Проект "Капелька-Капитошка"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Данный проект разработан с целью повышения уровня знаний у детей младшего дошкольного возраста о значении воды в жизни всего живого на земле и её свойствах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kapelka-kapitoshka.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» п.Агириш»
ПРОЕКТ
«Капелька-Капитошка»
Выполнили: Борисенко А.В.,
Долдина О.А.
пгт. Агириш
Актуальность:
Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.
Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Мы, воспитатели, совместно с родителями, в доступной и игровой форме знакомим детей со свойствами этого прекрасного природного материала, о значении воды для человека, животных и растений.
Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Дети любого возраста любят играть с водой. Стоит только увидеть лужу, как ребёнок несётся к ней со всех ног. Дети должны знать свойства воды и её назначения. От воды зависит климат планеты. Вода бывает разная: жидкая, твёрдая и газообразная; пресная и солёная. Воду используют для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления. Для человека вода является более ценным природным богатством, она незаменима. Игры с водой один из самых приятных способов обучения и привития культурно-гигиенических навыков.
Реализация проекта «Капелька-капитошка» позволяет более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей, расширяет представления о воде и ее свойствах. А так же, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.
Вид проекта: исследовательско – игровой
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: дети младшей группы комбинированной направленности «Почемучки», воспитатели, родители.
Проблема: недостаточный уровень знаний у детей младшего дошкольного возраста о значении воды в жизни всего живого на земле и её свойствах. Дать детям представления о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель: Повышение уровня знаний у детей младшего дошкольного возраста о значении воды в жизни всего живого на земле и её свойствах.
Задачи:
Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
3. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой.
Познакомить с процессом превращения воды в лед, льда и снега – в воду.
Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды (интенсивность окраски, вкус, запах).
Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает).
Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека (среда обитания; без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т. д.).
Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и т.д.).
Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете, об отрицательной и положительной роли человека.
Дать представление о природных катаклизмах (наводнение, засуха).
Научить простым способам очистки воды.
Ожидаемые результаты:
- Повышение качественного уровня усвоения знаний о значении воды и её свойствах у детей до 60%;
- Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность;
- Формирование бережного отношения к воде.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап проекта:
Подборка и изучение методической литературы по теме проекта.
Пополнение развивающей среды:
Подбор художественной литературы по теме;
Подбор энциклопедий, карт, схем;
Составление картотек загадок, стихов, поговорок;
Составление картотеки опытов с водой;
Подготовка оборудования для опытов с водой.
Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
Подготовить информацию для родителей по темам:
Эксперимент в детском саду;
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
Почему воду нужно беречь?
Провести презентацию «Капелька-Капитошка».
План реализации проекта с детьми
Название мероприятия | Цель мероприятия | Дата проведения | Ответственный |
Беседа «Что мы знаем о воде» Наблюдение «Снег – какой он?» Разучивание потешек «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще» | Расширение представлений о значении воды в жизни всего живого на земле. Развитие умения делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи (под воздействием тепла снег превращается в воду). Развитие правильного звукопроизношения, памяти. | 11.03. | Борисенко А.В., Долдина О.А. |
Д/и «Купание куклы» Эксперимент «Что плавает в воде» Чтение А. Барто «Девочка чумазая» | Формирование культурно-гигиенических навыков. Развитие познавательной активности, умения делать простые умозаключения. Воспитание культурно-гигиенических навыков через чтение художественной литературы. | 12.03. | Борисенко А.В., Долдина О.А. |
Игра – забава «Пускание мыльных пузырей» Эксперимент «Лёд – это вода» Чтение К. Чуковский «Мойдодыр» | Формирование представления детей о свойствах мыла. Создание благоприятной эмоциональной обстановки. Развитие познавательной активности. Знакомство со свойством воды (при замерзании превращается в лёд). Формирование культурно-гигиенических навыков через художественное слово. | 13.03. | Борисенко А.В., Долдина О.А. |
Беседа «Друзья Вода и Мыло» Эксперимент «Холодная, теплая вода» Чтение З. Александрова «Купание» | Расширение представлений о значении воды и мыла в жизни человека, развитие речи. Развитие познавательной активности, ознакомление со свойствами воды. Формирование культурно-гигиенических навыков через художественное слово. | 14.03. | Борисенко А.В., Долдина О.А. |
НОД «Рыбки в аквариуме» /аппликация/ Эксперимент «Прозрачная вода» Чтение Н. А. Рыжова «История одного пруда» | Создание коллективной композиции «Рыбки в аквариуме» Развитие познавательной активности, знакомство со свойствами воды. | 15.03.19 | Борисенко А.В., Долдина О.А. |
НОД «Куда пропал снеговик?» /ознакомление с миром природы/ П/и «Рыбаки и рыбка» Чтение А. Рыжова «Жила – была Река» | Формировать представления детей о свойстве снега – таять. Развитие внимания, ловкости. Формировать бережное отношение к воде. | 18.03.19 | Борисенко А.В., Долдина О.А. |
П/и «С кочки на кочку» Чтение А. Рыжова «Как люди речку обидели» | Развитие сноровки, смелости, внимания. Формировать любовь к природе, желание заботиться о ней. | 19.03.19 | Борисенко А.В., Долдина О.А. |
П/и «Караси и щука» Эксперимент «Что плавает в воде?» Чтение В. Бианки «Купание медвежат» | Создание благоприятной эмоциональной обстановки, развитие внимания. Продолжать знакомить со свойствами воды, развивать интерес к экспериментированию. Воспитывать интерес к книгам, учить внимательно слушать произведение. | 20.03.19 | Борисенко А.В., Долдина О.А. |
Разучивание танца «Капельки» П/и «Солнышко и дождик» Эксперимент «У воды нет запаха и вкуса» | Развитие ритмических навыков. Развитие внимания, быстроты реакции. Формирование исследовательских навыков, желания узнавать новое. | 21.03.19 | Борисенко А.В., Долдина О.А. |
П/и «Капельки и Тучка» Презентация проекта «Капелька-Капитошка» | Развитие внимания, ловкости. Создание благоприятной эмоциональной обстановки, закрепление полученных в ходе проекта знаний. | 22.03. | Борисенко А.В., Долдина О.А. Юркова И.Ю. |
План взаимодействия с родителями
№ п/п | Мероприятие | Дата проведения |
1 | Проведение опытов дома: «Водяные превращения». | 18.03 |
2 | Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с водой». | |
3 | Выставка рисунков /родители совместно с детьми/«Что такое вода? Для чего она нужна?» | 20.03 |
Заключительный этап проекта:
Презентация проекта Развлечение «Капелька Капитошка».
Результаты:
- Повысилось качество усвоения знаний у детей о значении воды и её свойствах до 60%;
- Повысилась познавательная активность детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности;
- Сформировалось бережное отношение к воде.
Список используемой литературы:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.
2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
3. Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска» 6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.4 4.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., 4. 4. Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
5. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
6. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
Опыт № 1. Вода – это жидкость.
(У детей на столе 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой).
Воспитатель: Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?
Дети: Вода льется, потому что она жидкая.
Вывод: Вода – жидкость, ее можно наливать, переливать.
Опыт № 2. Вода не имеет формы.
(Опыт проводит воспитатель. На столе – сосуды разной формы).
Воспитатель: Давайте сравним форму воды в своем стакане с водой у соседа, у меня. Посмотрите, я буду перелив Дети: Нет.
Воспитатель: Какого же цвета тогда вода?
Дети: У воды нет цвета. Никакого.
Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная.
Воспитатель: А я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите в этом убедиться?
Дети: Да.
Воспитатель: Возьмите краску и размешайте ее в стакане с водой. Что произошло с водой?
Дети: Вода поменяла свой цвет (синий, красный, желтый, зеленый).
Вывод: Вода меняет свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.
Опыт № 3. Вода прозрачная.
(На столе у детей карточки с картинками).
Воспитатель: Возьмите рисунок у себя на столе и посмотрите на него через стакан с водой, на свою руку. Видите, руку, рисунок?
Дети: Да.
Воспитатель: Что можно сказать о воде?
Дети: Вода прозрачная.
Вывод: Вода прозрачная.
Опыт № 4. У воды нет запаха.
(На столе у детей стакан с водой).
Воспитатель: Вы чувствуете запах, когда мама печет вкусные пироги, как пахнут цветы? Понюхайте воду, чем она пахнет?
(Дети берут стаканчики с водой, нюхают).
Дети: Ничем не пахнет.
Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт № 5. У воды нет вкуса.
(Детям предлагается только кипяченая вода. На столе стоят пиалы с сахаром,
солью, ложечки, стакан с водой).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая, соленая, кислая, горькая?
Дети: Нет никакого вкуса.
Вывод: У воды нет вкуса.
Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и положите себе в стакан вещество, которое стоит у вас на столе, размешайте и попробуйте воду. Какая она стала на вкус?
Дети: Сладкая, соленая.
Вывод: Вода меняет вкус в зависимости от того, что в нее добавили.
Опыт № 6. Лед – это твердая вода.
(На лабораторном столе поддоны со льдом и снегом).
Воспитатель: Дети подойдите к столу. Что лежит в ванночках?
Дети: Льдинки, лед, снег.
Воспитатель: Что происходит со льдом и снегом?
Дети: Снег и лед тают, получается вода.
Вывод: Лед и снег – это тоже вода.
Опыт № 7. Пар – это тоже вода.
(Опыт проводит воспитатель. На столе термос с кипятком, стекло или зеркало).
Воспитатель: Возьмем термос с кипятком. Откроем его и посмотрим, что происходит. Из горлышка выходит пар. Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Мы видим, что паринки, когда их становится много, опять превращаются в воду.
Вывод: Пар – это тоже вода.
Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня много узнали о воде, доказали, что вода – это жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса, что вода в природе может быть разной. Твердой, как лед, в виде пара и жидкой. Можем мы сказать, что снежинка, капелька и паринка – родные сестры?
Дети: Да.
«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребёнка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребёнка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.
Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? Ребёнок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнёте шарик через скотч без всякого вреда для него.
«Подводная лодка
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливая пузырь. Его объём уменьшается, рыба идёт вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Цветы лотоса
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются.
Естественная лупа
Если вам понадобилось разглядеть какое – либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трёхлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой плёнкой, но не натягивайте её, а, наоборот, продавите её так, чтобы образовалась небольшая ёмкость. Теперь завяжите плёнку верёвкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем. Не забудьте выпустить насекомое.
Умывальников начальник.
Сделать умывальник – это просто. Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребёнка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребёнком простой умывальник.
Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на её боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздём отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая её, вы получите струйку воды, завинчивая – вы «закроете кран» своего умывальника.
Делаем облако.
Налейте в трёхлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку, воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплого воздуха. А от куда же берётся дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.
Рукам своим не верю.
Приготовьте три миски с водой: одну – с холодной, другую – с комнатной температурой, третью – с горячей. Попросите ребёнка отпустить одну руку в миску с холодной водой, вторую – с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?
Всасывание воды.
Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.
Цель: Дать детям понятие о личной гигиене. Совершенствовать умение пользоваться предметами личной гигиены.
- Послушайте «Сказку о микробах».
Жили-были микробы — разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе — на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!
- Подумайте, что в этой сказке, правда, а что вымысел?
- Что помогает нам победить микробов? (Вода.) С водой надо дружить. Вода — доктор. Без воды не может жить человек.
- Как вы думаете, повар (или мама) перед тем, как готовить пищу, моет руки? А врач перед операцией? А портной?
- Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода и чистое полотенце.)
- Да, Вода и Мыло — настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.
- Когда следует мыть руки?
- Как надо правильно мыть руки?
- Правила правильного мытья рук:
- Сильно намочите руки.
- Пользуйтесь мылом.
- Намыливайте руки с обеих сторон.
- Намыливайте руки между пальцев.
- Полощите руки чистой водой.
- Вытирайте руки насухо полотенцем.
Полотенце расправить и положить на одну руку; тщательно вытирать полотенцем каждый палец второй руки. То же повторить с первой рукой.
- Ребята, а вот ещё одно правило, которое следует запомнить.
От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
- Задание:
- Бывают на свете такие дети, которые делают все наоборот. Когда им говорят: «Умойся!» — они не умываются. Когда им говорят: «Не лезь на дерево!» — они лезут. Для таких детей писатель Григорий Остер придумал «Вредные советы»:
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять?
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
- Нарисуйте портрет человека, который выполнил эти вредные советы. Это красивый человек?
- Выскажите свое мнение об этих советах.
- Составьте небольшой рассказ о Неряхе, который стал Чистюлей.
3. Итог.
- Нужно мыть руки и лицо?
- Какие правила вы запомнили?
- Как правильно мыть руки и лицо?