Конспект тематического занятия «Синичкин день»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через углубление, расширение и актуализацию знаний о зимующих птицах. Знакомство детей с особенностями рода птиц семейства синицевых и многообразии их видов, распространённых в Республике Карелия.
Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие»:
• систематизировать и закрепить знания детей о видах зимующих птиц: их значение для человека и природы, видах корма
• формировать умения и навыки наблюдения за пернатыми
• закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
• расширить представления о разных видах синиц
• развивать познавательный интерес у детей и взрослых к жизни зимующих птиц
• расширить представления детей и взрослых о праздниках путем знакомства с экологическим днем 12 ноября
Задачи в интеграции образовательных областей
Образовательная область «Речевое развитие»:
• развивать речевую активность детей
• формировать грамматически правильную речь
• способствовать развитию речевого общения
• активизировать словарный запас детей
• закрепить умение выразительно читать стихи, пословицы и поговорки
• формировать образную выразительную речь путем включения определений, сравнений
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
• воспитывать бережное и ответственное отношение к пернатым друзьям человека
• объединить детей и взрослых в желании оказать помощь зимующим птицам
• привлечь внимание к проблемам пернатых в зимнее время
• формирование экологической культуры подрастающего поколения
• формировать навыки партнерского взаимодействия между детьми группы, родителями и педагогом.
• вовлечь детей и родителей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
• совершенствовать умения детей и родителей в технике работы с бумагой
• закреплять умения распознавать птиц по издаваемым звукам
• закреплять навыки выполнения музыкально-ритмических движений
• создавать условия для развития творческой фантазии, воображения
• использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания
Образовательная область «Физическое развитие»:
• физически обеспечить оптимальную двигательную активность в течение развлечения
• развивать координацию движений
• развивать мелкую моторику кистей рук
Предварительная работа:
Беседы по темам “Зимующие и перелетные птицы”, “Чем питаются птицы”, “Как люди могут помочь птицам?”
Дидактические игры: “Найди свой домик”, “Кто? Где зимует?”, “Птицы родного края”. Чтение детской литературы: В. Бианки “Синичкин календарь”, “Чей нос лучше”, В. Сухомлинский “Почему плачет синичка?”, З. Александрова “Новая столовая”
Наблюдения на прогулке за птицами; рассматривание иллюстраций, картинок; отгадывание загадок. Рисование синицы. Слушание голосов птиц в записи.
Показ презентации “Синичкин день”, “Зимующие и перелетные птицы”, «Чем угостить птиц?"
Оборудование для педагога: ноутбук, запись птичьих голосов; маски-шапочки сороки и синички; набор карточек «Зимующие и перелетные птицы» для игры; птичьи лакомства в контейнерах: сухофрукты, семечки тыквы и подсолнуха, просо, пшено, хлебные крошки, овсяные хлопья, ягоды рябины и шиповника. Для детей: цветная бумага синего, черного, коричневого цветов, ножницы, фломастеры. Схемы. Доска магнитная.
Ход мероприятия
Педагог:- Ребята, осень близится к своему завершению. Ноябрь месяц встретил нас первыми морозами. И вот уже зима спешит к нам. Почувствовали приближение холодов и птицы. Некоторые улетели в теплые края. Как называют таких птиц? (перелетными). К ноябрю покидают нас все перелетные птицы.
- Каких перелетных птиц вы можете назвать, ребята? (ласточки, грачи, трясогузка, скворцы, кукушки, журавли, лебеди, соловьи).
- Но улетают не все пернатые. С нами остаются другие птицы. Как мы их называем? (зимующие или оседлые птицы)
- Назовите их (синица, снегирь, дятел, свиристель, поползень, удод, сорока, галка, и т. д.).
Дидактическая игра ««Одинаковые, но разные». Разместить птиц на 2 группы – зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц - под солнышком.
Педагог: Именно птицам посвящается наша сегодняшняя встреча. Трудно представить мир без птичьего щебета! Сегодня мы с вами поприветствуем всех птичек, поиграем, порезвимся. Пусть наше познавательное занятие откроет вам что-то новое и интересное!
Отгадайте загадку ребята
Ей на месте не сидится, все летает целый день.
Суетится, суетится, целый день звенит: «тень-тень!»
Угадайте, что за птица? То веселая…. (синица).
Рис. 1 Синица
Педагог: Кстати, ребята, почему так прозвали эту птичку?
- Название «синица» произошло вовсе не от синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Своё имя они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!». А петь они очень любят, особенно самцы. Давайте послушаем пение синиц.
Синица считается одной из самых популярных птиц в нашей стране. Достаточно вспомнить пословицу: лучше синица в руках, чем журавль в небе.
У такой маленькой, но очень важной птички, как синичка, существует свой особый праздничный день.
Педагог: У наших предков есть поверье, что именно 12 ноября зимующие птицы прилетают в города и сёла. В этот день взрослые чинили старые птичьи кормушки и вешали новые, а дети кормили птиц. 12 ноября уже несколько лет является официальным Синичкиным днём.
- Почему именно Синичкин день? Да потому что, Синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили:
Рис. 2 Рис. 3
Не велика синица, голосок востер |
|
Рис. 4 Рис. 5
Педагог: Ребята давайте поиграем в игру “Перышки”. Птичья стая пролетела, перья разбросала. Перышки мы подберем и задания прочтем. Перья с загадками:
- Угадайте, что за птица, скачет по дорожке, собирает крошки. А потом на ветку –прыг, и чирикает: “Чик-чирик”
Рис. 6 Воробей
- Как лиса среди зверей – эта птица всех хитрей. Прячется в зеленых кронах, а зовут ее …
Рис. 7 Ворона
- Кто присел на толстый сук и стучит: “тук-тук, тук-тук”
Рис. 8 Дятел
- Кто летает? Кто стрекочет? Рассказать нам новость хочет?
Рис. 9 Сорока
- Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная, звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!»
Рис. 10 Синица
- Что за птица мороза не боится, хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде?
Рис. 11 Клёст
- Грудка ярче, чем заря, у кого? У …
Рис. 12 Снегирь
Педагог: Ребята, а как вы думаете, чем питаются синицы в природе?
Давайте опять поиграем в игру “Подбери корм для птиц”.
Рис. 13 Корм для синиц
На столе в блюдцах – семечки подсолнуха, сало несоленое, овсяные хлопья, хлебные крошки, конфеты, ягоды рябины и шиповника, сухофрукты яблока и груши, семечки тыквы. По другую сторону – изображения птиц. Каждой птице нужно предложить то, чем она питается:
- для синиц – семечки тыквы, арбуза, подсолнуха, сухие крошки белого хлеба, несоленое сало, сухофрукты, каши из риса, гречи, перловки следует отварить;
- для снегиря ягоды рябины, семена подсолнуха, овес, просо; перловка и геркулес безопасны для всех, главное из измельчить; семена тыквы, дыни, арбуза, кабачков; плоды шиповника, измельченная яичная скорлупа;
- дятлу можно предложить шишки, которые он расшелушивает, добывая орехи.
Педагог: Ребята, я вам предлагаю сыграть со мной в игру, которая называется
Кто летит – узнаем… (Физкультминутка)
(Если летает, дети разводят руки в стороны и плавно ими машут) .
Воробьи летят,
Сороки летят,
Собаки летят,
Свиристели летят,
Грачи летят,
Слоны летят,
Голуби летят,
Сосульки летят,
Курицы летят,
Поросята летят,
Вороны летят,
Столы летят.
Педагог: Продолжаем играть
Педагог: А где же обитают синицы?
Предположение детей.
Педагог: Обитают синицы не только у нас, но и во всех уголках мира. Синицы – это птицы дуплогнездовики. Они сами могут выдалбить себе гнездо или селятся в уже готовые дупла, оставленные дятлами.
На территории Республики Карелия обитают: большая синица, лазоревка, хохлатая синица, буроголовая, сероголовая и черноголовая гаички и московки. Давайте с вами соберем пазлы и увидим изображения разновидности синиц.
Дети собирают пазлы с изображением птиц: большая синица, лазоревка, хохлатая синица и московка.
Рис. 14 Большая синица Рис. 15 Лазоревка Рис. 16 Хохлатая синица
Рис. 17 Московка
Педагог: Но у нас ещё обитают другие разновидности синичек.
- Буроголовая гаичка называется ещё пухляком – это небольшая подвижная синица. Предпочитает жить в хвойных лесах, вот поэтому у нас обитает. Её редко встретишь около жилища человека, т.к. она любит глухие места, заросшие берега рек.
Рис. 18 Буроголовая гаичка
- Черноголовая гаичка мельче воробья и неяркой внешности. Обитает в сырых лиственных лесах. Шапочка блестящего чёрного цвета.
Рис. 19 Черноголовая гаичка
- Сероголовая гаичка очень похожа на большую синицу, только отличается по размеру. Она самая маленькая из гаичек. Верх серо-коричнего цвета, спина светло-серая. Встречается в северных районах Республики Карелия.
Рис. 20 Сероголовая гаичка
Педагог: Ребята некоторые синицы имеют двойные названия, например, буроголовая гаичка называется ещё пухляком благодаря пухлой форме своего тела. Хохлатая синица называется гренадёркой благодаря хохолку на голове. Но есть ещё синичка с красивым именем – князьком. Она занесена в красную книгу и очень редкая. Это белая лазоревка. Отличается она красивым голубоватым и синим оттенком перышек.
Рис. 21 Белая лазоревка
Педагог: Ребята я вам предлагаю сейчас заняться сейчас творчеством и сделать из бумаги кормушки для птиц.
Перед тем как начать работу мы с вами должны размять пальчики
Пальчиковая гимнастика: «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках (ритмично сжимают и разжимают кулаки).
Всем хватило зернышек! (Опять сжимают и разжимают кулаки.)
Совместный труд по изготовлению кормушек.
(Звучит пение птиц под которое дети делают кормушки)
Педагог: Ребята вам понравилось занятие, на котором мы узнали столько нового? Настроение каково?
-Во (дети показывают большой палец)
Давай подарим наше настроение друг другу (дети сдувают настроение с ладошки).
Педагог: Ребята, вы все молодцы. А ваши работы мы поместим на выставку к празднику Синичкин день». Всем большое спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект тематического физкультурного досуга День мальчиков
Практический материал, используемый в работе с детьми пятого года жизни в процессе формирования полоролевого поведения...
конспект открытого занятия "Синичкин день"
Данный материал содержит конспект открытогозанятия лля родителей по ознакомлению с окружающим "Синичкин день". Конспект был разработан для среднего дошкольного возраста в рамках экологическо...
Конспект логоритмического занятия «Синичкин День»
Цель занятия:- формировать знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках. Задачи занятия:- закрепить знания детей о зимующих птицах региона, умение их различать, группировать, о...
Конспект логоритмического занятия "Синичкин день"
Цель занятия:- формировать знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках....
Тематическое занятие "Синичкин день"
laquo;Синичкин день» во второй младшей группе «Гномики» Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день....
Конспект к занятию "Синичкин календарь!"
12 ноября праздник "Синичкин день"....
Конспект к занятию "Синичкин день"
12 ноября "Синичкин день" ...