Календарь наблюдения за птицами
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Постнова Елена Викторовна

Методика заполнения календаря наблюдения за птицами  в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendar_nablyudeniya_za_ptitsami.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методика заполнения календаря наблюдения за птицами

 в старшей группе

  1. Рисуется календарь месяца:
  • .учитывается время (за единицу берется неделя, разделенная на дни), некоторые особенности поведения птиц на кормушке (какие птицы сидят на дереве, кто ест с кормушки, которые пролетают, которые ссорятся).
  • календарь, соединяя в себе иконический и символический способы фиксации наблюдений (служит наглядно-практическим средством перевода детей от наглядно-образной к наглядно-схематической форме мышления.)

       2. Верхняя часть календаря для старшей группы заполняются карточками с изображениями птиц, прилетающих к кормушке. Фиксация наблюдений таким способом производится каждый день, в течение 2 недель .

       3.Нижняя часть календаря старшей группы  заполняются иначе, чем в младших группах: ежедневно в соответствующих графах проставляются цветные галочки (символическое изображение птиц).

      4. Главным содержанием календарей всех возрастных групп  является состав птиц (в старшей группе: воробей, снегирь, синица, голубь, ворона, сорока).

      5. Внесение данных в календарь 1 раз в 2 недели в разгар зимней подкормки позволяет детям хорошо познакомиться с многообразием. зимующих птиц.

       6 Троекратное внесение данных в календарь (в конце осени, зимой, в начале весны) в подготовительной группе дает возможность проследить с детьми динамику изменения состава птиц, связанную с осенне-весенними миграциями.

        7. На заключительном этапе (беседа по подведению итогов наблюдений) дети соотносят образы и объекты в обратном порядке: по значкам-символам репродуцируются представления о живых птицах и их реальном поведении.

        Таким образом, использование календарей данного типа (графических моделей) в практике детских садов — важное средство умственного воспитания детей разных возрастных групп.

        Старшие дошкольники, работая с календарем, расширяют свои представления не только о многообразии увиденных птиц, но и об особенностях их поведения (где кормились, чего боялись, проявляли свою агрессию или нет и пр.). Развивается способность детей к наглядно-схематическому мышлению, способность абстрагироваться.

 Особое значение приобретает работа с календарем в старшей группе.

      В  течение 2 недель дети отбирают карточки с изображением наблюдаемых на участке птиц, расставляют их по соответствующим графам, а затем    символически — цветными галочками. 

       2. Календарь, соединяя в себе иконический и символический способы фиксации наблюдений, служит наглядно-практическим средством перевода детей от наглядно-образной к наглядно-схематической форме мышления.

Одновременно дети обучаются умению поступенчато соотносить образы и объекты: представления о живых птицах соотносятся с их изображением в рисунках, которые, в свою очередь, соотносятся с символическим обозначением.

        На заключительном этапе (беседа по подведению итогов наблюдений) дети соотносят образы и объекты в обратном порядке: по значкам-символам репродуцируются представления о живых птицах и их реальном поведении.           Таким образом, использование календарей данного типа (графических моделей) в практике детских садов — важное средство умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Введение календаря наблюдений, помогающий наглядно усвоить характерные признаки.

Ознакомление  с природой, при специальной организации обучения, приносит положительные результаты в развитии восприятия, мышления и речи каждого ребенка., помогает усвоить характерные признаки из...

Календарь наблюдения за погодой в младшей и средней группе

Календарь наблюдения за погодой в младшей и средней группе, выполненный из фетра своими руками....

Календарь наблюдений за птицами

Распечатай, наблюдай  и заполняй календарь....

Календарь наблюдения за птицами

Во время прогулки дети вместе с воспитателем наблюдают за птицами, затем находят увиденную птицу в "кармашке " с изображениями птиц и тем, чем они питаются, и прикрепляют изображения в календарь. ...

Календарь наблюдений за птицами

Календарь наблюдений за птицами позволяет схематично заполнять наблюдения с детьми средней и старшей группы детского сада каждый месяц. Наблюдение осуществляется за наиболее распространенными птицами....

Календарь наблюдения за птицами

Календарь наблюдений за птицами. Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей и ...