Система работы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и у детей дошкольного возраста».
проект по окружающему миру
Система работы
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и у детей дошкольного возраста».
До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к обучению.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
2 слайд (АКТУАЛЬНОСТЬ)
Метод проектов актуален и очень эффективен. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Возникла необходимость создать такую систему работы с детьми, которая бы стимулировала в увлекательной, игровой форме развитие познавательной активности.
3 слайд (ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ)
Цель работы: создание условий для развития свободной творческой личности ребёнка.
задачи:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого или самостоятельно;
- развивать познавательные потребности в поиске знаний, организовывать новые формы активности;
- расширять творческий потенциал дошкольников и их родителей, умения определять возможные методы и решения проблемы;
- вовлечение родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
В дошкольном воспитании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.
4 слайд (ДОСТОИНСТВО)
Достоинство применения метода проектирования в детском саду можно сформулировать следующими определениями:
- возможность размышлять, исследовать, делать выводы.
- обогащение памяти ребёнка
- получение реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта
- в процессе проектной деятельности развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки.
Педагогическое обследование развития детей проводила в виде практической деятельности с использованием игровых проблемных ситуаций, дидактических упражнений, индивидуальных бесед и наблюдений.
В работу включаю дидактические игры и упражнения С.И. Семенака «Уроки добра», Л.М. Шипицыной «Азбука общения».
Работу над темой проводила в III этапа
С целью изучения применения метода проектов как средства развития познавательной активности детей был проведен мониторинг по методике:
«Волшебный домик» (Н.В. С. Юркевич ), «Познавательная потребность дошкольника» ( В.С. Юркевич),«Выбор сюжетно-тематических картинок» (Н. В. Пророк), «Вопрошайка» ( Н.Б. Шумакова). (см. Приложение № 1)
5 слайд (ДИАГНОСТИКА 2017)
Результаты диагностики познавательной активности детей в сентябре 2017 года.
Критерии диагностики познавательной активности % | 2017 | ||
В | С | Н | |
познавательная потребность | 12%
| 28% | 60% |
любознательность | 15% | 25% | 60% |
направленность интереса |
25% |
35% |
40% |
вопросительно - исследовательская активность |
15% |
33% |
52% |
Данные диагностики позволили сделать вывод о том, что при исследовании 60% детей имеют низкий уровень познавательной потребности, познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности допускают ошибки из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Обследование с применением методики «Вопрошайка» показало, что у 52% воспитанников низкий уровень вопросительно-исследовательской активности.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства дошкольников низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития.
Чтобы повысить познавательную активность дошкольников я составила перспективный план. В него включила несколько педагогических проектов информационно-творческой направленности. Основанием для классификации проектов был доминирующий вид деятельности: исследовательский, творческий, ролевой, информационный и т.д.
6 слайд (УСЛОВИЯ)
В начале работы мною были созданы условия с учетом возрастного подхода и развивающей предметно-пространственной среды. Я организовала среду таким образом, чтобы она способствовала возникновению у детей интереса, инициативы к воздействию с окружающим, удовлетворению потребности в познании окружающего мира.
В данных центрах сосредоточен материал для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру.
1. Приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты, микроскопы).
2. Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы.
3. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.
4. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
5. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.
6. Разные виды бумаги: обычная, наждачная, копировальная и д.р.
7. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски)
8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.
7 слайд ( ФОТО ЦЕНТОРОВ)
8 слайд (БОЛЬШОЙ )
Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в пользование, стал стимулятором, источником развития познавательного интереса, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.
В 2017-2018 учебном году мною были организованны и проведены следующие проекты.
«Что нам осень принесла», «Волшебница-вода», «Что я знаю о себе?», «Зимующие птицы», «В стране Правил Дорожного Движения», «8 Марта – праздник мам», «Животные нашего края», «Книжкины именины».
В ходе проведения данной работы по развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности я вышла на следующие результаты:
9 слайд (ПРОМЕЖУТОЧНАЯ)
Критерии диагностики познавательной активности % | 2018 | ||
В | С | Н | |
познавательная потребность | 19 %
| 39 % | 42 % |
любознательность | 39 % | 23 % | 38 % |
направленность интереса | 35 % | 40 % | 25 % |
вопросительно - исследовательская активность | 27 % | 42 % | 31 % |
Как видно из таблицы и диаграммы промежуточная диагностика показала, что потребность у детей в познании нового повышается, изменятся направленность интересов в сторону творческой и учебной деятельности. Возрастает инициатива и активность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, увеличивается число вопросов.
Это связано со специально организованной педагогической деятельностью, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью и интеграции образовательной деятельности в режимных моментах.
На 2017-2018 гг. я провела коррекцию перспективного плана с учетом того, что дети перешли в подготовительную к школе группу. В него включила несколько исследовательских проектов.
10 слайд («Спасатели природы)
11 слайд «Нового игрушки»
12 слайд «История копейки»
13 слайд «Забавные игрушки»
«Спасатели природы», «Нового игрушки», «История копейки», «Забавные игрушки»…«
Поскольку мы живём в век высоких технологий, возникла необходимость начинать прививать интерес и закладывать базовые знания и навыки в области конструирования нашим дошкольникам.
14 слайд «ПОЧЕМУЧКИ»
С целью повышения уровня познавательной активности детей. организовала работу кружка «Почемучки» по опытно-экспериментальной деятельности.
Нами были проведены серия опытов и цикл занятий:
15 слайд (работа с родителями ).
Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь только при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания.
Анкетирование родителей показало, что они готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей.
Для проверки эффективности проведенной работы, в мае 2019 года была проведена повторная диагностика по тем же методикам, которая показала следующие результаты:
16 слайд (Итоговая диагностика ).
Критерии диагностики познавательной активности % | 2019 | ||
В | С | Н | |
познавательная потребность | 61 %
| 35 % | 4 % |
любознательность | 68 % | 28 % | 1 % |
направленность интереса | 87 %
| 11 % | 2 % |
вопросительно - исследовательская активность | 57 % | 28 % | 5 % |
В результате проделанной работы. У детей заметно возросла потребность к познанию, познавательная активность выросла в несколько раз. Дети начали самостоятельно выявлять проблемы, активно высказывать предположения, выдвигать гипотезы и способы их решения, действуют планомерно, помнят о цели работы на протяжении всей деятельности, делают выводы.
Вот на этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику моей работы, о чем говорит проведенный мониторинг.
17слайд (МОНИТОРИНГ ).
Мониторинг результатов познавательной активности.
Результаты мониторинга показывают, что произошли существенные изменения в уровне развития познавательной активности детей, в чем вы можете убедиться сами.
Такого роста познавательной активности детей я добились, благодаря использованию разработанного комплекса методов проектов.
18 слайд (РЕЗУЛЬТАТ ).
Заключение
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что метод проектной деятельности нужно использовать в работе с дошкольниками, так ка он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.
19 слайд (Спасибо ЗА ВНИМАНИЕ ).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки Актуальность
создание условий для развития свободной творческой личности ребёнка. Цель работы: задачи формирование предпосылок поисковой деятельности, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого или самостоятельно; развивать познавательные потребности в поиске знаний, организовывать новые формы активности; расширять творческий потенциал дошкольников и их родителей, умения определять возможные методы и решения проблемы; вовлечение родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
возможность размышлять, исследовать, делать выводы. обогащение памяти ребёнка получение реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта в процессе проектной деятельности развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки. достоинства
Результаты диагностики познавательной активности детей в сентябре 2017 года . Критерии диагностики познавательной активности % 2017 В С Н познавательная потребность 12% 28% 60% любознательность 15 % 25% 60% направленность интереса 25% 35% 40% вопросительно - исследовательская активность 15% 33% 52%
Центр познавательно-практической деятельности Уголок фантазии Уголок мастера Уголок науки Уголок «Умная книга» Медео библиотека Мини-музеи условия
Предметно-пространственная среда
Промежуточная диагностика 2018 год Критерии диагностики познавательной активности % 2018 В С Н познавательная потребность 19 % 39 % 42 % любознательность 39 % 23 % 38 % направленность интереса 35 % 40 % 25 % вопросительно - исследовательская активность 27 % 42 % 31 %
Фото проекта « Спасатели природы »
Фото проекта «Новогодние игрушки»
Фото проекта « История копейки »
Фото проекта « Забавные игрушки »
Кружок « Почемучки »
Работа с родителями
Итоговая диагностика 2019 год Критерии диагностики познавательной активности % 2019 В С Н познавательная потребность 61 % 35 % 4 % любознательность 68 % 28 % 1 % направленность интереса 87 % 11 % 2 % вопросительно - исследовательская активность 57 % 28 % 5 %
Мониторинг результатов познавательной активности 2017 2018 2019
ориентирование детей на использование полученных знаний, наблюдений, впечатлений; развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства; налажены партнёрские отношения родителей и педагогов в совместной организации творческой жизни дошкольников и их познавательного развития. РЕЗУЛЬТАТ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....
Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста»
Целью моей работы является развитие познавательной активности и творческой инициативы детей дошкольного возраста средствами метода проектов....
Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Сегодня, в условиях развития средств массовой информации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития ...
Опыт работы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника»
Выступление на педсовете...
План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...
План работы по самообразованию. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей....
Опыт работы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника»
Опыт работы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника»«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем боль...