Рабочая программа "Астрономия" подготовительная группа
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Пояснительная записка
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями.
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому "ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям". В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Реализуя программу «Детство» по познавательному развитию мы заметили, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Социальный мир», а именно тема "Космос".
Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа – человек - вселенная и т.д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, живое и неживое, название материалов и предметов, свойств физических явлений и т.д. Наряду с тем, что представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира носят неопределенный характер, они играют очень важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения, мировидения.
Актуальность выбранного направления состоит в том, что развивая представления детей о космосе, расширяется кругозор, развиваются мыслительные способности, активизируются восприятие, воображение дошкольников, способность рассуждать и делать выводы, что является немаловажным при подготовке детей к школьному обучению. Знакомя детей с космосом, рассказывая о его освоении, можно успешно решать задачи патриотического воспитания, воспитывать чувство гордости за свою страну, которая первой запустила спутник, отправила человека покорять космическое пространство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astronomiya.docx | 41.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями.
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому "ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям". В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Реализуя программу «Детство» по познавательному развитию мы заметили, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Социальный мир», а именно тема "Космос".
Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа – человек - вселенная и т.д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, живое и неживое, название материалов и предметов, свойств физических явлений и т.д. Наряду с тем, что представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира носят неопределенный характер, они играют очень важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения, мировидения.
Актуальность выбранного направления состоит в том, что развивая представления детей о космосе, расширяется кругозор, развиваются мыслительные способности, активизируются восприятие, воображение дошкольников, способность рассуждать и делать выводы, что является немаловажным при подготовке детей к школьному обучению. Знакомя детей с космосом, рассказывая о его освоении, можно успешно решать задачи патриотического воспитания, воспитывать чувство гордости за свою страну, которая первой запустила спутник, отправила человека покорять космическое пространство.
Реализация содержания раздела «Ребёнок и окружающий мир» «Программы Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.В. Васильевой, предполагает формирование представлений детей о космонавтах, полётах в космос, о Земле как общем доме. Однако работа по данному направлению затрудняется тем, что содержание материала данного раздела представлено не в полном объеме.
Сложившаяся ситуация обозначила следующие проблемы:
отсутствие упорядоченных системных знаний у детей;
отсутствие адаптированных программ для дошкольников по теме «Формирование представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях».
Вследствие этого возникла необходимость дополнения и систематизации знаний в виде разработки конспектов разных видов деятельности по данному разделу, комплексного использования нескольких видов деятельности, организации детской деятельности в рамках перспективного планирования по данной теме.
Накопленный опыт работы по разделу «Развитие элементарных естественнонаучных представлений» позволил создать методическое пособие – программу дополнительного образования «Юный астроном» (далее Программа).
Цели и задачи реализации Программы
Была определена цель: развитие у детей дошкольного возраста элементарных представлений о космосе средствами познавательно-исследовательской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- формировать знания, представления детей об устройстве Солнечной системы и основных космических явлениях;
- формировать знания, представления о покорителях космоса;
- обеспечить условия для развития поисково-познавательной деятельности детей;
- развивать инициативу, познавательную активность, самостоятельность, критическое отношение к миру, собственный познавательный опыт детей.
Решение задач осуществляется на основе комплексного использования нескольких видов деятельности. Непосредственно образовательная деятельность проводится в рамках перспективного планирования с использованием метода амплификации познавательного и эстетического циклов.
Принципы и подходы к формированию Программы
Основой работы по Программе явились принципы:
наличие системного подхода к подбору программного содержания, формулированию поисково-познавательных задач;
соответствие развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольников;
прогнозирование, видение предметов и явлений окружающего мира в их движении, изменении и развитии;
оптимальное соотношение процессов развития и саморазвития;
занимательность изложения материала;
формирование творчества на всех этапах обучения;
деятельностный подход к развитию личности;
ориентация на использование средств познания (пособий, схем, карт, оборудования).
Отличительные особенности
Направленность на развитие личности ребенка Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. Нацеленность на дальнейшее образование Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к 7 получению знаний Астрономии, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей. Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности. В формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.). Технологичность Программы Большим преимуществом Программы является ее технологичность и успешность применения в массовой практике. Программа может быть реализована педагогами, имеющими соответствующую государственным требованиям квалификацию, на существующей у дошкольной организации материально-технической базе, при условии соответствия ее действующим государственным стандартам и требованиям.
В структуре Программы выделяется три раздела, отражающих основные направления деятельности по теме «Формирование у дошкольника представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях»:
«Мир планет» - предполагает углубление и расширение представлений детей о Солнце, планетах, Солнечной системе, космических телах, вселенной с использованием наглядно-демонстрационного материала (карт, иллюстраций, фотографий, модулей), помогает получить представление об окружающем мире с последующим углублением в ходе поисковой деятельности.
«Технический прогресс» - позволяет детям в доступной форме с использованием иллюстраций, фотографий, тематических выставок, познать историю развития авиации; от первых летательных аппаратов до космических станций. Дети знакомятся с различными техническими средствами (воздушный шар, дирижабль), отмечая их достоинства и недостатки.
«Покорители космоса» - даёт представления о первых живых существах, полетевших в космос (собаках, обезьянах), о первом полете человека в космос; первых космонавтах Ю.Гагарине, Г.Титове, А.Леонове, женщинах-космонавтах В.Терешковой, С.Савицкой.
А так же экскурсии в планетарий, заочные экскурсии в музеи космонавтики, крупнейшие планетарии и обсерватории мира.
Особенности структуры
Реализация программы осуществляется в рамках работы кружка «Юный астроном» один раз в месяц, с сентября по май. Непосредственно образовательная деятельность проводится во второй половине дня, курс работы кружка рассчитан на 1 год: для детей 6-7 лет. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности соответствует «Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Санитарно – эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», возрасту детей (6-7 лет - 30 минут),
Образовательный процесс при реализации Программы строится следующим образом:
один раз в два месяца организуется познавательно-исследовательская деятельность (исследовательская деятельность, проблемные ситуации, моделирование, экспериментирование, дидактические игры и т.п.);
один раз в месяц - чтение художественной и познавательной литературы (стихи, рассказы, сказки, мифы, легенды, загадки, словесные игры);
один раз в месяц – продуктивная деятельность (аппликация, рисование (нетрадиционной техники), лепка (из соленого теста, пластилина), конструирование (из бросового материала, коробок, строительного материала, лего-конструкторов).
Условия реализации Программы:
работа кружка может проводиться как в групповой комнате, так и в специальном помещении (планетарии, лаборатории, кабинете познавательной деятельности, в зимнем саду и т.д.);
педагог, обладающий знаниями по данной теме и владеющий методикой дошкольного воспитания;
методическое обеспечение – плакаты «Солнечная система», «Карта звездного неба», иллюстрации и портреты космонавтов Ю. Гагарина, Г. Титова, А. Леонова, В. Терешковой, С. Савицкой и др., конструкторов К. Э. Циолковского, С. П. Королева; карта России, мини планетарий, макет «Солнечная система», наглядно-дидактические пособия «Космос», «От кареты до ракеты», «Человек вышел в космос», игры «Солнечная система», «Медвежонок в космосе», «Собери созвездия», «Планеты и солнце» и т.д., игрушки для игр детей на космическую тематику, в том числе и из бросового материала.
Формы работы реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Реализация данной Программы предполагает использование следующих форм работы с детьми:
игры-путешествия. В данной форме используется метод игровых ситуаций, решение ситуативных задач, что позволяет обеспечивать личностно - деятельностный характер усвоения знаний. В их основе лежит познавательная деятельность детей, направленная на поиск, обработку и освоение информаций. Так, путешествие по солнечной системе организует Звездочет, который знакомит детей с небесными телами, астероидами: кометами, метеоритами;
игры-экспериментирования. Дети овладевают знаниями, представлениями, способами практических действий. Учебный материал представлен таким образом, чтобы побуждать детей к рассуждению, анализу, установлению причинно-следственных связей, самостоятельным выводам и обобщениям;
чтение познавательной и художественной литературы;
тематические выставки.
Уровень эффективности реализации Программы определяет диагностика знаний, умений и навыков детей, проводимая в начале и конце учебного года (материалы диагностики представлены в приложении).
Данная Программа предназначена для воспитателей дошкольных учреждений средних, старших подготовительных к школе групп.
Ожидаемые результаты:
для педагогов - повышение знаний педагогов по данной теме; создание условий для обеспечения полноценного развития детей; создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности ребенка;
для детей - сформированность знаний, представлений об устройстве Солнечной системы, основных космических явлениях, покорителях космоса; развитие мыслительных способностей, умений самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Учебный план
на 2020-2021 учебный год
Вид деятельности | Количество в месяц | Количество в год | |
Познавательно-исследовательская | 0,5 | 10 | |
Чтение художественной литературы | 1 | 9 | |
Продуктивная | 1 | 9 | |
Всего в год | 28 |
Календарно-тематический план
Подготовительная к школе группа
Время | Вид деятельности | Образовательная область | Тема | Цель |
Сентябрь | Познавательно-исследовательская | «Познание», «Коммуникация» | Диагностика | Выявить представление детей о Солнечной системе, Солнце, небесных телах; созвездиях; о Луне; об уникальности планеты Земля. |
Чтение художественной литературы | «Чтение художественной литературы», «Коммуникац | Албанская сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили» | На основе чтения художественного произведения продолжать формировать представление о том, что Луна светит отраженным светом. Развивать слуховое внимание, речевую активность. | |
Познавательно-исследовательская | «Познание», «Коммуникация» | Диагностика | Выявить представления детей об искусственных спутниках, зондах, космических станциях; о работе авиаконструкторов; о значениях космических исследований; о жизни и деятельности первых космонавтов. | |
Продуктивная | «Художественное творчество», «Коммуникация | Аппликация «Волшебный лунный свет» | Стимулировать желание выполнять коллективную работу, используя различный материал: гуашь, восковые мелки, природный материал, фломастеры. Развивать пространственное и логическое мышление, творческое воображение. | |
Октябрь | Познавательно-исследовательская | «Познание», «Коммуникация» | «Звезда, дарящая нам жизнь» | Расширять представления о том, что солнце является источником тепла и света. Развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать. Через игру-экспериментирование «Солнце дарит нам тепло и свет» познакомить с понятием световая энергия, показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. |
Познавательно-исследовательская | «Познание», «Коммуникация» | «Дом под крышей голубой» | Обогащать знания детей о древних представлениях о Земле. Сформировать у детей понятие о космосе. Познакомить с историей появления карт (физическая карта мира). Дать представление об уникальности планеты Земля, о жизни в разных регионах Земли, развивать понимание необходимости беречь и содержать в чистоте наш дом - Землю. | |
Продуктивная | «Художественное творчество», «Коммуникация» | Изготовление макета «Моя маленькая планета» (папье-маше) | Учить детей изготавливать поделку с использованием техники папье-маше, развивать мелкую моторику руки, аккуратность, умение понимать и выполнять поставленные задачи | |
Чтение художественной литературы | «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» | Н. Абрамцева «Солнечная сказка» | Расширять представления детей о Солнце. Помочь детям понять содержание сказки. Продолжать учить отвечать на вопросы, используя слова и выражения автора. Обогащать словарный запас детей. Воспитывать интерес к сказкам. | |
Ноябрь | Познавательно- исследовательская | «Познание», «Коммуникация | «Звездный зоопарк» | На основе легенд познакомить с возникновением созвездий, их названиями. Познакомить с нахождением Полярной звезды на звездном небе. |
Чтение художественной литературы | «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» | П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп» | Помочь детям понять содержание рассказов. Расширять представление детей о космическом пространстве, космических объектах (комете, звездах, созвездиях). Воспитывать познавательный интерес. | |
Познавательно-исследовательская | «Познание», «Коммуникация» | «Почему звезды такие красивые?» | Познакомить детей с понятиями «орбитальная станция» «телескоп», «обсерватория». Дать представление о первых телескопах. | |
Продуктивная | «Художественное творчество», «Коммуникация» | «Звездный коллаж» (аппликация + рисование) | Обучать детей рисованию методом отпечатывания, развивать умение рисовать с помощью мыльных пузырей, совершенствовать навыки силуэтного вырезывания, закрепить навыки симметричного вырезывания. Развивать у детей чувство композиции; учить гармонично размещать детали на листе бумаги, создавать красивую композицию. | |
Декабрь | Познавательно-исследовательская | «Познание», «Коммуникация» | «Почемучкины вопросы» | Уточнить представление детей о Луне, космических телах, развивать логическое мышление, память, внимание, воображение. Учить детей обосновывать свои ответы. |
Чтение художественной литературы | «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» | Е. Левитан « Звездные сказки» | Воспитывать у детей интерес к прочитанному; умение обсуждать, делать выводы, умозаключения. | |
Познавательно-исследовательская | «Познание», «Коммуникация» | Игра – путешествие «Мы гуляем по Луне» | Расширять представление детей об особенностях лунного рельефа; атмосфере (возникновение кратеров, гор, возвышенностей). | |
Продуктивная | «Художественное творчество», «Коммуникация» | Рисование «Лунный пейзаж» | Закреплять навык создания фона с помощью рисования «по сырому», закреплять навык рисования гуашевыми красками по цветному фону. Учить детей рисовать фигуру космонавта в скафандре, передавать в рисунке характерные особенности космического корабля, лунохода, роботов, воспитывать творческую активность. | |
Январь | Познавательно-исследовательская | «Познание», «Коммуникация» | «Что такое атмосфера» | Дать представление об атмосфере, как защитной оболочке Земли, ее значении для человека. Познакомить детей с явлениями природных катаклизмов (смерчи, ураганы и т.д.), связанные с атмосферными явлениями.
|
Чтение художественной литературы | «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» | «Почему планеты имеют греческие имена?» | На основе легенд познакомить детей с названиями планет. Развивать интерес к восприятию сюжета, умение анализировать, находить ассоциации. | |
Познавательно-исследовательская | «Познание», «Коммуникация» | Игра – путешествие «Полет на неизведанную планету» (Марс) | Закрепить элементарные представления о Солнечной системе. Познакомить детей с особенностями рельефа и атмосферы на планете Марс. Развивать любознательность, побуждать задавать вопросы познавательного характера. | |
Продуктивная | «Художественное творчество», «Коммуникация» | Лепка «Веселые инопланетяне» | Развивать навыки работы с пластилином, совершенствовать приемы раскатывания, растягивания, сплющивания, примазывания, развивать мелкую моторику руки, творческую фантазию, умение лепить по представлению. Воплощать свой замысел в лепке. | |
Февраль | Познавательно-исследовательская | «Познание», «Коммуникация» | Тематическая выставка "Космические достижения" | Через рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток о видах искусственных спутников, зондах, космических станциях расширять у детей представление о необходимости и значении искусственных спутников, зондов ( телетрансляции, мобильные телефоны, интернет и т.д.) |
Чтение художественной литературы | «Чтение художественной литературы», «Коммуникация | «Забавная астрономия для малышей» | При заучивании стихотворений развивать интонационную вырази- тельность речи с помощью жестов, мимики, следить за дыханием детей. Учить четко проговаривать окончания слов. | |
Познавательно-исследовательская | «Познание», «Коммуникация» | «В гостях у звездочета» | Познакомить детей с малыми небесными телами - астероидами, метеоритами, маленькими планетами (их размерами). Помочь понять, какую опасность представляют собой метеоры. | |
Продуктивная | «Художественное творчество», «Коммуникация» | Рисование «Путь к звездам» | Учить детей рисовать цветными восковыми мелками по белому листу бумаги с последующим покрытием его гуашью. Продолжать обучать детей приему «набрызг». Учить детей использовать пространство переднего и заднего плана. Развивать навыки работы кистью и красками. | |
Март | Познавательно-исследовательская | «Познание», «Коммуникация» | «Космический аппарат» (современное ракетостроение) | Расширять представление детей о современных мировых достижениях в строительстве современных космических аппаратов – ракет. Познакомить с жизнью и деятельностью К.Э.Циолковского. Развивать любознательность, заинтересованность |
Чтение художественной литературы | «Чтение художественной литературы», «Коммуникация | Древнегреческий миф «Дедал и Икар» | Познакомить с мифом как формой художественного слова, помочь понять главную мысль произведения, продолжать учить делать выводы, обогащать речь детей. | |
Познавательно-исследовательская | «Познание», «Коммуникация» | «В стране голубого неба» | Уточнять и расширять представление детей о космосе, о работе космонавтов, авиаконструкторов. Вызвать познавательный интерес к объектам космоса. Воспитывать уважение к труду космонавтов, авиаконструкторов. Через игру-экспериментирование дать представление детям о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полетов самолетов.
| |
Продуктивная | «Художественное творчество», «Коммуникация» | Конструирование «Наш космический корабль» | Учить детей делать постройки, используя бросовый материал; учить находить необычные конструктивные решения, видеть новое предназначение привычных вещей, совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем, кисточкой; развивать творческое воображение. | |
Апрель | Познавательно-исследовательская | «Познание», «Коммуникация» | «Человек вышел в космос» | Продолжать учить узнавать на портретах Ю.Гагарина, Г.Титова, А.Леонова, В.Терешкову, С.Савицкую, расширять знания детей о первых космонавтах, значении их деятельности; о важности космических исследований для жизни людей на Земле; познакомить детей с местом жизни и подготовки космонавтов - Звездным городком; рассказать о работе космонавтов в условиях космической жизни. |
Чтение художественной литературы | «Чтение художественной литературы», «Коммуникация | А. Леонов «Человек вышел в космическое пространство»
| Воспитывать у детей интерес к работе космонавтов, расширять представление детей о космических полетах, воспитывать гордость за свою Родину. | |
Познавательно-исследовательская | «Познание», «Коммуникация» | «Космический туризм» | Через рассматривание иллюстраций формировать у детей представления об использовании космических кораблей в целях туризма. Побуждать детей к обсуждению, высказыванию предположений; развивать доказательную речь | |
Продуктивная | «Художественное творчество», «Коммуникация | Граттаж «Путешествие к неизведанным мирам» | Продолжать осваивать технику граттажа. Закреплять умение использовать художественные средства выразительности (линия, композиция) для осуществления замысла. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать. | |
Май | Познавательно-исследовательская | «Познание», «Коммуникация» | Диагностика | Выявить представления детей о Солнечной системе, созвездиях, планетах, метеоритах, кометах, астероидах, планете Земля, созвездиях Малой и Большой Медведицы, Полярной звезде, Луне. |
Чтение художественной литературы | «Чтение художественной литературы», «Коммуникация | П. Клушанцев «Когда люди узнают про планеты больше» | Обогащать знания детей о техническом оснащении ракеты, о работе околоземных орбитальных станциях, разведывательных аппаратах | |
Познавательно-исследовательская | «Познание», «Коммуникация» | Диагностика | Выявить представления детей о достижениях космонавтики, орбитальных станциях, обсерваториях; работе космонавтов, о их жизни на Земле и работе в условиях космоса; об авиаконструкторах. | |
Продуктивная | «Художественное творчество», «Коммуникация» | Аппликация «Возвращение на Землю» | Учить отражать тему в определенных взаимосвязях предметов. Совершенствовать навык вырезания симметричным способом. Развивать чувство света, композиции; продолжать учить использовать дополнительные детали. Воспитывать гордость за свою Родину, уважение к труду космонавтов. |
Список используемой литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
(от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, регистрационный № 30384 от 14 ноября 2013 г. Министерства юстиции РФ).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 29 августа 2013 г. № 1008).
4. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Утв. Пр. Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа
2013 г. № 1008).
5. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Утв. заседания Научно -методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.03г., с изменениями и дополнениями, внесенными Департаментом молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Миноборнауки России (письмо от11.12.2006.№ 06-1844).
6. «Концепция развития дополнительного образования детей» (Утв.
распоряжением Правительства Р Ф.от 4 сентября 2014 г. N 1726-р).
7. Е.П. Левитана «Твоя Вселенная, 1» - Программа по астрономии для
дошкольников изд. 1994г.
8. П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»
9. «Астрономия в картинках» - изд. «Эксмо»
10 Е.П.Левитан «Твоя Вселенная» (Астрономия для ребят)
11. Г.Т. Черненко «Как человек полетел в космос»
12. К. Курбатов «Я хочу в космос»
13. Я познаю мир. Дет. энцикл.: Космос/ Авт.-сост. Т.И. Гонтарук.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
14. Муртазов А.К. Дисциплина «Экология космоса» в курсе дополнительного образовании детей. Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина.
15.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., Народное образование, 1998.
16.Терентьев Ю. В. Программа дополнительного образования
«Космос». – М.: Просвещение, 2010
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ушаковская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета протокол № ____ от «___» ___________ 2020 г. | УТВЕРЖДЕНА Директором ______________ В.Н. Матшин приказом № ____ от «____» _________ 2020 г. |
Рабочая программа
по образовательной области «Познавательное развитие»
направление «»
для детей 6-7 лет
на 2020-2021 учебный год
Разработчики:
п. Камыши – 2020 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа группы № 2 «Карапуз» ( первая группа раннего возраста, 1,5 – 2 года) на 2015 – 2016 учебный год.
Рабочая программа группы № 2 «Карапуз» ( первая группа раннего возраста, 1,5 – 2 года) на 2015 – 2016 учебный год....
Методическая разработка: Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, научно-методическое в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи шес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (№ 41) детского сада № 107 «Ягодка» АНО ДО «Планета детства «Лада» на 2016 – 2017 год
В данной программне соблюдены все требования ФГОС....
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей первой младшей группы (№43) детского сада №107 "Ягодка" АНО ДО "Планета детства "Лада" на 2016 год.
В этой программе соблюдены все требования ФГОС....
Рабочая программа группа "Умейки" (средняя группа)
Рабочая программа группа "Умейки" (средняя группа)...
Рабочая программа Группы № 11 «Колобок» общеразвивающей направленности второй младшей группы возраст детей с 3 до 4 лет на 2017-2018 у.г.
Содержание №НаименованиеСтраница1Целевой раздел 2Пояснительная записка 3Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей 4Планируемые результаты освоения восп...
Рабочая программа группы группы № 12 общеразвивающей направленности для детей 4 - го года жизни разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа группы группы № 12 общеразвивающей направленности для детей 4 - го года жизни разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательн...
- Мне нравится (1)