ООД "Четыре стихии"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Глитняк Ирина Николаевна

Во время занятия дети знакомятся с четырмя стихиями природы. Дети учатся делать предположения,  выводы, выдвигать гипотезы, обобщать и анализировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41

Конспект организованной образовательной деятельности

по методу ТРИЗ

в старшей группе детского сада.

«Четыре стихии».

(с использованием ИКТ)

Составила

воспитатель МБДОУ д/с №41

комбинированного вида

Глитняк Ирина Николаевна

Г.о.г. Шахунья

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Речевое развитие
  • Физическое развитие

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с четырьмя стихиями природы
  • Дать знания о пользе и вреде их в жизни человека
  • Учить детей делать предположения, выводы, выдвигать гипотезу, обобщать, анализировать, расширять кругозор детей.

Развивающие задачи:

  • Развивать исследовательские способности и навыки.
  • Развивать любознательность, логическое мышление, сообразительность.
  • Обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать аккуратность и осторожность в работе, дисциплинированность.

Методы и приемы, технологии:

  • Наглядные (наблюдение, рассматривание, упражнение);
  • Словесные (беседа, напоминание, вопросы);
  • Игровые (игровая ситуация);
  • Триз технология;
  • Использование ИКТ;
  • Экспериментальная деятельность;
  • Проблемная ситуация.

Словарная работа:

Оползень, землетрясение, камнепад, полезные ископаемые, наводнение, муссон.

Предварительная работа:

Игры с водой, песком, камнями.

Материалы:

Иллюстрации, картины, видиоролики.

Оборудование для опытов:

Спички, свеча, емкость с водой, парусники из грецких орехов, емкость с песком, медицинская груша, вода в стаканчиках.

В мини музее:

Коллекция камней, гербарии льна, льняные вещи.

Части занятия

Содержание

Дидактическое обеспечение и методическое обоснование

Прогнозируемый результат и возможные затруднения

Примечание

1 часть

2 часть

3 часть

Воспитатель:

-Ребята, а помните, как Артем пришел в детский сад с обожжённым от свечи пальцем?

Дети:

-да!

Воспитатель:

-Оказывается, накануне вечером, в доме не было света, и Артем обжегся, находясь рядом со свечкой. Я обещала вам, что покажу помещение, где проводят опыты и эксперименты с различными материалами. Постройтесь парами, и мы отправляемся в опытно-экспериментальную лабораторию.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, что изображено на картинах?

Дети:

-Огонь, вода, воздух, земля.

Воспитатель:

-Как вы думаете, сравнив разные сюжеты, огонь для человека — это хорошо или плохо?

Ответы детей:

Хорошо:

-Греет, освещает;

-Люди готовят на нем еду;

-Он движет транспорт: паровоз, воздушный шар;

-Сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы.

Плохо:

-При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить.

Опыт №1

Воспитатель:

-А теперь подойдите к первому опытному столу.

-Посмотрите, какой завораживающий язычок пламени красивый от свечки. От неё идет свет, если поднести к ней руку, я чувствую тепло, но если я долго подержу руку над пламенем- то я могу обжечься, как Артем. А посмотрите, что я сейчас сделаю. Я беру полоску бумаги, подношу ее к пламени, что с ней произошло?

Ответ детей:

-Она загорелась.

Воспитатель:

-Ребята, а как вы думаете, что произошло с подносом, на котором горела бумажка.

Ответ детей:

-Он наверно нагрелся.

Воспитатель:

-А сейчас я предлагаю вам убедиться в этом. Потрогайте поднос рукой.

Сделаем вывод, ребята: Полоска бумаги горит, а металлический поднос сильно нагреется.

Воспитатель:

-Давайте подойдем к следующему стенду, где изображена вода.

-Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрации. Скажите, пожалуйста, вода для всего живого на Земле- это хорошо или плохо?

Ответы детей:

-Вода нужна растениям, животным, рыбы живут в воде.

-Воду используем для приготовления еды, стирки.

Воспитатель:

Хорошо:

-Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купаемся в водоемах.

Плохо:

-Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм.

Проливные дожди, их называют ещё муссоны, затапливают целые города, реки выходят из берегов.

Опыт №2

-У вас на столах стаканчики с водой. Я предлагаю вам, ребята, выпить стакан воды.

-Расскажите, какую воду вы пили, какая она на вкус?

Когда вам больше всего хочется пить?

Ответы детей:

-Когда жарко.

-После еды, после физкультурного занятия, подвижных игр.

Воспитатель:

-Вы проделали опыт, сделали вывод. Предлагаю вам искупаться в речке.

Как приятно в речке плавать!


Берег слева, берег справа.


Речка лентой впереди.


Сверху мостик — погляди.
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем
И на травке отдыхаем.

-А сейчас, ребята, подышите глубоко носом. Наберите носом воздух и выпустите его на ладонь. Воздух мы не чувствуем, но ощущаем его, когда выпускаем струйку воздуха, получается маленький ветерок. Ветер-это движение воздуха.

Ветер-это хорошо или плохо?

Ответы детей:

Хорошо:

-Освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда.

Плохо:

-Сильный ветер поднимает песчаные и снежные бури, на море большую волну, которая переворачивает и топит корабли.

-А сейчас мы с вами рассмотрим иллюстрации про ветер.

Опыт №3.

Воспитатель:

-Сядьте за столы с контейнерами с водой, парами напротив друг друга и при помощи выдоха, своего маленького ветерка, передвигайте парусники друг другу.

Опыт №4.

-При помощи медицинских спринцовок, ребята, можно увидеть как в природе образуются барханы и снежные торосы.

-Осталась еще одна стихия- Земля. Рассмотрите иллюстрации.

-Скажите, земля для человека –это хорошо или плохо?

Ответы детей:

Хорошо:

-Мы видим на картинах, что в любое время года Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры.

-Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, делаем мебель.

-В земле находятся полезные ископаемые.

-А сейчас подойдите к иллюстрациям, изображающим экологические катастрофы.

Плохо:

-Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека и даже приводят к гибели.

-Сейчас мы с вами посетим музей, в котором находятся гербарии льна, льняные вещи, коллекции камней, каменный уголь.

-Мы познакомились с четырьмя стихиями природы. Только бережное обращение и разумное использование человеком природных богатств может обратить их ему на пользу, а не на вред.

-Хотите поиграть в игру «Четыре стихии»?

Ответ детей:

-Да.

Воспитатель:

А сейчас мы проверим, кто из вас самый внимательный.

Напоминаю:

-Воздух поднимается вверх.

Земля-руки опускаются вниз.

Огонь-руки движутся вверх- вниз, вверх-вниз.

Вода-руки движутся влево-вправо.

Воспитатель:

-Ребята, где мы сегодня побывали?

Ответы детей:

-В опытно-экспериментальной лаборатории.

Воспитатель:

-А вам понравилось путешествие?

Ответы детей:

-Да, было очень интересно.

Воспитатель:

-С какими стихиями вы познакомились?

Ответы детей:

-Огонь, вода, воздух, земля.

Воспитатель:

-Что для вас показалось трудным?

Ответы детей:

-У меня не получалось передвигать песок при помощи спринцовки, ветерок получался не сильным.

Воспитатель:

-Что понравилось вам в нашем путешествии больше всего?

Ответы детей:

-Мне понравилось исследовать воду.

-Я с удовольствием смотрел на огонь, когда вы проводили опыт.

Воспитатель:

-Артем, а ты запомнил, как надо вести себя, если рядом огонь, чтобы не произошли неприятности?

Артем:

-Да, надо быть очень осторожным, огонь может быть не только добрым.

-Ребята, в следующий раз мы посетим и другие лаборатории, узнаем много нового и интересного.

Полученные знания вы можете применить в своих играх.

Проблемная ситуация на развитие интереса к экспериментальной деятельности.

Вопрос используется с целью: научить детей делать выводы, обобщать, анализировать.

Упражнение используется для закрепления у детей знаний о свойствах огня.

Вопрос на развитие логического мышления, сообразительности.

Упражнение с целью подтверждения гипотезы детей.

Беседа используется с целью-дать знания о пользе и вреде воды.

Экспериментирование с целью изучения качеств воды.

Физическая пауза используется с целью предупреждения утомления детей.

Игра-упражнение с целью развития познавательной активности.

Рассматривание с целью научить детей делать выводы, предположение.

Экспериментирование проводится с целью развития у детей исследовательских способностей и навыков.

Рассматривание с целью научиться делать выводы, обобщать, выдвигать гипотезы.

 С целью расширения у детей кругозора.

Игра на развитие внимания.

Скорее всего вопрос вызовет затруднение у детей.

Скорее всего не вызовет затруднения у детей.

Вопрос вызовет затруднение у отдельных детей.

Экспериментирование вызовет у детей интерес, желание заниматься исследовательской деятельностью.

Вопрос вызовет затруднения у некоторых детей.

Дети заходят в помещение, где вывешены иллюстрации с разными стихиями природы, с экспериментальными столами, мини-музеем.

Показ видеоролика об огне.

Опыт №1- «Горящая свеча» (проводит воспитатель).

Воспитатель берет полоску бумаги и зажигает от свечи, кладет на поднос.

Воспитатель обязательно перед тем как дать потрогать детям поднос , убеждается, что он теплый, а не горячий.

Дети рассматривают иллюстрации.

Просмотр слайдов о воде.

Опыт №2 (проводят дети) - дети пьют воду.

Физкультминутка «Как приятно в речке плавать» проходит под музыку шума воды.

Плавательные движения.

Повороты влево и вправо.

Потягивания — руки вперёд

Потягивания — руки вверх.

Плавательные движения.

Ходьба на месте.

Дети рассматривают иллюстрации, на которых изображены морские пейзажи, песчаные барханы, снежные торосы.

Дети выполняют задание возле своего контейнера с песком.

(Короткий просмотр видеоролика о ветре).

Дети рассматривают иллюстрации с изображением садов, грядок с овощами, с лесными грибами и ягодами.

Дети рассматривают, берут в руки, сравнивают по прочности, твердости.

Д/и «Четыре стихии»

(показ слайдов с изображением «четырех стихий»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим стихи по мнемотаблицам "Колючие стихи "

Презентация содержит текстовый материал для заучивания с помощью мнемотаблиц...

Стихи детям о весне и весенних праздниках (8 марта, стихи о маме, день космонавтики, день земли, 9 мая)

Стихи о весне и о весенних праздниках (8 марта, стихи о маме, день космонавтики, день земли, 9 мая)...

Картотека стихов. Правильное ударение. Стихи- запоминалки.

Картотека стихов. Правильное ударение. Стихи- запоминалки. ...

Стихи для детей, стихи о ФГОС, стихи о празднике 8 марта, стихи

Сочиняю стихи для детей и  для взрослых, пишу сказки....

"Салют стихов" Сборник стихов для детей дошкольного возраста

В пособии собраны стихи, которые могут быть использованы при проведении праздничных мероприятий в детском саду...