Викторина "Космос"
занимательные факты по окружающему миру (старшая группа)

Потапенко Каролина Витальевна

Материал будет полезен воспитателям старших групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_kosmos_st.vozrast.docx33.3 КБ
Файл viktorina_kosmos_st.vozrast.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная викторина

для детей старшего дошкольного возраста

«ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС»

Цель: закрепить имеющиеся знания дошкольников о космосе.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике;
  • обогащать словарь детей (космодром, скафандр, невесомость, телескоп и т. д.)

Развивающие:

  • развивать интеллектуальные способности детей;
  • развивать силу, выносливость.

Воспитывающие:

  • воспитывать умение работать в команде, сопереживать друг другу;
  • создавать эмоционально благоприятную атмосферу;
  • развивать силу, выносливость.

Материал:

  • Презентация Power Point.
  • Картины о космосе (конкурс «Дополни словечко»).
  • Рисунок по точкам с цифрами для конкурса капитанов (подготовительная группа).
  • Разрезные картинки для конкурса капитанов (старшая группа).
  • “Чертёж” (схема) ракеты из мягких модулей.
  • Спортивный инвентарь для соревнований.
  • Доска магнитная для каждой команды с названием команды (картинка-схема).
  • Звезды – бонусы за правильные ответы.
  • Поощрительные сюрпризы для детей.

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о космосе, о знаменитых космонавтах.

2. Разгадывание загадок.

3. Чтение книг по данной тематике.

4. Рисование, аппликации, пластилинография и др. виды деятельности по теме.

5. Дидактические игры:

  1. «Найди по тени»
  2. «Планеты солнечной системы»
  3. «Собери картинку» (паззлы)
  4. «Космическая цепочка»
  5. «Узнай созвездие»

6. Просмотр видеороликов про космос.

7. Просмотр картинок, портретов, разных журналов о космосе.

Дети под музыку входят в зал.

Вступительное слово воспитателя.

Дети старшей группы исполняют песню «Во Вселенной есть планеты»

(музыка А. Комарова, слова Т. Рядчиковой).

Дети подготовительной группы исполняют песню «Ждут нас звёзды давно» (слова и музыка Е. Александровой)

(садятся на стульчики)

Звучит космическая музыка и в зале появляется инопланетянин.

Инопланетянин: Здравствуйте, Земляне!

Воспитатель: Ребята! Кто это? (Дети отвечают). Да, ребята, это инопланетный гость. Давайте с ним поздороваемся! (Дети здороваются).

Инопланетянин: Я - житель далёкой планеты Меркурий. Со своей Галактики я уже который месяц наблюдаю, что Земляне готовятся к какому-то празднику.

Дети рассказывают стихи (подготовительная группа).

Ведущая: Ребята, расскажите нашему гостю, какой праздник сегодня отмечает вся страна? (День космонавтики).

Инопланетянин: Да-да, я помню, как 60 лет назад какой-то отважный человек с вашей планеты полетел в космос. Кто это был?

Дети: Юрий Гагарин.

Инопланетянин: А вам интересно, что он видел во время того полёта? (Да!)

Воспитатель: Уважаемый инопланетянин, наши ребята очень интересуются космосом и уже много знают. Мы приглашаем Вас остаться на нашей викторине в качестве гостя (члена жюри?) и проверить знания наших детей.

Инопланетянин: Я буду очень рад!

Воспитатель: Ребята, вы готовы? (Да!) Вам предстоит разделиться на 2 команды и выполнить задания, которые помогут вспомнить всё, что вы знаете о космосе, Солнечной системе и космонавтах.

Важно помнить, что побеждает тот, кто дружен, обладает смекалкой и не бросает друзей в беде. За правильные ответы вы будете получать звезды. В конце нашей викторины мы их подсчитаем. У кого окажется больше звёзд – тот и выиграл. (Для каждой команды подготовить магнитную доску с “обозначением” команды и прикреплять туда звёзды!!!!)  Но если ответы будут выкрикиваться с места, или хором, то звездочка будет забираться. Поэтому будьте внимательны, быстро поднимайте руку, а капитан команды должен озвучивать имя игрока, который будет отвечать на поставленный вопрос.

Сначала я представлю вам наше жюри, которое будет оценивать наши конкурсы.

Воспитатель представляет жюри: (2-3 человека из присутствующих на празднике)

1 конкурс «Приветствие».

Задание: Ребята, Вы должны выбрать капитана своей команды, а также представить свою команду и свой девиз.

Приветствие 1-ой команды:

Вас приветствует команда «Ракета»

Наш девиз: (все вместе):

Мы помчимся мимо звезд

Береги, комета, хвост.

Команде «Космонавты» - привет!

Приветствие 2-ой команды:

Вас приветствует команда «Космонавты»

Наш девиз:(все вместе):

Космонавтами мы станем и рукой до звёзд достанем!

Команде «Ракета» - привет!

(Оценка жюри).

2 конкурс. «Космическая разминка».

Задание: Будьте внимательны, сейчас я буду задавать вопросы обеим командам по очереди. Чья команда быстро, правильно и слаженно будет отвечать, получит звезду.

*- Как называется наша планета? (Земля).

--- Какую форму она имеет? (Форму шара).

*- Самая большая и горячая звезда во вселенной? (Солнце)

--- Как называется спутник Земли? (Луна)

*- Какая планета самая большая. (Юпитер.)

--- Самая маленькая? (Меркурий).

*- Сколько планет в Солнечной системе? (8).

--- Солнце – планета или звезда? (Звезда).

*- У какой из планет есть кольца? (У Сатурна.)

--- Как называется профессия тех, кто летает в космос? (Космонавт).

*-Как звали собак, которые летали в космос до людей и благополучно вернулись? (Лайка, Белка и Стрелка)

--- Кто был первым космонавтом? (Гагарин).

* - На чем летают космонавты? (Ракета)

--- Как называется место, откуда стартует ракета? (Космодром)

*-На каком космическом корабле летал Гагарин? (Восток – 1)

--- Как называется одежда космонавта? (Скафандр.) 

Дополнительные вопросы для детей подготовительной группы:

*- Как называется оптический прибор для исследования и изучения космических тел? (Телескоп.)

--- Как называется аппарат, на котором Юрий Гагарин вернулся на Землю после запуска ракеты в открытый космос? (Спускаемый аппарат космического корабля Восток - капсула)

*- Как звали человека, который первый вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)

--- А кто первая женщина, полетевшая в космос? (Валентина Терешкова).

** Какими чертами характера должен обладать космонавт? (сильный, смелый, выносливый, храбрый, талантливый, умный, быстрый)

(Оценка жюри).

3 конкурс. “Строительный”

- Отгадайте загадку:

До Луны не может птица

Долететь и возвратиться

Но зато умеет это

Делать быстрая..... (ракета)

- Для чего нужна ракета? (Ответы детей)

- Как ещё можно назвать ракету? (Космический корабль).

Задание: Ребята, вам сейчас предстоит построить космические корабли. Космический корабль – это очень сложная конструкция, в создании которой участвуют специалисты самых разных профессий. Но, прежде чем приступить к любому строительству, нужно иметь что? (чертёж). Правильно, необходим чертёж! Я даю вам чертежи, материал для строительства перед вами — это мягкие модули. Вы должны построить ракету точно по чертежу.

(Оценка жюри).

4 конкурс. «Путешествие на ракете».

Задание: Я предлагаю отправиться в путешествие. По залу раскладываются обручи-ракеты. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами стихотворения:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (можно усаживаться в одну ракету по два-три человека из одной команды). Те, кому не досталось места в ракете, выбывают. Затем по одному обручу убирается, все становятся опять в круг, и игра начинается сначала.

(Оценка жюри).

5 конкурс. Игра «Дополни словечко».

Задание: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Да!) Сейчас вам нужно не только отгадать загадку, но и найти ответ на картинках.

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный … (телескоп)

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на… (Ракете)

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски … (космонавт)

Самый первый в космосе,

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт … (Гагарин)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам … (Луна)

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется… (Земля)

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный … (спутник)

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его - полоска света,

А зовут объект… (комета)

Что видим мы, взглянув в оконце,

Нам ярким светом светит … (солнце)

Вся дорожка усыпана горошком. (Млечный Путь)

(Оценка жюри).

Динамическая пауза:

Игра с ускорением “Я - ракета!” (старшие группы)

авторы Алёна Карташова и Николай Стрельников.

Пластическая импровизация “Звёздочки и роботы” (подготовительная группа).

(можно пригласить инопланетянина)

6 конкурс. «Солнечная система».

Ведущий: Вам известно, что в нашей Вселенной есть Солнечная система? (Дети: “Да!”) Тогда вы наверняка знаете, что вокруг Солнца вращаются планеты. (Дети: “Да, их 8!”) Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы запомнили расположение планет солнечной системы относительно Солнца.

Задание: Дети располагают предложенные планеты (для старшей группы 4-5 планет, для подготовительной группы 5-8 планет) солнечной системы на “звёздном небе" (это может быть магнитная доска, плоскостное “поле”, макет солнечной системы или выстроить детей, одев на них маски планет и т.п.).

(Оценка жюри).

7 конкурс. Конкурс капитанов.

Задание: Сейчас будет задание для капитанов. Нужно выполнить его правильно и быстро. А остальные участники команды поддерживают своих капитанов.

Задание для старших групп: Собрать паззл и сказать, что получилось. Побеждает та команда, капитан которой быстро и правильно выполнит задание.

Задание для подготовительной группы: вам надо прямыми линиями соединить все точки по порядку и сказать, что у вас получилось. Кто сделает первым и правильно, та команда и получит звездочку.

(Оценка жюри).

Заключительная часть. Подведение итогов.

Ведущая: Уважаемый инопланетянин, помогите командам подсчитать звёзды. (Каждая команда считает свои звезды. Капитан говорит инопланетянину результат). Ведущий подводит итог соревнований.

Ведущий: Это был последний конкурс нашей космической викторины. Мы много вспомнили о космосе, о планетах Солнечной системы, может быть, кто-то даже узнал что-то новое. Но планета Земля, на которой мы живем - самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить, и, возможно, через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша Земля!».

Вручение значков «Знатоки космоса».

Флешмоб “Если очень захотеть - можно в Космос полететь”

группа «Радиотранс» (ремикс Dj Rich-Art)

Инопланетянин: Какие вы умные ребята! Мне очень понравилось у вас на планете Земля. Но, к сожалению, пора возвращаться домой, на планету Меркурий. Но сначала я хочу подарить вам подарки (вручает сюрпризы). Продолжайте и дальше стремиться к знаниям, берегите свою планету и прилетайте в гости! До свидания! (Уходит)



Предварительный просмотр:

Интеллектуальная викторина

для детей старшего дошкольного возраста

«ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС»

Цель: закрепить имеющиеся знания дошкольников о космосе.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике;
  • обогащать словарь детей (космодром, скафандр, невесомость, телескоп и т. д.)

Развивающие:

  • развивать интеллектуальные способности детей;
  • развивать силу, выносливость.

Воспитывающие:

  • воспитывать умение работать в команде, сопереживать друг другу;
  • создавать эмоционально благоприятную атмосферу;
  • развивать силу, выносливость.

Материал:

  • Презентация Power Point.
  • Картины о космосе (конкурс «Дополни словечко»).
  • Рисунок по точкам с цифрами для конкурса капитанов (подготовительная группа).
  • Разрезные картинки для конкурса капитанов (старшая группа).
  • “Чертёж” (схема) ракеты из мягких модулей.
  • Спортивный инвентарь для соревнований.
  • Доска магнитная для каждой команды с названием команды (картинка-схема).
  • Звезды – бонусы за правильные ответы.
  • Поощрительные сюрпризы для детей.

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о космосе, о знаменитых космонавтах.

2. Разгадывание загадок.

3. Чтение книг по данной тематике.

4. Рисование, аппликации, пластилинография и др. виды деятельности по теме.

5. Дидактические игры:

  1. «Найди по тени»
  2. «Планеты солнечной системы»
  3. «Собери картинку» (паззлы)
  4. «Космическая цепочка»
  5. «Узнай созвездие»

6. Просмотр видеороликов про космос.

7. Просмотр картинок, портретов, разных журналов о космосе.

Дети под музыку входят в зал.

Вступительное слово воспитателя.

Дети старшей группы исполняют песню «Во Вселенной есть планеты»

(музыка А. Комарова, слова Т. Рядчиковой).

Дети подготовительной группы исполняют песню «Ждут нас звёзды давно» (слова и музыка Е. Александровой)

(садятся на стульчики)

Звучит космическая музыка и в зале появляется инопланетянин.

Инопланетянин: Здравствуйте, Земляне!

Воспитатель: Ребята! Кто это? (Дети отвечают). Да, ребята, это инопланетный гость. Давайте с ним поздороваемся! (Дети здороваются).

Инопланетянин: Я - житель далёкой планеты Меркурий. Со своей Галактики я уже который месяц наблюдаю, что Земляне готовятся к какому-то празднику.

Дети рассказывают стихи (подготовительная группа).

Ведущая: Ребята, расскажите нашему гостю, какой праздник сегодня отмечает вся страна? (День космонавтики).

Инопланетянин: Да-да, я помню, как 60 лет назад какой-то отважный человек с вашей планеты полетел в космос. Кто это был?

Дети: Юрий Гагарин.

Инопланетянин: А вам интересно, что он видел во время того полёта? (Да!)

Воспитатель: Уважаемый инопланетянин, наши ребята очень интересуются космосом и уже много знают. Мы приглашаем Вас остаться на нашей викторине в качестве гостя (члена жюри?) и проверить знания наших детей.

Инопланетянин: Я буду очень рад!

Воспитатель: Ребята, вы готовы? (Да!) Вам предстоит разделиться на 2 команды и выполнить задания, которые помогут вспомнить всё, что вы знаете о космосе, Солнечной системе и космонавтах.

Важно помнить, что побеждает тот, кто дружен, обладает смекалкой и не бросает друзей в беде. За правильные ответы вы будете получать звезды. В конце нашей викторины мы их подсчитаем. У кого окажется больше звёзд – тот и выиграл. (Для каждой команды подготовить магнитную доску с “обозначением” команды и прикреплять туда звёзды!!!!)  Но если ответы будут выкрикиваться с места, или хором, то звездочка будет забираться. Поэтому будьте внимательны, быстро поднимайте руку, а капитан команды должен озвучивать имя игрока, который будет отвечать на поставленный вопрос.

Сначала я представлю вам наше жюри, которое будет оценивать наши конкурсы.

Воспитатель представляет жюри: (2-3 человека из присутствующих на празднике)

1 конкурс «Приветствие».

Задание: Ребята, Вы должны выбрать капитана своей команды, а также представить свою команду и свой девиз.

Приветствие 1-ой команды:

Вас приветствует команда «Ракета»

Наш девиз: (все вместе):

Мы помчимся мимо звезд

Береги, комета, хвост.

Команде «Космонавты» - привет!

Приветствие 2-ой команды:

Вас приветствует команда «Космонавты»

Наш девиз:(все вместе):

Космонавтами мы станем и рукой до звёзд достанем!

Команде «Ракета» - привет!

(Оценка жюри).

2 конкурс. «Космическая разминка».

Задание: Будьте внимательны, сейчас я буду задавать вопросы обеим командам по очереди. Чья команда быстро, правильно и слаженно будет отвечать, получит звезду.

*- Как называется наша планета? (Земля).

--- Какую форму она имеет? (Форму шара).

*- Самая большая и горячая звезда во вселенной? (Солнце)

--- Как называется спутник Земли? (Луна)

*- Какая планета самая большая. (Юпитер.)

--- Самая маленькая? (Меркурий).

*- Сколько планет в Солнечной системе? (8).

--- Солнце – планета или звезда? (Звезда).

*- У какой из планет есть кольца? (У Сатурна.)

--- Как называется профессия тех, кто летает в космос? (Космонавт).

*-Как звали собак, которые летали в космос до людей и благополучно вернулись? (Лайка, Белка и Стрелка)

--- Кто был первым космонавтом? (Гагарин).

* - На чем летают космонавты? (Ракета)

--- Как называется место, откуда стартует ракета? (Космодром)

*-На каком космическом корабле летал Гагарин? (Восток – 1)

--- Как называется одежда космонавта? (Скафандр.) 

Дополнительные вопросы для детей подготовительной группы:

*- Как называется оптический прибор для исследования и изучения космических тел? (Телескоп.)

--- Как называется аппарат, на котором Юрий Гагарин вернулся на Землю после запуска ракеты в открытый космос? (Спускаемый аппарат космического корабля Восток - капсула)

*- Как звали человека, который первый вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)

--- А кто первая женщина, полетевшая в космос? (Валентина Терешкова).

** Какими чертами характера должен обладать космонавт? (сильный, смелый, выносливый, храбрый, талантливый, умный, быстрый)

(Оценка жюри).

3 конкурс. “Строительный”

- Отгадайте загадку:

До Луны не может птица

Долететь и возвратиться

Но зато умеет это

Делать быстрая..... (ракета)

- Для чего нужна ракета? (Ответы детей)

- Как ещё можно назвать ракету? (Космический корабль).

Задание: Ребята, вам сейчас предстоит построить космические корабли. Космический корабль – это очень сложная конструкция, в создании которой участвуют специалисты самых разных профессий. Но, прежде чем приступить к любому строительству, нужно иметь что? (чертёж). Правильно, необходим чертёж! Я даю вам чертежи, материал для строительства перед вами — это мягкие модули. Вы должны построить ракету точно по чертежу.

(Оценка жюри).

4 конкурс. «Путешествие на ракете».

Задание: Я предлагаю отправиться в путешествие. По залу раскладываются обручи-ракеты. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами стихотворения:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (можно усаживаться в одну ракету по два-три человека из одной команды). Те, кому не досталось места в ракете, выбывают. Затем по одному обручу убирается, все становятся опять в круг, и игра начинается сначала.

(Оценка жюри).

5 конкурс. Игра «Дополни словечко».

Задание: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Да!) Сейчас вам нужно не только отгадать загадку, но и найти ответ на картинках.

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный … (телескоп)

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на… (Ракете)

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски … (космонавт)

Самый первый в космосе,

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт … (Гагарин)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам … (Луна)

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется… (Земля)

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный … (спутник)

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его - полоска света,

А зовут объект… (комета)

Что видим мы, взглянув в оконце,

Нам ярким светом светит … (солнце)

Вся дорожка усыпана горошком. (Млечный Путь)

(Оценка жюри).

Динамическая пауза:

Игра с ускорением “Я - ракета!” (старшие группы)

авторы Алёна Карташова и Николай Стрельников.

Пластическая импровизация “Звёздочки и роботы” (подготовительная группа).

(можно пригласить инопланетянина)

6 конкурс. «Солнечная система».

Ведущий: Вам известно, что в нашей Вселенной есть Солнечная система? (Дети: “Да!”) Тогда вы наверняка знаете, что вокруг Солнца вращаются планеты. (Дети: “Да, их 8!”) Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы запомнили расположение планет солнечной системы относительно Солнца.

Задание: Дети располагают предложенные планеты (для старшей группы 4-5 планет, для подготовительной группы 5-8 планет) солнечной системы на “звёздном небе" (это может быть магнитная доска, плоскостное “поле”, макет солнечной системы или выстроить детей, одев на них маски планет и т.п.).

(Оценка жюри).

7 конкурс. Конкурс капитанов.

Задание: Сейчас будет задание для капитанов. Нужно выполнить его правильно и быстро. А остальные участники команды поддерживают своих капитанов.

Задание для старших групп: Собрать паззл и сказать, что получилось. Побеждает та команда, капитан которой быстро и правильно выполнит задание.

Задание для подготовительной группы: вам надо прямыми линиями соединить все точки по порядку и сказать, что у вас получилось. Кто сделает первым и правильно, та команда и получит звездочку.

(Оценка жюри).

Заключительная часть. Подведение итогов.

Ведущая: Уважаемый инопланетянин, помогите командам подсчитать звёзды. (Каждая команда считает свои звезды. Капитан говорит инопланетянину результат). Ведущий подводит итог соревнований.

Ведущий: Это был последний конкурс нашей космической викторины. Мы много вспомнили о космосе, о планетах Солнечной системы, может быть, кто-то даже узнал что-то новое. Но планета Земля, на которой мы живем - самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить, и, возможно, через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша Земля!».

Вручение значков «Знатоки космоса».

Флешмоб “Если очень захотеть - можно в Космос полететь”

группа «Радиотранс» (ремикс Dj Rich-Art)

Инопланетянин: Какие вы умные ребята! Мне очень понравилось у вас на планете Земля. Но, к сожалению, пора возвращаться домой, на планету Меркурий. Но сначала я хочу подарить вам подарки (вручает сюрпризы). Продолжайте и дальше стремиться к знаниям, берегите свою планету и прилетайте в гости! До свидания! (Уходит)