Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию
картотека по окружающему миру

Горшунова Ольга Алексеевна

Картотека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по экологии.

Какое это животное?

Цель: систематизировать знания детей о животных, описывая животных по наиболее типичным признакам.

Один из детей водящий. Он загадывает животное и описывает его: «Это белое животное, у него 4 ноги, рога, коротенький хвост. Оно дает молоко». Остальные дети угадывают. Кто первый угадает, получает право загадывать.

Найди деток.

Цель: систематизировать знания детей о названиях детенышей животных.

Пособия: картинки с изображением животных и их детенышей.

Ребенку дают картинку с изображением животного, а он должен найти картинку, на которой нарисован детеныш этого животного, и правильно его назвать. После этго можно предложить детям поделить животных на 2 группы: домашние животные и дикие.

Что растет в лесу?

Цель: систематизировать знания детей о лесных или садовых растениях.

Педагог выбирает троих детей и предлагает им назвать то, что растет в лесу. Например, один говорит «грибы», второй – «малина», третий – «ель», а потом опять продолжает первый. Педагог предупреждает. Что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правило, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая тройка получает другое задание, например, перечислить, что растет в саду, либо кто живет в лесу, во дворе и т.д.

Садовник

Цель: обеспечить применение на практике умения определять характерные признаки фруктов, овощей, цветов.

Пособия: картинки с изображением цветов, овощей, фруктов.

Дети садятся вокруг стола, на котором положены картинки рисунком вниз. Один ребенок – садовник. С лейкой или каким – нибудь другим типичным для садовника предметом он обходит детей и говорит: «У меня большой сад. Поди ко мне, Анечка, что – нибудь сорви».

Ребенок, которого садовник вызывает к столу, выбирает себе картинку, смотрит на нее и потом описывает так, чтобы дети угадали, какое растение сорвано. Затем вытянувший картинку ребенок становится садовником, и игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки.

Овощи

Цель: систематизировать знания детей о различных овощах.

Пособия: картинки с изображением овощей, разрезанные на несколько частей.

Дети складывают картинки из частей и говорят, как эти овощи называются, какого они цвета или вкуса, для чего используются.

Фрукты и овощи.

Цель: систематизировать представления детей о фруктах и овощах.

Пособия: карточки с изображением фруктов и овощей.

  1. Педагог раскладывает на столе карточки, а дети должны их разделить на 2 группы: фрукты и овощи.
  2. Педагог выбирает одну карточку и показывает детям. Дети должны сказать, что нарисовано на карточке и к какой группе ее следует отнести (например, груша - фрукт).
  3. Педагог называет какой – нибудь фрукт или овощ, а дети должны его найти и указать, к какой группе он относится (например, найти морковь, лук, черешню и пр.)
  4. Сравнивать изображения на карточке с настоящими фруктами или овощами. Например, по карточке, на которой нарисован лук, найти настоящий.
  5. Карточки кладутся картинкой вниз. Один ребенок выбирает карточку и рассказывает, что на ней нарисовано. Остальные дети угадывают по описанию, что это такое.
  6. Педагог раздает детям карточки и говорит: «Все дети, у которых на карточках изображены фрукты, (овощи), поднимают картинку».

Ищи и найдешь.

Цель: Упражнять в различении характерных признаков отдельных времен года.

Пособия: картинки с изображением родной природы в различные времена года.

Дети классифицируют картинки и приставляют их друг к другу, в зависимости от того, относятся ли они к весне, лету, осени или зиме.

Что кому нравится?

Цель: уточнить знания детей о том, чем питаются отдельные животные.

Пособия: картинки, на которых нарисованы животные и картинки, на которых нарисованы разные виды корма (морковь, трава, капуста, молоко, кости и пр.).

Педагог сажает небольшую группу детей вокруг стола. Прежде всего она знакомит их с картинками, изображающими животных, затем раздает детям картинки, на которых нарисован корм для животных. После этого воспитатель показывает детям, например, корову и предлагает найти для нее корм.

Что за птица?

Цель: обеспечить развитие умений описывать птиц по характерным признакам и по описанию их узнавать.

Игровые правила: описывать прилетевшую птицу нужно не только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назвал птицу, тот становится водящим.

Игровые действия: имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается. Выбор водящего считалкой.

Эта игра требует большой предварительной подготовки. Дети наблюдают за птицами, обращают внимание на их особые приметы (например, на величину и длину клюва, ног, цвет перьев, на то, где эта птица живет, что она ест, как кричит или поет), по которым можно узнать, что это за птица.

Игра начинается с назначения водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он произносит нараспев,  все остальные хором повторяют определенные слова.

Например, водящий так описывает журавля:

Есть у меня птица

Вот такая, вот такая! –

Показывает руками, какой величины у него птица.

Все играющие говорят:

Летит, летит птица, к нам летит!

Водящий: Крылья у птицы вот такие, вот такие!-

и показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы.

Все играющие: Летит, летит птица, к нам летит!

Водящий: Клюв у этой птицы вот такой, вот такой!

Но водящий еще не уверен, что играющие узнали птицу. Он говорит, где живет птица, чем питается и т.д., заканчивает вопросом: «Что за птица к нам прилетела?» На вопрос отвечают не все дети, кто – нибудь один (на кого укажет водящий). Если ребенок ответил правильно, дети говорят: «Вот какая птица к нам прилетела!». Тот, кто отгадал, становится водящим и дает описание птицы, которую он загадал. Если же ответ ребенка неправильный, водящий ему говорит: «Не такая птица к нам прилетела». Затем он обращается к другому играющему и повторяет вопрос. Новый водящий описывает другую птицу.

Угадай, что в мешочке.

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Правила: выбирая предмет, смотреть на него нельзя. Описать, ощупывая руками.

Оборудование: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности (лук, репа, редька, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.) лежат в мешочке.

Педагог предлагает одному из детей достать из мешочка предмет, но не вытаскивать его, а , ощупав, назвать характерные признаки. Ребенок рассказывает, все дети называют предмет, который пока не видят, после этого ребенок вытаскивает его из мешочка и показывает, что в руке. Названный предмет обратно в мешочек не опускают.

Почтальон принес посылку.

Цель: способствовать развитию умения описывать предметы и узнавать их по описанию.

Пособия: воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.

Коробку (посылку) приносят в группу. Педагог говорит : «Сегодня нам почтальон принес посылку. В ней разные овощи и фрукты». Педагог дает нескольким детям по пакету и просит заглянуть в них. «А теперь, не называя, что там, расскажите по очереди, что вы получили в посылке, но так, чтобы все догадались». Дети по описанию называют овощи и фрукты. Отгаданные предметы кладут на стол. В конце игры надо угостить детей и попросить их назвать точное вкусовое ощущение.

Овощехранилище.

Напомнить детям о том, что колхозники выращивают овощи на огороде, а фрукты – в садах. Урожай привозят в город и хранят в овощехранилищах. Некоторые овощи и фрукты заготавливают на зиму свежими (картофель, лук, морковь), другие  - солят (огурцы). Дети должны знать , что есть овощи, которые хранят свежими, и солеными (например, капуста). Овощи и фрукты, которые хранят свежими, надо часто перебирать, удалять вялые, мятые.

Цель: отобрать и сгруппировать предметы по способам использования их в быту.

Правило: распределять овощи и фрукты для хранения так. Чтобы они не испортились и сохранялись зимой и весной.

Оборудование: в ряд расставляют три стола: на одном – овощи и фрукты, приготовленные к отправке в овощехранилище, на двух других – приемные пункты овощехранилища. Один стол предназначен для приема продуктов на хранение в свежем виде (на «вывеске» - овощи, хранящиеся свежими, - картофель, свекла, морковь и др.), на другой будут складываться то, что пойдет на засолку (на «вывеске» - бочка с огурцами или чем – то другим). Подготовить «тару» для хранения , для перевозки овощей и фруктов (коробки, банки, тележки).

Воспитатель говорит: «Колхозники вырастили большой урожай для всех нас. Его надо сохранить так, чтобы всего хватило до следующей осени. Кладут овощи и фрукты для этого в овощехранилище». Затем педагог с детьми распределяют и уточняют роли в игре: часть детей приемщиками, остальные – колхозниками. «Колхозники» привозят урожай, а «приемщики» определяют способ хранения; «приемщик» должен рассказать, почему он отбирает овощи и фрукты для определенного способа хранения.

Природа и человек.

Цель: Систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.

«Что создано человеком?» - спрашивает воспитатель и предает одному из играющих какой – либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?» В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время люди должны бережно относиться к природе: охранять леса от пожаров, очищать пруды, озера, реки, охранять животных и птиц.

Птицы (звери, рыбы)

Цель: обеспечить развитие  умения детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Игровые правила: называть птицу (зверя, рыбу) можно только  того, как получишь камешек, отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя.

Все дети садятся на стулья, поставленные в ряд или вокруг стола, или становятся в кружок. Один из играющих берет в руки какой – нибудь предмет и быстро отвечает: «Орел». Затем он передает вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Воробей», - отвечает тот и передает предмет следующему. Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Отвечать надо не мешкая, если ребенок медлит, это значит, что он плохо знает птиц. Тогда другие участники игры начинают помогать ему, называя птиц. Одну и ту же птицу нельзя называть дважды, каждый раз нужно называть новую. Если кто – нибудь повторит название два раза, у него берут фант, а по окончании игры заставляют выкупать его.

Так же играют, называя рыб, зверей, насекомых.

Вершки – корешки.

Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила: отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Педагог уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что –корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле - вершками». Педагог называет какой – нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!». Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается. Воспитатель может предложить иной вариант. Он говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах.

К названному дереву – беги!

Цель: тренировка в быстром нахождении дерева.

Игровые действия: убегать от водящего к названному дереву.

Игра организуется как подвижная, типа «Салок». Воспитатель объясняет, что водящий может ловить только тех детей, которые не стоят у названного дерева. Педагог называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Например, тополь и осину, желтую акацию и рябину и др. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо в соответствии с этим перебегать по сигналу «Раз – два – три – беги!»

Магазин «Цветы».

Цель: описать, найти и назвать растения по характерным признакам.

На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это магазин «Цветы». Покупатели (дети) не называют понравившееся растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку. В начале игры воспитатель может сам исполнить роль покупателя и показать образец описания, напоминая последовательность: есть ли стебель и какой он (прямостоящий, свисающий и т. п.), какой формы листья, как они окрашены, какая у них поверхность, есть ли цветы, сколько их, какого они цвета. Затем педагог описывает сам растения.

Отгадай, что за растение.

Цель: обеспечить развитие умений описывать  растение и узнать его по описанию.

Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому – либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что за растение. Педагог напоминает дошкольникам последовательность описания: прежде всего надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить, какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие или толстые), описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий), окраску (темно -, светло – зеленый, пестрый, с полосками, пятнышками). Далее надо остановиться на том, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены. Когда дети угадают растение, можно предложить им найти в групповой комнате представителей растений данного вида.

Детки на ветке.

Цель: обеспечить развитие умения сопоставлять предметы по принадлежности к одному растению.

Игру можно провести как подвижную. Детей делят на две подгруппы: одной раздают листья («ветки»), другой – овощи («деток»). По сигналу: «детки»найдите свои «ветки!» - каждый ищет пару, то есть становится так, чтобы предметы у него и товарища совпадали по принадлежности к одному и тому же растению. Правильность выбора проверяют «волшебные ворота» (воспитатель и ребенок или двое детей). Ворота закрываются (поднятые руки опускают), если пара выполнила задание неправильно. При повторении игры дети меняются листьями и плодами.

Созрело – не созрело.

Цель: обеспечить развитие умения определять спелость овощей и фруктов по внешним признакам.

Оборудование: вначале нужно подбирать овощи и фрукты с яркими признаками спелости, выраженными в окраске. Например, помидоры, сливы, абрикосы и др. при повторении игры можно предлагать фрукты (овощи) с менее заметными признаками спелости. Например, яблоко, грушу и др.

Игру можно провести как подвижную. Половине группы детей воспитатель раздает спелые овощи и фрукты, а остальным – неспелые. По сигналу дети ищут свою пару, т. е. товарища, у которого в руках такой же предмет, но другой степени зрелости. В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами, чтобы лучше узнать признаки спелых и неспелых овощей и фруктов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей старшего возраста

В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мы...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию

картотека дидактических игр по экологическому воспитанию...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию

картотека дидактических игр по экологическому воспитанию...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию дошкольников.

Игры можно использовать воспитателям детских садов как при проведении НОД, так и во время режимных моментов, а также родителям дошкольников в домашних условиях....

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для старших дошкольников.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...

картотека дидактических игр по экологическому воспитанию

Картотека для календарного планирования по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...