Доклад на педсовете «Знакомство с выдающимися людьми России, как средство нравственного воспитания».
материал по окружающему миру
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на педсовете
«Знакомство с выдающимися людьми России, как средство нравственного воспитания».
Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 3 Старостина Н.С.
Май 2019 г.
В нашем детском саду образование дошкольников ведется по программе «От рождения до школы». Одним из ведущих направлений работы с детьми является приобщение дошкольников к основам духовной культуры и интеллигентности. Данная работа предполагает решение образовательных и воспитательных задач по введению детей старшего дошкольного возраста в мир науки, искусства и знакомство с такими знаменитыми людьми, как: Ломоносов М.В., Жуковский В.А., Крылов, Пушкин А.С., Суворов А.В., Кутузов М.И., Менделеев Д.И., Нахимов П.С., Айвазовский И.К., Чайковский П.И., Бианки В.В. и другими выдающимися соотечественниками.
Чем вызвана необходимость данной работы?
Во-первых, в Федеральном государственном образовательном стандарте можно прочитать следующее требование к общеобразовательной программе дошкольного образования «познавательное развитие предполагает… формирование первичных представлений о себе, других людях..., о малой родине и Отечестве…». Поэтому знакомство с выдающимися людьми России автором программы рассматривается как одно из главных средств формирования знаний о нашей стране. Познание Родины многообразно: это и история, и литература, и искусство, и природа и многое другое. Знакомство с тем или иным соотечественником позволяет детям прикоснуться к отдельным страницам истории России, раскрывает ее красоту и неповторимость, отраженную в художественных произведениях. Яркое впечатление о событии, о человеке, о красоте, которую увидел ребенок, «оставляет след в памяти и в душе, наполняет смыслом и содержанием слова любовь к Родине».
Во-вторых, на основе системы представлений о выдающихся соотечественнике, как о личности, возникает редкая возможность содействовать формированию у детей образа человека - нравственного идеала. Образы великих людей, имена которых сохранила история, как лучших представителей нации, позволяют наглядно представить, раскрыть содержание нравственных категорий, понятий, наполнить их конкретными примерами.
В-третьих, ознакомление детей со знаменитыми людьми России – это специфический путь развития вкуса к философствованию, как условию развития потребности учиться.
Прежде всего, необходимо сказать, что «философствование шестилетнего ребенка – это новый способ познания окружающего мира и себя в нем». У детей формируется способность и умение принимать самостоятельные решения, критически относиться к достигнутым знаниям, творчески переосмысливать те, что имеются.
Знаменитые соотечественники представали перед детьми, прежде всего, как люди, которые были, прежде всего, хорошо образованы, и потому смогли совершить великие открытия и подвиги во славу России. На примере великих мы подводили детей к осознанию того, что эти герои преодолевали трудности, сделали открытия и совершили подвиги потому, что применяли знания для умелого разрешения проблем.
Ведущей формой работы с детьми явились – сказания. Главное отличие сказания от других форм работы заключалось в том, что сказание никогда не могло быть на новом содержании. Сказание – специально разработанный авторами программы текст, благодаря которому ребенок систематизирует ранее полученные знания.
Готовность детей к пониманию «сказания» - результат длительной работы до занятия. Между занятиями, в свободные минуты, в ходе различных режимных моментов мы вели разговоры о том или ином выдающемся соотечественнике, его жизни, рассматривали книги, иллюстрации, репродукции картин, позволяющие полнее раскрыть обстановку, время, в которое он жил. Это способствовало тому, что дети могли представить то состояние, в котором находился герой, проникнуть в атмосферу того времени, представить себя на его месте. То есть задачу по знакомству с тем или иным соотечественником решали ежедневно, продумывая в режиме дня время для ее реализации.
Объем информации о герое большой, поэтому мы ее распределяли на множество встреч и разговоров с детьми, чтобы дошкольники ни утратили к ней интерес.
Как готовиться к разговорам с детьми и занятиям-сказаниям?
Начинаем эту работу с чтения литературы о выдающихся соотечественниках, чтобы сложилось личное представление об этих людях и их вкладе в развитие России.
Затем работаем с текстами сказаний, стремясь максимально проиллюстрировать содержание. Подбор картинок – залог успешного общения с детьми мы убедились, что иллюстрации позволяли создать более яркий, неповторимый образ.
Кроме того, проводим работу с семьей: сообщаем родителям, о ком рассказывали детям, просили помочь в подборе иллюстраций, книг о выдающихся соотечественниках.
Разговоры родителей с детьми о героях способствовали формированию интереса к истории России, стимулировали желание узнать больше из книг и энциклопедий.
В заключение вышеизложенного можно отметить, что удалось сформировать у детей первоначальные представления о жизни и деятельности выдающихся соотечественников. Данные представления заложили своеобразный фундамент, на который будут опираться обширные, глубокие знания, которые ребенок получит в школе.
На основе данных представлений сформировался интерес к познанию, к философским рассуждениям, умение вести диалог, быть интересным собеседником. Дети приобрели навыки работы с энциклопедическими изданиями, словарями, у детей начал формироваться нравственный идеал человека. Для них стали более понятны, наполнились конкретным содержанием высокие нравственные категории, такие как: честь, благородство, патриотизм, долг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс на тему: "Государственные символы России как средство нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал познакомит педагогов с системой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Государственными символами России....
Доклад "Фольклорные праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
____...
Мастер – класс на тему: «Государственные символы России как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Зубкова Вера Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 10 «Ивушка»...
Доклад на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Сюжетно-ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для...
Мастер – класс на тему: «Государственные символы России как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Цель работы: создание условий для формирования компетентности педагогов в вопросах ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой РоссииЗадачи:Актуализировать знания пед...
Выписка из протокола №4 РМО от 19.11.2023 года. Доклад: "Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания дошкольников."
Тема выступления: "Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания дошкольников"...