НОД на тему "Птицы"
статья по окружающему миру (старшая группа)

Акмолова Александра Владимировна

Формировать у детей обобщённое представление о птицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ptitsy.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию в старшей группе «Птицы»

Цель: Формировать у детей обобщённое представление о птицах.

Задачи:

Образовательная область “Познавательное развитие”

- формировать у детей обобщённое представление о птицах, как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение.

-развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера, доказательно строить суждения.

Интеграция с образовательными областями:

Образовательная область “Речевое развитие”:

-развивать речевую активность детей, активизировать словарь по теме птицы, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.

Образовательная область “Социально-коммуникативное развитие”

-развивать коммуникативные навыки общения: учить детей работать по подгруппам, воспитывать культуру речевого общения.

-воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.

Образовательная область “Физическое развитие”

- развивать зрительное внимание и восприятие, общую моторику, координацию речи с движениями.

Образовательная область “Художественно-эстетическое развитие”

-знакомить детей с поэтическими произведениями о птицах, стимулировать сопереживание персонажам стихотворения.

Материалы и оборудование: игра “Где живут птицы?”, наборы карточек с изображением различных птиц для игры “Четвертый - лишний”. Пипетки, листы бумаги (обработанные жиром), салфетки для каждого ребенка. Сборная кормушка из дерева.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке. Чтение художественной литературы по теме. Рассматривание дидактических материалов о птицах, книжных иллюстраций. Проведение конкурса “Лучшая кормушка для птиц”.

Ход занятия:

Воспитатель: “Ребята, вчера я встретила мальчика. Он сидел на скамеечке в парке и был очень расстроен. Я подошла к нему и спросила, что у него произошло? Оказалось, что мальчика зовут Петя и он очень расстроен тем, что его не приняли в школу юных любителей птиц. Петя не смог ничего рассказать о птицах, он не смог ответить на вопросы юных любителей птиц и ему отказали в поступлении в школу. Как вы думаете, ребята, мы могли бы что-то сделать в этой ситуации и как-то помочь Пете? (дети обсуждают проблемную ситуацию)”

     Дети: “Надо помочь Пете поступить в школу юных любителей птиц и рассказать ему о птицах.” (воспитатель предлагает записать ответы детей на телефон и передать Пете, чтобы помочь ему.)

   Воспитатель: “Вы уже очень много знаете о птицах. В природе существует очень большое их разнообразие. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно разделить птиц?” (Воспитатель предлагает разделиться на три команды.) 

Дети: “Перелётные и зимующие.”

Воспитатель: “Почему птицы улетают на юг?”

      Дети: “Самое страшное для птиц - не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное-голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена. (воспитанники дополняют ответы друг друга)

Воспитатель: “Каких представителей перелётных птиц вы знаете?”

 Дети: “Перелётные - утки, журавли, ласточки.” (воспитатель напоминает о других перелетных птицах-скворцах, ласточках, грачах и пр.)

Воспитатель: “Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?”

 Дети: “Необходимо развесить птичьи столовые -  кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют всем радостные песни.”

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение про птиц.

Покормите птиц зимой

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

(А. Яшин)

Воспитатель: “Каких представителей зимующих птиц вы знаете?”

Дети: “Зимующие птицы- дятел, синица, воробей.” (воспитатель награждает карточками с птицами команды, чьи ответы были наиболее удачными и полными)

Воспитатель: “Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?”

Дети (обсуждают и дополняют ответы друг друга): “Морские - живут у моря, ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин. Водоплавающие -  живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь. Домашние - живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки. Ночные - днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч. Певчие - отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол. Хищные - употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова. Экзотические - живут в других странах, отличаются красивым оперением: колибри, павлин, фламинго, тукан.

Воспитатель: “Давайте поиграем в игру “Где живут птицы?”  и найдем для каждой птички дом.” (В процессе игры дети обсуждают как приспособлены птицы к своему месту обитания, кто где живет. Команды получают карточки с изображением птиц за ответы)

Воспитатель предлагает детям принять участие в динамической паузе. Дети проговаривают стихотворение и сопровождают слова движениями.

Жура-жура-журавель

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Я спросил у журавля:

-Где же лучшая земля? -

Мне ответил журавель:

   -Это Родина моя!

  Воспитатель: “Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц. У нас есть еще одна интересная игра «Четвёртый лишний», на карточках изображены птицы, нужно определить, по какому признаку они объединены, а кто является лишним и почему.”

Игра «Четвёртый лишний» (командная игра)

Ласточка, павлин, воробей, журавль.

(Павлин – обитатель жарких стран).

Соловей, канарейка, щегол, трясогузка.

(Трясогузка не певчая птица).

Аист, фламинго, страус, альбатрос.

(Альбатрос – птица с короткими ногами).

Грач, скворец, ласточка, индюк.

(Индюк – домашняя птица).

Сойка, фазан, гусь, сова.

(Гусь - водоплавающая птица).

Сова, утка, голубь, сойка.

(Сова – ночная птица).

Воспитатель: “Какие вы находчивые и прекрасно играете в команде. Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем, например?”

Дети: “ У  птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги - живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками - живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками- живут на деревьях.

     Воспитатель: “Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?”

Дети: “Нет.”

Воспитатель: “Что ещё у птиц разного?”

Дети: “У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.”

Воспитатель: “А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части).”

Опыт: жир отталкивает воду

Воспитатель: “Давайте проверим? (воспитатель раздает детям пипетки по два листочка, один из которых смазан жиром). Возьмите листочки бумаги, капните на поверхность листа. Что вы обнаружили?”

Дети: “На одном листочке вода впиталась в бумагу, а там, где намазано жиром, капельки воды остались. Значит жир отталкивает воду и не дает ей впитаться.”

Воспитатель: “Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода».  

 Воспитатель: “Как же мы отличаем птиц от других животных? Давайте подумаем, почему всё у птиц разное, а название одинаковое – птицы”

Дети: “Ноги у птиц разные, но их две. Крылья разные, но у всех по два крыла. Клювы разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями”.

Итог НОД:

Воспитатель: “Ребята, расскажите, что нового, интересного вы узнали, что вам понравилось?”

Дети: “Мы узнали, какими разными бывают птицы, что живут они в разных местах. Узнали о некоторых особенностях их поведения. Проведённый опыт, помог нам выяснить, что жир отталкивает воду.” (Воспитатель подсчитывает количество карточек у каждой команды и поздравляет ребят.)

Воспитатель: “Ребята, все наши рассуждения о птицах записаны на телефон, и я отправляю сообщение мальчику Пете. (звук звонка) Петя получил наше сообщение и благодарит нас за помощь. А у меня есть для вас подарок – сборная конструкция кормушки, мы сами соберем ее вечером и повесим на нашем участке, чтобы подкармливать птиц зимой. ”