Проект "Космос"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Формирование у детей, старшей группы, представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kosmos.docx | 743.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Космические дали» в старшей группе
Составила : Мурзина О.Г.
«КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛИ»
Я верю, друзья,
Караваны ракет
Помчат нас вперед
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках
Далеких планет
Останутся наши следы.
В. Войнович
Актуальность проекта
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни, в непосредственно образовательной деятельности детей. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).
Цель проекта:
- Формирование у детей, старшей группы, представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи:
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.
3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Расширить знания о первом лётчике-космонавте Ю. А. Гагарине.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
5.Обогащать словарь: Галактика, Вселенная, Солнечная система, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон, невесомость, орбита, метеорит, скафандр, луноход, орбитальная станция.
Участники проекта: дети старшей группы в количестве 20 человек, воспитатель, родители.
Сроки реализации проекта: краткосрочный - 2 неделя
Предполагаемые результаты
Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
Повышение уровня мотивации к занятиям.
Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Дети должны знать и называть:
Наша планета – Земля
Другие планеты нашей Солнечной системы
Первые живые существа в космосе – собаки
Имя первого космонавта – Юрий Гагарин
Название спутника Земли – Луна
На чем люди летают и работают в космосе – ракета, космический корабль, луноход.
Этапы работы над проектом
подготовительный, разработка проекта.
практический.
заключительный: подведение итогов проекта КВН «Гагарин и космос»
1 этап. Разработка проекта:
1. Довести до участников проекта важность данной темы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Космос».
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
5. Составить план мероприятий.
2 этап. Практический.
План мероприятий
Образовательная область Мероприятие Задачи
Физическая культура
Безопасность
Здоровье Подвижные игры: «Планеты, стройся!», «Космонавты»,
Физминутка:
Раз-два, стой ракета,
Три-четыре, скоро взлет
Чтобы долететь до солнца
Космонавтам нужен год.
Но дорогой нам не страшно,
Каждый ведь из нас атлет,
Пролетая над землею
Ей я передаем привет. Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.
Закрепить представление о необходимости заботиться, о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.
Социализация Сюжетно-ролевые игры,коммуникативные игры:
«Космос», «Космическое приключение» «Путешествие на ракете»
Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий.
Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: комму-никативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Познание
Позновательно- исследовательская
Беседы:
- «Неизвестная Вселенная»
«Планеты солнечной системы»
(презентация)
«Первооткрыватели космоса»
(презентация)
Рассматривание изображений планет, созвездий, иллюстраций и книг по теме “Космос”.
Наблюдения: за луной, звездным небом, частями суток.
Опыты: «Солнце и Земля», «День и ночь».
Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд.
Солнце – это самая близкая к Земле звезда, объяснить, что представляет собой Солнечная система. .Познакомить детей с понятием “планета”. Дать представление о нашей Галактике, планетах (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер); их особенностях.
Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Расширить знания детей о первым лётчике-космонавте Ю. А. Гагарине. Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве, собаках.
Развивать логическое мышление и воображение.
Уточнить представления о космосе, Вселенной, о Солнечной системе и Луне как спутнике Земли; формировать умение различать части суток, опираясь на на явления неживой природы (восход, заход Солнца; рассвет, закат, сумерки): развивать познавательную деятельность.
Развитие речи «Пересказ рассказа «Земля - наш дом во вселенной»
Разучивание стихотворения «Бабушка Луна» Г. Косова Осуществлять словарную работу, Сформировать понятие «космос», «космическое пространство», развивать навыки творческого рассказывания.
Чтение художественной литературы Чтение с детьми произведений о космосе:
Чтение албанской сказки «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили»
Чтение р. н. с. «Солнце, Месяц и Ворон-Воронович»
Е. П.Левитан: "Твоя Вселенная",
«Твоё солнышко», «Звёзды – Солнышкины сестрички», «Звёздные сказки», «Твой звёздный город – Галактика»
Чтение с детьми познавательных статей в энциклопедиях.
Загадки о космосе.
Чтение стихов о космосе, о вселенной,о солнечной систем:
«В космосе так здорово!» О. Ахметова, «Улыбка Гагарина» И. Левченко, «Юрий Гагарин» И. Бутримов, «Космос» Н. Цветкова, «Возвращение» В. Орлов Познакомить детей с художественной литературой по теме проекта.
Расширять кругозор детей на примере художественных произведений и их героев.
Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Художественное творчество Аппликация
(коллективная работа)
«Создание Вселенной»
Рисование:
«Солнечная система»
Раскрашивание на тему: «Космос»
Лепка:
«Космическое приключение» Закреплять понятия «Вселенная, «Галактика», развивать чувство композиции, воспитывать ценности коллективного труда.
Учить рисовать планеты с помощью комка плотно сжатой бумаги, воспитывать интерес к творчеству.
Обобщить представление о космосе.
Учить детей лепить летающую тарелку, развивать творческие способности.
Труд Конструирование
«Ракета»
Постройка космического городка из строительного материала, конструктор Lego.
Конструирование из деревянного конструктора "Космодром" Творческое и познавательное развитие, расширять представление о космосе.
Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бросовым материалом.
Музыка Слушание музыкальных произведений: Песни о космосе: «Знаете, каким он парнем был» - Ольга Воронец; «Я - Земля»; «Спейс зодиак» – Симфония; Космическая – музыка.
Формирование эстетического отношения к окружающему миру через музыку.
Учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке.
Работа с родителями
Информация в родительском уголке: папка-передвижка «Знакомим ребёнка с космосом»
Просмотр родителями с детьми дома мультфильмов "Тайна третей планеты", "Белка и Стрелка".
Опыты: «Делаем облако», «Солнечная система»
3 этап. Подведение итогов проекта:
Заключительным этапом работы над проектом стало проведение КВНа на тему «Гагарин и космос» с целью уточнения и выявления знания детей о первом космонавте, Вселенной и космосе.
Сравнивая результаты опросов детей, которые проводились в начале проекта и после его завершения, можно констатировать, что знания детей о космосе в начале проекта были отрывочными, а в конце проекта знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались,обогатился активный словарь за счет введения новых слов и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т. д.
На мой взгляд, мне удалось предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учились выражать свое отношение к происходящему. Играя, дети погружались в организованную взрослыми ситуацию: превращались в космонавтов. В таких играх мы решали самые различные задачи – от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогли своим друзьям, выручали кого-либо из беды, узнавали интересные факты. Фантазируя, дети рисовали, лепили, конструировали, учились считать. При этом развивались творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Знания, полученные детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивался легко и навсегда. Данный проект помог детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации,повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Литература:
1. Космос. Детская энциклопедия. – Санкт - Петербург, 2007г.
2. Левитан Е. П. «Звёздные сказки»,- Москва,1994.
3. Е. А Паникова «Беседы о космосе» - Методическое пособие- Москва 2010г.
4. Левитан Е. П Твоё солнышко»,, изд. «Белый город» 2005г.
5. Левитан Е. П «Звёзды – Солнышкины сестрички», изд. «Белый город» 2005г.
6. Левитан Е. П Твой звёздный город – Галактика», изд. «Белый город» 2008г.
7. Наглядно-дидактическое пособие (мир в картинках) «Космос»- Москва