ООД
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

ШЕВЛЯКОВА ВАСИЛЬЕВНА ТАНЯ

Познавательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Путешествие в прошлое22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в средней группе

«Путешествие в прошлое- Богатырскую Русь»

В средней группе

Подготовила и провела воспитатель Шевлякова Т.В.

 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,  

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Формировать представление о богатыре как о древнерусском

 воине, защитнике Отечества.

Задачи:

Образовательные:

Формировать знания о богатыре, закрепить свойства дерева и металла. Учить рассказывать о богатыре, называть элементы костюма и оружия русского богатыря.

Развивающие:

Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки; расширять и обогащать словарный запас; эстетические чувства, мышление, память, воображение. Развивать двигательную активность.

Воспитательные:

Воспитывать у детей чувство гордости за богатырскую силу Руси, уважение к русским воинам, желание быть похожим на них.   Сохранить черты русского характера.

Методы и приемы:

 практические: физкультминутка «Богатыри», изготовление коллективной аппликации «Украсим богатырскую лошадь»

 наглядные: рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Богатыри», экспериментальная деятельность

 словесные: рассказывание стихов о России, отгадывание загадок об одежде и доспехах богатыря.

 презентация по теме занятия.

Материалы и оборудование:

цветная бумага, готовое изображение русского богатыря – Ильи Муромца, ножницы; клей, кисточки, салфетка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; заучивание стихов и пословиц; чтение былин; прослушивание песни «Богатырская сила» в обр.

А. Пахмутовой; муз. «Утро» С.

 Прокофьева; Муз. Виктории Мирошниченко (тревожная музыка);  рассматривание картины В.М. Васнецова « Три богатыря»; посещение выставки музея детского сада « богатырские доспехи»

Материал: картина Васнецова «Три богатыря», магнитофон, «Былинные наигрыши» (музыка), экран, проектор. Сюрпризный момент: печатные пряники
Расширение словарного запаса: Русь, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, шлем); оружие богатырей (меч, щит, лук, стрелы, копье, тетива, налучье, колчан, палица, булава).
Для экспериментальной деятельности: 1) ёмкость с водой, ножницы, спички, игла, изделие из металла и ткани. 
Планируемые результаты. У детей появится интерес к истории России, и уважение к русским воинам, желание подражать им.

Ход занятия:

 Дети проходят в зал под музыку А. Пахмутовой; «Утро» 
 Воспитатель: -Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Челом вам бью! Мир вашему дому!
-Так ребята раньше приветствовали друг друга. А вы знаете, что значит слово «здравствуй»?
Дети: по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».
Звучит музыка С. Прокофьева « Утро» ( восход солнца)
 Воспитатель:  В стародавние времена, на месте где мы сейчас живем, ребята, были непроходимые чащи леса,  в них водилось  очень много зверей и птиц. Много было топких болот, бескрайних полей. И вот на этой красивейшей земле и основали свое государство наши предки-славяне и назвали они его-Русью. С тех давних пор прошло 1000 лет. А земля наша была не только красивой, но и богатой.  Русский народ было очень трудолюбивым.  На Руси выращивали хлеб, охотились на зверей. Здесь всегда могли накормить свежим хлебом и напоить чистой и родниковой водой, красота Русской земли манила к себе врагов, они хотели захватить себе богатства нашей земли. Поэтому нужно было защищать свою родную землю от врагов.
В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов; хазары и монголы-татары часто ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
И всегда на защиту своей родины вставали русские люди.
- Ребята, скажите, как назывались тогда защитники Руси?
Дети: Защитниками земли русской назывались богатырями.
Воспитатель: А кто такие защитники Отечества?

Дети: Люди, которые защищает Родину, охраняет ее рубежи, оберегает, прогоняют врагов с русской земли. Дети, кто знает стихотворение про богатырей?

Ребенок: Кто силен как вольный ветер,

Могуч, как ураган,

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силою доброй богат,

Он защищает стольный град

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

Воспитатель: Народ, ребята, сложил пословицы о богатырях, давайте мы их вспомним.

Дети:

1. Не родом богатырь славен, а подвигами.

2.Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

3. Моя богатырская сила –богатство,

Мое дело- Руси служить, от врагов оборонять.

4. В русском сердце прямая честь, да любовь к Руси- матушке.

Воспитатель: Скажите ребята, как вы их себе представляете? Как выглядят богатыри?

Дети: Они были  очень сильными, смелыми, могучими, высокими, мужественными, отважными, бесстрашными, решительными, героическими, доблестными, храбрыми. 

Воспитатель: Почему богатыри на Руси были такими сильными?
Дети: Потому что они даром времени не теряли, они всегда тренировались, занимались спортом.

Воспитатель:  А еще .ребята они очень любили землю русскую. О богатырской силушке, о богатырях народ складывал песни – сказания, которые назывались былинами. Они дошли до наших времен, их передавали «из уст в уста» - сказатели. Они играли на гуслях и сказывали былины. Скажите, ребята, с какими былинами мы с вами познакомились?

Дети: «Добрыня и змей», «Алеша Попович», «Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в прошлое нашей Родины? Во времена богатырской Руси? 
Дети: Да.

Воспитатель: У меня есть  игра- « Богатырская тренировка»».


Чтобы сильным, ловким стать

Нужно быстро подрастать,

Не лениться, делать ловко

Богатырскую тренировку.

На гимнастику все встали

Будем мы богатырями

Ноги крепкие у нас,

Мы расставим их сейчас,

Повернемся влево-вправо

Не пришли ль враги в державу (повороты туловища в стороны)

Силу мы богатырей вам покажем поскорей (сгибают, разгибают руки согнутые в локтях, сжатые в кулаки ладошки)

Меч держать не трудно нам

Мы покажем это вам (руки вверх- вниз)

На коней мы сядем ловко

И помчимся со сноровкой, (поскоки на месте)

Край любимый охранять

Руси покой оберегать! (ходьба на месте, дыхательные упражнения)

Воспитатель: Ну, вот поразмялись, теперь можно и в путь отправляться. Дорога предстоит нелегкая, вы готовы, ребята? Но как же туда попасть? Ах, да нужно сказать волшебные слова:

 Мы ногами топнем –топнем,

 Мы руками хлопнем-хлопнем,

 А потом закружимся,

 И в Руси очутимся! (дети выполняют движения с текстом)

 Дети открывают глаза, перед ними- река времени.

 Воспитатель: Ребята, перед нами река времени, нам нужно перейти вот

 по мостику и мы будем на земле древнерусской. (дети идут по гимнастической   скамейке, переходят «реку», дальше на пути ребят не проходимые болота.)

 Воспитатель: Дети, старайтесь идти по кочкам, чтобы не утонуть в болоте.

(дети проходят по кружкам), но на их пути встают высокие горы – гимнастическая горка- лесенка, через нее дети проходят тоже.

Воспитатель: Молодцы, ребята!  Я вижу не зря вы тренировались. А это что за камень? (на экране изображен огромный валун с надписью) Я прочту что на нем написано: Налево пойдешь- к Кощею придешь; направо пойдешь- к Яге в гости попадешь; прямо пойдешь-святую Русь найдешь. Ребята, Какую дорогу нам выбрать?

Дети: Мы выбираем прямую дорогу. (дети идут по тропинке). Загремел

 гром,  ударила молния, завыли ветры буйные, раскричались вороны( звучит тревожная музыка).

Воспитатель: Что это? Посмотрите, тут чьи- то следы. Вы готовы Русь защищать?

Дети: да!

Дети подходят к ущелью пробираются через него и находят следы, которые ведут к старому дубу. Значит мы на верном пути. Возле ствола дерева стоит сундук , что же в нем?
Воспитатель: Да тут большой сундук , что же в нем?
Достаю из сундука задание - картина Васнецова «Три богатыря»
Воспитатель: Ребята здесь картина, какая то. Вы не знаете, это кто на ней нарисован? 
Дети: Богатыри.
Воспитатель: А как, зовут знаете? Назовите пожалуйста имена русских богатырей.
(на картине Васнецова «Богатыри», дети показывают и называют в центре на черном коне Илья Муромец, справа от Ильи на белом коне Добрыня Никитич, слева от Ильи Алеша Попович. Но следы ведут дольше…

Включается музыка звучит свист Соловья разбойника , на экране появляется изображение былинного « героя».
Воспитатель: ребята смотрите скорее, на дереве сидит Соловей разбойник .  Мы сможем его победить если выполним еще одно задание, которое он для нас приготовил.
Пока дети отвлекаются, появляются еще следы
Воспитатель: А вот снова следы, они ведут к сундуку , открываем его, находим
еще  задание. 
-Здесь задание для нас- «Одень богатыря» называется. Ваша задача выбрать те предметы, которые нужны богатырю, чтобы защищать родину. (шлем, кольчуга, плащ; оружие – меч, щит, верный конь)-дети выбирают картинки нарисованные на экране..
Воспитатель: Молодцы ребята , справились с заданием. А вы знаете, из чего сделаны доспехи богатыря?
Дети: из железа
Воспитатель: А наша с вами одежда из чего сделана?
Дети: Из ткани.
Воспитатель: Как вы думаете, что прочнее и надежнее: ткань или железо?
Давайте проверим?

Исследовательская деятельность «Свойства металла и ткани»
Дети подходят к столу изучают прочность, водонепроницаемость.
Воспитатель предлагает намочить водой, разрезать ножницами, поджечь спичкой, проколоть иголкой.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам проверить на прочность нашу одежду и доспехи богатырей. 
Давайте сначала попробуем расстричь ножницами (стрижём). Ребята, получается у нас стричь ткань, а железо? (воспитатель подводит детей к выводу)

Дети делают вывод, что ткань можно разрезать ножницами, а металл нельзя.
Воспитатель: А теперь попробуем поджечь. (поджигаем) Ребята, что произошло (дети делают вывод)
Дети: ткань горит , а металл не горит , а сильно нагревается.
Воспитатель: А давайте, попробуем намочить. (мочим) Ребята промок у нас метал? А ткань?
Дети: (дети делают вывод) Ткань промокает, а метал, нет. Если его вытереть сухой тканью, то метал, снова становится сухим.
Воспитатель: Ребята, какая получается одежда у богатыря? 
Вывод: одежда богатыря очень прочная, не промокает, не рвется, не горит.
Воспитатель: Как Вы думаете, Зачем богатырю такая одежда, из металла?

(Шлем и кольчуга оберегали воинов-богатырей от ударов меча и булавы. Как вы считаете, тяжелее носить рубашку из ткани или из металла?  


- Как вы думаете, каким должен быть богатырь, чтобы носить такую тяжелую одежду?

Дети: Вывод: Богатырь должен быть сильным, отважным, храбрым, выносливым.


Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что богатырь носит прочную, тяжелую одежду из металла, которая защищает его от ударов.
Молодцы справились  и с этим  заданием.


 Смотрите опять следы, чьи же они?

Выше леса стоячего,

Ниже облака ходячего,

Летит ни птица, не зверь,

А с тремя головами …(змей Горыныч) И повстречался на этой дороге страшный змей Горыныч. Ребята, змей Горыныч хочет напасть на землю русскую, сжечь дома, погубить людей. Хотите защитить землю родную ?
А победить страшного змея поможет богатырю его верный помощник, кто же это?

Дети: Ну, конечно верный конь. Давайте подарим богатырям коней, да приукрасим их.

Дети наклеивают завитые полоски бумаги на гриву и хвост богатырским коням.

Теперь, нашим Богатырям не страшны никакие чудища! Молодцы, ребята!  Какого врага нам надо еще победить, чтобы спасти землю русскую?

Богатырей примечает,

Изо рта огонь пускает,

Никого не боится,

А сила его в яйце хранится (Кощей Бессмертный)


Чтобы его победить, что нужно сделать?

Дети: нужно найти сундук, в нем сидит утка, в ней яйцо, в яйце-игла, а смерть  Кощеева находится на кончике иглы.

Воспитатель находят иглу и ломают ее

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и победили вы злого Кощея, не будет он мучить землю русскую. Под тихую музыку «Гусли» Читается отрывок из былины:

«Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую.

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь не шатается

И века простоит – не шелохнется!

А сильные, могучие богатыри нашу славную Русь защищают!


Воспитатель: Победили мы с вами врагов, спасли Русь – матушку. А в награду нам, туесок, да не обычный, посмотрим, что в нем, да тут пряники печатные богатырские! Угощайтесь дети.

Вот и не заметили мы , как и вечер настал, ,  
пора возвращаться в детский сад. И превращаться обратно из богатырей - в детей. 

Мы народ свой защитили,

Землю Руси освободили

А теперь настал тот час,

Детский сад ждет снова нас!


Мы ногами топ –топ, Выполняют с закрытыми глазами)

Мы руками хлоп-хлоп,

 А потом закружимся,

В «Ягодке очутимся»

Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись, обратно домой в наше время. Ребята чем мы занимались в нашем путешествие? Что вам больше всего запомнилось в нем?
- Что нового вы узнали? Как вы считаете, есть защитники у нашей страны сейчас? (солдаты)
Россия -мать всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, защитников Родины.
Всё может родная земля: накормить хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой.
И только защитить сама себя она не может. Защитить Отечество долг каждого человека. .
Когда наши мальчики вырастут, они тоже станут достойными защитниками Родины.
Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам огромное спасибо!