Конспект занятия "Растительный мир Краснодарского края"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
Уточнить, расширить и закрепить знания детей о родном крае, довести до их понимания, что живут они на земле именуемой - Кубань.
Познакомить дошкольников с существованием особых ландшафтов - равни¬на, предгорье, горы.
Закрепить знания детей о культурах, выращиваемых у нас в крае. Учить от¬гадывать предлагаемые загадки.
Расширить знания детей о разнообразии лекарственных растений Кубани, за¬крепить знания об их строении, формировать представление об использовании лекарственных растений в медицине.
Закрепить знания детей о лесах Краснодарского края.
Воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе родного края, учить беречь природу.
Активизировать познавательную деятельность ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastitelnyy_mir_krasnodarskogo_kraya.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Растительный мир Краснодарского края.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ.
Уточнить, расширить и закрепить знания детей о родном крае, довести до их понимания, что живут они на земле именуемой - Кубань.
Познакомить дошкольников с существованием особых ландшафтов - равни¬на, предгорье, горы.
Закрепить знания детей о культурах, выращиваемых у нас в крае. Учить от¬гадывать предлагаемые загадки.
Расширить знания детей о разнообразии лекарственных растений Кубани, за¬крепить знания об их строении, формировать представление об использовании лекарственных растений в медицине.
Закрепить знания детей о лесах Краснодарского края.
Воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе родного края, учить беречь природу.
Активизировать познавательную деятельность ребенка.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ.
Игровой, художественное слово, вопросы, рассматривание картин, составле¬ние рассказов, поощрение, показ с объяснением.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ.
«Волшебная книга»: карта растительного мира Кубани: картины - поле, ле- карственные растения, лес; карточки с сельскохозяйственными культурами по количеству детей (подсолнечник, пшеница, кукуруза, овес); разрезные картины с лекарственными растениями; демонстрационный материал — деревья; органи¬зационная дорожка с препятствиями.
Растительный мир Краснодарского края.
Ход занятия.
1.
Раздается стук в дверь. Входит почтальон.
Почтальон:
- Здесь группа «Бельчата» д/с «Жар птица».
Дети:
- Да, это наша группа.
Почтальон:
- Получите посылку из леса от Феи растений.
Воспитатель:
- Спасибо за посылку (почтальон уходит). Давайте откроем посылку. Инте¬ресно, что нам прислала Фея растений (открывает посылку с детьми, доста¬ет книгу, карту, читает) «Волшебная книга обо всем на свете». Посмотрите, какая она необычная, удивительно красивая (открывает, звучит мелодия). Послушайте, какая нежная и ласковая мелодия, как будто приглашает нас в путешествие. А путешествие сегодня будет на Кубань, куда и приглашает нас Фея растений, в путешествии поможет нам карта - схема растительности Кубани.
- Ребята, что называют Кубанью?
Дети:
- Кубанью называют наш Краснодарский край, в котором мы живем.
Воспитатель:
- А почему гак называют наш край?
Дети:
- Потому что в нашем крае протекает полноводная река Кубань
Воспитатель:
- Правильно. Территория Краснодарского края делится рекой Кубань на две части: северную равнинную и южную гористую. Северную часть занимает Азово-Кубанская равнина, здесь сплошная степь, превращенная в поля, где мы с вами и живем. А южную часть занимает предгорье, горы Главного Кавказского хребта и Черноморское побережье.
- Сегодня нам Фея и предлагает с помощью этой «Волшебной книги» и кар¬ты отправиться в страну растений Кубани.
Вы готовы идти в путешествие?
Но я вас должна предупредить, что путешествие будет непростым, впереди нас ждут сложные задания. Давайте открывать первую страничку (открывают страничку, звучит мелодия, дети рассматривают картину - поле подсолнечни¬ков).
Эта страничка приглашает нас посетить нашу Азово - Кубанскую равнину,
Степи, превращенные в поля.
Фея приготовила для вас интересные загадки, о том, что выращивают на полях. Послушайте первую загадку. Если вы знаете ответ, поднимите карточку, соответствующую отгадке.
1. Посреди двора
Золотая голова (подсолнух)
2. Как на поле, на кургане
Стоят девушки с серьгами (овес)
3. В поле - метелкой
В мешке - жемчугом, (пшеница)
4. У закутанных девиц
Волос ветер шевелит, (кукуруза)
Воспитатель:
- Молодцы ребята. А какие еще сельскохозяйственные культуры выращиваю у нас на полях.
Дети:
- Это просо, лен, рожь, рис.
Воспитатель:
- Молодцы ребята, вы справились с первым заданием.
2.
Воспитатель:
- Отправляемся в путешествие дальше. Я открываю следующую страничку нашей «Волшебной книги» (открываю страничку, звучит мелодия, дети рас¬сматривают картину - лекарственные травы).
Эта страничка приглашает нас посетить «Зеленую аптеку». Нам необходимо пройтись вдоль дорог, по склонам балок и оврагов Азово-Кубанской равнины и переправиться в южную часть Кубани - предгорье (пока на карте). Вы гото¬вы? Пошли.
(Дети проходят по организационной дорожке, перешагивают через овраг, проползают под веточкой, переходят по мостику через речку).
Воспитатель:
- Вот наша «Зеленая аптека». Располагайтесь поудобнее. «Зеленой аптекой» называют растения, которые помогают избавиться от болезней. Болеть могут все, и люди и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Только у доктора Айболита. А если его нет дома? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В «Зеленой аптеке» всегда можно отыскать то, что их исцелит. Люди еще в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали
лечиться травами, ягодами, листьями многих растений.
Фея и здесь приготовила для вас задание, она считает, что видеть - то вы их видели, а вот как они называются, наверное, не знаете. Она предлагает из раз¬резных карточек собрать картину, сказать какое растение на ней изображено, и рассказать о нем.
Приступаем к выполнению задания.
Воспитатель:
- Как называются лекарственные растения, которые вы собрали?
Дети:
- Одуванчик, ромашка, календула.
Воспитатель:
- Кто хочет рассказать о своем растении?
Дети:
- Одуванчик растет на лугу. У него слегка резные листья и на длинном тонком стебле желтый цветок, похожий на шарик.
Воспитатель:
- Послушайте, я вам расскажу, чем же полезен одуванчик. В листьях одуван¬чика много витаминов. Если его положить в салат, он повышает аппетит. Но листья свежие очень горькие из-за млечного белого сока. Помните, как мы не¬много отщипывали от листочка и видели белое молочко, которое так и называ¬ется «млечный сок». Чтобы убрать горечь, нужно листики просто залить кипят¬ком на несколько минут. Листья и корни помогают при кашле. Послушайте стихотворение об одуванчике:
Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик
Он везде произрастает, его даже дети знают.
Аппетит он улучшает и при кашле помогает.
Лучший при ожогах лекарь, одуванчик как аптека!
Воспитатель:
- Вот сколько полезного мы узнали из этого стихотворения. Какое еще расте¬ние вы собрали?
Дети:
- Ромашка.
Воспитатель:
- Кто из вас расскажет об этой красавице?
Дети:
- Ромашка растет везде на полянке, на лугу, около речки. У нее высокий прямой стебель, он тонкий и ветвистый. Листья узкие и очень похожие на укроп. Цветочки маленькие и их у ромашки много. У цветка белые лепест¬ки и желтая серединка.
Воспитатель:
- Все правильно. Ромашка - это распространенное растение. Его можно встре¬тить по всей России. Вы, наверное, слышали такие слова: «Ромашковая Русь», «Ромашковая Родина моя». Эти слова относятся и к нашему городу и к нашему краю. Ромашка лучший доктор при ангине. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать нос, ополаскивать волосы.
И еще одно растение, которое вы собрали. Как оно называется?
Дети:
- Это календула.
Воспитатель:
- Кто хочет рассказать об этом ярком и нужном растении?
Дети:
- Календула растет на клумбе. У нее сонный стебель, продолговатые зеленые листья, и яркий оранжевый цветок.
Воспитатель:
- Верно. У нас на клумбе мы выращивали календулу. Кто из вас помнит, как в народе называют это растение?
Дети:
- Ноготки.
- Ноготки применяются для заживления ран, ожогов, при ангине, простуде и насморке. Послушайте стихотворение:
По цветкам есть знатоки? Что же это? Ноготки.
Лепестки у них сорвите, потом горло полощите
При ангине, при простуде лучше доктора не будет!
Сегодня мы с вами говорили о трех лекарственных растениях: ромашке, оду¬ванчике, календуле. Но вы знаете еще много лекарственных растений. Назовите их.
Дети:
- Это крапива, подорожник, валериана, пустырник, тысячелистник и т.д. Воспитатель:
- Молодцы
3.
Воспитатель:
- Эта страничка закрывается, а новая открывается (звучит мелодия, дети рас¬сматривают картину - лес).
А сейчас мы с вами отправимся в грудное путешествие в горы и леса. Фея предупредила, что сначала нас будут окружать лиственные деревья, и мы должны будем назвать их. Постепенно лиственные породы отступают и оста¬ются позади.
Готовы? Идем, (дети идут по извилистой тропинке и подходят к лиственному лесу).
Воспитатель:
- Вот и лиственный лес. Подойдите по два человека к понравившемуся дереву, посовещайтесь и скажите, как оно называется?
Молодцы! Я была уверена в вас, что вы знаете лиственные деревья Красно¬дарского края.
Ну, что ребята впереди нас горы - Главный Кавказский хребет. Будем воз¬вращаться или пойдем дальше? Не боитесь? Тогда карабкаемся по неприступ¬ным скалам, любуемся необыкновенной красотой горных вершин, и если не сорвемся вниз, то благополучно переберемся через Кавказский хребет (дети перебираются через мягкие модули, выложенные в виде горы).
Вот мы уже в другом мире, как на другой планете: в мире густого леса, теп¬лого моря. Хорошо в хвойном лесу! Чистый прозрачный воздух, покой и тиши¬на. Давайте сейчас посмотрим вокруг и скажем, какие хвойные деревья вы здесь видите.
Дети:
- Сосна, ель, лиственница, пихта, тис.
Воспитатель:
- Правильно. Ребята, но и здесь нам Фея растений приготовила задание. Нам необходимо из счетных палочек выложить хвойное дерево. Справитесь? Усаживайтесь поудобнее и приступайте к работе.
Воспитатель:
- какой красивый у вас получился хвойный лес. Молодцы ребята. Сколько сегодня вы интересного узнали о растительном мире Кубани.
(Звучит музыка и появляется Фея растений, которая хвалит детей и приглаша¬ет опробовать её очень вкусный, душистый и полезный чай, из мяты, липы и меда. На последок желает детям всегда быть здоровыми).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарии праздников для средних групп: "День защитников Отечества", "8 Марта", "Край ты мой любимый, Краснодарский край!!!"
Сценарий праздника "День защитников Отечества" Цели: прививать детям любовь к защитникам Отечества, патриотическое воспитание к стране в которой они живут Сценарий праздника "8 Марта"Цели: привив...
Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года №2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае"
Принят Законодательным СобраниемКраснодарского края 10 июля 2013 годаВступает в силу: 1 сентября 2013 г., 1 января 2014 г....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 80-летию Краснодарского края посвящается: фольклорный музыкально-спортивный досуг «Путешествие по Краснодарскому краю»
Это мероприятие позволит в увлекательной, интересной форме познакомить дошкольников с историей и культурой родного края....
Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года №2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае"
Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические особенности функционирования системы образования в Краснодарском крае, определяет полномочия органов государственной власти Крас...
Родительское собрание «Закон Краснодарского краяРодительское собрание «Закон Краснодарского края»»
Татьяна СаенкоРодительское собрание «Закон Краснодарского края»Цель: гражданско-правовое, патриотическое и нравственное воспитание родителейЗадачи:1. Формирование правовых знани...
Краснодарский край.Край в котором мы живем-Моя Родина!
Познакомить детей с понятиями Моя Родина; чем прославлен и богат най край....
Памятка для родителей «К чему ведет неисполнение Закона Краснодарского края № 1539 «О мерах по профилактике безопасности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»»
На Кубани действует «детский» закон,Права ребенка защищает он.Не зря земля кубанская зовется раем,Безнадзорных детей не должно быть в крае!...