт - Петербург, 2007г.

2. Левитан Е. П. «Звёздные сказки»,- Москва,1994.

3. Е. А Паникова «Беседы о космосе» - Методическое пособие- Москва 2010г.

4. Левитан Е. П Твоё солнышко»,, изд. «Белый город» 2005г.

5. Левитан Е. П «Звёзды – Солнышкины сестрички», изд. «Белый город» 2005г.

6. Левитан Е. П Твой звёздный город – Галактика», изд. «Белый город» 2008г.

7. Наглядно-дидактическое пособие (мир в картинках) «Космос»- Москва