ООД "Четыре стихии"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Во время занятия дети знакомятся с четырмя стихиями природы. Дети учатся делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать и анализировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sad.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41
Конспект организованной образовательной деятельности
по методу ТРИЗ
в старшей группе детского сада.
«Четыре стихии».
(с использованием ИКТ)
Составила
воспитатель МБДОУ д/с №41
комбинированного вида
Глитняк Ирина Николаевна
Г.о.г. Шахунья
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с четырьмя стихиями природы
- Дать знания о пользе и вреде их в жизни человека
- Учить детей делать предположения, выводы, выдвигать гипотезу, обобщать, анализировать, расширять кругозор детей.
Развивающие задачи:
- Развивать исследовательские способности и навыки.
- Развивать любознательность, логическое мышление, сообразительность.
- Обогащать словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать аккуратность и осторожность в работе, дисциплинированность.
Методы и приемы, технологии:
- Наглядные (наблюдение, рассматривание, упражнение);
- Словесные (беседа, напоминание, вопросы);
- Игровые (игровая ситуация);
- Триз технология;
- Использование ИКТ;
- Экспериментальная деятельность;
- Проблемная ситуация.
Словарная работа:
Оползень, землетрясение, камнепад, полезные ископаемые, наводнение, муссон.
Предварительная работа:
Игры с водой, песком, камнями.
Материалы:
Иллюстрации, картины, видиоролики.
Оборудование для опытов:
Спички, свеча, емкость с водой, парусники из грецких орехов, емкость с песком, медицинская груша, вода в стаканчиках.
В мини музее:
Коллекция камней, гербарии льна, льняные вещи.
Части занятия | Содержание | Дидактическое обеспечение и методическое обоснование | Прогнозируемый результат и возможные затруднения | Примечание |
1 часть 2 часть 3 часть | Воспитатель: -Ребята, а помните, как Артем пришел в детский сад с обожжённым от свечи пальцем? Дети: -да! Воспитатель: -Оказывается, накануне вечером, в доме не было света, и Артем обжегся, находясь рядом со свечкой. Я обещала вам, что покажу помещение, где проводят опыты и эксперименты с различными материалами. Постройтесь парами, и мы отправляемся в опытно-экспериментальную лабораторию. Воспитатель: -Ребята, посмотрите, что изображено на картинах? Дети: -Огонь, вода, воздух, земля. Воспитатель: -Как вы думаете, сравнив разные сюжеты, огонь для человека — это хорошо или плохо? Ответы детей: Хорошо: -Греет, освещает; -Люди готовят на нем еду; -Он движет транспорт: паровоз, воздушный шар; -Сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы. Плохо: -При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить. Опыт №1 Воспитатель: -А теперь подойдите к первому опытному столу. -Посмотрите, какой завораживающий язычок пламени красивый от свечки. От неё идет свет, если поднести к ней руку, я чувствую тепло, но если я долго подержу руку над пламенем- то я могу обжечься, как Артем. А посмотрите, что я сейчас сделаю. Я беру полоску бумаги, подношу ее к пламени, что с ней произошло? Ответ детей: -Она загорелась. Воспитатель: -Ребята, а как вы думаете, что произошло с подносом, на котором горела бумажка. Ответ детей: -Он наверно нагрелся. Воспитатель: -А сейчас я предлагаю вам убедиться в этом. Потрогайте поднос рукой. Сделаем вывод, ребята: Полоска бумаги горит, а металлический поднос сильно нагреется. Воспитатель: -Давайте подойдем к следующему стенду, где изображена вода. -Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрации. Скажите, пожалуйста, вода для всего живого на Земле- это хорошо или плохо? Ответы детей: -Вода нужна растениям, животным, рыбы живут в воде. -Воду используем для приготовления еды, стирки. Воспитатель: Хорошо: -Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купаемся в водоемах. Плохо: -Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. Проливные дожди, их называют ещё муссоны, затапливают целые города, реки выходят из берегов. Опыт №2 -У вас на столах стаканчики с водой. Я предлагаю вам, ребята, выпить стакан воды. -Расскажите, какую воду вы пили, какая она на вкус? Когда вам больше всего хочется пить? Ответы детей: -Когда жарко. -После еды, после физкультурного занятия, подвижных игр. Воспитатель: -Вы проделали опыт, сделали вывод. Предлагаю вам искупаться в речке. Как приятно в речке плавать!
-А сейчас, ребята, подышите глубоко носом. Наберите носом воздух и выпустите его на ладонь. Воздух мы не чувствуем, но ощущаем его, когда выпускаем струйку воздуха, получается маленький ветерок. Ветер-это движение воздуха. Ветер-это хорошо или плохо? Ответы детей: Хорошо: -Освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда. Плохо: -Сильный ветер поднимает песчаные и снежные бури, на море большую волну, которая переворачивает и топит корабли. -А сейчас мы с вами рассмотрим иллюстрации про ветер. Опыт №3. Воспитатель: -Сядьте за столы с контейнерами с водой, парами напротив друг друга и при помощи выдоха, своего маленького ветерка, передвигайте парусники друг другу. Опыт №4. -При помощи медицинских спринцовок, ребята, можно увидеть как в природе образуются барханы и снежные торосы. -Осталась еще одна стихия- Земля. Рассмотрите иллюстрации. -Скажите, земля для человека –это хорошо или плохо? Ответы детей: Хорошо: -Мы видим на картинах, что в любое время года Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры. -Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, делаем мебель. -В земле находятся полезные ископаемые. -А сейчас подойдите к иллюстрациям, изображающим экологические катастрофы. Плохо: -Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека и даже приводят к гибели. -Сейчас мы с вами посетим музей, в котором находятся гербарии льна, льняные вещи, коллекции камней, каменный уголь. -Мы познакомились с четырьмя стихиями природы. Только бережное обращение и разумное использование человеком природных богатств может обратить их ему на пользу, а не на вред. -Хотите поиграть в игру «Четыре стихии»? Ответ детей: -Да. Воспитатель: А сейчас мы проверим, кто из вас самый внимательный. Напоминаю: -Воздух поднимается вверх. Земля-руки опускаются вниз. Огонь-руки движутся вверх- вниз, вверх-вниз. Вода-руки движутся влево-вправо. Воспитатель: -Ребята, где мы сегодня побывали? Ответы детей: -В опытно-экспериментальной лаборатории. Воспитатель: -А вам понравилось путешествие? Ответы детей: -Да, было очень интересно. Воспитатель: -С какими стихиями вы познакомились? Ответы детей: -Огонь, вода, воздух, земля. Воспитатель: -Что для вас показалось трудным? Ответы детей: -У меня не получалось передвигать песок при помощи спринцовки, ветерок получался не сильным. Воспитатель: -Что понравилось вам в нашем путешествии больше всего? Ответы детей: -Мне понравилось исследовать воду. -Я с удовольствием смотрел на огонь, когда вы проводили опыт. Воспитатель: -Артем, а ты запомнил, как надо вести себя, если рядом огонь, чтобы не произошли неприятности? Артем: -Да, надо быть очень осторожным, огонь может быть не только добрым. -Ребята, в следующий раз мы посетим и другие лаборатории, узнаем много нового и интересного. Полученные знания вы можете применить в своих играх. | Проблемная ситуация на развитие интереса к экспериментальной деятельности. Вопрос используется с целью: научить детей делать выводы, обобщать, анализировать. Упражнение используется для закрепления у детей знаний о свойствах огня. Вопрос на развитие логического мышления, сообразительности. Упражнение с целью подтверждения гипотезы детей. Беседа используется с целью-дать знания о пользе и вреде воды. Экспериментирование с целью изучения качеств воды. Физическая пауза используется с целью предупреждения утомления детей. Игра-упражнение с целью развития познавательной активности. Рассматривание с целью научить детей делать выводы, предположение. Экспериментирование проводится с целью развития у детей исследовательских способностей и навыков. Рассматривание с целью научиться делать выводы, обобщать, выдвигать гипотезы. С целью расширения у детей кругозора. Игра на развитие внимания. | Скорее всего вопрос вызовет затруднение у детей. Скорее всего не вызовет затруднения у детей. Вопрос вызовет затруднение у отдельных детей. Экспериментирование вызовет у детей интерес, желание заниматься исследовательской деятельностью. Вопрос вызовет затруднения у некоторых детей. | Дети заходят в помещение, где вывешены иллюстрации с разными стихиями природы, с экспериментальными столами, мини-музеем. Показ видеоролика об огне. Опыт №1- «Горящая свеча» (проводит воспитатель). Воспитатель берет полоску бумаги и зажигает от свечи, кладет на поднос. Воспитатель обязательно перед тем как дать потрогать детям поднос , убеждается, что он теплый, а не горячий. Дети рассматривают иллюстрации. Просмотр слайдов о воде. Опыт №2 (проводят дети) - дети пьют воду. Физкультминутка «Как приятно в речке плавать» проходит под музыку шума воды. Плавательные движения. Повороты влево и вправо. Потягивания — руки вперёд Потягивания — руки вверх. Плавательные движения. Ходьба на месте. Дети рассматривают иллюстрации, на которых изображены морские пейзажи, песчаные барханы, снежные торосы. Дети выполняют задание возле своего контейнера с песком. (Короткий просмотр видеоролика о ветре). Дети рассматривают иллюстрации с изображением садов, грядок с овощами, с лесными грибами и ягодами. Дети рассматривают, берут в руки, сравнивают по прочности, твердости. Д/и «Четыре стихии» (показ слайдов с изображением «четырех стихий») |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим стихи по мнемотаблицам "Колючие стихи "
Презентация содержит текстовый материал для заучивания с помощью мнемотаблиц...
Стихи детям о весне и весенних праздниках (8 марта, стихи о маме, день космонавтики, день земли, 9 мая)
Стихи о весне и о весенних праздниках (8 марта, стихи о маме, день космонавтики, день земли, 9 мая)...
Стихи о России. Стихи о Родине для детей.
Красивые стихи....
Картотека стихов. Правильное ударение. Стихи- запоминалки.
Картотека стихов. Правильное ударение. Стихи- запоминалки. ...
"Стихи для дошкольников на тему спорт и здоровье" Данный материал можно использовать для прочтения, заучивания, На спортивных развлечениях и праздниках.Стихи легко запоминаются , доступны и понятны детям.
СТИХИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ «СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ.»...
Стихи для детей, стихи о ФГОС, стихи о празднике 8 марта, стихи
Сочиняю стихи для детей и для взрослых, пишу сказки....
"Салют стихов" Сборник стихов для детей дошкольного возраста
В пособии собраны стихи, которые могут быть использованы при проведении праздничных мероприятий в детском саду...