ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Веселый огород»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Актуальность проекта: Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_veselyy_ogorod.doc | 305.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Веселый огород»
Старшая группа
Название проекта: «Веселый огород».
Актуальность проекта: Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
Проблема: Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, укроп, салат. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста. Дети научаться вести наблюдения и делать первые выводы.
Продукты проекта: рисунки, выставки, дневник наблюдения, фотоальбом, мини-энциклопедия «Лук от семи недуг».
Тип проекта: творческий, исследовательский, игровой.
Участники проекта: дети мстаршего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.
Продолжительность: кратковременно, 6 недель.
Раздел программы: «Природное окружение. Экологическое воспитание», «Развитие речи» (Программа воспитания и обучения в детском саду под ред.М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой).
Тема: Посадка лука и посев семян укропа и салата.
Цель: обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Развивающие:
- развивать познавательные и творческие способности детей;
- формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объекктам.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему труду, любовь к растениям.
Задачи создания развивающей речевой среды:
- Обогащать словарный запас за счет новых понятий, введения разнообразных атрибутов.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение вести координированный диалог «ребёнок-ребёнок-воспитатель».
- Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной литературе.
Оборудование и материал: ящики, поддоны, совочки, лейки, пластиковые контейнеры; луковицы, земля, вода, макеты дерева, лужайки, облаков, солнца, домика, кукла-огородница, трактор, инвентарь для рыхления, дневник наблюдений, карандаши, фломастеры, таблицы-указатели.
Планирование мероприятий по реализации проекта:
I этап — подготовительный
Срок проведения: с 18 по 22 марта.
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3. Сбор информационного материала о растениях.
4. Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
II этап — исследовательский (основной)
Срок проведения: с 25 марта по 12 апреля
- Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению растений, установление связей: растения — земля, растения — вода, растения — человек.
- Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания растений: подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление, дизайнерское оформление, наблюдения за растениями и опыты с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков и схем, фотографий. Чтение художественной литературы об овощах: поговорки, стихи, загадки. Рассматривание иллюстраций, картин. Проведение игр, бесед, занятий.
- Отражение результатов исследования через художественно-творческую деятельность детей.
4. Ведение дневника наблюдений.
III этап — заключительный (1 неделя).
Срок проведения: с 15 по 19 апреля
1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
2. Составление фотоальбома «Вот какой огород!».
3. Тиражирование опыта работы через экологическую газету детского сада «Экоша»
План реализации проекта.
Подготовительный этап
- Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки, картины.
- Работа с родителями: участвуем в проекте «Огород на подоконнике». Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).
- Разбивка огорода на подоконнике.
- Изготовление табличек - указателей с названиями растений, схем роста растений и частей растений.
Исследовательский этап
- Рассматривание семян (укропа, салата, лука ), посадка семян и лука.
- Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».
- Занятие с детьми: «В мире растений».
Беседы: «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы», «Как выращивают овощи на огороде».
- Проведение игр: дидактические - «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Вершки и корешки»; подвижные - «Мышка в огороде», «Огуречик».
- Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях.
- Рассматривание иллюстрации: «Овощи в огороде» (Беседа, составление предложений по картинкам, дидактическая игра «Где растёт овощ?»).
Заключительный этап
- Подведение итогов реализации проекта.
- Презентация:
для детей: «Зелёные витамины» (использование лука в пищу).
для родителей: демонстрация мини-энциклопедии «Лук от семи недуг» (народная медицина).
для педагогов: выставка рисунков, демонстрация фотоальбома, дневника наблюдений.
План экспериментальной деятельности.
Тема | Название мероприятия | Цель | Материал, оборудование |
Земля | Узнаем какая земля. | Выявить свойства земли: черного цвета, сыпется | земля в контейнерах |
Вода | Вода и растения | Выявить насколько вода необходима для роста растений | 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем) |
Солнце | Солнце и растения | Определить роль солнца в жизни растений | 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату) |
Человек | Человек и растения | Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека | 2 контейнера с землей и ростками ( один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место |
Форма презентации проекта:
- Открытый просмотр педагогами.
- Фотоотчёт проекта на заседании семейного клуба «Семь+Я» «Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста».
Список используемой литературы:
- Грехова Л. И. «В союзе с природой»
- «Дошкольное образование» №16, 2001
- Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
- «Начальная школа» №7, 2001
- Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
- З. Ф. Аксёнова – «Войди в природу другом»
- М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду»
- Н. А. Рыжова «Наш дом – природа»
- Л. Б. Поддубная «Природа вокруг нас» и др.
- С. Н. Николаева «Юный эколог»
- Ж. Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка»
- Е. Рылеева «Открой себя»
- Т. М. Енакай, Г. Ш. Мазитова «Природа и ребенок»
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.
- Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.
- Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
- Сигимова М. Н. Познание мира растений.
Приложения:
Комплексно-тематическое планирование мероприятий по реализации проекта
Сроки реализации проекта | Работа с родителями | Работа с детьми |
с 18 по 22 марта. | Подбор художественной и познавательной литературы о луке. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). Цель: Направить родителей на совместную деятельность с детьми по проекту. | Рассматривание семян (укропа, салата, лука ), посадка семян и лука. Чтение сказки «Чипполино», Чтение В. Коркина «Что растет на нашей грядке». Рассматривание иллюстрации: «Овощи в огороде» (Беседа, составление предложений по картинкам, дидактическая игра «Где растёт овощ?»). |
с 25 марта по 12 апреля | Подборка фотографий: «Вот какой огород!» Цель: привлечь родителей к оформлению фотоальбома Подборка стихотворений, пословиц , загадок об овощах Цель: формировать у родителей позицию активного участника педагогического процесса. | Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Вершки и корешки». Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». НОД: «В мире растений». Аппликация из цветной бумаги + рисование «Весёлые луковицы». Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о луке. Подвижная игра «Огуречик», «Мышка в огороде», Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин». Составление фотоальбома «Вот какой огород!». Хороводная игра «Есть у нас огород». Физкультминутка «Огород у нас в порядке». |
с 15 по 19 апреля | Семейный клуб «Семь+я»: Консультация для родителей и презентация мини-энциклопедии «Лук от семи недуг» (народная медицина). Цель: информирование родителей о пользе лука в питании, о его лечебных свойствах, применении в кулинарии, медицине. | «Зелёные витамины» (использование лука в пищу). Создание коллекции семян овощей. Демонстрация ЗУН для родителей и педагогов ДОУ полученных в ходе реализации проекта: выставка художественного творчества, чтение стихов, загадывание загадок. |
План реализации проекта.
Стихи про лук
***
Пойдём с тобою в огород.
Не мало там у нас забот!
Польём лучок из лейки,
И сядем на скамейки.
***
Как чудесно в огороде,
Поработать ясным днём!
Тёплый луч по грядке бродит,
Луком пахнет чернозём.
***
Витамины круглый год
Ох, как необходимы.
Чтобы нам не болеть
Гриппом и ангиной.
***
Мы ребята, малыши
Любим мы трудиться.
Вот посадим лук,
Будем им гордиться.
Стану я тебя лелеять,
***
Наш кормилец – огород,
Чтобы всходы зеленели,
Чтобы лук шикарный рос
***
За окном весна вьюжит,
И метель кружиться.
А у нас на окне,
Лук колосится.
***
Лук зеленый.
Стройный ряд
Как солдатики стоят,
Дни и ночи напролет
Охраняют огород.
Лук.
Слезы градом – режу лук,
круг за кругом, в круге круг,
В шаре шар, кольцо в кольце,
будто дождик на лице.
О. Григорьев
Грядки
Сделали мы грядки в нашем огороде,
Все на них в порядке, лук зеленый всходит.
Все на них в порядке, лук растет прекрасно.
Мы пололи грядки вовсе не напрасно.
Славно мы трудились – вволю поливали,
Лук высокий вырос – лучше не видали!
М.Садретдинов
Луковка
Луковичка, луковка, крепкая головка,
Шелковая шапочка, тоненькая лапочка.
Ты совсем не колобок – кругленькая рожица…
Все равно играть с тобой никогда не хочется…
Р.Грановский
Словно мячик
Уродился нынче лук – кругл на редкость и упруг.
Словно мячик непослушный, прямо катится из рук!
Если снимешь кожуру, так глаза тебе защиплет,
Что забудешь про игру.
Вестник лета
Еще земля черна вокруг и солнцем не прогрета,
Но в огороде всходит лук – веселый вестник лета.
Когда, от сырости дрожа, он стрелки вверх потянет,
То из зеленого ежа похожа грядка станет.
В.Сабирев
Луковые слезы.
Мама чистит, режет лук, слезы льет ручьями.
Неужели горький лук стало жалко маме?
В. Лан
Загадки про лук
***
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий,
Куда ни приду,
Всех до слёз доведу (лук)
***
Сарафан не сарафан,
Платьице не платьице,
А как станут раздевать –
Досыта наплачутся (лук)
***
Скинули с Егорушки
Золотые перышки –
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка. (лук)
***
Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? – Я вам друг
Я – простой зелёный… (лук)
***
Тише деточка не плач.
Это с нашей грядки врач.
Исцелить любой недуг
Может огородный… (лук)
***
На вкус горький, а не редиска.
Шуба рыжая, а не лиска
Лежит клубком, а не киска. (лук)
***
С ним ребята нету сладу.
Вы хоть смейтесь до упаду,
Но когда он рядом с нами –
Обольётесь все слезами (лук)
***
Сидит барыня на грядке, вся в заплатках,
Кто ни взглянет, всяк заплачет. (Луковица)
***
Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде, построились грядки.
Словно живая ограда вокруг,
пики зеленые выставил … (Лук)
***
В семьдесят одежек он плотно одет,
Часто приходит он к нам на обед.
Но лишь за стол его позовешь, сам не заметишь,
Как слезы прольешь. (Лук)
***
Сидит дед в сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
***
Заставит заплакать всех вокруг,
хоть он и не драчун, а просто …(Лук)
***
Не бьет, не ругает,
а от него плачут. (Лук)
***
Что без боли и печали
приводит в слезы? (Лук)
***
Прежде чем его мы съели,
мы наплакаться успели. (Лук)
***
Захотелось плакать вдруг,
слезы лить заставил …(Лук)
***
И зелен, и густ
на грядке вырос куст (лук зеленый)
Пословицы и поговорки:
Лук от семи недуг.
Попросту, без луку, на крестьянскую руку.
Где щи, там и нас ищи!
Физминутка:
В огороде поутру погляди на грядку - наклоны вперед - назад
Лук зеленый на ветру делает зарядку - потягивание вверх;
На зарядку встали вряд репа и редиска - ходьба на месте;
Там листочки вверх глядят - поднять руки вверх, помахать
Здесь – пригнулись низко - присесть
Подвижные игры
«Мышка в огороде».
Цель:
Развивать двигательную активность.
Поощрять участие детей в совместных играх.
Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила.
Развивать речь, активизировать словарь.
Ход игры:
«Мышка» сидит в «норке». Дети, медленно двигаются к мышке, чётко проговаривая слова:
Так устроено в природе –
Жила мышка в огороде.
Не любила леденцы –
Обожала огурцы.
Как только дети произнесут последние слова, «мышка» догоняет детей. Кого поймает, тот становится «мышкой».
«Огуречик»
Цель:
Познакомить детей с правилами игры, учить ребят самоконтролю при выполнении правил, совершенствовать основные движения, умение бегать легко, свободно по всей площадке, способствовать закаливанию детского организма с использованием природных факторов (солнца и воздуха).
Огуречик, огуречик
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызёт!
Занятие по экологии
Тема: Строение растений.
Цель: используя личностно-ориентированное взаимодействие сформулировать у детей представление о строении растения.
Задачи:
Обучающая:
Закрепить знания детей внешнего вида плода с иллюстрацией конкретного растения.
Развивающая:
Расширить представление детей о строении растений.
Воспитательная:
Вырабатывать умения устанавливать правильное отношение к сверстникам и взрослым, видеть себя глазами окружающего.
Материал для занятия: Игрушка Чипполино. Картинки с овощами, муляжи: лук, морковь, картофель, помидор, редиска, огурец. Иллюстрации «Как растут овощи». Схемы роста растений.
Интеграция образовательных областей: П, К, С, ЧХЛ.
Ход занятия:
К детям в гости приходит Чипполино с корзинкой, в которой лежат овощи: морковь, картофель, помидор, редиска, огурец, лук. (Муляжи)
Чипполино: Здравствуйте. Ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей).
Воспитатель: Ты весёлый Чипполино
Озорной мальчишка.
В огороде ты живёшь,
Дружишь ты с редиской.
А что это у тебя в корзинке?
Чипполино: (Загадывает загадку)
Меж собой мы все родня-
Огорода жители.
Для салата и борща –
Лучшие друзья. (Овощи)
Воспитатель: Чипполино, давай посмотрим, какие овощи лежат у тебя в корзинке.
Воспитатель достаёт овощи, дети их называют.
Воспитатель: Зачем ты их принёс?
Чипполино: Я знаю интересную игру и хочу с вами поиграть.
Дидактическая игра “Назови правильно овощ, подбери картинку”.
Дети делятся на две компании: одна компания разбирает картинки, другая – овощи. Дети находят свою пару и называют цвет, форму овоща.
Чипполино: А какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей: капуста, перец, кабачок и др.)
Сейчас я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте:
Прежде чем его мы съели,
мы наплакаться успели. (Лук)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Без окон и дверей,
Полна горница гостей. (Огурец)
Воспитатель: Давайте рассмотрим иллюстрации, как растут овощи.
Дети рассматривают растения (овощей) на картинках и как растут (в земле, на земле), и воспитатель закрепляет с детьми строение растений: корень-стебель-листья-цветы-плоды.
Чипполино: (хвалит детей)
Молодцы, ребята! Мне очень понравилось с вами играть и за это я оставлю свою корзинку с овощами вам.
А мне пора. До свидания!
Рассматривание иллюстрации: «Овощи в огороде»
Задачи: активизация и уточнение словаря; обучение детей самостоятельным полным ответам на вопросы по сюжетной картинке; закрепление употребления предлогов в, на в составе простого предложения, дифференциация значения этих предлогов; развитие зрительного внимания, мелкой моторики руки.
Оборудование: предметные картинки с изображением контуров овощей; сюжетная картинка «В огороде», картинки с изображением растений: огурец, помидор, лук, картофель, перец, кабачок, морковь, свёкла; фланелеграф; набор дидактического материала для игры «Где растёт овощ?»; цветные карандаши.
- Оргмомент
На наборное полотно выставляются предметные картинки с изображением контуров овощей.
Педагог: Назовите, что изображено на картинках?
- Беседа по содержанию сюжетной картинки «В огороде»
Детям предъявляется для рассматривания картинка «В огороде», на которой изображены грядки с различными овощами и дети – мальчик и девочка. Мальчик пропалывает грядки, а девочка поливает из лейки.
Педагог: Кто это?
Дети: Мальчик и девочка.
Педагог: Где изображены дети?
Дети: В огороде.
Педагог: Что делает мальчик?
Дети: Работает.
Педагог: Правильно, мальчик работает в огороде, он пропалывает грядки. Что делает девочка?
Дети: Поливает.
Педагог: Да, она поливает грядки. И мальчик и девочка ухаживают за овощами: они поливают, пропалывают ростки, рыхлят землю, чтобы вырос хороший урожай.
Что растёт на грядках? (Обращает внимание детей на то, что на разных грядках растут разные овощи: лук, огурцы, капуста, помидоры.)
Посмотрите, какие ровные, аккуратные грядки на этом огороде.
- Составление предложений по картинкам.
Детям последовательно показываются картинки с изображением растений: (огурцов, помидоров, лука, картофеля, перцев, кабачков, моркови, свёклы) и задаётся вопрос: «Где растёт этот овощ?». Каждый ребёнок должен составить предложение, например: «Кабачок растёт на земле», «Помидор растёт на кустике».
- Дидактическая игра «Где растёт овощ?»
На фланелеграф помещаются чёрная полоска (земля) и кустик. Каждый ребёнок из предложенных изображений овощей выбирает какой-либо один и помещает под чёрной полоской (если овощ растёт в земле), на полоске (если овощ растёт на земле), на кустике (если овощ растёт на кусте).
- Итог.
Детям предлагается заштриховать контуры овощей.
Оценивается работа каждого ребёнка.
Продуктивная деятельность. Занятие.
Аппликация из цветной бумаги с элементами рисования.
Тема: «Весёлые луковицы».
Цель: учить детей создавать композицию в технике аппликации: наклеивать готовую форму и дорисовывать детали карандашами или фломастерами. Развивать наглядно-образное мышление, воображение, чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к природе и отображению своих впечатлений в изодеятельности.
Предварительная работа: посадка лука, наблюдение за ростом и развитием лука, рассматривание луковиц на грядке, чтение сказки «Чипполино», стихов, загадок о луке, рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картин о луке, огороде.
Материалы, инструменты, оборудование: основа для коллективной композиции «Грядки», готовые формы луковиц желтого цвета разного размера 2-3 штуки на каждого ребенка; клей, клеевые кисточки, карандаши, фломастеры, матерчатые салфетки, клеёнки; игрушка Чипполино, картинка с изображением лука.
Интеграция образовательных областей: П, К, С, ЧХЛ, Б, Т, ХТ.
Ход занятия:
К детям в гости приходит Чипполино и приносит картинку, просит отгадать
загадку:
В семьдесят одежек он плотно одет
Часто приходит он к нам на обед.
Но лишь за стол его позовешь, сам не заметишь,
Как слезы прольешь. (Лук)
Чипполино предлагает детям взять готовые формы луковиц и посадить их на грядку: приклеить луковицы на бумагу и дорисовать зеленые перья лука. А чтобы луковицы были веселыми, нарисовать им глазки и ротик.
Дети берут силуэты луковиц, наклеивают, дорисовывают перья, глазки и ротик.
Чипполино предлагает детям сделать массаж пальцев «Овощи»:
Вырос у нас чесночек, Дети разминают фалангу указательного пальца (от ногтя к основанию),
Перец, томат, кабачек фалангу
Тыква, капуста, картошка, среднего пальца,
безымянного
Лук и немного горошка. мизинца,
Овощи мы собирали, Так же массируют пальцы на другой руке.
Ими друзей угощали, Разминают большой палец левой руки
Квасили, ели, солили, Разминают большой палец правой руки
С дачи домой увозили.
Во второй части занятия Чипполино читает стихотворение:
Грядки
Сделали мы грядки в нашем огороде,
Все на них в порядке, лук зеленый всходит.
Все на них в порядке, лук растет прекрасно.
Мы пололи грядки вовсе не напрасно.
Славно мы трудились – вволю поливали,
Лук высокий вырос – лучше не видали!
М.Садретдинов
Чипполино вместе с детьми рассматривает огород, хвалит детей, прощается, уходит.
Консультация для родителей
«Лук от семи недуг»
Лук репчатый.
Пряное культурное растение, относящееся к семейству лилейных. Самая распространенная пряность, употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию.
Химический состав. Лечебные свойства.
Репчатый лук издает характерный запах, обусловленный присутствием в нем эфирных масел, включающих серу. Фитонциды лука убивают микробов, стрептококки, дизентерийную, дифтерийную, туберкулезную палочки.
Кроме того, в луке имеются протеин, сахароза, мальтоза, фруктоза, полисахарид, белки, зола, жиры. Он богат витаминами С, А, D, В1, В2, Вб, Е, РР; содержит кальций, калий, натрий, магний, фосфор, железо. Из репчатого лука готовят спиртовую вытяжку для стимуляции сердечной деятельности, улучшение секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. Лук успокаивающе действует на нервную систему. При весеннем авитаминозе очень полезен зеленый лук, способный удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С.
Луковицы содержат йод, органические (лимонную, яблочную) кислоты. Фитонциды, содержащиеся в них, убивают микрофлору полости рта, благоприятно влияют на работу почек. Лук приносит пользу здоровью.
Применение в кулинарии.
В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промышленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам.
Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале или растительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет колбасные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.
Применение в медицине.
В медицине известен со времён Гиппократа. Лечебные свойства лука признавали все народы. Римляне считали, что сила и мужество солдат увеличиваются при употреблении лука, поэтому он входил в военный рацион. В Египте луку воздавали почести как божеству. При Гиппократе лук прописывали больным ревматизмом, подагрой, а также от ожирения. Луковый сок полезен при загрязнённых ранах, смазывать глаза выжатым соком лука с мёдом полезно от бельма…
Луковый сок помогает от ангины. Съедобный лук вследствие своей горечи укрепляет слабый желудок и возбуждает аппетит».
Время появления лука на Руси точно не установлено, но известно, что уже с давних пор он являлся одним из главных пищевых продуктов и считался универсальным средством, предохраняющим и излечивающим болезни.
Лук является хорошим витаминным средством, особенно рекомендуемым в зимне-весенний период, но используемым круглый год. Значительное количество минеральных солей в луке при его использовании в пищу способствует нормализации водно-солевого обмена в организме, а своеобразный запах и острый вкус возбуждают аппетит.
Лук широко используется в современной медицине. Из лука репчатого получены препараты «Аллилчеп» и «Аллилглицер». «Аллилчеп», оказывающий противомикробное действие, возбуждает моторику кишечника, используется как при поносах, так и колитах с наклонностью к запорам, при атонии кишечника, атеросклерозе и склеротической форме гипертонии. «Аллилглицер» рекомендуется для лечения трихомонадного кольпита в виде тампонов.
Лук является популярным косметическим средством во многих странах мира. Соком лука рекомендуют смазывать волосистую часть головы при себорее, гнездовой плешивости, для укрепления корней волос. При этом волосы становятся шелковистыми, мягкими и блестящими, а кожа не шелушится, не образуется перхоть. От луковичного сока бледнеют веснушки; приём лука внутрь, а также луковые маски (из смеси кашицы лука с мёдом) предупреждают появление морщин, кожа лица становится свежее.
Шаг в историю.
В старину на Руси были села, где в каждой избе жили огородники. На продажу заезжим купцам всем селом растили один и тот же овощ. Были села огуречные, были села гороховые. Были села луковые. Семьдесят пять сортов лука – репки оставили нам в наследство русские огородницы. В Горьковской области от матери - дочке, от бабушки– внучке передавали лучшие луковицы, отобранные на семена и секрет ухода за луком. Из Вологодской области вышел белозерский, самый сладкий лук, из Подмосковья самый урожайный, из Ярославской –ростовский, многими любимый острый сорт, из Пензенского региона – знаменитый бессоновский лук, который возили на продажу за границу. Растили лук женские руки – мужчины уходили в город на промысел.
Мы зовем его луком, потому, что петелька роста, вылезая из земли, изгибается, как тетива лука. Есть у него и научное название: по-латыни “алиум– “остропахнущий”.
Что такое луковица? Дом без окон и дверей, хитро запрятанная спаленка, где между сочными, белыми чешуйками до поры до времени спят луковичные почки-детки, зачатки будущих ростков.
Снаружи стенки луковой детской спаленки тоже покрыты чешуйками, только сухими, золотистыми. Чем толще эта золотистая покрышка, тем дольше будет храниться лук, тем крепче сон деток. Из разрезанной луковицы вылетают невидимые стрелы, которые на своем пути уничтожают разносчиков болезней, вредных микробов.
Если человек 2-3 минуты пожует лук, во рту у него не останется ни одного вредного микроба – все они будут убиты.
Еще в глубокой древности люди догадались, что лук – не только вкусная приправа к кушаньям: он еще и целебен.
Ученые доказали, что летучие вещества, которыми лук защищается, могут защищать и здоровье человека.
Были луковицы плоские, были продолговатые – в каждом “гнезде” – области – свой сорт. Но на всю Россию была одна поговорка: “Лук – от семи недуг”. Народ верил, что лук защищает людей от “прилипчивых болезней”, и верил не зря.
Пожалуй, нигде в старой России не увлекались луком так, как в селе Кичанзино под Арзамасом. Крестьяне ухаживали за луком, как ни за каким другим овощем. Зато и вырастал продукт глыбами, по полкило весом одна луковица. Самое главное было сохранить выращенное богатство зимой. Сушили на полатях. А чтобы хорошо просох, топили березовыми дровами. В избах постоянно стояла банная духота. Но сами хозяева сохраняли здоровье, видимо. Их выручали фитонциды. Слава арзамасского лука гремела далеко за пределами уезда – в Пензенской, Тамбовской губерниях, где лук считался первейшим деликатесом. Его подавали на десерт на всех праздниках и приемах, а особенно на свадьбах.
Вскоре в Пензенской губернии появились последователи арзамасцев – луковой столицей стало село Бессоновка, которое каждый год давало миллион пудов лука! Крестьяне использовали каждый свободный час дня, да еще и ночь прихватывали. “Когда они спят? – удивлялись командированные. – Бессонные какие-то!” так и закрепилось за селом название Бессоновка.
Под Коломной в селе Мячкове огородники вывели гигантский сорт лука, который оказался так хорош, что им снабжали не только Москву, но и Париж. Сто лет парижане питались подмосковным луком. И другие российские сорта лука шли на экспорт – в Англию, в Германию и Скандинавские страны.
Не удавался лук на Южном Сахалине и только через некоторое время им помог бессоновский сорт, но не на всем острове. Так на грязевом вулкане Монгутан нашли то, что искали. Монгутанский лук для еды весьма неплох.
Тяжело выращивать “репку” в тропиках. В Гане уверены, что лук – лучшее средство для отпугивания змей. Поэтому его разводят вблизи жилищ, а нередко окружают хижины сплошным луковым частоколом. Ну, а если тебя укусила змея, то в качестве противоядия используют тот же лук.
Немалая проблема – луковый запах. Когда его есть? Утром нельзя, иначе на людях не покажешься. Днем, конечно, тоже. Разве что вечером? Но у некоторых людей луковый аромат держится 72 часа. Трое суток! До сих пор проблема луковых запахов не решена. Начали ее изучать еще перед войной.
Но, несмотря на запах, человечество не может отказаться от лука. Еще в старые годы запахом свежего лука старались освежить комнаты тяжелобольных. Для этого разрезали луковицу пополам и ставили в разных местах комнаты. Через некоторое время заменяли свежеразрезанными.
По нормам, рассчитанным учеными – медиками, на каждого человека должно приходиться в год по 8 килограммов лука. Грядки с луком должны быть на всех участках. Корневая система у лука развита слабо: проникает на небольшую глубину, не ветвится, охватывает небольшой объем почвы. Поэтому нуждается в хорошей плодородной и увлажненной почве. Листья требуют хорошего солнечного освещения в течении дня и плохо реагируют на тень. Они играют важную роль. Если у растения сильные листья, образуется крупная, вызревшая, долго хранящаяся луковица.
Лук – растение длинного дня. Он хорошо переносит холод, может расти при положительной температуре, близкой к нулю градусов, даже всходы не погибают. Однако лучшей температурой для формирования листьев и особенно луковиц является 20 – 25 градусов. Семена черные, мелкие, имеют плотную роговидную оболочку, которую плохо пропускает воду. Семена лука в обычных условиях в почве прорастают медленно. Нужно их предварительно замочить.
Нельзя выращивать лук из года в год на одном и том же месте. Возвращают лук на прежнее место не раньше как через 3 года. Нежелательно лук размещать после картофеля и капусты. Хорошо он себя чувствует, если на грядке раньше росли - огурец, кабачок, овощной горох, помидоры.
В 1909 году журнал “Хуторянин” горячо рекомендовал для защиты вишневых садов от птиц использовать половинки лука. Пернатые, особенно воробьи, по мнению журнала, питают столь сильное отвращение к запаху лука, что немедленно покидают вишневый сад, чуть только половинки лука хозяин разместит между ветками и сучьями охраняемых деревьев.
Это интересно:
Хозяйке на заметку:
- луковицу перед закладкой в суп желательно разрезать пополам и слегка поджарить обе половинки (только с одной стороны) на сковородке без масла. Это поможет сохранить в супе ароматические вещества лука, которые улетучиваются во время варки;
- репчатый лук делят на острый, полу острый и сладкий, причем – в сладком луке содержится меньше сахара, чем в остром. Острые сорта богаче и эфирными маслами. Острый лук принято добавлять в жареном виде в мясные и рыбные первые и вторые блюда. Для салатов обычно используют более сочные сладкие сорта;
- маринованный репчатый лук используют для винегретов, на гарнир к сельди, к холодной отварной рыбе и мясу;
- если нужно разморозить лук, его на 3 часа кладут в холодную воду, Можно употреблять в пищу и замерзший лук – вкусовые качества его сохраняются;
- при резании лука нож рекомендуется ополаскивать холодной водой, чтобы глаза не слезились;
- начатая луковица остается свежей, если положить ее срезом на тарелочку, посыпанную солью;
- чтобы лук при жарении приобрел золотистый цвет и не подгорел, его панируют в пшеничной муке;
- лук и коренья при тушении кладут слоем не более 4 см.;
- отваром луковичной шелухи можно подкрашивать бульоны. Это повышает их питательность, обогащает витаминами и улучшает внешний вид;
- зеленый лук следует хранить непромытым. Однако для сохранения в течение нескольких дней его нужно слегка сбрызнуть водой, уложить в полиэтиленовые мешочки и держать в холодильнике;
- резать лук лучше всего на пластмассовой дощечке, так как она не впитывает сока;
- прежде чем резать лук, нож нужно натереть солью, тогда он не приобретает неприятного запаха;
- в супы в конце варки можно добавлять толченый чеснок;
- чеснок и лук лучше всего хранить в вениках в прохладном сухом помещении. Перед закладкой на хранение чеснок и лук следует хорошо просушить;
- в салат можно на несколько минут положить корочку ржаного хлеба, натертую чесноком. Перед подачей к столу корочку вынимают, но едва ощутимый тонкий запах чеснока остается;
- лук и чеснок нельзя хранить в одном помещении с овощами , которые требуют более высокой влажности воздуха;
- для хранения лука можно использовать любое сухое отапливаемое помещение. Очень важно лук перед закладкой на хранение просушить при температуре 25 – 35 С и затем 10-12 часов прогреть при температуре 42 – 45 С для обеззараживания.
Почему от лука плачут?
В луковом соке содержатся вещества, раздражающие слизистую оболочку глаз и носа. При резке лука эти вещества начинают испаряться - эта особенность репчатого лука и описывается в большинстве народных и современных загадках.
Это летучее вещество получило название “лакриматор” (от латинского lacrima - слеза). Когда луковица разрезается, лакриматор выделяется и растворяется в воде и слезах человека. При этом образуется серная кислота, которая-то и раздражает слизистую оболочку глаза. Если лук перед чисткой замораживают, то активность лакриматора резко снижается. И теперь находит своё объяснение, почему лук чистят, смачивая его или нож водой - лакриматор растворяется в воде и практически не выделяется в воздух.
Дидактические игры
«Узнай, на ощупь».
Цель: Учить детей различным способам обследования знакомых предметов при помощи осязания, показать, что предметы можно узнать не только осматривая, но и ощупывая. Упражнять детей в назывании овощей.
Оборудование: Чудесный мешочек, муляжи овощей
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» («Овощной магазин»).
Задачи. Актуализация знаний детей о том, какие бывают магазины, что в них продают, помощь детям в подборе предетов-заместителей денег (можно использовать листья).
№ 3. Спортивная игра «Серсо».
Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Используя метод педагогического руководства, организовать актуализацию и использование детьми в игре знаний о названиях растений, их частей, о работе цветочного магазина, способствовать осмыслению детьми и творческой переработке накопленной информации и опыта.
Задачи. Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».
Задачи. Учить детей самостоятельно распределять роли, подбирать атрибуты для игры, воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на окне»
Цель: создание условий для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта. Задачи: обогаще...
Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на окне»
Обогатить и расширить представление детей о растениях. Как можно вырастить лук, перец, овес, помидоры на окне.Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных дл...
Познавательно-исследовательский проект на Тему " Огород на окне"
Познавательно - исследовательский проект детей старшей группы на тему " Огород на окне"...
Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на подоконнике» (краткосрочный проект)
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот исследовательский проект ориентиро...
Познавательно-исследовательский проект "Наш любимый огород"
Цель: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощей и цветов. Задачи: - познакомить с циклами жизни овощей и цветов. - ...
Познавательно - исследовательский проект "Наш веселый огород"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11972854","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитат...
Познавательно – исследовательский проект на тему «Огород на окне»
Целью данного проекта является – расширить представление детей об окружающем мире, об овощных культурах и сформировать первоначальное представление о, их выращивание в комнатных условиях.Данный ...