Конспект занятия во второй младшей группе. ,,Русская матрёшка,,.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Афонина Марина Александровна
В представляющем конспекте доминирующей деятельностью детей является познавательное развитие - знакомство с историей создания матрёшки. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетического развития, познавательного и речевого. Нс занятии используется презентация, музыкальное сопровождение и нетрадиционная техника рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия во второй младшей группе

Организационная информация

Примечание

1.

ФИО, должность педагога

Афонина Марина Александровна

ГБОУ школа 922, Москва

Муниципальное образование Ясненский городской округ

2.

Образовательная область

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

3.

Доминирующая деятельность детей

Познавательное развитие (история создания матрешки)

Методическая информация

1.

Тема непосредственно образовательной деятельности

 «Русская матрешка»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  • проблемная ситуация (введение в тему и постановка цели);
  • беседа;
  • рассказ;
  • показ иллюстраций;
  • прослушивание музыки (русский фольклор);
  • социальная значимость детей.  

3.

Интеграция образовательных областей

«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

4.

Вид детской деятельности

  • художественно-творческая (приобщать детей к нетрадиционной технике рисования);
  • коммуникативная (лексика, диалог, монолог);
  • игровая (подвижная игра, динамическая пауза).

5.

Возрастная группа:

Вторая младшая группа        

6.

Цель:

Познакомить детей с русской игрушкой матрешкой.

6.1

Задачи

  • Развивать у детей память, мышление;
  • Развивать связную речь;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать и активизировать словарь;
  • Побуждать детей к диалогу с взрослыми.

  • Формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке.

  • вызывать интерес к образу, желание украсить матрёшку;
  •  воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.

7.

Планируемые результаты:

7.1

  • знает и называет русскую народную игрушку матрешку;
  • активен при создании индивидуальной композиции в рисунке «Узор для матрешки».

7.2

  • с удовольствием слушает «сказку» воспитателя о происхождении матрешки;
  • участвует в разговоре о матрешке, отвечает на вопросы воспитателя;
  • участвует в играх.

7.3

  • правильно выполняет движения под музыку.

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

  • большая матрешка;
  • бумажные силуэты матрешек,
  •  гуашь и ватные палочки;
  •  матрешки на каждого ребенка.
  •  Репертуар «Мы веселые матрешки».
  •  Мультимедийное оборудование, презентация.

9

Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты

  • Матрешка в уголке творчества;
  • Знакомство с матрешкой (беседа);
  • Закрепление знаний о народных промыслах (роспись матрешки);
  • Д/и «Узнай узор», загадки;
  • Рассматривание иллюстраций матрешки;
  • Слушание песни «Веселые матрешки».

Конспект  образовательной деятельности

15 мин

I.

Вводная часть

2 мин

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Воспитатель вместе с детьми под русскую народную мелодию входят в зал.

Воспитатель. Ребята, вам нравиться мой наряд? А вам хочется быть тоже нарядными? (Девочкам сарафаны, мальчикам сюртуки). Давайте встанем с вами в круг.

 Ребята, когда я сегодня шла в детский сад увидела чудо чудное: сундучок красивый, расписной. Хотите узнать, что там? (Да, хотим). Тогда слушайте загадку:

 Есть для вас одна игрушка,

 Не лошадка, не Петрушка.

 Алый шелковый платочек,

 Яркий сарафан в цветочек,

 Упирается рука в деревянные бока.

 А внутри секреты есть:

 Может три, а может шесть.

 Разрумянилась немножко

 Наша русская. (Матрешка) (Дети отгадывают загадку)

1.2

Мотивация деятельности детей

- Молодцы, отгадали. Достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают.

 Воспитатель читает стихотворение о матрешке:

 - Я, матрешка - сувенир,

 В расписных сапожках.

 Прогремела на весь мир

 Русская матрешка!

 Мастер выточил меня

 Из куска березы,

 До чего ж румяная,

 Щеки, словно розы!

 Воспитатель. Теперь пройдемте на стульчики и посмотрим на экран.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности)

  • Узнать историю создания матрешки;
  • С помощью нетрадиционной техники раскрасить матрешку.

II.

Основная часть:

2.1

Беседа. Рассматривание изображения матрешки на интерактивной доске.

- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку? (Играть).

Показ презентации о создании и происхождении матрешки

2.2

Рассказ с показом презентации на фоне фольклорной музыки.

- Давайте я расскажу, как родилась матрёшка.

 Воспитатель. Давным-давно это было. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком.

 Воспитатель. Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.

2.3

Диалог с рассматривание иллюстраций. Изготовление матрешки.

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

 - Ребята, а из чего сделана матрешка? Посмотрите на экран (из дерева)

- Значит она какая? (Деревянная)

 - Посмотрите внимательно, но ведь дерево светлое, а матрёшка цветная, яркая. Как это получилось? (Разукрасили)

 - Верно, её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.

- Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? (Да, она раскрывается).  Матрёшка раскрывается, давайте посмотрим, что там внутри.

2.4

Дидактическая игра «Разбери и собери матрешку»

У каждого по одной матрешке, внутри которой еще 2.

 Воспитатель. Сколько у вас матрешек? (одна)

 - Саша сколько у тебя матрешек? (одна)

 - А у тебя Тамирлан? (одна)

 Воспитатель. Теперь разберите матрешку.

 - Сколько у вас матрешек? (много)

 - Ангелина сколько у тебя матрешек? (много)

 - А у тебя Соня? (много)

 - Катя покажи мне, пожалуйста, большую матрешку?

 - Эмилия, покажи мне матрешку поменьше?

 - Сергей, покажи мне матрешку самую маленькую.

 - А теперь соберите матрешку, чтобы у каждого получилась одна матрешка.

2.5

Динамическая пауза «Мы веселые матрешки»

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

 Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

 На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

 Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

 Проигрыш (кружатся)

 Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

 Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

 Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)

 Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

 Проигрыш (кружатся)

 В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)

 Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

 Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

 Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

 Проигрыш (кружатся)

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

Движения выполняются под музыку

2.6

Продуктивная деятельность (рисование). «Узор для матрешки».

Воспитатель обращает внимание детей на силуэты матрешек из белой бумаги.

 - Ребята, посмотрите на этих матрешек, сравните их с деревянными, чем они отличаются? (Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны)

- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки? (Ответы детей)

 - Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Теперь каждый украсит узорами свою матрёшку.

Силуэт матрешки из белой бумаги

  • Правила нанесения узора на макет матрешки из бумаги ватными палочками.

- Как мы, ребята будем пользоваться ватными палочками?

- макать в краску ватную палочку и наносить узор на макет бумажной матрешки. Делать это аккуратно, не капать на стол и не пачкать руки. После окончания работы положить ватную палочку на салфетку.

  • Выполнение работы. Итог.

Воспитатель. Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.

Показ работ друг другу

III.

Заключительная часть

Самоанализ деятельности детей

-Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили?

 - Ребята, а вам нравится матрешка? Почему?

IV

Дальнейшая проработка темы

1.

Познакомить детей с другими видами русского народного промысла.

Иллюстрации на тему «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись», деревянные расписные ложки.

Образовательная деятельность в режимные моменты

2.

Показ презентаций

«Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись», деревянные расписные ложки.

3.

Проведение развлечения «Фольклорный праздник»

Проведение праздника совместно с музыкальным руководителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй младшей группе "Русский Быт"

Цель: Формирование элементарного представления воспитанников о Русском Быте...

Конспект занятия во 2 младшей группе «Русская Матрёшка».

В основу предполагаемого конспекта занятия положена система работы по приобретению знаний и ознакомлению детей с прошлым народного края,с основами русской народной культуры....

Конспект ООД во второй младшей группе "Русская матрёшка".

Конспект ООД во второй младшей группе «РУССКАЯ МАТРЕШКА».Цель: Знакомство  детей с русской деревянной игрушкой - матрешка.ЗАДАЧИ:  Познакомить  детей с  особенност...

Конспект занятия во второй младшей группе «РУССКАЯ МАТРЕШКА».

Цель: Знакомство  детей с русской деревянной игрушкой - матрешка.Задачи:  Познакомить  детей с  особенностями  народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, са...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Русская матрёшка"

Продолжаем знакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, её внешним обликом и особенностями росписи....

Конспект занятия во второй младшей группе "Весёлые матрёшки"

Нетрадиционные техники рисования позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям. В процессе нетрадиционного рисования ребенок всесторонне развивается....

Конспект ООД во второй младшей группе «Русская матрёшка».

Конспект ООД во второй младшей группе «РУССКАЯ МАТРЕШКА».Цель: Знакомство  детей с русской деревянной игрушкой - матрешка.ЗАДАЧИ:  Познакомить  детей с  особе...