Проект "Солдатский платок"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Зунгруева Олеся Олеговна

Проект к ВОВ в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_soldatskiy_platok_2.docx94.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колокольчик»

Методическая разработка

практико-ориентированного проекта

«Солдатский платок»,

посвященного 75-летию Великой Победы

для детей среднего дошкольного возраста и родителей

Похожее изображение

Автор:

воспитатель

Зунгруева Олеся Олеговна.

п. Лазаревский, 2020 г.

Описание содержания проекта «Солдатский платок»

Тип проекта: практико-ориентированный, творческий, среднесрочный.
Участники проекта: воспитанники, родители, педагоги.
Сроки проведения проекта: с 20 февраля по 20 марта 2020 года.

Актуальность

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важных задач современного общества. Детство - самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Поэтому важно ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к изучению её истории в будущем.

Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания. В современном обществе происходит разрушение традиционных устоев семьи в результате кризиса в духовно-нравственной сфере. Патриотическая направленность проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Проект "Солдатский платок" - это отличный метод истинного патриотического воспитания. Чтобы сделать такой платок,  взрослым придется вспомнить семейную историю, достать старые фотографии и рассказать об этом детям. За каждым платком - рассказ о простом солдате Великой Отечественной Войны.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Цена и память о ВОВ у каждой семьи разная. И жива эта личная память, пока живы свидетели, те люди, которых не обманешь, и которые не позволят забыть. Поэтому и через века не должна ослабевать память о них, не должен умаляться их героизм. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у дошкольника  сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. На конкретных фактах из жизни старших членов семей (прадедушек, прабабушек – участников ВОВ, их трудовых и фронтовых подвигах) можно  привить детям такие важные понятия, как «долг  перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг».

Учитывая выше сказанное, реализация практико-ориентированного проекта «Солдатский платок», посвященного 75-летию Великой Победы является особенно актуальным и значимым в патриотическом воспитании подрастающего поколения России.

Цели и задачи проекта

Цель: Формирование знаний и представлений у детей среднего дошкольного возраста о героическом прошлом своих прадедов, участников Великой Отечественной войны через исследовательскую и творческую деятельность.

Задачи проектируемого процесса на детей:

  • Вызвать у детей интерес к знаниям о героическом прошлом своих прадедов, участников ВОВ, к историческому прошлому.
  • Сформировать у детей знания и представления о подвигах своих прадедов, их воинских наградах, памятникам воинам.
  • Сформировать у детей умение применять полученные знания и представления в жизненных ситуациях: возложение цветов к обелискам и памятникам, уважительное отношение к ветеранам, участие в общесадовских мероприятиях посвящённых 75-летию Победы.
  • Развивать исследовательскую деятельность дошкольников.

Задачи проектируемого процесса на родителей:

  • Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по формированию уважительного отношения к героям ВОВ, укрепления связи между поколениями.
  • Повысить компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания дошкольников через чтение художественной литературы об участниках ВОВ, информационные стенды, совместную творческую деятельность.
  • Способствовать активному участию родителей в исследовательской деятельности, мероприятиях, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к памяти героев ВОВ, посещение экспозиций музеев и памятников города.

Задачи проектируемого процесса на образовательную среду:

  • Разработать подходы к созданию в ДОО образовательной среды, способствующей формированию знаний и представлений у детей среднего дошкольного возраста о героическом прошлом своих прадедов, участников ВОВ через исследовательскую и творческую деятельность.
  • Пополнить предметно-развивающую среду групп детей среднего дошкольного возраста макетами на военную тематику, мини-библиотекой и мини-музеем с фотографиями прадедов, с информацией и стихах об их героических подвигах,  изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр (бинокли, каски, пилотки, погоны и прочее).

Рабочий план реализации проекта «Солдатский платок»

Этапы и сроки реализации

I этап. Подготовительный – 20.02 – 25.02.2020 г.

Сбор данных, разработка проектных мероприятий (сценариев). Анализ материально-технической базы  ДОО.

II этап. Основной (практический) – 26.02 – 17.03.2020 г.

Реализация проектных мероприятий «Солдатский платок». Информационно-просветительская деятельность на уровне ДОО и города.

III этап. Итоговый 18.03 - 20.03.2020 г.

Итоги реализации проекта. (Мониторинг результатов проекта, освещение в соцсетях и на сайте ДОУ).

                                          Рабочий план реализации проекта

План-график мероприятий проекта «Солдатский платок»

п/п

Мероприятия

Срок проведения

Анкетирование родителей (законных представителей) детей среднего дошкольного возраста по теме проекта.

 Презентация проекта «Солдатский платок». (для родителей, бабушек и дедушек воспитанников)

20.02.2020 г.

20.02.2020 г.

Образовательно-воспитательная деятельность: «Была война» по разделам образовательной программы  (познавательное развитие, социально-личностное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

25.02 – 16.03

2020 г.

Консультации для родителей:

-создание мини-музея с фото «Наши деды – славные победы»

- создание Солдатского платка

25.02.2020 г.

Организация и презентация выставки книги «Как наши деды воевали»

3.03.2020 г.

Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок военной тематики.

25.02 – 16.03

2020 г.

Музыкальная гостиная «Солдатская песня». Прослушивание и разучивание военных песен.

28.02.2020 г.

13.03.2020 г.

Экскурсия в музей боевой славы в Кировский сельский лицей

26.02.2020 г.

Экскурсия в Лазаревскую сельскую библиотеку для ознакомления с детской художественной литературой о войне. Просмотор выставки «Дети и война»

02.03.2020 г.

Семейная презентация «Солдатский платок»

16.03.-17.03.2020 г.

Итоги реализации проекта. Видеопрезентация проекта «Солдатский платок». Объединение всех платков в одно полотно

для стены памяти.

18.03 – 20.03.

2020 г.

Конкретные ожидаемые результаты
Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.
Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ.
Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
Сформировано уважительное отношение к участникам войны, бережное отношение к семейным фотографиям.

В ходе реализации проекта будут подготовлены:

  • Мини-музей с фото «Наши деды – славные победы»
  • Выставка книг «Как наши деды воевали»
  • Солдатские платки, изготовленные участниками проекта;
  • Информационно-рекламные буклеты для родителей; 
  • сборник видео и фото архива проектных мероприятий.

В ходе реализации мероприятий проекта, все его участники овладеют практическими навыками поисковой, исследовательской, творческой деятельности, приобретут положительный опыт эмоциональной поддержки и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Педагоги и родители придут к единой воспитательной стратегии, направленной на формирование знаний и представлений у детей о героическом прошлом своих прадедов, участников Великой Отечественной войны.

Приложение 1

Рекомендации для родителей (тезисы)

– участников проекта «АЛЛЕЯ СЛАВЫ», посвященного 70-летию Великой Победы  

  1. Вспомните всё, что вы знаете о членах своей семьи – участниках Великой Отечественной войны – их имена, степень вашего родства, факты их жизни, подвига, их рассказы о событиях тех лет.
  2. Расспросите более осведомленных в данном вопросе членах семьи (бабушек, дедушек).
  3. Найдите в семейном архиве фотографии, письма и пр.
  4. Для совместной деятельности с ребенком выберите тот материал, который на ваш взгляд вызовет у ребенка наибольший интерес, эмоциональный отклик.
  5. Для определения временных рамок используйте: «Я тогда еще не родился», «Когда моя бабушка была девочкой», «Мой прадедушка был молодой как твой папа»…
  6. При рассматривании фотографий обратите внимание ребенка на детали – одежда, прическа, предметы интерьера и пр. Сравните с сегодняшним днем.
  7. Выберите для составления рассказа тот материал, который наиболее заинтересует ребенка, вызовет у него вопросы, эмоциональный отклик.  
  8. Избегайте понятия «немец». Используйте слова «враг», «фашист», «захватчик».
  9. Избегайте страшных подробностей (убит, расстрелян и пр.). Лучше использовать понятия «погиб», «не вернулся с войны».
  10. Краткость – сестра таланта. Ваша «страница семейной истории» не должна быть слишком длинной и подробной.
  11. Пусть ребенок попробует рассказать сначала вам то, что он узнал и запомнил. Помогайте ему вопросами, деликатно уточняйте  важные детали. Предложите ему рассказать вашу историю другим членам семьи. Даже если у ребенка не получится связный рассказ, не огорчайтесь. Ваш труд не пропадет даром. Ребенок подрастет, и вы вернитесь к своей истории.
  12. Принесите в электронном или письменном виде ваш рассказ и фото вашего семейного героя в детский сад, педагогу группы.

Приложение 2

Анкета для родителей

«Надо ли говорить с ребенком старшего дошкольного возраста  о Великой Отечественной войне?»

Уважаемые родители! Просим Вас высказать свою точку зрения:

(Вы можете дать один или более ответов, нужное подчеркнуть)

  1. Надо ли с дошкольниками говорить о войне?

 - да

 - нет

 - 23 февраля, 9 мая достаточно

  1.  Что важнее:

 - рассказать о лишениях во время войны,

 - рассказать о героизме

 - рассказать о Победе

 - другое _________________________________________________________________

  1. Надо ли рассказывать дошкольнику обо всех ужасах войны, лишениях, потерях?

 - да

 - нет

 - да, но доступным  для ребенка языком

  1. Можно ли ребенку смотреть взрослые фильмы о Великой Отечественной войне?

  - да

 - нет

 - некоторые, например_____________________________________________________

 __________________________________________________________________

 

  1. Отмечаете ли Вы дома День Победы как семейный праздник? Вспоминаете ли своих членов семьи участников ВОВ? Поздравляете ли ветеранов?

  - да

 - нет

  1. Читаете ли ребенку книги о ВОВ?

 - да

 - нет

 - ему не интересно, мне не интересно

- у нас нет книг на эту тему

  1. Знаете ли Вы, что в этом возрасте можно рассказывать ребенку о ВОВ?

 

 - да

 - нет

  1. Нужна ли Вам помощь детского сада в данном вопросе?

 - да

 - нет

  1. В нашем детском саду разработан и начинает реализацию практико-ориентированный проект «Солдатский платок», посвященный 75-летию Великой Победы, который поможет нам, педагогам и вам, родителям, выработать единую воспитательную стратегию, направленную на формирование знаний и представлений у детей о героическом прошлом своих прадедов, участников ВОВ.  А вы хотите принять участие в проекте «Солдатский платок»?

- да

- нет

Спасибо за внимание и ваше активное участие в жизни ДОУ.

Будьте добры, представьтесь

__________________________

Приложение 3

Работа над платками.

 Размер платка: квадрат размером 15х15 см

Цвет ткани: Белый цвет платка олицетворяет солдата, без вести пропавшего в годы страшного военного лихолетия.

Красный цвет платка – это символ героев, павших смертью храбрых на полях сражений Великой Отечественной войны.

Синий цвет – память о героях, вернувшихся домой с долгожданной Победой.

На платке делается вышивка или надпись (фамилия, имя, звание, место сражения бойца).

                                 Использованная литература

  1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, сценарии мероприятий / авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. - Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
  2. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. – 168 с. - (Развитие и воспитание дошкольника).
  3. Антонов, Ю.Е. Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду / Ю.Е. Антонов. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  4. Борисова, Е. В. Воспитание патриотизма в современной социокультурной ситуации / Современное социокультурное пространство: традиции и новаторство: материалы научно-практических межвузовских конференций // Борисова Е. В. /  Ред. колл.: В. М. Захаров и др., – М.: Изд-во ГОУВПОГАСК, 2010. - №2.
  5. Ветохина, А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А.Я.Ветохина, З.С. Дмитренко - Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2009.
  6. Воспитание личности дошкольника и младшего школьника: Сборник докладов научно-практической конференции. - Ханты-мансийск: издательство «ИПК и РРО», 2003. – 270 с. Доможакова,Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста / Т.И. Доможакова // Управление ДОУ.  Научно-практический журнал. – М.: 2006. - № 8. – 80 с.
  7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», принятая постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федерального архивного агентства (Росархива): //archives.ru/programs/patriot_2015.shtm
  8. Гладкова, М. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию / М. Гладкова // Ребёнок в детском саду. Иллюстрированный методический журнал. – М., 2008. – № 2. – 11 с.
  9. Данилина, Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» 3-е изд., испр. и доп. / Г.Н. Данилина. - М.: АРКТИ, 2005. – 184 с. - (Развитие и воспитание дошкольника).
  10. Дыбина, О Направленность ребёнка на мир семьи в контексте патриотического воспитания / О. Дыбина // Иллюстрированный методический журнал. – М., 2009. - № 2. – 3-5 с.
  11. Жук, Л.И. Весной сорок пятого года…/  Ред. сост. Л.И.Жук - Мн. Изд.ООО «Карсико-Принт», 2012.-128 с.
  12. Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества / Л.А. Кондрыкинская. Методическое пособие по патриотическому воспитанию дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
  13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / С.А. Козлова. Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: издательский центр «Академия», 2006. – 416 с.
  14. Кокуева, Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук: Ярославль, 2002. - 228 с.
  15. Кокуева, Л.В. Воспитание патриотизма у детей / Л.В. Кокуева //  Вестник ИРО. Научно-методический журнал [Электронный ресурс] www.iro.yar.ru - Ярославль, 2009. - № 4 (7). – 99 с.
  16. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с. - (серия «Вместе с детьми»).
  17. Конкевич, С. Беседы с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне / С. Конкевич // Детство-Пресс, М., 2012. – 20 с.
  18. Малыгина, В.А. Система работы ДОУ по формированию основ патриотизма у дошкольников / В.А.Малыгина // Научно-методический журнал Методист ДОУ, ООО «ТЦ Сфера». - М., 2010. – Вып.6. – 128 с.
  19. Маханева, М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста /  М.Д. Маханева // М: АРКТИ, 2004.
  20. Михалёва, Т.И. Литература о Великой Отечественной войне в гражданском становлении личности / Т.И. Михалёва. – М. : Школьная библиотека, 2005. – 128 с.
  21. Сценарный материал к 65-летию Великой Победы // Классный руководитель. – 2010. – № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый показ логоритмического занятия:"Ой, да чудо-платок"

Конспект логоритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста (авторский материал) "Ой, да чудо-платок"...

конспект занятия "Красивый платок"

Это занятие  знакомит детей со свойствами ткани, учит различать геометрические фигуры, цвета, ориентироваться в системе узор и в пространстве сюжетной композиции....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с народным декоративным искусством и рисование на ткани «Красивый платок»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными промыслами (производство павло-посадских платков). Упражнять в составление узора павло-посадской росписи, выполняя работу в нетрадиционно...

Проект "Плат, платок, платочек"

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать должна стать частью души ребёнка, порождающим личность....

Музыкальная игра "Волшебный платок" для детей младшего возраста.

Игра  используется  на  осенних  праздниках  как  сюрпризный момент....

Оренбургский пуховый платок.

история создания пухового платка...

Презентация и конспект "Павлово-посадский платок"

Презентация  и конспект занятия по рисованию "Павлово-посадский платок"...