Экосистема доо
учебно-методический материал по окружающему миру
Предварительный просмотр:
«Экосистема»
"Современный воспитатель дошкольной
образовательной организации"
Кузнецова Наталья Александровна.
ЭКОСИСТЕМА ДОО
На современного ребенка и возможности его развития оказывают влияние множество факторов. Среди них огромные массивы информации, которую необходимо не только сортировать, но и осознавать еще только взрослеющему человеку. Внедрение новейших федеральных стандартов образования дает возможность говорить о том, что назревает необходимость создания экосистемы образования и воспитательного процесса.
Разработчики современных образовательных стандартов учитывают вызовы современности, именно это было отражено в содержании документов, определяющих разнообразные аспекты экосистемы образования.
Именно эти аспекты отражаются в концепции дошкольного учреждения, например, детского сада, как экосистемы. В ее основе лежит мнение о том, что наиболее важным элементом образовательного и воспитательного процесса в ДОУ является окружающая среда, в которую помимо природных ресурсов входят особенности взаимодействия между людьми, а также созданные человеком информационные системы, научные разработки и решения.
Согласно экологическим представлениям сама по себе экосистема характеризуется как единый природный комплекс, биологическая система, которая включает в себя сообщества живых организмов (биоценоз, среды их обитания (биотоп, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Экосистема – сложная самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система. В любой экосистеме живые организмы взаимодействуют с любым другим объектом в их совместной окружающей среде.
Согласно этому положению воспитательная экосистема дошкольного образования может быть отнесена к единой среде, где все субъекты воспитательного процесса непосредственно взаимодействуют друг с другом.
Возможно, провести параллель с понятием биоценоза, а также с инновационными продуктами, технологиями, методиками обучения и воспитания, другими элементами образовательной экосистемы, которые определяют условия – биотоп. При этом вместо обмена энергией между компонентами природной экосистемы в образовательной экосистеме подразумевается обмен информацией.
Такая организация воспитательного процесса в дошкольном учреждении предоставляет все возможности для сотрудничества между воспитанниками, педагогами и их родителями, этот факт является существенной воспитательной парадигмой за счет экономного и рационального применения комплекса разных ресурсов.
В центре экосистемы дошкольного образования всегда находится воспитанник. На создание эффективного усвоения им всех необходимых навыков, умений, компетенций, достижения отдельных личностных и предметных результатов должны быть направлены действия всех остальных элементов воспитательной экосистемы дошкольного образования. В такой системе каждый из воспитанников сможет развиваться по-разному согласно индивидуально-психологическим, мотивационным и познавательным особенностям. Стимул получения ребенком хорошего воспитания и образования, практическое использование конкретных умений и навыков будет формироваться за счет экосистемы дошкольного образования.
Во многом такой подход позволяет родителям и ребенку самостоятельно избирать траекторию, по которой он будет развиваться.
Ядром такой системы воспитания становятся наиболее важные базовые ценности, участвующие в формировании мотивации воспитанников и их родителей. Основными ценностями, которые выступают руководящими для воспитательной экосистемы дошкольного образования являются:
- инициативность и готовность к приобретению новых знаний;
- способность к информационным и социальным преобразованиям;
- сотрудничество, взаимная ответственность в деятельности;
- критичность мышления и креативность;
- высокая активность, а также способность к социальному взаимодействию;
- высокий уровень информационной осведомленности.
Рисунок 1 – Модель экосистемы ДОО
Теоретической базой для подобной деятельности в этом случае является педагогика партнерства, сотрудничества. Воспитанники дошкольного учреждения вступают во взаимодействие и партнерские отношения с другими учащимися, с педагогами в рамках индивидуализированного воспитательного процесса. Он базируется на совместных ожиданиях, которые реализуются в процессе разрешения множества задач. Содержание воспитания имеет характер направленности на практическую деятельность, которая реализуется в смоделированной или конкретной социальной ситуации.
Такой социо-культурный подход предполагает:
- воспитанник полноправный участник воспитательного процесса. Каждый ребенок двигается по самостоятельно выбранной образовательной траектории. Воспитание происходит путем взаимодействия учащихся друг с другом и с соответствующей средой, а также с педагогом.
- формируются когнитивные, личностные и другие компетенции, отвечающие индивидуальным запросам личности ребенка.
В рамках разработки концепции воспитательной и образовательной экосистемы необходимо создать такую структуру, которая будет актуальной для человека в течение всей его жизни.
Современное дошкольное учреждение должно быть эффективным, что предполагает долгосрочность достижений воспитанников и педагогов, а также сохранение статуса образовательного учреждения на уровне соответствующем современным стандартам.
Очень важно сохранять, воспроизводить и преумножать успешность всего сообщества детского сада.
Для этого существует необходимость перевода внимания с личности отдельного педагога, то есть персоны на весь коллектив. Реализовать это можно в том случае, если придерживаться в работе таких руководящих начал:
- поддержание инициативы в деятельности;
- четкость в реализации конструктивных идей;
- установка на то, чтобы значимые результаты не только были достигнуты, но и закреплены в рамках деятельности педагога ДОУ.
Очень важно вывести в качестве приоритетов командные формы работы, совместную деятельность педагога, но в тоже время сохранить автономность творчества. Помимо этого необходимо создать все условия для максимальной автоматизации работы педагога ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Модель экосистемы"
Вся деятельность человека его поступки, образ жизни, зависит оттого внутреннего мира как человек мыслит, чувсвует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл человеческого значения.Многое инте...
"Модель экосистемы"
Вся деятельность человека его поступки, образ жизни, зависит оттого внутреннего мира как человек мыслит, чувсвует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл человеческого значения.Многое инте...
"Модель экосистемы"
Вся деятельность человека его поступки, образ жизни, зависит оттого внутреннего мира как человек мыслит, чувсвует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл человеческого значения.Многое инте...
"Модель экосистемы"
Вся деятельность человека его поступки, образ жизни, зависит оттого внутреннего мира как человек мыслит, чувсвует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл человеческого значения.Многое инте...
"Модель экосистемы"
Вся деятельность человека его поступки, образ жизни, зависит оттого внутреннего мира как человек мыслит, чувсвует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл человеческого значения.Многое инте...
"Модель экосистемы"
Вся деятельность человека его поступки, образ жизни, зависит оттого внутреннего мира как человек мыслит, чувсвует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл человеческого значения.Многое инте...
"Модель экосистемы"
Вся деятельность человека его поступки, образ жизни, зависит оттого внутреннего мира как человек мыслит, чувсвует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл человеческого значения.Многое инте...