Детско-взрослый проект «Такие разные птицы» с детьми 5-7 лет
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Актуальность: Мы решили реализовать проект «Такие разные птицы». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_takie_raznye_ptitsy_hmeleva_as.docx | 38.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Детско-взрослый проект
«Такие разные птицы»
с детьми 5-7 лет
Воспитатель
Хмелева Анна Сергеевна
2020-2021
Продолжительность проекта: долгосрочный (2 месяца)
Участники проекта: воспитатели, родители, дети старшей группы, музыкальный руководитель.
Актуальность: Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Такие разные птицы». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Цель проекта: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Задачи проекта:
* провести наблюдения за птицами нашего края осенью и зимой;
* развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;
* выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе снами;
* вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее и весеннее время года;
* научить детей правильно подкармливать птиц;
* воспитывать заботливое отношение к птицам.
Продукты проектной деятельности: итоговое мероприятие «Здравствуйте птицы», презентация проекта «Такие разные птицы».
Групповой сбор «Вхождение в тему»
с детьми 5 – 7 лет
По теме проекта «Такие разные птицы»
Воспитатель | Дети (предполагаемые ответы) |
Добрый день | Добрый день, здравствуйте! |
Посмотрите, пожалуйста, на доску, и напомните мне, какую тему проекта мы с вами заканчиваем? | «Дикие животные» |
Давайте полюбуемся этими удивительными животными, а вы что-нибудь заметили? | появилась картинка лебедя |
Лебедь – это кто? | птица |
Лебедь - это какая птица? | Водоплавающая |
А какие виды птиц вы еще знаете? | Зимующие, перелетные, домашние, дикие, декоративные. |
А как вы думаете, почему на нашей рабочей доске появилась иллюстрация лебедя и я с вами заговорила о птицах? | Потому, что весна пришла. Тепло стало. Птицы прилетают. |
Вы абсолютно правы! И ещё в 1 апреля празднуют «Международный день птиц» | |
А вы хотите узнать о птицах много интересного? | да |
А как можно назвать новую тему проекта? | «Птицы наши друзья» «В мире птиц» «Все о птицах» «Такие разные птицы» |
Давайте выберем одно название. Какое название больше понравилось? Значит, как будет называться новая тема проекта? | «Такие разные птицы» |
Напомните мне пожалуйста, что нам необходимо сделать, чтобы начать проект? | Модель 3 вопросов |
Подумайте, что мы знаем по этой теме, что ещё хотим узнать и где можем найти информацию. А после прогулки мы с вами запишем ваши варианты. |
Модель трёх вопросов
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Что нам нужно сделать, чтобы узнать? |
1. Лебедь – это водоплавающая птица. 2. Птицы покрыты перьями. 3. Птицы любят летать. 4. Есть хищные птицы. 5. Зимующие птицы не улетают на юг. 6. Пингвин - это птица. 7. Есть экзотические птицы. 8. Я знаю, что ласточки прилетают весной. 9. У нас в городе живут птицы на пруду. Это – утки. 10. Утки умеют плавать и летать. 11. Птиц надо зимой кормить. 12. Есть птицы домашние. 13. Ласточки улетают на юг. Они питаются насекомыми. | 1. Чем питаются птицы? 2. Откуда появились птицы? 3. Почему птицы покрыты перьями? 4. Чем питается филин? 5. Почему филин ночью не спит? 6. Почему у некоторых птиц длинная шея? 7. Почему некоторые птицы плавают? 8. Какие птицы не умеют летать? 9. Почему попугаи умеют говорить? 10. как называется самая маленькая птичка? 11. Для чего нам нужны птицы? | 1. Спросить у взрослых. 2. Сходить в библиотеку. 3. Узнать про птиц в Интернете. 4. Посмотреть по телевизору передачи про птиц. 5. Позаниматься в Центрах активности. 6. Прочитать в журналах про птиц. 7. Сходить в экологический центр. 8. Купить книги про птиц в магазине 9. Приготовить сообщение о птицах |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
с детьми 5-7 лет
«Такие разные птицы»
Образовательное направление | Центры активности | Задачи | Содержание совместной образовательной деятельности с детьми в Центрах активности | Вовлечение родителей в образовательный процесс |
Физическое развитие | Центр движения |
| Подвижные игры «Наседка и цыплята», «Лиса и куры», «Перелет птиц», «Аисты», «Совушка - сова», «Птички и клетки». | Придумать игру про птиц. Изготовить шапочки для подвижных игр |
Познавательное развитие | Центр познания |
рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоемы, не оставлять мусор в лесу, парке, не пользоваться огнем без взрослого)
| Беседы, ситуативные разговоры и рассказы педагогов по теме, в том числе о видовом разнообразии птиц, местах их обитания и питании, их значении в жизни человека и всего живого, последствиях уничтожения птиц, защите птиц со стороны людей и государства, посильной помощи детей в деле защиты птиц. | Беседы о безопасном поведении в природе. |
Познавательное развитие | Центр познания, Утренний сбор |
| -Развивающие игры «Назови птенцов домашних птиц», «Кто чем питается?», «Путаница» «Где чей хвост?», «Кто как зимует?». - Наблюдения за птицами. - Проектная деятельность (составление и памятки о внимательном и бережном отношении человека к птицам; - Создание плаката в защиту птиц; - Создание альбома «Птицы разных широт», «Птицы нашего края». - Обсуждение поговорок: Почему так говорят: «Как с гуся вода» и «Мокрая курица» (эксперимент - доказательства). - Беседа «Какую пользу приносят птицы?» | Помощь в составлении индивидуальных сообщений детей. Помощь в приобретении пособий. |
Речевое развитие | Центр литературы, Центр познания |
| Чтение рассказов З. Александровой «Новая столовая» и Л. Толстого «Сорока» | Совместное с родителями чтение рассказов, сказок, стихов про птиц. |
Социально – коммуникативное развитие | Центр познания, Центр литературы |
| - Педагогические ситуации, решение проблемных ситуаций и ситуаций морального выбора по теме: -птица попала в капкан; -у неё перебита лапка; -что будет с человеком, если не станет птиц. | |
Центр искусства, Центр познания, Центр кулинарии |
| - Организация трудовой деятельности (уход за живыми объектами в уголке природы в домашних условиях) - Оказание посильной помощи в уходе за растениями группы и на территории участка (подкормка птиц) - Изготовление булочек «Жаворонки». | Посильная помощь дома. Беседы и рассказы родителей «Из истории моего детства…» Изготовление страничек к альбому «Такие разные птицы». | |
Центр литературы, Центр познания. |
- составлять повествовательные рассказы по схеме, серии сюжетных картин, - анализировать простые трехзвуковые слова, определяя место звука в слове, гласные и согласные звуки по лексической теме «Птицы нашего края»; - отгадывать и сочинять описательные загадки и загадки со сравнением; - использовать форму прямой и косвенной речи в общении, при пересказе литературных текстов.
| - Традиционная игра «Комплимент» - Представление исследовательской работы. - Выступление с сообщением. - Показ настольного театра с игрушками. - Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи», логические цепочки. - Разучивание и чтение стихов наизусть про птиц. - Наблюдения на прогулке. - Беседа после чтения. - Разговоры с детьми (о событиях из личного опыта, в процессе режимных моментов и др.) - Разучивание чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц - Сочинение загадок - Создание дидактической игры, «Чей, чья, чьё?», книжки-малышки «Экзотические птицы». -Игра на обратную связь при взаимодействии с другими людьми «Телевизор», «В мире пернатых друзей». | Оказание помощи в подготовке детских страничек к проектам, индивидуальных сообщений. Разучивание и чтение стихов наизусть про птиц. Наблюдения на прогулке; | |
Художественно – эстетическое развитие | Центр искусства Центр математики Центр познания и другие |
| - Лепка, рисование птиц. - Коллаж «Поздравление с праздником птиц». | Лепка, рисование птиц. Подготовка экспозиций и индивидуальных выставок. |
Центр игры и драматизации |
- представлений об эмоциональных состояниях и чувствах, способах их выражения; - опыта слушания музыки, слушательской культуры. | - Музыкальная игра: «Угадай по движению». - Разучивание песен про птиц, слушание музыки «Птичьи голоса». | Слушание музыкальных произведений и песен. Просмотр телепередач о птицах. | |
Центр познания и науки. |
| Беседы о гигиене при контакте с птицами. |
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5 – 7 ЛЕТ
ПО ТЕМЕ ПРОЕКТА «Такие разные птицы»
Утренний сбор.
Воспитатель: Доброе утро дорогие гости и дорогие ребята!
Я рада вас всех видеть в нашем дружном кружочке.
Скажите, пожалуйста: Какое сейчас время года?
Какой месяц?
Какой день недели? А знаете ли вы сегодняшнее число?
Обмен новостями
-Дети, мы с вами с утра договорились послушать 3 новости.
Третья новость от воспитателя (сообщение о дятле)
-Напомните, пожалуйста, как называется тема нашего проекта?
-Сегодня отвечаем на вопрос, которым интересовалась Даша
(чтение вопроса с модели 3 вопросов).
Даша сама ответит на него, они вместе с мамой приготовили сообщение о самой маленькой птичке – колибри.
Физминутка
Воспитатель: Ну, что ж мы постарались ответить на один из многих вопросов.
А теперь пришло время приступить к презентации наших Центров Активности и реализации наших с вами планов!
Центры | Презентация деятельности | Содержание деятельности | Материалы | Конечный результат |
Познания и науки | Предстоит выяснить, почему и правду ли говорят: «Мокрая как курица», «Как с гуся вода» - правда ли это? | Эксперимент-доказательство, почему так говорят? «Мокрая как курица» «Как с гуся вода» | Два пера (куриное и гусиное), вода, масло, карточки, простые карандаши, салфетки. | Выводы детей, доказательство, правда или нет. |
Литературы | Клуб «Мастерим сами», где мы сможем сделать игры по теме проекта, а какие вы узнаете в центре литературы. | Изготовление игры лото «Птицы», «Чей? Чьи? Чья?» | Картинки птиц, клей, ножницы, картон, салфетки. | Готовые игры. |
Математики | Юным математикам пришло письмо от сороки, она много знает, везде летает, а что в этом письме вы узнаете, если выберите этот центр. | Задание от сороки: 1. Поставить знак > < = 2. Что лишнее? 3. Собери картинку 4. Дорисуй 5. Посчитай и напиши цифру | Карточки с заданием. | Правильно выполненное задание. |
Искусства | Мы сможем сделать иллюстрацию к сказке «Жар-птица и Василиса-царевна». | Техника аппликация, украшение хвоста сказочного персонажа Жар-птица. | Иллюстрация птицы без хвоста, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки. | Готовая картина Жар-птицы. |
Кулинарии | В центре кулинарии вас ждет древний рецепт булочек, всегда на Руси весну встречали булочками «Жаворонками». | Изготовление булочек «Жаворонки» | Сдобное тесто, изюм, разделочная доска, мука, фартук, шапка-косынка, | Готовая булочка. |
Итоговый сбор
- А сейчас поделитесь, что вы делали в центрах, что получилось, что было сложно, и в каких центрах вам больше понравилось?
ЭКСПЕРИМЕНТ («Мокрая как курица», «Как с гуся вода»)
Почему гуси, утки и другие водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют, а выходят из воды сухими.
Есть такая поговорка «Как с гуся вода»
Я могу помочь узнать секрет водоплавающих. Для этого проведем опыт с водой и с пером.
Дети намазывают руки жиром, маслом, опускают руки в воду, держат несколько секунд, затем вынимают и делают вывод. Что же произошло? Почему вода стекает с рук?
Потому что она, вода, превратилась в шарики-капельки, которые скатываются с рук. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц.
Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спине у корня хвоста есть специальная жировая железа, этим жиром гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира. Поэтому вода легко скатывается с них.
Все-таки не зря в народе говорят: «Как с гуся вода»
А еще говорят: «Ты мокрая как курица». Представляете себе, какой станет курица, если она попадет в воду?
Проделаем опыт с перьями: дети опускают в воду гусиное перо и куриное перо, вынимают и делают выводы (одно перо намокло, а другое нет). Почему?
Дидактическая игра лото «Птицы»
Задачи игры: продолжать знакомить детей с видами птиц, учить определять по характерным признакам.
Правила игры:
Количество игроков - 4 человека, 1 ведущий.
Возраст детей 5-7 лет.
Ведущий сообщает, что нужно собрать картинку лото с изображением 6 птиц. Игра заканчивается после того, как все картинки собраны. За ходом игры следит ведущий.
Игровая задача или игровое правило.
Как можно быстрее собрать картинки.
Игровые действия. Ведущий сообщает правила игры, предлагает каждому игроку взять по одной картинке. Картинку нужно заполнить 6 карточками с изображением птиц. Ведущий показывает карточку, игрок должен сказать его карточка или нет.
Когда картинка собрана игрок считается победителем, второй собравший картинку победителем на 2 месте и т. д. Можно усложнить игру, дать игрокам по 2 картинки лото и заполнить карточками.
Атрибуты:4 картинки и 24 карточки.
Результат: дети закрепили знания о птицах. У детей развивается внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, образное представления, память.
Аппликация "Жар-птица"
Задачи:
1. Учить создавать выразительный образ сказочной птицы, передавая её необычность и яркость; совершенствовать приёмы симметричного вырезания и наклеивания.
2. Развивать внимание, воображение, творческую самостоятельность.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, клеёнка, салфетки.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю отправиться путешествовать в страну птиц. (Включить аудио –запись с пением птиц)
-Послушайте, сколько звуков раздается там, где живут самые разные птицы, которых вы знаете и видите каждый день на улице. (Детям демонстрируются птицы: воробей, ворона, голубь, кукушка, дятел, снегирь и др.).
Воспитатель: На этой поляне живут необычные птицы, некоторых из них вы знаете и, возможно, видели в зоопарке или по телевизору, а некоторых из них никогда не встречали, потому что они живут в далеких – далеких странах. Но сегодня у вас есть возможность познакомиться и с ними. (Демонстрируются фотографии с изображением птиц: фламинго, орел, цапля, пеликан, пингвин, журавль, ястреб, какаду, лебедь, колибри, страус)
Воспитатель: А еще есть такая птица, которая живёт только в сказках.
Ребята, отгадайте загадку и скажите, в каких сказках встречается этот сказочный персонаж?
Сладкий яблок аромат заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем, и светло вокруг, как днём (Жар-птица)
Воспитатель: Правильно. Образ Жар-птицы был одним из любимых в народе. С давних времен люди верили, что есть за морями и лесами удивительная птица, которая носит на своих крыльях счастье. Поэтому её ещё называли птицей Счастья.
Воспитатель: А в каких сказках встречается Жар-птица? (Дети перечисляют). Правильно, ребята, Жар-птица - выдуманный персонаж сказок «Конек- Горбунок», «Иван-царевич и серый волк»
Воспитатель: Ребята, давайте сегодня изобразим жар-птицу в технике аппликации. (Дети садятся за стол)
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами создадим целую стаю этих прекрасных птиц. Подскажите пожалуйста, что является главным украшением волшебных птиц? (ответы детей: хвост, хохолок)
- Какой будет хвост у вашей птицы, зависит от вашей фантазии. Подбор цветов, их сочетание, форма перьев – все это ваше желание. У каждого получится своя неповторимая Жар-птица.
Самостоятельная деятельность детей.
Дети приглашаются за столы. Повторить правила безопасного поведения при работе с ножницами. Обсудить, какие способы вырезывания можно применить при изготовлении хвоста (симметричное вырезание, отдельные перышки разного размера).
IV. Подведение итогов. Что было для вас самым сложным? Как вы думаете, хвост у чьей птицы, наиболее интересен и красив? Молодцы, все проявили фантазию, постарались.
«Изготовление с детьми фигурок птичек (жаворонков) из теста»
Задачи:
- Расширять знания о старинном народном весеннем обычае: выпечке «жаворонков» и зове птиц.
- Закреплять умение изготавливать из теста птичек (жаворонков).
Ход мастер-класса:
Знаете ли вы, как на Руси Весну – красну встречали, чем зазывали? 22 марта в народе считается днём прилёта птиц. Прилетающих птиц люди встречают радостно. В давние времена больше всего крестьяне любили звонкого певца - жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. Поэтому в деревнях в каждом доме все хозяйки со своими детками пекли из теста вкусные, ароматные булочки особой формы, похожие на птичек – жаворонков. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги, украшали позолотой. Дети с «жаворонками» в руках с криком, звонким смехом, радостно бежали кликать весну.
Занимайте места за столами. Сейчас мы с вами будем лепить птиц – жаворонков из теста, надевайте перчатки. Потрогайте, какое оно мягкое, пластичное!
Сейчас я вам покажу, как сделать из этого куска теста «птичку». Раскатываем из теста длинную колбаску. Концы колбаски складываем как бы в круг. Один конец вставляем в середину круга и затягиваем. Вытягиваем клюв. Ножом делаем хвостик. А чтобы совсем стало похоже на птичку, сделаем ей глазки. Их мы сделаем из изюма. Вот какая красивая птичка получилась! Эта птичка называется жаворонок. А теперь приступайте к работе.
Вот мы и налепили «жаворонков». Положите их на поднос.
А теперь их нужно испечь. Отнесём их на кухню. Мы вместе с детьми лепили жаворонков из соленого теста, раскрашивали для того, чтобы подарить всем гостям.
Давайте возьмём своих жаворонков в ладони, поднимем руки вверх и будем петь нашу песенку – закличку:
Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Дорогие наши папы и мамы!
Мы начали новую тему проекта
«Такие разные птицы».
Помогите нам, пожалуйста,
приготовить сообщение о птицах;
- прочитайте стихи, рассказы, сказки про птиц;
- расскажите интересные истории про птиц;
- помогите нарисовать картину, сделать аппликацию на тему «Птицы - наши друзья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Такие разные птицы"
Презентация, которую можно использовать на занятиях типа "Кого мы птицами зовём", "Тайны птичьего мира", "Для чего птице клюв", "Перелётные птицы", а также при обобщении по теме "Птицы". ...
Конспект образовательной деятельности "Такие разные птицы"
Конспект разработан для детей старшей группы по формированию знаний о перелетных и зимующих птицах....
Конспект занятия по экологии «Такие разные птицы» в подготовительной группе
закрепление и систематизация знаний детей о птицах...
Детско-взрослый проект «Такие разные мячи»
Детско-взрослый проект «Такие разные мячи»...
Детско - взрослый познавательный проект "Поддержите птиц зимой"
Материал предназначен для педагогов работающих с младшим дошкольным возрастом....
«Такие разные птицы» Перелетные птицы. Презентация
Цель: -познакомить детей с перелётными птицами Задачи: -расширение представления о птицах, их внешней форме, особенностях поведения и гнезда - обогащение словарного запаса д...