Опыт работы «Наблюдение как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Проблема пагубного влияния современного общества на окружающую среду и в связи с этим дискуссии о ценности и необходимости экологического образования на данный момент времени занимают важное место из-за возможных негативных последствий. Экологическое воспитание в сфере дошкольного образования занимает одну из приоритетных областей. Также, стоит отметить, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет особое социальное значение, так как своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
Период дошкольного возраста – это этап сенсорного развития ребенка: развития органов чувств, овладения сенсорными навыками и способами обследования предметов из окружающей среды. Согласно «Концепции экологического воспитания дошкольников» С. Н. Николаевой, сущность главной цели экологического воспитания детей дошкольного возраста состоит в формировании начал экологической культуры, которые представляют собой начальные компоненты личности, что позволит в дальнейшем успешно присваивать опыт взаимодействия человека с природой.
Практический опыт утверждает, что потребность в общении с природой – это исходная точка формирования и развития экологической культуры ребенка: потребность в общении с природой возникает у ребенка рано и, как правило, он не отделяет себя от природного мира и воспринимает себя частью природы.
Тем самым, одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. Метод наблюдения – это результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит формирование и развитие мыслительной деятельности, источник знаний и различного рода информации, но в тоже время для наблюдения необходимо определенное количество знаний и фактов как исходных моментов организации конструктивного вида деятельности.
В дошкольных учреждениях детей постепенно начинают знакомить с природой и ее изменениями. Данные знания о природе позволяют формировать такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, а также, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, которые охраняют и умножают природные богатства. Метод наблюдения позволяет научить детей дошкольного возраста определять разнообразные признаки объектов природы, опознавать зависимость растительного и животного мира с явлениями, процессами, происходящими в неживой природе.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей при активном участии педагога или родителя с окружающим природным миром.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного и бережного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств;
– участие детей в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Успех реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста, обеспечивается путем налаживания определенной работы в этой области и включает в себя следующие компоненты:
- активность, готовность и желание самих педагогов детского сада к
экологическому образованию дошкольников, к изучению и внедрению теоретико-методических наработок и рекомендаций, а также к организации системы методической работы;
- построение экологически развивающей среды и обстановки в детском саду;
- создание системы педагогического воздействия, направленного на экологическое развитие детей;
- способствовать и активно принимать участие в постоянном общении детей с
природой;
- активное участие и желание родителей заниматься экологическим просвещением дошкольников;
- работа с социумом.
При организации и проведении наблюдений в природе в детском саду необходимо учитывать следующие позиции:
- наличие объектов природного мира;
- определение сути и значения наблюдения;
- поиск приемлемых форм и различных приемов включения в них детей;
- комплексное проведение цикла (наблюдения должны следовать один за другим без больших временных промежутков);
- преобладание визуального источника знания над словесным и текстовым;
- участие всей группы детей в процессе наблюдения (каждое конкретное наблюдение, если его проводить по подгруппам, должно повторяться несколько раз);
- необходимо делать акцент на биологические особенности, а также видовую специфику представителей животного и растительного мира.
Метод наблюдения может происходить как с отдельными детьми, так и с маленькими группами (примерно 3-6 человек, а также и со всей детской группой. Такое разделение зависит от цели, задач, сущности самого процесса наблюдения. Так, на экскурсии наблюдение может быт организовано со всеми детьми, с небольшими подгруппами, а также с отдельными дошкольниками. В специально отведенном уголке природы желательно проводить наблюдение с отдельными детьми или же в небольших группах.
По количеству привлеченных детей в процесс наблюдения, можно выделить индивидуальное, групповое, фронтальное, а в зависимости от поставленных педагогом целей – эпизодическое, длительное, итоговое.
Перед началом проведения наблюдения, воспитатель должен выбрать место проведения, определиться с задачами, которые могут решиться именно с помощью данного вида деятельности. После этого необходимо выбрать наблюдаемый объект (представители растительного, животного мира, объект неживой природы). Главные условия, которые необходимо учитывать при выборе объекта – это способность его заинтересовать дошкольников, а также быть доступным для восприятия. Также, воспитатель должен предусмотреть то, что могут понадобиться отдельные предметы, например миски с кормом и водой, тряпочки и т. д. Заранее необходимо продумать расположение детей во время процесса наблюдения и наличие хорошего освещения, чтобы они смогли чувствовать себя комфортно и беспрепятственно участвовали в наблюдении.
Учитывая возрастные особенности группы детей, воспитатель обращается к различным приемам и методикам для выявления характерных свойств, качеств, признаков, особенностей поведения животного или растения, устанавливает связи. Воспитатель может задать уточняющие вопросы детям, загадать загадку или же сравнить наблюдаемый объект с любым другим. Достаточно распространенными являются такие методы как трудовая деятельность, игра, чтение литературных произведений, которые способны вызвать у детей конкретное эмоциональное отношений к объекту.
В процессе наблюдения дети узнают об особенностях поведения представителя животного мира, отличительных характеристиках какого-либо растения. Так, рассматривая растение, ребенок вначале должен подчеркнуть его отличительные части (стебель, листок, цветок, а уже после этого учитывать особенности внешнего состояния (форма, величина, характер поверхности). С помощью подобного постепенного процесса воспитатель приучает детей поэтапному наблюдению.
Необходимо иметь в виду, что все процессы наблюдения должны быть связаны между собой, так как на основе этого формируется комплексная система знаний, умений и навыков в области экологического образования и появляется заботливое и бережное отношений к природному миру и его представителям.
Воспитатель должен заинтересовывать детей для того, чтобы постоянно анализировать природный объект, стремиться замечать изменения, а также выделять характерные признаки. Для эффективного запоминания воспитатель может использовать в процессе рисунки, модели, схемы и гербарии. В конечном результате дети должны понимать, как произошло развитие конкретного природного объекта, и пытаться воспроизвести этот цикл в виде рассказов детей.
Цель данного опыта работы: проанализировать и экспериментально проверить роль наблюдений в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста.
Реализация поставленной цели возможно посредством решения ряда задач:
1. познакомить детей с понятиями «живая», «неживая» природа, научить устанавливать причинно-следственные связи между объектами и субъектами живой и неживой природы, сформировать представления о живом организме как комплексном образовании и его существенных свойствах и признаках;
2. воспитать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание его неповторимости и уникальности;
3. сформировать у воспитанников знания, умения и навыки бережного отношения к природе.
Все это отражает следующий этап опытно-экспериментальной работы, который направлен на формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Реализация проходила в три основных этапа:
- констатирующий;
- формирующий;
- контрольный.
Первый этап заключался в проведении анкетирования воспитателей с целью определения образовательной программы, по которой работает дошкольное учреждение, применения педагогами на практике программ по экологическому образованию дошкольников, применяемых в процессе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста, методов и элементов развивающей экологической среды.
В анкетировании принимали участие все воспитатели. Была использована анкета, содержащая открытые вопросы.
Следующий, второй этап опытно-экспериментальной работы, который направлен на формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Экологический музей входит в состав экологического комплекса детского сада наряду с экологической комнатой, живым уголком и лабораторией. Экспонаты в экологическом музее размещаются на полках зеркальных шкафов, которые должны быть разделены на секции. Они должны постоянно пополняться и использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Для того чтобы интерес детей к экспонатам не пропадал, необходимо верно и целесообразно организовать работу отделов постоянной и временной экспозиции.
Мини-музей природы может включать: фотографии, альбомы, слайды, картины, рисунки, гербарий, поделки детей, макеты, на которых представлены тематически подобранный материал, коллекции, материал, отображающий предмет с разных сторон (пример музей песка, музыкальные и художественные подборки, дидактические, логические игры, материал для экспериментирования, цепи последовательности, журналы для наблюдений.
Примером постоянной экспозиции может быть отдел музея, который иллюстрирует особенности и характеристики красот природы родного края («Красота Ивановской области!») или экологические отделы с «говорящими» названиями «Красная книга России», «Крылатые помощники», «Ягодная поляна», «В грибном царстве», «Лес - наше богатство», «Лесная аптека».
Экспонаты могут собираться коллективом детского сада, научным руководителем, детьми с родителями. В начале и в конце учебного года педагог-эколог и воспитатели обращаются к папам и мамам с просьбой внимательнее посмотреть на окружающий мир и найти что-нибудь интересное для музея природы. Многие семьи путешествуют и могут привезти экспонаты, отражающие особенности природы разных регионов России, других стран.
Для удобства работы в музее можно составить описание каждого экспоната. Все описания собрать в папке в прозрачных файлах, что позволит в дальнейшем добавлять информацию, вынимать отдельные тексты для работы и т. п. Главное предназначение данных экологических музеев - вовлечение детей в деятельность и общение, оказание воздействия на их эмоциональную сферу. Воспитатели должны понимать, что с точки зрения музейной педагогики, знакомство детей с землей наших предков, с природой помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
Экспериментирование пронизывает все сферы деятельности: игру, непосредственно-образовательную деятельность, прогулку.
Создание экологической лаборатории в дошкольном учреждении осуществляется с целью познавательного развития детей, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория является основой для специфической игровой деятельности - дети превращаются в уч ных, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Также мини-лаборатории могут быть и тематическими. В каждой группе можно создать свои исследовательские уголки - «Юный эколог», «Юный почвовед», «Мы и воздух». Кроме шкафчиков с оборудованием и материалами, столиками для проведения опытов, лабораторию можно дополнить календар м природы.
Лаборатория на участке детского сада может функционировать круглый год, хотя е использование особенно эффективно в т плое время. Можно разбить рядом с лабораторией клумбу с растениями - часами или растениями, барометрами, сделать солнечные часы. Разнообразные флюгера, вертушки и другие приборы помогут следить за ветром. Сделать дождемер - прибор, с помощью которого измеряется количество осадков. Сколько воды натекло в дождемер, могут определять сами дети. На подоконнике можно поставить ящики с растениями для наблюдений, мини - теплицу, создать мини - огород.
В лаборатории хранятся энциклопедии и др. книги с описанием опытов, наборы карточек для самостоятельного экспериментирования по разным темам, схемы - задания собраны в альбом «Сделай сам». При проведении опытов и экспериментов используются опорные схемы и таблицы.
Для лаборатории можно использовать следующее оборудование:
– приборы-помощники (микроскопы, лупы, компасы, термометры, часы, безмены, магниты);
– прозрачные мкости разной конфигурации и объ ма, стаканчики, пластиковые бутылочки;
– флюгера, вертушки, палочки для коктейля, воздушные шарики, приспособления для пускания мыльных пузырей;
– небольшие подносы, салфетки, лопаточки, совочки, ложечки;
– бумажные и тканевые фильтры, губки, воронки, тарелки, миски;
– магнитофон, аудиозаписи звуков природы, музыки;
– центр «воды и песка»;
– ящик ощущений и др.
В качестве материалов могут быть использованы:
– камни, морская и речная галька;
– разнообразные морские и речные раковины;
– образцы песка, глины, почвы;
– цветные прозрачные кусочки пластика;
– семена разных растений;
– кусочки коры разных деревьев;
– деревянные дощечки, бруски, кубики;
– магниты разного размера;
– разные виды картона и бумаги;
– разные виды тканей, различающиеся цветом, текстурой, толщиной, степенью промокаемости, марля, бинт, вата, ватные шарики, губки, мочалки.
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в детской лаборатории организуется один раз в неделю по 25-30 мин., работа проводится с небольшими подгруппами (по 6-8 детей) с уч том уровня развития познавательных интересов детей. Во время игр - экспериментов проводятся 2-3 опыта с детьми старшего дошкольного возраста в зависимости от сложности.
Следует отметить, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют реб нку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, только реб нок должен делать вс сам, а не быть в роли наблюдателя.
После проведенного наблюдения за деятельностью детей стоит отметить, что они принимают активное участие в наблюдении за обитателями лаборатории. Дошкольники самостоятельно наблюдают за ростом и развитием объектов в лаборатории, в ходе чего пытаются установить причину того или иного явления, процесса. В свою очередь экологический музей предоставил детям общее представление о музее и его восприятие, а самое главное – он научил бережно относится к своим экологическим экспонатам, и проявлять экологическую культуру в целом.
Следовательно, провед нное исследование подтверждает, что процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста эффективен при соблюдении следующих условий:
– создание экологического пространства;
– способствование активному участию детей в общении с природой с помощью метода наблюдения;
– особое значение активной и непосредственной роли воспитателя в формировании основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Важными задачами экологического воспитания в нашем детском саду являются:
• Воспитание гуманного отношения к природе;
• Формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
• Развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
• Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
• Воспитание любви к животному и растительному миру.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления, обобщить результаты, полученные действенным путем, сопоставить их, классифицировать, сделать выводы.
Мой опыт работы включил в себя:
- научно обоснованный психолого – педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;
- экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения; отбор работы, как в детском саду, так и в семье;
- подготовку воспитателя (повышения уровня экологической грамотности и эколого – педагогической готовности к работе с детьми);
- конкретную технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах;
- перспективу создания программы и целостной технологии личностного мировоззрения.
Ведущий стержень моей работы – программа личностного развития – формирование в детях положительного отношения к окружающему миру, целостной ориентации к этому миру.
Главная цель моей работы – заложить в детях начала осознанно – правильного отношения к природе, к своему здоровью, вещам и материалам природного происхождения на основе усвоения систематизированных занятий.
Так как воспитатель формирует начала у детей, он должен:
- владеть элементарными основами экологии;
- ориентироваться в экологических проблемах мира, страны, своего региона;
- сознательно перестраивать методы ознакомления детей с природой на методы экологического воспитания (циклы наблюдений, прослеживающие особенности взаимодействия организма со средой; календари наблюдений, где фиксируется на протяжении отдельного времени те или иные объекты природы, меняющиеся под воздействием условий; познавательные, обобщающие, комплексные типы занятий со старшими дошкольниками; игровые обучающие ситуации соединяющие игру (сюжетно – ролевую) с дидактическими задачами познания экологических связей в природе; моделирование и моделирующую деятельность, в ходе которой дети должны обнаруживать связи в природе, познать свойства средообразующих факторов).
Я считаю – знания о взаимоотношениях человека с природой необходимо закладывать уже в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya._prezentatsiya_opyta_raboty.pptx | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема пагубного влияния современного общества на окружающую среду и в связи с этим дискуссии о ценности и необходимости экологического образования на данный момент времени занимают важное место из-за возможных негативных последствий. Актуальность
Объект исследования: процесс экологического воспитания старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: наблюдение как метод экологического воспитания дошкольников старшей группы. Цель исследования: проанализировать и экспериментально проверить роль наблюдений в экологическом воспитании старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: экологическое воспитание детей дошкольного возраста и процесс становления, формирования и развития экологической культуры будет гораздо более эффективно при соблюдении следующих педагогических условий: – создание экологического пространства; –способствование активному участию детей в общении с природой с помощью метода наблюдения; – особое значение активной и непосредственной роли воспитателя в формировании основ экологической культуры у детей дошкольного возраста;
Задачи исследования: Рассмотреть значение и содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста; Раскрыть характеристику старшего дошкольного возраста; Изучить основы формирование начал экологического воспитания у детей дошкольного возраста с использованием метода наблюдения; Рассмотреть методику и общие требования при организации наблюдения Выполнить опытно-экспериментальную работу по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наблюдения.
Методы исследования: 1) теоретические (анализ процесса экологического образования детей дошкольного возраста и опыта экологической практики в дошкольном учреждении); 2) эмпирические (изучение педагогической и психологической литературы, проведение эксперимента).
Экологическое воспитание - это неотъемлемая часть единой системы воспитания, формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе. Глава 1. Теоретические основы наблюдения как метода экологического воспитания детей дошкольного возраста
Глава 1. Теоретические основы наблюдения как метода экологического воспитания детей дошкольного возраста 1.1 Значение и содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста 1.2 Характеристика старшего дошкольного возраста 1.3 Формирование начал экологического воспитания у детей дошкольного возраста с использованием метода наблюдения 1.4 Методика и общие требования при организации наблюдения
Опытно-экспериментальная база исследования: МДОБУ №1 «Алёнушка» г. Тейково Ивановкой области . Возрастная группа : старшая группа №9 «Ромашка». Участники : 25 детей в возрасте 5-6 лет. Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наблюдения Работа проводилась в 3 этапа Констатирующий Формирующий Контрольный
Диагностика констатирующего этапа Высокий Средний уровень 36 %
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ №1 «Алёнушка» предлагается реализовать посредством составления перспективного плана эколого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста, который предусматривает создание принципиально нового в МБДОУ экологического пространства - экологического музея и лаборатории. Формирующий этап
Контрольный этап Анализ результатов на контрольном этапе Сравнительный анализ данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследования
Экологическое воспитание сегодня является категорией, связанной с наукой экологией и различными ее ответвлениями. Формирование начал экологической культуры - это становление осознано правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Заключение
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей....
Перспективный план по теме: «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» в старшей группе.
Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста методом проектной деятельности....
Опыт работы воспитателя детского сада "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".
Пояснительная записка:В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребено...
Опыт работы с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
В нашем детском саду очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй....
Опыт работы: Игра как метод экологического воспитания детей в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.Нарастающие экологические проблемы побуж...
«Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Экологическое образование включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого образования заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического соз...
Опыт работы по теме «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края»
Экологические проблемы в настоящее время несут глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Г...