"Новогодние традиции"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Новикова Елена Александровна

«Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

для детей с задержкой психического развития.

Образовательная  область «Речевое развитие»

(Ознакомление с окружающим миром, социальное развитие  

и развитие речи)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novogodnie_traditsiii.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 14 «Василёк »

«Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

для детей с задержкой психического развития.

Образовательная  область «Речевое развитие»

(Ознакомление с окружающим миром, социальное развитие  

и развитие речи)

Тема: «Новогоднии традиции в России. »

Из опыта работы:

воспитателя

МБДОУ «Д/ сад № 14 «Василёк»

Новиковой Е.А

г. Рубцовск

2020

Цель : расширение представления детей о традициях празднования нового года в России.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • Сформировать представление о новогодних традициях на Руси, их возникновение.
  • Познакомить детей с историей новогодней игрушки, показать разнообразие материалов при её изготовлении. 

Коррекционно - развивающая:

  • Развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.
  • Развивать связную  речь.
  • Формировать грамматический строй речи (образование и употребление множественного числа существительных родительного падежа, согласование слов в предложении).
  • Развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать интерес к празднику Новый год, умение слушать своего товарища и не перебивать.

Лексический материал: «Русь», «славяне», «традиция», употребление прилагательных «соломенная», «тканевая», «стекляная», «пластмассовая»,

Форма организации детей: групповая

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, речевая

Методы организации: Практические: упражнение, моделирование.  Наглядные: демонстрация мультимидийной презентации. Словесные: рассказ педагога, беседа, Игровые: дидактическая, словесная  игра.

Оборудование:  ноутбук.

Ход образовательной деятельности.

Этап работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Начало совместной образовательной деятельности. Организационный момент.

Воспитатель  читает стихотворение:

Гуляет русская зима,

Останови ее, попробуй!

Махнет рукой — бела земля.

Махнет другой - растут сугробы.

Белит деревья и дома.

Морозит устали не зная!

Гуляет русская зима,

Морозная, не злая!

                                                                       В. Пашов

- Ребята, в какой стране мы с вами живем? В России сейчас стоит снежная, морозная зима. 

Воспитатель загадывает загадку

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)        

-А какие ещё зимние месяцы вы знаете? (Январь, февраль)

-Ребята, а какой праздник отмечает вся наша страна в конце декабря?

И сегодня я хочу вас познакомить с традициями празднования Нового года на Руси.

Дети стоят в кругу и слушают стихотворение.

В России

Дети отгадывают загадки.

Новый год

Процесс совместной образовательной деятельности. Основная часть.

Выделение  темы.

- Ребята, как выдумаете,что такое традиция ?

Традиция – это то, что переходит от одного поколения к другому. Например от вашей бабушки перешли рецепты самых вкусных пирожков  вашей маме, или праздновать дни рождения, или по выходным ездить вгости к бабушке и дедушке.

Встреча Нового года - древняя традиция, дошедшая до наших дней.

Ребята расскажите какие новогодние обычаи есть в вашей семье?

И хотя этот праздник прроводится в каждой семье по разному, основным украшением новогоднего праздника является …

Молодцы, правильно отгадали. Основным украшением новогоднего праздника является елка.

Ответы детей.

Дарить подарки, наряжать елку, поздравлять друг друга, встречать Деда Мороза и Снегурочку.

Елка

Беседа «Откуда пришла традиция наряжать елку»

Д\и «Скажи какая игрушка»

Физминутка «Новогодние игрушки»

Практическая часть «Изготовление елочной игрушки»

Пальчиковая гимнастика

Итоговая часть.

Первоначально новогодние елки наряжали в лесу. Наши предки верили в духов плодородия и наряжая самую красивую елку в лесу они просили у духов большой урожай.

Потом, спустя некоторое время елки наряжали во дворе, а затем стали приносить в дом. Новогоднюю елку украшали разными сладостями – конфетами и фруктами. Как правило,такое  дерево радовало глаз лишь один день, т.к. все сладкие украшения срывались детьми и уже на следующий день ствол с помятыми ветками попросту выбрасывали.

Итак, первые елочные украшения были исключительно съедобными. Ими стали яблоки, мандарины, , яйца, орехи, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы.

Яблоки на елке занимали самое почетное место среди всего многообразия фруктов и сладостей. Осенью отбирались самые красивые яблоки, ровные, крупные и крепкие. Их бережно хранили до самой зимы. И именно яблоки стали прообразом стеклянных шариков.

  Позже на на Руси  стали изготавливать елочные игрушки из тряпочек, соломы,  цветных ленточек, колосков, кистей рябины., из бумаги.

   Часто в виде елочных игрушек изготавливали кукол. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней и бед.

   Так обычай украшать елку становилось семейной традицией, в которой участвовали и взрослые и дети. В дальнейшем под елку стали класть маленькие

 подарки . Семейной елке с ее елочными  игрушками отводилась функция семейного оберега.

 Д\и «Скажи какая игрушка»

Игрушка из стекла – стекляная,

Игрушка из соломы – соломенная,

Игружка из бумаги – бумажная,

Игрушка из пластмассы – пластмассовая,

Игрушка из ткани – тканевая

   Ребята, скажите а сейчас где мы берем елочные игрушки

Да, сегодня  в магазинах продается огромное количество елочных игрушек – и большших и маленьких, и разноцветных .

А где делают такие игрушки ?

Правильно в нашей стране существует много фабрик по изготовлению елочных игрушек и делают их стеклодувы они нагревают  тонкие трубки из стекла в пламени горелок до 600 градусов, затем из него выдувается игрушка. Со стороны процесс выглядит предельно просто, но стоит немного не рассчитать, и игрушка взорвется, как мыльный пузырь.

Затем игрушки расписывают художники. Игрушки расписываются в ручную. Вот такие красивые игрушки получаются.

«Новогодние игрушки»

Праздник приближается,

(поднимают руки вверх и, опуская вниз,
Ёлка наряжается.

(разводят в стороны.)
Мы развесили игрушки:

(хлопки ладошками.)
Бусы, шарики, хлопушки.

(сжимают и разжимают пальчики.)
А здесь фонарики висят,

(ручки вверху - «фонарики».)
Блеском радуют ребят.

Ребята предлагаю вам смастерить новогодние игрушки. Вы можете выбрать заготовки, какие вам понравятся: елочку или елочный шар. Эти заготовки мы будем украшать пайетками, бисером и блестками.

«Елочка»

Перед нами ёлочка:

(пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «ёлочки»)

Шишечки, иголочки.

(кулачки, указательные пальчики выставлены)

Шарики,фонарики,

шарики» из пальцев – вверх, вниз)

Зайчики и свечки,

(«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звёзды, человечки.

(ладони сложены, пальцы расправлены, средний и указательный пальцы смотрят вниз)

Ребята, посмотрите какие разные и красивые игрушки у вас получились, давайте  вашими игрушками украсим нашу елочку.

О чем мы с вами сегодня говорили?

Что вам запомнилось больше всего?

.

В магазине.

на фабриках

Дети выполняют движения согласно тексту.

Дети выбирают заготовки игрушки и декор для украшения.

Дети выполняют движение согласно тексту

После завершения работы игрушки вешают на елку

Ответы детей.

Ребята предлагаю вам смастерить новогодние игрушки. Вы можете выбрать заготовки, какие вам понравятся: елочку или елочный шар. Эти заготовки мы будем украшать пайетками, бисером и блестками.

«Елочка»

Перед нами ёлочка: (пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «ёлочки») Шишечки, иголочки. (кулачки, указательные пальчики выставлены) Шарики, фонарики, («шарики» из пальцев – вверх, вниз) Зайчики и свечки, («ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты) Звёзды, человечки. (ладони сложены, пальцы расправлены, средний и указательный пальцы смотрят вниз)

Ребята, посмотрите какие разные и красивые игрушки у вас получились, давайте  вашими игрушками украсим нашу елочку.

Дети выбирают заготовки игрушки и декор для украшения.

После завершения работы игрушки вешают на елку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лучшие новогодние традиции мира

о самых лучших традициях встречи нового года...

Проект "Новогодние традиции моей семьи"

Проект выполнен с детьми старшей группы...

Новогодние традиции

История новогодней елки...

Гражданско-патриотическое воспитание. Старшая группа. "Новогодние традиции".

П.С. Формировать первоначальные представления об обычиях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства....

Статья : "Новогодние традиции"

Это статья по развитию речи. Предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Статья посвящена празднованию Нового год и традициям сопровождающим этот празник.  В данном случае 2015 год ...

Конспект ООД «Новогодние традиции» в группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет

В ходе этой деятельности у детей формируется представление о новогодних обычаях и традициях разных народов....