Проект "Бабочка"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Тихонова Валерия Олеговна

Краткосрочный проект "Бабочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_leto.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект «Бабочка»

 

Продолжительность проекта: краткосрочный

Тип проекта: познавательно – творческий.

Образовательная область: «Познание».

Основной вид деятельности: «познавательно – исследовательская, продуктивная».

Области интеграции: «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Коммуникативно-личностное развитие».

По форме реализации: групповой.

Способы и методы представления: занятия и беседы познавательного характера, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях, наблюдение, чтение произведений художественной литературы, просмотр мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)». Художественно-творческая деятельность (лепка бабочек из соленого теста, аппликация «Веселая гусеница», участие детских творческих работ во всероссийском конкурсе детского рисунка «Раскрась бабочку - красавицу»).

Участники проекта: Воспитатель, дети группы «Волшебники», родители.

Возраст детей: 5 лет.

 

Актуальность

Лето это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу! Нужно только не упустить эти замечательные моменты и показать их детям. Однажды, во время прогулки, ребята увидели очень красивую бабочку. Реакция была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, а некоторые, видели это насекомое в

первый раз, и не знали что это – бабочка! А часть из присутствующих детей, испугались и предложили уничтожить бабочку! Ребята начали активно рассуждать, как же поступить в данной ситуации! Мнения разделились. В ходе бурного обсуждения выяснилось, что представления детей об этом насекомом очень скудные. Таким образом, у них возникли следующие вопросы: «Бабочка – это насекомое?» «Как появляются бабочки?» «Для чего они нужны?». Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса было решено на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 201» г. Оренбурга организовать и провести познавательно-творческую творческую работу с детьми группы №1 «Сказка», в рамках реализации проекта «Бабочка – красавица!» Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочке, ее строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Сделать вывод, что бабочка – это насекомое. Узнать о пользе и вреде бабочек. Развить свои творческие способности.

Новизна проекта заключается в том, что он составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Цели и задачи проектной деятельности

Цель проекта: формирование элементарных представлений о бабочках у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Образовательные:

формировать у детей элементарные представления о бабочках, их строении, пользе и вреде в природе;

учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, аппликации).

Развивающие:

Развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно- исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Воспитывающие:

Воспитывать у детей потребность в общении с миром насекомых (бабочек), прививать бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы – бабочкам.

Планируемый результат

Для детей:

Имеют элементарные представления:

  • О бабочках, их строении и видовом многообразии.
  • Пользе и вреде в природе.

Для родителей:

  • Установление партнерских отношений родителей и педагогов,

родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.

  • Умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
  • Развитие творческих способностей родителей.
  • Формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
  • Педагогическое просвещение родителей.

Для педагога:

  • Повышение уровня педагогической компетентности.
  • Профессиональный рост.
  • Повышение качества работы с детьми и родителями.
  • Пополнение наглядно – дидактического материала группы №1. «Сказка».

Этапы реализации проекта

Подготовительный

На подготовительном этапе с детьми и родителями проводится работа по следующим направлениям:

  • подбор иллюстративного и наглядно-дидактического материала;
  • знакомство детей с произведениями художественной литературы;
  • прослушивание аудио - сказки А. Чайковского «Вальс цветов», «На лугу»;
  • пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Бабочка»;
  • разучивание стихотворения «Малютка бабочка»;
  • загадывание загадок;
  • дидактическая игра «Что сначала, что потом?»;
  • сотрудничество с семьей: консультации «Как на прогулке увидеть красоту бабочки?», «Правильное отношение к природе начинается в семье»;
  • помощь родителей в оформлении информационно – познавательного альбома «Бабочка - красавица».

Аналитический

В целях систематизации воспитательно - образовательного процесса с детьми разработан календарно – тематический перспективный план.

 

Перспективный план реализации проекта «Бабочка»

 

Срок

Мероприятие

Цель

Взаимодействие

с семьей

Взаимодействие с

педагогами

1 неделя

 

Рассматривание

иллюстраций альбома

«Бабочки - красавицы».

 

познакомить детей с особенностями внешнего вида и строения бабочки. Развивать познавательный интерес к жизни бабочек в природе, активизировать словарь новыми словами: («Голубянка», «Капустница», «Крапивница», «Лимонница»).

Привлечение родителей к сбору и оформлению информационно-познавательного альбома «Бабочка-красавица».

 

педагогическая

копилка:

знакомство педагогов с картотекой

дидактических игры и упражнений закрепляющих представления детей о жизни бабочек в природе.

 

Рассказ воспитателя:

«Дружная семья бабочек».

Продолжать знакомить детей с некоторыми видами бабочек.

сформировать элементарные представления детей о строении тела бабочки

(имеет усики, шесть ног, три части тела).

Воспитывать интерес к жизни бабочек в природе.

Чтение стихотворении:

«Малютка бабочка» (Людмила Мелехова),

«Бабочка - красавица»

(Светлана Антонюк).

Учить детей внимательно слушать выразительное чтение стихотворения, понимать смысл, закрепить представления детей о жизни и поведении бабочек в природе.

 

Прослушивание

музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка».

Учить определять темп и характер музыки, предложить детям угадать, какое насекомое летает

по цветочной поляне.

Упражнение:

«Танец бабочек».

 

Развитие физиологического дыхания.

 

Рисование ладошкой

«бабочки – красавицы».

 

Учить нетрадиционной техникой рисования передавать в рисунке характерные черты строения насекомого бабочки.

 

 

2 неделя

Беседа

«Чудесные превращения».

 

Познакомить детей с процессом развития бабочки, используя наглядную схему,

воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям на планете.

Привлечение родителей к созданию видеотеки:

«Уроки природы для дошколят» (Жизненный цикл бабочек).

 

Консультация

«Наблюдение на прогулке за бабочкой».

 

Пальчиковая гимнастика

«Гусеница».

 

Развивать мелкую моторику пальцев рук, познакомить с особенностями передвижения

гусеницы по листочку.

Дидактическая игра

«Угадай по описанию».

Закрепит полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек.

 

Словесная игра

«Один - много».

 

Продолжать формировать правильный грамматический строй речи, упражнять в образовании множественного числа существительных.

 

 

Аппликация

«Веселая гусеница».

 

Закрепить представления детей о строении, внешнем виде и способе передвижения по листу гусеницы,

учить детей

располагать предметы на листе в нужном

месте. Развивать доброжелательное отношение к окружающим. Доводить изделие до

нужного образа с помощью фломастеров. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Просмотр мультфильмов:

«Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)».

Закрепить полученные знания о внешнем виде, строении и размножении бабочек. Доставить детям радость от просмотра, учить делиться впечатлениями.

3 неделя

Наблюдение на участке группы за бабочками.

 

Расширить представление детей о многообразии о бабочек, учить различать их по внешнему виду,

правильно называть.

Совместная творческая работа родителей и детей

«Придумай наряд для бабочки - красавицы» (оформление детских поделок из соленого теста.

 

Мастер класс

«Лепим бабочку из соленого теста».

 

 

Подвижная игра

«Бабочки и цветы».

 

Развивать координацию

движений, ориентировку в пространстве, учить действовать по сигналу, развивать фантазию, воспитывать бережное отношения к бабочкам.

 

Лепка бабочек из соленого теста.

Продолжать учить основным приемам лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание;

закрепить ранее приобретенные

представления о строении тела бабочек, развивать мелкую моторику; воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к бабочкам.

4 неделя

Беседа «Для чего нужны бабочки?»

 

Познакомить детей с важной ролью бабочек в опылении цветов и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни

бабочек в природе.

Помощь родителей в проведении

всероссийского конкурса детского рисунка «Раскрась бабочку красавицу», организации

выставки детских творческих работ

«Бабочка красавица».

 

Презентация познавательно-творческого проекта «Бабочка красавица» на Педагогическом совете ДОУ.

Отчет о проделанной работе.

 

Развивающая игра «Внимательная бабочка».

Развивать зрительное восприятие и

внимание детей.

Загадки, которые мы любим.

 

Отгадывание загадок. Учить детей внимательно слушать и понимать

загадку, обратить внимание на рифмы подсказки.

Игра «Кто назовет больше действий?»

 

Учить детей подбирать глаголы, обозначающие действия, закрепить представления детей о поведении бабочек в природе.

ООД

«Бабочка - красавица»

 

Закрепить полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек, их разнообразии. Роли в природе и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни бабочек в природе.

 

Практический

При реализации практического этапа познавательно-творческого проекта «Бабочка» будут применены следующие способы, методы и средства организации видов детской деятельности:

 

Способы

Методы

Средства

Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях,

наблюдение на прогулке за бабочкой,

развивающие игры:

«Внимательная бабочка», «Чего не хватает?», «Угадай бабочку?», «Чудесные превращения и т.д.»,

проблемные ситуации:

«Как появляется бабочка?»,

«Для чего нужны бабочки?».

Игровой

Наглядный

Моделирования

Показ

Беседа

Диалог.

Альбом 

«Бабочка - красавица»,

схемы - модели «Насекомые»,

наглядно-дидактическое пособие

«Насекомые»,

дидактические игры из серии:

«Приключения бабочки»,

видеотека мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)».

 

 

На практическом этапе реализации будет поддерживаться детская творческая инициатива, это очень важно и необходимо для того, чтобы ребенок поверил в себя, вырос любознательным, активным, добрым, способным преодолевать любые трудности в жизни. Будут создаваться условия для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной

Презентационный

Продукт проектной деятельности - детские творческие работы.