Научная конференция «Что мы знаем о пустыне?»
материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Варыпаева Светлана Сергеевна

Цель:  сформировать представление о природной зоне пустынь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_konferentsiya.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Научная конференция «Что мы знаем о пустыне?»

Образовательные области «Познавательное и речевое развитие»

Цель:  сформировать представление о природной зоне пустынь.

Образовательные задачи:

Познакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, растительным и животным миром.

Развивающие задачи:

Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброжелательное отношение к пресмыкающимся, продолжать воспитывать экологическое сознание,  культуру общения, умение работать в коллективе.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Материалы:
Плакаты и рисунки с животными, изготовленные детьми при помощи родителей. Энциклопедии.
Предварительная работа:
Беседа, рассматривание иллюстраций, рисунки детей
                                                                 
Ход конференции:

Воспитатель:

-Ребята, сегодня у нас необычное занятие. В нашей группе много гостей, которые хотят с нами отправиться в путешествие. И поможет нам в путешествии…

Для этого отгадайте загадку:
На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю глобус

Воспитатель: Что показано на глобусе? (ответы детей: Моря, океаны, пустыни, горы, леса, реки, озёра.)

Что означает синий цвет на карте? (ответы детей: Реки, моря, океаны.)

Что означает коричневый цвет? (ответы детей: Земля, горы.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что означает жёлтый цвет на карте? (ответы детей: Жёлтый цвет означает песок, пустыню.)

Воспитатель: - Правильно, ребята. Я предлагаю вам совершить путешествие в песчаную пустыню и познакомиться с её обитателями.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в самую большую пустыню в мире – пустыню Сахара. (первый слайд на экране)

Воспитатель: Как вы думаете, почему у пустыни такое название?

Возможные ответы детей: - Потому что там пусто.

Воспитатель: - Как вы представляете себе пустыню?

Возможные ответы детей: - Песок, жара, никого и ничего нет.

Воспитатель: - У меня есть для вас сюрприз (открыть макет пустыни, дать детям время рассмотреть его)

Воспитатель: - Ребята, это макет пустыни, т. е. небольшой образец пустыни. По пустыне песок легко переносится ветром. Часто там можно увидеть песчаные холмы – это барханы. (второй слайд на экране) Куда ни глянь в пустыне один песок и безоблачное небо, ярко светит солнце. Песок такой раскалённый, что нельзя ходить по нему босиком. Почему?

Возможные ответы детей: Потому что можно обжечь ноги, ведь песок очень горячий.

Воспитатель: Верно, в этом песке можно сварить яйцо.

Дыхательное упражнение «Жара»

Дети вдыхают через нос, округляя живот. Задерживают дыхание. Затем выдыхают через рот. (Упражнение повторить 2 – 3 раза.)

Воспитатель: - В пустыне очень пусто. Камни почернели от солнца, глина потрескалась от жары, песок горячий. Никого не видно. Но это только на первый взгляд. Есть такие животные, которые приспособились к жизни в пустыне.

«Сколько важности в походке, по пустыне-сковородке

По колючкам босиком, кто идёт с горбом мешком? (верблюд)

(третий слайд на экране)

Воспитатель: - Что вы знаете о верблюдах? (доклад ребенка)

Возможные ответы детей: Верблюды живут в пустыне. В горбе у них находится запас жира, который помогает несколько дней обходиться без воды и пищи.

Воспитатель: Правильно, молодцы, а теперь послушайте следующую загадку.

«Маленькая, лёгкая, а за хвост не поймаешь» (ящерица) (четвёртый слайд на экране)

На песчаных холмах можно встретить много ящериц. Днём от жары она прячется в песок, а ночью выходит на охоту. Кто знает, что ей помогает спасаться от врага?

Возможные ответы детей:

Если хищник схватит ящерицу за хвост, то она может его отбросить, вместо старого хвоста у неё вырастет новый. (доклад ребенка)

Воспитатель: - А ещё ящерицы могут менять цвет кожи и становиться невидимыми для врага. Такая ящерица называется – хамелеон. (пятый слайд на экране)

Послушайте следующую загадку про обитателя пустыни:

«Вьётся верёвка на конце головка» змея (шестой слайд на экране)

Воспитатель: Что вы знаете о змеях пустыни? (доклад ребенка)

Возможные ответы детей:

Змея зарывается в песок.

Воспитатель: Верно, она зарывается в песок, караулит добычу, которую затем проглатывает целиком.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, есть ли в пустыне растения?

Возможные ответы детей: может быть, есть, но их очень мало.

Воспитатель: Не поверите, но в таком жарком климате есть растения. Кто мне назовёт их? (седьмой слайд на экране)

Возможные ответы детей: В пустыне растёт верблюжья колючка (восьмой слайд на экране)

Воспитатель: Корни верблюжьей колючки глубоко уходят в почву и там находят влагу. Кто знает, почему это растение называется верблюжьей колючкой?

Возможные ответы детей: Её ест верблюд. (девятый слайд на экране)

Воспитатель: В пустыне есть ещё одно интересное растение (десятый слайд на экране)

Возможные ответы детей: Это кактус.

Воспитатель: Интересен он тем, что защищается своими колючками от солнца и от врагов. Колючки помогают удержать влагу в растении – они не сгорают под палящими лучами солнца как сгорели бы листья.

Физминутка

Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами оказались в пустыне: очень-очень жарко, светит солнце, а под ногами раскалённый песок. Чтобы не обжечь ноги, мы не должны оставаться долго на одном и том же месте. Закройте глаза и представьте, что наш ковёр – это раскалённый песок в пустыне. Что бы вы сделали? (дети прыгают с ноги на ногу)

Дидактическая игра «Среда обитания»

Дети подходят к столам. На них лежат картинки с изображением различных животных. Дети, работая в парах, должны правильно подобрать среду обитания для этих животных. Воспитатель наблюдает за правильностью выполнения задания. Оказывает индивидуальную помощь детям, испытывающим затруднения. Поощряет самостоятельность, инициативу. Предлагает детям помочь товарищам, которые не могут выполнить задание.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. А хотите еще поиграть?

Ответы детей.

Игра «Забывчивый путешественник»

Воспитатель: Путешественник хотел рассказать о том, что он увидел в пустыне, но он забыл названия животных и растений пустыни. Дети описывают животных и растения, а путешественник должен догадаться по описанию и показать картинку.

Игровое упражнение повторяется несколько раз. Воспитатель оказывает дифференцированную индивидуальную работу. Поощряет творческое воображение.

Воспитатель: Ребята, кто еще знает других животных пустыни. Свободные рассказы с опорой на картинки, иллюстрации книг.

Воспитатель: Куда мы сегодня совершили путешествие?

Ответы детей.

Воспитатель: Что запомнилось больше всего? Что понравилось? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: О чем вы хотите рассказать своим родителям и друзьям? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: О чем вы хотите еще узнать? Как это сделать? Кто вам может помочь?

Ответы детей.

Воспитатель: - Мы смогли сегодня узнать много нового об обитателях пустыни, потому что вы были дружными, помогали своим товарищам. Я думаю, что мы сделаем еще много интересных открытий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для Х Всероссийской научно-практической научной конференции:"Особенности развития детей в двуязычной семье"

Детское двуязычие в настоящее время охватывает почти половину детей в нашей стране. Это позволяет прийти к выводу о необходимости активизации обучения русскому языку как неродному, а основному, начина...

«Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019

quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...

«О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международной научно-практической конференции 29 ноября 2019 г. Часть 2. 124 с

laquo;О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международн...

«Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций» Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука: по материалам международной научно-практической конференции

laquo;Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций»Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука:...

«Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам международной научно-практической конференции 30 ноября 2020 г. Часть 5.

laquo;Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам междун...

Детская научная конференция "По следам Лампочки, Уголька и Ягодки" ссылка на презентацию к конференции в описании

Конференция проводилась в рамках участия в муниципальном этапе конкурса "Воспитатель года Чукотки 2020" в котором я заняла 2 место....