Проектно-исследовательская работа «Московский метрополитен»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный проект предназначен для организации ознакомительно-ориентированного краткосрочного проекта с детьми 6-7 лет в рамках реализации образовательного проекта «Московское метро». Проект краткосрочный, групповой: 10.10.2020 г. по 30.11.2020 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.docx | 611.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская работа «Московский метрополитен»
Составитель: воспитатель Кузнецова В.Н.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 814» (ГБОУ Школа № 814) КДО 582
г. Москва октябрь-ноябрь 2020г.
Оглавление:
1. Аннотация
2. Введение
2.1. Актуальность
2.2. Практическая значимость
2.3. Цель проекта
2.4. Задачи проекта
2.5. Ожидаемые результаты проекта
2.6. Этапы работы по проекту
3. Основная часть
3.1. Мероприятия по реализации проекта:
3.2. Презентация проект
4. Заключение
5. Литература
6. Приложение
Аннотация
Данный проект предназначен для организации ознакомительно-ориентированного краткосрочного проекта с детьми 6-7 лет в рамках реализации образовательного проекта «Московское метро». Проект краткосрочный, групповой: 10.10.2020 г. по 30.11.2020 г.
Введение
Актуальность проекта.
Мероприятия, посвященные теме безопасности, всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Практика показывает, что ребенку дошкольного возраста интересны только те минуты, когда электропоезд метро выезжает из подземного туннеля и можно успеть рассмотреть за окном реку, парк или пригородные электрички. Каждый взрослый помнит свои яркие детские впечатления о станциях метро. Детям дошкольного возраста необходимо дать объем информации о метрополитене и профессиях, связанных с его работой, адекватный возрасту дошкольника. Ребенок готов узнать, почему метро, а точнее метрополитен, так называется. Ведь метрополитен значит "столичный", и он есть только в крупных.
Еще один хороший повод для разговора с ребенком в пути - это названия станций, через которые приходится проезжать. Названия станциям часто дает та местность, которая находится рядом. Какие-то названия хранят память о селах и деревнях, которые раньше находились в этих местах.
Практическая значимость
Проект по теме «Московский метрополитен» разработан для детей старшего дошкольного возраста.
Проект ориентирован на знакомстве детей с метрополитеном и безопасном поведение в нем.
Основные принципы:
- развивающего образования;
- единства воспитывающих, развивающих, обучающих целей и задач;
- интеграции образовательных областей;
- личностные качествах ребенка.
Проблема. В ходе наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста выявилась проблема, что не все дети были в метро, знают о метрополитене и о безопасном поведении.
Цель проекта: формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в метрополитене.
Задачи проекта:
1.Разработать дидактическое сопровождение по формированию знаний о метрополитене.
2.Познакомить детей с историей создания и работой метрополитена.
3.Формировать навыки безопасного поведения в метрополитене
4.Овладевать основным содержанием правил безопасного поведения в метрополитене, через образовательные области.
5.Воспитывать интерес и любовь к Москве и ее достопримечательностям.
6.Повысить уровень ответственности у родителей к безопасности детей.
Основные направления проекта:
- организованные формы обучения на занятиях через интеграцию образовательных областей;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- беседы;
- ознакомление с окружающим;
- чтение художественной литературы;
- игры.
Ожидаемые результаты проекта:
Знания, приобретённые детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Этапы реализации проекта:
1.Организационный этап
Составить конспекты образовательной деятельности.
Сбор информации о метрополитене.
Подбор сюжетных картинок.
Подбор художественной литературы.
Поиск музыкальных произведений.
Обновить развивающую среду.
2. Практический этап.
Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
Взаимодействие с родителями.
Осуществить контроль реализации проекта.
Интеграция с другими образовательными областями.
Совместная деятельность детей и родителей.
Самостоятельная деятельность детей.
3. Заключительный этап.
Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.
Обработать результаты реализации проекта.
Оформить методические рекомендации.
Перед началом работы над проектом была проведена консультация с родителями о целях, задачах проекта, в которой рассказали о необходимости оказания помощи, серьёзного отношения к исследованиям детей. Работа над проектом увлекла многих родителей.
Затем была подобрана методическая и художественная литература: личные книги по данной теме и книги дошкольного отделения, литература родителей, стихи, рассказы, загадки. Был приготовлен наглядный материал, необходимый для проекта: дидактические игры, фотоальбом.
Для определения представлений детей о метро проводилось обследование уровня знаний детей. Заинтересовали проблемой:
- История создания метрополитена;
- Люди, каких профессий работают в метро?
- Как выглядела схема метро в начале строительства станций, в 40-ые годы и как выглядит в наши дни?
- Какие правила надо соблюдать во время пребывания в метро: на эскалаторе, перроне и в вагоне?
- Почему одни станции подземные, а другие наземные? С начала учебного года (октября) мы начали наш проект. Для того чтобы полученные знания и выводы сохранились в памяти и систематизировались, мы закрепляли их в игровой, конструктивной, художественной и самостоятельной деятельности детей.
Основные знания о метро дети получали в образовательной деятельности, в беседах, чтении художественной литературы, и в свободной деятельности с родителями: экскурсии, телепередачи, совместная деятельность.
Мероприятия по реализации проекта:
Проектная деятельность.
Рассказы детям о метрополитене;
Рассматривание иллюстраций формы работников метрополитена.
Создание папки «Московский метрополитен».
Дидактические, словесные игры.
Отгадывание загадок.
Составление кроссвордов.
Двигательная активность.
Построение железной дороги, станции метро.
Изодеятельность: рисование, лепка, аппликация.
Совместная творческая деятельность родителей и ребенка «Станция будущего» и «Правила поведения в метро»
Подготовить презентацию «Экскурсия в метро»
Подготовить презентацию в 4 частях по 7-ми самым красивым станциям метро: «Площадь революции», «Новокузнецкая», «Театральная», «Киевская», «Новослободская», «Маяковская», «Комсомольская»
Чудо-выставка. Создание альбома с иллюстрациями детей и родителей « Я в метро», «Метро будущего», макета «Станция метро»
Коммуникация - свободное общение в процессе познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
Сюжетно-ролевая игра «Машинист», «Пассажиры электропоезда»
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Безопасность в метрополитене»
Конструирование: постройки из пластмассового и деревянного конструкторов станций и электропоезда.
Чтение художественной литературы: рассказ Н.Носова «Метро», стихи Е.Тараховской «Метро», Н.Саконской «Песенка о метро», Я.Пишумова «Про то, как строят метро», М.Страховой «Метро» (1948г.); стихи к песням Н.Лабковского «Вместе весело поем», С.Патрушева и В.Сюткина «42 минуты».
Познавательная:
ФЭМП–счет, цвет, описание форм вагонов, станций метро; ориентирование на плоскости бумаги, «чтение» схем.
Художественное творчество:
- рисование «Мы рисуем метро», раскрашивание вагонов метро;
- лепка из пластилина «Вагон, пассажир…»;
- аппликация « Вагон метро» с последующим созданием коллективной работы «Станция метро»;
- ручной труд: изготовление атрибутов для игр (создание знаков, кепка и сумка контролера, деньги).
Непосредственная образовательная деятельность:
(Познавательное развитие; Художественно – эстетическое развитие; Социально- коммуникативное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие.)
«Познавательное развитие»:
НОД: Познание: Первые шаги в математику: ориентирование на плоскости бумаги по схемам и чертежам « Экскурсия в метро», «Кто быстрей дойдет до метро», Художественное творчество: аппликация: коллективная работа «Вагоны метро» (формировать умение работать в совместно, способствовать совместному сотрудничеству для достижения высокой продуктивности) ; упражнять в умении создавать вагоны в аппликации: вырезание из бумаги геометрических фигур разных форм и размеров; рисование «Станции метро будущего» (цветные карандаши, восковые карандаши, фломастеры, краски)
Познание: Архитектура НОД: презентация «Экскурсия в метро»; презентация в 4 частях «Самые красивые станции метро» (познакомить детей с архитектурой и внутренним оформлением станций).
Грамота, Познание: Первые шаги в математику, отгадывание кроссворда и записывание, упражнять в слоговом и звуковом анализе слов, в определении ударного гласного звука, в подборе определений к существительным; формировать умение ориентироваться на листе бумаги, выполнять штриховку и печатание буквы; развивать умение детей сравнивать, обобщать, выявлять и устанавливать закономерности.
Игровая деятельность
«Социально-коммуникативное развитие» Познание: сюжетно-ролевая игра «Машинист»;
д\и «Расскажи по схеме», «Кто быстрее доберется до метро», «Четвертый лишний», «Безопасность в метрополитене», «Правила поведения в метро».
Коммуникативная деятельность
«Познавательное развитие»: дидактическая игра - загадки о метрополитене (уточнить знания о значимости для людей, упражнять в умении отгадывать загадки).
Заучивание стихов о метро.
«Познавательное развитие» и «Безопасность»: занятие «Кто работает в метрополитене»; беседа «О метрополитене», «Экскурсия в метро» (развитие интересов детей; развитие познавательной мотивации; формирование первичных представлений; овладение речью как средством общения, обогащение словаря, развитие связной речи; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми; формирование основ безопасного поведения)
Художественно – продуктивная деятельность
«Художественно - эстетическое развитие»: «Метро будущего в рисунках детей»: закрепить знание детей, навыки рисования; формировать аккуратность; закреплять цвета и формы; развивать творческие способности, фантазию, эстетическое и образное восприятие.
Художественное творчество: рисование; коммуникация: развиваем речь детей: формировать умение пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи; активизировать в речи детей сложные предложения; упражнять в образовании однокоренных слов; изображать конструктивный рисунок по этапам.
«Художественно-эстетическое развитие»: рассматривание иллюстраций в книгах, презентации «Самые красивые станции метро» в 4 частях.
Двигательная активность
Физкультминутки
П\и «Обойди препятствия»
Игры математического содержания: п\и «Найди свой вагончик», «Найди свое место в вагоне».
Чтение художественной литературы
Рассказ Н.Носова «Метро»
Стихи Я. Пишумова «Про то, как строят метро», М.Страховой «Метро», Е.Тараховской «Метро».
Информация о метро из интернета
Музыкально-художественная деятельность
Песни о метро: «Вместе весело поем» сл. Н.Лабковского; «42 минуты под землей» сл. В.Сюткина и С.Патрушева; «Песенка о метро» сл. Н.Саконской.
Взаимодействие с родителями дошкольников: создание фотоальбома «Я в метро», рисунков «Станции метро будущего», запрещающих знаков «Правила поведения в метро», макета «Станция метро».
Презентация проекта:
1 Выставка: продукты детской творческой деятельности (рисунки, макеты)
2 Папка-передвижка «История создания метро».
3 Конспекты НОД.
4 Картотека стихов, загадок, физкультминуток.
5 Подвижные игры.
Итоговое обследование детей показало повышение уровня знаний. Таким образом, работа над проектом дала возможность каждому ребёнку проявить себя как творческую личность, почувствовать важность и значимость в коллективе, объединила всех участников проекта.
Результаты проекта радуют своими успехами. Проектная деятельность позволила более точно определить область исследования данной темы, систематизировать представления детей о метрополитене.
За сравнительно короткое время реализация проекта, уровень информации о метрополитене, истории, профессиях значительно повысился. Дети старшего дошкольного возраста подробнее познакомились с общественным транспортом - метрополитеном. У детей появился интерес к людям профессий, работающих в метро. Дети стали более самостоятельны в выборе своей деятельности, в определении конкретной цели. Также дети с удовольствием занимались продуктивной деятельностью.
В процессе работы над проектом дети имели возможность подробно изучить правила безопасного поведения и смогли реализовать свои знания через творческую деятельность.
Удалось достигнуть хороших результатов при взаимодействии с родителями. Родители приняли активное участие в реализации проекта.
В ходе проекта был собран познавательный и игровой материал, оформлены дидактические игры, подобран богатый иллюстративный материал, а так же образцы художественного слова по теме.
Литература:
- художественная: рассказ Н.Носова «Метро», стихи Я. Пишумова «Про то, как строят метро», М.Страховой «Метро», Е.Тараховской «Метро»;
- материалы из Интернета.
Приложение № 1 Конспект занятия по ознакомлению с метро и по безопасности на метрополитене " Знакомство с метро ".
Цель: познакомить детей с историей возникновения метро и правилами поведения.
Программное содержание: - формировать у детей первоначальные представления о метро; об истории возникновения и причинах и необходимости такого вида транспорта в большом городе; - правила поведения в метро; - пополнить и активизировать словарь детей: метрополитен, вестибюль, тоннель, эскалатор, поручень.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное, социально – коммуникативное.
Ход занятия. Воспитатель. Скажите мне, какие виды транспорта вы знаете? (ответы детей) Мы с вами сейчас поиграем. У меня есть карточки, на которых изображен различный транспорт, возьмите любую картинку с транспортом (автобус, троллейбус, трамвай, электричка) и расскажите о нем (дети рассказывают). Молодцы! Отгадайте загадку.
Под землёю с давних пор понарыто много нор, И по ним туда – сюда быстро едут поезда.
Правильно, это - метро. Кто из вас ездил на метро? Сегодня, я хочу познакомить вас с метро, а полностью метро называется метрополитеном Москвы. Ребята, знаете ли вы, почему люди задумали построить подземную дорогу? Разве людям было мало места на поверхности земли, зачем надо было рыть тоннели и пускать по ним поезда?
Рассказ воспитателя. Первое метро появилось в Москве. Единственным городским транспортом того времени был трамвай. Он не мог справляться с постоянно растущим населением Москвы. В 1930 году в Москве трамваев на дорогах становится так много, что им становится тесно, а люди попросту не влезают в переполненные вагоны. Встает вопрос о необходимости строить в городе метро. Первоначально по плану предполагалось, что метро будет проходить неглубоко под землей, но молодой инженер В. Л. Маковский представил проект глубокого заложения: прорубки тоннелей на глубине 25 - 30 метров. Для осуществления проекта строительства подземной линии глубокого заложения были привлечены специалисты горнодобывающих областей. 10 специалистов были отправлены на обучение за границу. К лету 1933 года на требуемой глубине можно было начать прокладывать глубокие тоннели. Метро намечено было запустить 7 ноября 1934 года, но открытие метро пришлось перенести из-за отсутствия эскалаторов. Времени для своих разработок эскалаторов не хватало и пришлось закупить за огромные деньги один эскалатор, чтобы его разобрать и на основе его разработать эскалаторы советского производства. И вот, 6 февраля 1935 года первые эскалаторы успешно прошли испытания. 4 февраля 1935 года по всей трассе прошел первый испытательный поезд и через два дня первыми пассажирами восьми поездов Московского метро стали 25 000 человек. Перед началом движения состава, вместо привычного объявления "Осторожно, двери закрываются!", на всю станцию звучало громогласное предупреждение помощника машиниста: "Го-о-т-о-о-о-в!" Московский архитектор Иван Таранов нарисовал знаменитую красную букву "М", которую поставили на всех наружных вестибюлях метро. 15 мая 1935 года в 5 часов 48 минут в тоннелях Московского Метрополитена включили ток, затем вышел первый поезд, и в 6 часов 45 минут двери 13 станций первой ветки метро открылись и приняли своих первых пассажиров. Первая линия шла от станции "Сокольники" до станции "Парк Культуры" с ответвлением от станции "Охотный ряд" до "Смоленской". Общая длина линий 11,5 км, 13 станций обслуживали 14 поездов. Посмотрите на первую схему линий метрополитена.
Посмотрите, как сейчас выглядит схема метро. Но метро и его схема постоянно меняются из-за строительства все новых станций (показываю схему из сети Интернет).
Физминутка
Руки вверх мы поднимаем, а потом их опускаем, А потом их разведём, а потом к себе прижмём, А потом похлопаем, на месте потопаем. Отдохнули, зарядились, тихо на места садились.
Воспитатель. Ребята, на любом виде транспорта существуют правила поведения пассажиров. И в метрополитене они также есть. Их создали, чтобы было меньше несчастных случаев и неприятных происшествий. Давайте вместе их уточним:
- при входе в двери метро необходимо их придерживать, чтобы не травмировать других пассажиров;
- чтобы пройти к эскалатору, нужно заплатить за проезд и пройти через турникет;
- на эскалаторе нужно стоять справа, крепко держась за поручень, а дети должны держать за руку взрослых, не мешать спускаться слева другим пассажирам; нельзя сидеть на ступеньках эскалатора;
- в ожидании поезда нельзя заступать за ограничительную линию, чтобы не упасть на пути;
- во время движения вагона надо стоять расставив ноги на ширине плеч и обязательно держаться за поручень или за взрослого;
- нельзя портить сиденья, рисовать на окнах, кричать, мусорить, висеть на поручнях.
А теперь проверим, как хорошо вы, ребята, запомнили правила. Давайте мы с вами сейчас поиграем в игру "Правильно – неправильно». Я буду показывать картинки, где изображены различные ситуации поведения в метро. Вы все молодцы! Наше занятие закончено. Думаю, что вы теперь будете правильно себя вести в метро. Предлагаю вам проявить свою фантазию и дома вместе с родителями придумать и нарисовать свою станцию метро, дать ей название. Затем мы оформим альбом « Метро будущего» по вашим рисункам.
Приложение № 2 Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Кто работает в метрополитене?»
Программное содержание:
- продолжать развивать у детей такое понятие как «метро»; расширять представление о подземном транспорте; закрепить у детей знание, как о самом быстром подземный видом транспорта;
- дать детям начальное представление о профессиях людей, работающих в московском метрополитене;
- воспитывать у детей интерес к таким профессиям как: машинист, дежурная по станции, полицейский, дежурная по эскалатору.
- расширять словарь детей: машинист, тоннель, дежурная, эскалатор, станция, вестибюль, уборочная машина.
Материал: иллюстрации, фотографии профессий, связанных с метрополитеном.
Предварительная работа:
- знакомство детей с подземным транспортом - метрополитеном, истории его создания, рассматривание иллюстраций с различными станциями в метро, эскалатора, поезда;
- чтение детям загадок о метро, стихов, рассказа Н.Носова «Метро», знакомство с логотипом для метро буквой «М».
Ход занятия. Ребята, в каком городе мы живем? (Москва) Люди, которые живут в Москве, называются москвичами. Наш город очень большой, многомиллионный. Сюда приезжает очень много людей, туристов. За один день невозможно объехать всю Москву, понадобится несколько дней. Как вы думаете, на каком транспорте можно быстрее объехать и осмотреть Москву? Да, конечно, на метро, потому что метро самый быстрый подземный транспорт. Как вы думаете, много ли людей работает в метро? Чем там люди занимаются? (дети отвечают) Сегодня мы будем говорить о профессиях людей, работающих в метро. Конечно, одним из самых важных работников метро является машинист поезда. Он водит поезда, в которых едет очень много людей. За одну смену он перевозит до 9000 человек. Поэтому машинист должен быть очень внимательным, знать правила езды на поезде и быть здоровым. Работа машиниста это тяжелая и напряженная работа: поезд метро движется на огромной скорости, а машинист должен вести поезд точно в соответствии с графиком, внимательно следить за дорожными знаками, показателями приборов в кабине, обстановкой на пути. Машинист одет в форму. Многим интересно побывать в кабине машиниста метро и вот сами фото кабин разных поездов.
Другая профессия в метро - дежурная по станции. Осуществляет прием, отправление и пропуск поездов, выполнение графика движения поездов и обеспечивает бесперебойную работу станции метрополитена. Ведет постоянное наблюдение за показанием светового табло и всех контрольных приборов, прибытием, отправлением поездов, движением маневровых составов. Информирует пассажиров по громкоговорящему оповещению, обеспечивает безопасность посадки и высадки пассажиров и культуру обслуживания, обеспечивает выполнение графика движения поездов, обеспечивает ритмичность работы служб станции, осуществляет связь с поездным диспетчером, следит за образцовым санитарным состоянием станции и предвестибюльной территории, за работами, производимыми на станции.
Посмотрите на следующую фотографию. Это дежурная по эскалатору. Она сидит и следит в своей кабине. За что она отвечает, на что смотрит? Кто знает? Я вам расскажу. У дежурной по эскалатору тоже есть форма. В кабине у неё есть разные кнопки и пульты управления движением эскалатора, а так же видео экран на котором прослеживается движение эскалатора с людьми. Она следит за правилами соблюдения безопасности людьми во время движения эскалатора, за перемещением пассажиров на эскалаторах. Имеет право останавливать эскалатор и докладывать машинисту эскалатора, диспетчеру Эскалаторной службы и ДСП при: соскакивании поручня или его обрыве; попадании предметов одежды или частей тела пассажиров в элементы эскалатора, при падении пассажира; при повреждении отдельных наружных частей эскалатора, представляющих опасность для пассажиров; при изменении направления или увеличении скорости движения лестничного полотна, а также при ошибочном пуске эскалатора в обратном направлении; обо всех случаях, угрожающих здоровью и жизни людей. Требовать от пассажиров выполнения Правил пользования эскалаторами, используя громкоговорящую связь. При обнаружении посторонних предметов вблизи эскалатора, не трогая их, сообщать дежурной по станции или милиции. В любой момент она может остановить эскалатор, если что случится.
Давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать на эскалаторе? (надо стоять справа, держаться за поручни, не сидеть на ступеньках, не бегать, не оставаться без присмотра взрослых, быть внимательным при сходе, не задерживаться, не прислоняться к неподвижным частям эскалатора, ставить сумки)
В метро работают люди и утром и днем и ночью. Как вы думаете это тяжело? (Да не просто). Ребята в метро красиво? Чисто? Конечно, без специальных уборочных машин не было бы в метро чисто и уютно. Машинист уборочных машин должен знать: назначение и устройство применяемых машин, правила и инструкции по их эксплуатации; технологию приготовления смесей моющих средств и правила пользования ими; требования санитарии и гигиены по содержанию станций метрополитена; правила и нормы по охране труда.
Любой труд в метрополитене нужен и важен!
Теперь поговорим о роли полицейских в метро. Для чего они находятся в метро? (следят за безопасностью, за порядком в подземном транспорте, используют так же видеокамеры для лучшего контроля) Да, верно. Полиция в Российской Федерации призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы всех людей нашей страны, то есть граждан, собственность, интересы общества и государства от разных преступлений. Сотрудник полиции может применять разные меры принуждения в пределах, установленных Законом.
Физкультминутка:
Будем дружно подрастать и работу выбирать: В машинисты мы пойдём, поезда мы поведем.
Будем дружно подрастать и работу выбирать: В полицейские пойдем и порядок наведем.
Будем дружно подрастать и работу выбирать: Мы в дежурные пойдем, эскалатор заведём.
Итог занятия. Ребята, в метро есть ещё много других важных профессий, с ними мы в дальнейшем обязательно познакомимся. Теперь вам интереснее и понятней будет ездить в подземном транспорте.
Приложение № 6 ЗАГАДКИ О МЕТРО
Быстрый транспорт городской, | |
Многолюден, шумен, молод, |
Где бывает: человек стоит, | |
Я в любое время года Сам вагон открыл нам двери, | |
Там много станций интересных: | |
Под землёю Крот живёт. |
Я пробил Талон — билет и прошёл сквозь турникет.
Улыбнулся мне в ответ — зелёным глазом.
Пропуская разом.
И повезла меня дорожка — дорожка — многоножка. Пересел я в быстрый дом
И помчал под гулкий гром. (Метро)
Везет нас под землей оно.
Там душно и людей полно.
Но выручает каждый раз,
Когда спешишь, там скорость — класс.
Ведь потому людей полно,
Что выручает всех … . (Метро)
Под землёй состав с народом
Машинист ведёт по рельсам,
Вслед за выходом и входом
Задвигает шумно дверцы. (Метро)
По лестнице шагающей под землю я спускался
И в чудесных домиках по городу катался.
Дороги извивались, все путались хитро.
Люблю я путешествовать по станциям … . (Метро)
Под землею с давних пор |
СТИХИ О МЕТРО Е.Тараховская «Метро» (1933)
БУКВА "М"
Ждать трамвая? Не желаю!
На автобус не сажусь!
Лучше сяду на метро я:
На метро быстрее втрое
Я до школы доберусь!
Ты не стой у остановок:
Лучше вместе мы войдём
В этот светлый, в этот новый
Необыкновенный дом!
Я всегда его узнаю и не спутаю ни с чем:
Погляди, над ним, как знамя,
Знак метро — большое «М»!
ЛЕСТНИЦА-ЧУДЕСНИЦА
Нам шагать по лестнице незачем с тобой —
Лестница-чудесница бежит сама собой!
Только за перила крепче ухватись.
Ишь, как покатила сверху вниз!
ПОДЗЕМНАЯ СТАНЦИЯ
Мы с тобою ожидали, что под нами темнота,
Что под нами, как в подвале, чернота и духота.
Здесь светло, как в полдень жаркий,
И — просторен и высок —
Изогнулся круглой аркой золотистый потолок.
И весёлый и крылатый ходит ветер под землёй —
Это сильный вентилятор бьёт прохладною струёй.
КТО СТРОИЛ?
Кто построил этот светлый, этот мраморный вокзал?
Кто под нами незаметно проходил и проползал?
Под садами, под домами шли рабочие в забой,
Воевали с плывунами, с камнем, глиной и водой.
На подмогу Метрострою люди щит изобрели —
Словно крот, ползя и роя, разрывал он глубь земли.
ПОЕЗД
Я ничуть не беспокоюсь:
Этот длинный быстрый поезд
Всех возьмёт, до одного,
Не оставит никого!
ФОКУСНИЦА-ДВЕРЬ
Не толкай ты попусту фокусницу-дверь!
Фокусница попросту откроется, поверь!
В ВАГОНЕ
А в вагоне лампы в тысячу свечей,
А в вагоне лампы в тысячу лучей.
Я в таком вагоне, длинном, как бульвар,
Я в таком вагоне в жизни не бывал!
ПОЕЗД ВЫНЫРНУЛ
Погляди, в окошках солнце:
Поезд вынырнул — несётся по Москве, не под Москвой.
И опять в тоннель нырнули,
И опять в подземном гуле путь мы продолжаем свой!
СТИХИ о правилах безопасности в метро
Нам шагать по лестнице незачем с тобой —
Лестница-чудесница бежит сама собой!
Только за перила крепче ухватись,
Ишь, как покатила снизу ввысь!
На эскалаторе стоишь? Будь осторожнее, малыш:
Там не шали и не вертись, и на ступеньки не садись.
Спокойно справа стой всегда,
А коль торопишься, тогда стоящих слева обходи,
Не спотыкайся по пути.
А будешь с лестницы сходить, внимательнее надо быть,
Чтоб очень точно рассчитать, когда на прочный пол вставать.
Когда в метро лежит твой путь, такой совет не позабудь.
Прошу: вниманье обрати, что все железные пути
Полоской светлой отделили, чтоб за нее не заходили.
Остановился поезд рядом, но штурмом брать его не надо.
В вагон вбегать не торопись,
Войдешь, за поручень возьмись. Спокойно стой и не кривляйся,
К дверям, мой друг, не прислоняйся:
А вдруг они решат открыться?!
Ведь ты не хочешь вниз свалиться
Песенка о метро
Музыка: Л. Половинкин Слова: Н. Саконская
Есть такое чудо - о нем твердят повсюду,
Придумано не худо, устроено хитро.
Плывет и не качается, течет и не кончается,
Где такое чудо? На метро!
Есть такие двери - внимательные двери,
разиню и тетерю не пустят на порог.
Лишь поезд отправляется, тотчас же закрываются.
Где такие двери? На метро!
Есть такие залы - гранитные кварталы,
подземные вокзалы блестят как серебро.
С просторными перронами, узорными колоннами.
Где такие залы? На метро!
Есть такие люди - настойчивые люди.
Они сказали: будет сдана работа в срок!
Проходщики, бетонщики, забойщики, кессонщики.
Где такие люди? На метро! (1936г.)
Приложения:
№ 1. Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с метро и безопасности на метрополитене " Знакомство с метро ".
№ 2. Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Кто работает в метрополитене?»
№ 3. Конспект интегрированного занятия по ФЭМП и формированию целостной картины мира «Путешествие в метро» (http://nsportal.ru) (приложение 2).
№ 4. Презентация «Экскурсия в метро» (нс портал)
№ 5. Презентация в 4 частях по 7-ми самым красивым станциям метро: «Площадь революции», «Новокузнецкая», «Театральная», «Киевская», «Новослободская», «Маяковская», «Комсомольская» (http://nsportal.ru).
№ 6. Загадки, стихи, песенки о метро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Московский метрополитен"
Проект "Московский метрополитен"...
Проект: " Московский Метрополитен "
1.Познакомить детей с историей метрополитена.2.Учим правилам поведения в метрополитене, ориентироваться в сложных ситуациях возникших на станциях или в вагоне.3. Развиваем воображение, умение выделять...
80 лет Московскому метрополитену.
В презентации представлена история Московского метпрополитена. Развитие линий и вагонов метро. Внутреннее убранство станций....
Московский метрополитен. Станции Комсомольская и Новослободская
Московский метрополитен. Станции Комсомольская и Новослободская...
Московский метрополитен. Станции Театральная и Площадь Революции
Московский метрополитен. Станции Театральная и Площадь Революции...
Московский метрополитен. Станции Киевская и Маяковская
Московский метрополитен. Станции Киевская и Маяковская...
Московский метрополитен. Станция Новокузнецкая
Московский метрополитен. Станция Новокузнецкая...