НОД на тему "Птицы"
статья по окружающему миру (старшая группа)
Формировать у детей обобщённое представление о птицах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_ptitsy.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по познавательному развитию в старшей группе «Птицы»
Цель: Формировать у детей обобщённое представление о птицах.
Задачи:
Образовательная область “Познавательное развитие”
- формировать у детей обобщённое представление о птицах, как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение.
-развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера, доказательно строить суждения.
Интеграция с образовательными областями:
Образовательная область “Речевое развитие”:
-развивать речевую активность детей, активизировать словарь по теме птицы, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.
Образовательная область “Социально-коммуникативное развитие”
-развивать коммуникативные навыки общения: учить детей работать по подгруппам, воспитывать культуру речевого общения.
-воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.
Образовательная область “Физическое развитие”
- развивать зрительное внимание и восприятие, общую моторику, координацию речи с движениями.
Образовательная область “Художественно-эстетическое развитие”
-знакомить детей с поэтическими произведениями о птицах, стимулировать сопереживание персонажам стихотворения.
Материалы и оборудование: игра “Где живут птицы?”, наборы карточек с изображением различных птиц для игры “Четвертый - лишний”. Пипетки, листы бумаги (обработанные жиром), салфетки для каждого ребенка. Сборная кормушка из дерева.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке. Чтение художественной литературы по теме. Рассматривание дидактических материалов о птицах, книжных иллюстраций. Проведение конкурса “Лучшая кормушка для птиц”.
Ход занятия:
Воспитатель: “Ребята, вчера я встретила мальчика. Он сидел на скамеечке в парке и был очень расстроен. Я подошла к нему и спросила, что у него произошло? Оказалось, что мальчика зовут Петя и он очень расстроен тем, что его не приняли в школу юных любителей птиц. Петя не смог ничего рассказать о птицах, он не смог ответить на вопросы юных любителей птиц и ему отказали в поступлении в школу. Как вы думаете, ребята, мы могли бы что-то сделать в этой ситуации и как-то помочь Пете? (дети обсуждают проблемную ситуацию)”
Дети: “Надо помочь Пете поступить в школу юных любителей птиц и рассказать ему о птицах.” (воспитатель предлагает записать ответы детей на телефон и передать Пете, чтобы помочь ему.)
Воспитатель: “Вы уже очень много знаете о птицах. В природе существует очень большое их разнообразие. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно разделить птиц?” (Воспитатель предлагает разделиться на три команды.)
Дети: “Перелётные и зимующие.”
Воспитатель: “Почему птицы улетают на юг?”
Дети: “Самое страшное для птиц - не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное-голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена. (воспитанники дополняют ответы друг друга)
Воспитатель: “Каких представителей перелётных птиц вы знаете?”
Дети: “Перелётные - утки, журавли, ласточки.” (воспитатель напоминает о других перелетных птицах-скворцах, ласточках, грачах и пр.)
Воспитатель: “Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?”
Дети: “Необходимо развесить птичьи столовые - кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют всем радостные песни.”
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение про птиц.
Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)
Воспитатель: “Каких представителей зимующих птиц вы знаете?”
Дети: “Зимующие птицы- дятел, синица, воробей.” (воспитатель награждает карточками с птицами команды, чьи ответы были наиболее удачными и полными)
Воспитатель: “Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?”
Дети (обсуждают и дополняют ответы друг друга): “Морские - живут у моря, ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин. Водоплавающие - живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь. Домашние - живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки. Ночные - днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч. Певчие - отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол. Хищные - употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова. Экзотические - живут в других странах, отличаются красивым оперением: колибри, павлин, фламинго, тукан.
Воспитатель: “Давайте поиграем в игру “Где живут птицы?” и найдем для каждой птички дом.” (В процессе игры дети обсуждают как приспособлены птицы к своему месту обитания, кто где живет. Команды получают карточки с изображением птиц за ответы)
Воспитатель предлагает детям принять участие в динамической паузе. Дети проговаривают стихотворение и сопровождают слова движениями.
Жура-жура-журавель
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Я спросил у журавля:
-Где же лучшая земля? -
Мне ответил журавель:
-Это Родина моя!
Воспитатель: “Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц. У нас есть еще одна интересная игра «Четвёртый лишний», на карточках изображены птицы, нужно определить, по какому признаку они объединены, а кто является лишним и почему.”
Игра «Четвёртый лишний» (командная игра)
Ласточка, павлин, воробей, журавль.
(Павлин – обитатель жарких стран).
Соловей, канарейка, щегол, трясогузка.
(Трясогузка не певчая птица).
Аист, фламинго, страус, альбатрос.
(Альбатрос – птица с короткими ногами).
Грач, скворец, ласточка, индюк.
(Индюк – домашняя птица).
Сойка, фазан, гусь, сова.
(Гусь - водоплавающая птица).
Сова, утка, голубь, сойка.
(Сова – ночная птица).
Воспитатель: “Какие вы находчивые и прекрасно играете в команде. Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем, например?”
Дети: “ У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги - живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками - живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками- живут на деревьях.
Воспитатель: “Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?”
Дети: “Нет.”
Воспитатель: “Что ещё у птиц разного?”
Дети: “У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.”
Воспитатель: “А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части).”
Опыт: жир отталкивает воду
Воспитатель: “Давайте проверим? (воспитатель раздает детям пипетки по два листочка, один из которых смазан жиром). Возьмите листочки бумаги, капните на поверхность листа. Что вы обнаружили?”
Дети: “На одном листочке вода впиталась в бумагу, а там, где намазано жиром, капельки воды остались. Значит жир отталкивает воду и не дает ей впитаться.”
Воспитатель: “Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода».
Воспитатель: “Как же мы отличаем птиц от других животных? Давайте подумаем, почему всё у птиц разное, а название одинаковое – птицы”
Дети: “Ноги у птиц разные, но их две. Крылья разные, но у всех по два крыла. Клювы разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями”.
Итог НОД:
Воспитатель: “Ребята, расскажите, что нового, интересного вы узнали, что вам понравилось?”
Дети: “Мы узнали, какими разными бывают птицы, что живут они в разных местах. Узнали о некоторых особенностях их поведения. Проведённый опыт, помог нам выяснить, что жир отталкивает воду.” (Воспитатель подсчитывает количество карточек у каждой команды и поздравляет ребят.)
Воспитатель: “Ребята, все наши рассуждения о птицах записаны на телефон, и я отправляю сообщение мальчику Пете. (звук звонка) Петя получил наше сообщение и благодарит нас за помощь. А у меня есть для вас подарок – сборная конструкция кормушки, мы сами соберем ее вечером и повесим на нашем участке, чтобы подкармливать птиц зимой. ”