Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Народная игрушка".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: формировать представление о народных игрушках; приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас.
Задачи:
обучающие: познакомить детей с русскими народными игрушками; учить различать по цвету, форме, узору.
развивающие: развивать интерес, любовь к народному творчеству; уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.
воспитывающие: воспитывать у детей интерес к народному творчеству, углублять их знания о народном творчетве; воспитывать любознательность, интерес к получению новых знаний.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие"; "Речевое развитие"; "Социально-коммуникативное развитие"; "Физическое развитие".
Материал и оборудование: игрушки - матрешка, тряпичные куклы, куклы из лыка (соломенные); иллюстрации с изображением народных игрушек: дымковских, филимоновских, каргопольских.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия на тему "Народная игрушка". | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Народная игрушка».
Цель: формировать представление о народных игрушках; приобщать к традициям русского народа; развивать речь, внимание; расширять словарный запас.
Задачи:
обучающие:
- познакомить детей с русскими народными игрушками;
- учить различать по цвету, форме, узору.
развивающие:
- уметь анализировать, сравнивать, делать выводы;
- развивать интерес, любовь к народному творчеству.
воспитывающие:
- воспитывать интерес у детей к народному творчеству, углублять их знания о народном творчестве;
- воспитывать любознательность, интерес к получению новых знаний.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «физическое развитие».
Материал и оборудование: игрушки – матрешка, тряпичные куклы, куклы из лыка; иллюстрации с изображением народных игрушек: дымковских, филимоновских, каргопольских.
Ход НОД:
В.: - Ребята, вы любите путешествовать?
Д.: - Да.
В.: - А играть в игрушки любите?
Д.: Да.
В.: Сегодня, мы с вами отправляемся в путешествие, где узнаем много интересного о народной игрушке. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Но, в первую очередь, она, конечно, создавалась для детей.
(Дети встают друг за другом – паровозиком).
В.: Поехали…
В.: Первая наша остановка – это Дымковская слобода. Здесь изготавливают Дымковскую игрушку – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных фигурок животных, людей, птиц. Эта игрушка легко узнаваема детьми и радуют их яркими красочными орнаментами. Лепили игрушки из красной глины, затем просушивали, а после в печи обжигали. Традиционные цвета росписи: ярко-красный, желтый, синий, зеленый.
В.: Ребята, какие дымковские игрушки вы видите?
Д.: Животных, птиц, людей.
В.: А какие цвета преобладают в росписи этих игрушек?
Д.: Красный, желтый, зеленый, синий.
В.: Поехали дальше… Следующая остановка – это деревня Филимоново в Тульской области. Это знаменитый центр производства филимоновских игрушек. У этих игрушек вытянуты пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными.
По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.
В.: Ребята, посмотрите и скажите, какие цвета больше всех используются в росписи филимоновских игрушек?
Д.: Красный и малиновый.
В.: Да, вы правы, любимые цвета для росписи – интенсивно-красный и малиновый. Орнамент росписи простой: узкие полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы.
В.: Продолжим наше путешествие?
Д.: Да, конечно.
В.: Вот, мы и в городе Каргополе Архангельской области. Вокруг этого города много деревень, именно там и делали крестьяне для своих детей игрушки из самого доступного в этих краях материала – глины. Поэтому эта игрушка из глины и называется «каргопольская». В основном преобладали в росписи игрушек красные, зеленые, синие, черные цвета. Элементы орнамента – круги, кресты, стрелы, которые олицетворяли солнце и тепло; прямые и волнистые линии – воду, колосья, зерна.
В.: Предлагаю, вам ребята, немного поиграть (проводится дидактическая игра «Найди лишнее в каждом ряду». Детям предлагаются картинки расположенные в три ряда. В первом ряду – дымковские игрушки и одна каргопольская; во-втором ряду филимоновские игрушки и одна дымковская; в третьем ряду каргопольские игрушки и одна филимоновская ).
В.: Ребята, а вы знаете, раньше народную игрушку делали не только из глины, но и из дерева, из соломы, изо льна, из бересты. И самая распространенная игрушка деревенских девчонок была – тряпичная кукла. Иначе их называли закрутки, так как начинали делать ее с того что свертывали в трубочку лоскут льняной ткани. Куском белой ткани обтягивали лицо; перевязывали ниткой – кукла готова. Пришивали косу из ниток, льна или даже из настоящих волос. После ее наряжали в самые красивые, яркие лоскуты ситца. Украшали блестками, бусинами. Лицо можно нарисовать или вышить.
Проводится физминутка.
«Хлопают в ладоши дружные матрешки.
На ногах сапожки – топают матрешки.
Влево, вправо наклонись.
Всем знакомым поклонись.
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ярких, пестрых –
Вы похожи словно сестры.
Хлопают в ладошки веселые матрешки».
В.: Ребята, кто догадался, какая следующая остановка?
Д.: Где изготавливают матрешек.
В.: Правильно. Поехали…
И вот мы находимся в музее, где собралось несколько видов матрешек: Загорская матрешка, Семеновская матрешка, Полхов-Майданская матрешка.
Матрешка – это уникальная народная русская игрушка, это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются такие же куклы меньшего размера.
У Загорских матрешек расписывают сарафан, платочки. Узоры очень простые.
У Семеновских матрешек на фартуках яркие букеты: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете.
Полхов-Майданская матрешка чаще всего с цветком шиповника или розой на фартуке.
В.: Ребята, посмотрите на матрешек и скажите какая это матрешка. (Проводится игра «Угадай матрешку»).
В.: А теперь ребята отправляемся обратно в наш детский сад, наше путешествие подошло к концу.
- О каких народных игрушках вы узнали?
Д.: О дымковских, филимоновских, каргопольских, матрешках, тряпичных куклах.
В.: А из чего они изготавливаются?
Д.: Из глины, из дерева, изо льна.
В.: Молодцы! Теперь мы знаем, какие народные игрушки создавались раньше детям для игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Дорога в космос». Составила воспитатель первый категории Киндюшенко Татьяна Валерьевна.
Программное содержание:Познакомить детей с глобусом, с понятиями земля-планета, космический корабль, ракета, космонавт.Познакомить с расположением городов на глобусе, зелеными насаждениями и вод...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Дорога в космос».
конспект занятия по теме космос....
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Лунтик ухаживает за комнатными цветами»
#next_pages_container { width: 5px; hight: 5px; position: absolute; top: -100px; left: -100px; z-index: 2147483647 !important; } Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром....
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья»
1. Рассматривание картины «Семья». Беседа о семье. Посмотрите на эту картину. Кого вы видите на ней (Ответы детей). -Как одним словом назвать этих людей? Папа, мама, дети, дедушка, бабушка (Ответы...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром “Транспорт”
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром “Транспорт”Провела воспитатель ГБОУ СОШ №492 СП №5Артамонова Е. А.Цели:- Форми...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...