нод "Путешествие божьей коровки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шкрябунова Елена Васильевна

Систематизировать знания детей о флоре и фауне луга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_bozhey_korovki.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по ознакомленнию с окружающим миром

«Путешествие божьей коровки» ст.гр.
Воспитатель Шкрябунова Е.В.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей : «познавательное развитие», «Речевое развитие», физическое развитие»
Тема: «Путешествие божьей коровки»
Програмные задачи: 
- Расширять и систематизировать знания детей о флоре и фауне луга;
- активизировать словарь
- закреплять названия луговых цветов
- развивать речь;
- воспитывать бережное отношение к природе. 
Материалы и оборудование: нарисованный контур божьей коровки, маски цветов, картинки насекомых,картинки луговых цветов, картинка «Цветущий луг»
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель. К нам в гости прилетела божья коровка и приглашает отправиться в путешествие на летний луг. 

  • мы узнаем, что такое луг, в каких местах он встречается, познакомимся с растениями, которые растут на лугу. Поговорим о том, какую пользу луг приносит животным и человеку.

  • Послушайте, пожалуйста, стихотворение и постарайтесь запомнить, какие растения растут на лугу.

На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер - кашка!

Что ещё? Гвоздика. Смолка,

Колокольчик, хвощ - как ёлка.

А ещё? Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки,

Грамофончики - вьюнки,

Ещё много разных травок,

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

  • Какие растения растут на лугу? (Ромашка, лютик, клевер, колокольчик…).
  • Что объединяет все эти растения? (Это травы. Растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство растений - цветы).


- Кто из вас был на лугу? 
- Какие растения там растут? 

  • Отгадайте загадку: «Что не сеяно родится?»  Правильно – это трава.
  • На лугу растут только травянистые растения.  Чтобы узнать, какие, надо отгадать загадки.
  • На зелёной хрупкой ножке
  • Вырос шарик у дорожки.
  • Ветерочек прошуршал
  • И развеял этот шар.
  • (Одуванчик.)
  • Эх, звоночки, синий цвет,
  • С язычком, а звону нет.
  • (Колокольчик.)

  • Стоит кудряшка,
  • Белая рубашка.
  • Сердечко золотое.
  • Что это такое?
  • (Ромашка.)                                                


-а какие насекомые ползают и летают на лугу ? 
Отправимся мы на луг на крыльях волшебной божьей коровки. Садитесь на крылья божьей коровки, покрепче держитесь и полетели! 
Неси нас, божья коровка, над полями. 
Неси нас, божья коровка , над лесами. 
Опустись-ка на лугу
Прямо в радугу – дугу. 
Вот мы и прилетели. 
Воспитатель - Посмотрите, как много цветов на лугу! Давайте сплетём из них венок!     Каждый из вас будет каким-то луговым цветком. 
Дети водят хоровод, ведущий по очереди надевает маски-цветы. 
Мы на луг ходили, 
Хоровод водили, 
Рвали там цветочки
И плели веночки. 
Вот ромашка – белый цвет, 
Соберём скорей в букет. 
К ней добавим василёк, 
Синий к белому цветок. 
Колокольчик голубой
Тоже мы возьмём с собой. 
И гвоздичку – невиличку, 
И душистый зверобой. 
Даже розовую кашку
Вставим рядышком с
Ромашкой. 
Мы вплетём в один венок
Каждый луговой цветок, 
Чтобы долго любоваться
Каждый тем веночком мог. 
Красивый получился венок! Много цветов рвать не будем. Пусть радуют своей красотой других. 

  А знаете ли вы, что луга образуются по берегам рек и озер. Как правило, луга              бывают заливные, поэтому люди в таких местах не селятся. А из-за увлажненной почвы, деревья не растут. Поэтому на лугах растут только травянистые растения. Луга имеют большое значение для сельского хозяйства. Многие из них служат пастбищами для домашних животных, на других заготавливают сено. Особенно ценные кормовые растения – мятлик, тимофеевка, лисохвост, клевер.

Игра  «пчелка села на цветок»

На полу раскладывают разные цветы.  

Дети, взявшись за руки, встают вокруг них.

На лугу  цветут ромашки,

Колокольчики и кашка,

Лютик едкий и нивняк.

Желтые и синие -

Все цветы красивые.

Бабочки, жуки летают,

Себе домик выбирают.  

Раз – цветок,  два  – цветок.  

У кого вкуснее сок?

Раз, два, три! Раз, два, три!

Свой цветок скорей найди!

Дети идут вокруг цветов хороводным шагом

Бегают врассыпную, взмахивая руками, как крыльями

Быстро находят свой цветок и встают вокруг него. Побеждает  команда, чей кружок быстрее построится.



Дети, пойдем с вами дальше, но идти надо осторожно, потому что в траве живут разные насекомые. 
«Цветущий луг»
- Отгадайте, кто живёт на лугу. 
Божья коровка загадывает загадки

 С ветки на тропинку, 
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка. (Кузнечик) 
Летит, пищит, 
Ножки длинные тащит, 
Случай не упустит –
Сядет и укусит. (Комар) 
Над цветком порхает, пляшет, 
Веерком узорным машет. (Бабочка) 
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой, 
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком (Пчела) 
- Ребята, как назвать одним словом обитателей луга? Каких насекомых вы ещё знаете? Какого цвета они бывают? Где ещё обитают насекомые? (Ответы детей) 
В - Давайте о них прочитаем стихотворение и покажем его с помощью движений. 
Дети читают стихотворение и выполняют движения. 
Шмель жужжит, 
Пищит комар, 
Бабочки летают. 
Целый день
Душистый мёд, 
Пчёлы запасают. 
Тёплая в реке вода, 
Ягоды в лукошке. 
Это жмурится весь день
Лето на окошке. 
Воспитатель:
- давайте мы с вами превратимся в бабочек
Физкультминутка «Бабочка».


Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения. 
Мы подпрыгнем столько раз
Сколько бабочек у нас. 
Руки вверх поднимем столько, 
Крыльев разных у них сколько. 
Столько раз присядем разом, 
Сколько лапок видим сразу
Воспитатель: дети, понравилось вам быть насекомыми? Надо бережно относиться к насекомым: не обижать, а беречь и охранять

 Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы сохранить луга?

Пасти небольшое количество животных, чтобы травы успевали восстанавливаться.

Косить траву после того, как поспеют семена, чтобы при косьбе они упали на землю.

Необходимо подсевать полезные травы — (клевер, донник, люцерну).

Выкашивать ядовитые растения до цветения.

Ни в коем случае нельзя распахивать луга - они очень долго не восстанавливаются.

 При сборе букетов цветов нужно брать немного, т. к. сорванный цветок — это                     загубленные семена.
Пора нам возвращаться в детский сад. Садитесь на крылья волшебной божьей коровки. 
Неси нас, божья коровка  над полями, 
Неси нас, божья коровка над лесами. 
Опустись-ка в детском саду
Прямо в группу. 
- Наше путешествие закончилось. Понравилось вам? Что вам больше всего запомнилось? Куда бы вы хотели отправиться ещё? (Ответы детей) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

наглядное пособие "Божья коровка"

Идея взята из журнала "Дошкольное воСпитание", мое - воплощение в жизнь. Работа над музыкальным произведением с использованием данного дидактического пособия способствует развитию слухового внимания, ...

Комплексное занятие по изобразительной деятельности (рисование) в младшей группе "Божья коровка"

Комплексное занятие учит детей различать характерные признаки весны, воспитывает чуткое и бережное отношение к пробуждению природы, закрепляет знания детей об особенностях насекомых, об их пользе и вр...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе по теме "Божья коровка".

Информационно-познавательное занятие. Цель -- познакомить с внешним видом и образом жизни божьей коровки, объяснить в чем ее польза....

Божья коровка

                                                    ...

"Божья коровка"

                                                    ...

Занятие "Божья коровка"

Для младшей группы...