Консультация по экологии "Ребёнок и природа"
консультация по окружающему миру

Семенюк Людмила Петровна

Консультация по экологии "Ребёнок и природа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация 249.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

              Раздел:   Ребёнок и природа.

     При формировании навыков безопасного поведения в условиях ухудшения экологической ситуации большое внимание необходимо уделять работе по разделу «Ребёнок и природа». Работа по этому разделу тесно переплетается с экологическим воспитанием дошкольников.

     В этом разделе можно изучить с детьми такие темы:

  • «В природе всё взаимосвязано»;
  • «Загрязнение окружающей среды»;
  • «Ухудшение экологической ситуации»;
  • «Бережное отношение к живой природе»;
  • «Ядовитые растения, грибы»;
  • «Контакты с животными»;
  • «Восстановление окружающей среды».

    Тема: «В природе всё должно быть взаимосвязано»

    Необходимо рассказать детям о взаимосвязях и взаимодействиях всех природных объектов. При этом дети должны понять главное: Земля – наш общий дом, а человек – часть природы (например, можно познакомить их с влиянием водоёмов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, животных, растений).

    Тема: «Загрязнение окружающей среды»

    Детей следует познакомить с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе, рассказать о том, что человек, считая себя хозяином Земли, многие годы использовал для своего блага всё, что его окружало (леса, моря, горы, недра, животных и птиц), однако он оказался плохим хозяином: уничтожил леса, истребил многих зверей, птиц, рыб; построил заводы и фабрики, которые отравляют воздух, загрязняют воду и почву.

   

 Тема: «Ухудшение экологической ситуации»

    Ухудшение экологической ситуации представляет определённую угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (не пей не кипячёную воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

    Детям младшего возраста можно, например напомнить известную сказку о сестрице Алёнушке и братце Иванушке («Не пей из копытца – козлёночком станешь»), которая поможет им осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям.

    С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно организовать опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к «грязной» воде.

    Надо рассказать детям о том, что небезопасными для здоровья стали также такие традиционно чистые источники питьевой воды, как колодцы, проточные водоёмы, реки, водопровод (особенно весной), поэтому не следует пить воду где бы то ни было без предварительной её обработки 9длительного отстаивания с последующим кипячением, фильтрации)

    Тема: «Бережное отношение к живой природе»

    Задача педагога научить детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнёзда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

   

    Тема: «Ядовитые растения»

    Рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, вдоль дорог, на пустырях. Для ознакомления с этими растениями можно использовать картинки, другие наглядные материалы. Детям следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать всё подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение.

    Дети должны узнать, что существуют ядовитые грибы, и научиться отличать их от съедобных. Следует объяснить им, что никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде. Даже со съедобными грибами в последние годы происходят изменения, делающие их непригодными для еды. Особой осторожности требуют консервированные грибы, которые детям дошкольного возраста лучше вообще не употреблять в пищу.

    Для закрепления этих правил полезно использовать настольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное – несъедобное», соответствующий наглядный материал, а в летний сезон – прогулки в лес, на природу.

    Тема: «Контакты с животными»

    Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных кошек и собак, но нельзя их трогать и брать на руки. Можно погладить и приласкать домашних котёнка или собаку, играть с ними, но при этом учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам.

   

Особенно осторожным должно быть поведение городских детей, которые впервые оказались в сельской местности. Им надо объяснить, что любые животные с детёнышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать.

    И, конечно же, дети должны усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.

    Тема: «Восстановление окружающей среды»

    Как известно, одним из факторов экологической безопасности является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды. Педагог должен создать соответствующие условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за животными и растениями, высаживание деревьев и цветов, уборка мусора на участке, в лесу). Необходимо объяснить детям, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных, состоянии растений. Для закрепления навыков, полученных при непосредственной деятельности в созданных практических ситуациях, можно использовать игровой и дидактический материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Влияние природы на формирование личности ребенка"

Данная консультация поможет педагогу сделать ознакомление с природой одним из основных средств всестороннего развития каждого ребенка, его индивидуальных способностей...

Консультация для воспитателей "Красота природы,крпасота жизни."

Консультация для воспитателей и родителей "Красота природы.красота жизни."...

Консультация для воспитателей "Красота природы,крпасота жизни."

Консультация для воспитателей и родителей "Красота природы.красота жизни."...

Консультация для воспитателей "Красота природы,крпасота жизни."

Консультация для воспитателей и родителей "Красота природы.красота жизни."...

Консультация для воспитателей "Красота природы,крпасота жизни."

Консультация для воспитателей и родителей "Красота природы.красота жизни."...

Консультация для родителей "Наша природа"

Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней – одна из актуальных задач сегодняшнего дня....