Проект по развитию экспериментальной деятельности "Мир вокруг нас"
проект по окружающему миру
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_eksperimentirovaniyu_-_kopiya.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 4 «Солнышко»
пгт Камских Полян НМР РТ
Проект по развитию
экспериментальной деятельности
Мир вокруг нас
на 2018 – 2019 учебный год
Возрастная группа: разновозрастная для детей с 3 до 7 лет
Специфика группы: коррекционная (для детей с ЗПР), разновозрастная
Разработчики проекта: Белоус Ю. В., воспитатель,
Рыбочкина Е.А., воспитатель.
Пояснительная записка
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Детям по своей природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, ребенок, стремится рассмотреть предмет, потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.
А эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, анализировать и делать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Тип проекта – познавательный
Форма проведения – групповая
Возраст участников – от 3 до 7 лет
Сроки исполнения – 2018 - 2019 учебный год
Цель – стимулирование интереса к изучению окружающего мира путем непосредственного включения ребенка в процесс познания
Задачи:
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов.
3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
4. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Предполагаемый результат:
1. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.
3. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
4. Развитие коммуникативных навыков.
1. Формы образовательной работы с детьми:
- Организованная образовательная деятельность;
- Продуктивная деятельность
- Игровая деятельность.
2. Формы работы с родителями:
- Консультации;
- Буклеты.
3. Формы работы с педагогами:
- Консультации.
Презентация проекта – выставка продуктов творчества детей, фото и видеоматериалы.
Свойства воздуха
«Игры с воздушными шариками»
Задачи:
познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;
- развивать любознательность, внимание;
- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;
- развивать связную речь;
- активизировать словарь: упругий, мягкий, плавно,.
Оборудование: 2 воздушных шарика
Методические приемы :
Предложить детям рассмотреть 2 воздушных шарика.
Игры с шариками. С каким шариком удобнее играть? Почему? ( с тем, который больше надут, т.к. он легко отбивается, «летает» , плавно опускается).
Обсудить причину различий: один упругий, а другой мягкий. Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (больше надуть). Что находиться внутри шарика? Откуда берется воздух? (его выдыхают).
Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха.
«Почему появляется ветер»
Задачи:
- познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно - следственные связи.
Оборудование
Полоски бумаги
Методические приемы.
Предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно.
Вывод: если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится « ветрище», а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, получится
« ветерок». Ветер - это движение воздуха.
«Вертушка»
Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью.
Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Материал:
Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага, ножницы, палочки, гвоздики.
Ход опыта:
Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки).
Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции.
Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.
«Реактивный шарик»
Цель:
Выявить, что воздух обладает упругостью.
Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Материал:
Воздушные шары.
Ход опыта:
Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета.
Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону.
Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
«Парашют»
Цель:
Выявить, что воздух обладает упругостью.
Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Оборудование:
Парашют, игрушечные человечки, емкость с песком.
Ход опыта:
Дети рассматривают парашют, проверяют его в действии. Взрослый предлагает детям опустить игрушечного человечка на парашюте и без него.
Дети опускают со стула человечка на пол, а затем — в песок, обращая внимание на вмятину в песке после спуска человечка. Делают вывод о силе удара в обоих случаях. Выясняют, почему с парашютом снижение медленнее,
а удар слабее (воздушное давление сдерживает падение); что надо сделать, чтобы парашют снижался медленнее (надо увеличить купол парашюта).
Дети запоминают, что при увеличении купола сопротивление воздуха парашюту будет большим падение — более медленным; при уменьшении купола сопротивление воздуха парашюту будет меньшим, а падение более быстрым.
Взрослый предлагает детям изготовить парашют по алгоритму: вырезать из папиросной бумаги круг поперечником в несколько ладоней; посередине вырезать круг шириной в несколько пальцев; к краям большого круга привязать нитки, продев их через дырочки (концы ниток должны быть одинаковой длины), а затем пускать из окна второго этажа парашюты с грузами разной тяжести.
Свойства неживой природы
«Чудесный мешочек»
Задачи :
- научить определять температуру веществ и предметов;
- развивать логическое мышление, умение сравнивать;
- побуждать детей обследовать и определять качества предметов;
-поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;
-развивать связную речь; активизировать словарь
Материал:
Предметы из металла, дерева, мешочек
Методические приемы
Воспитатель предлагает детям достать из мешочка предметы по одному. « Холодные предметы складывают вместе и выясняют, из чего они сделаны. ( из железа).
Аналогично дети достают из мешочка предметы из дерева.
Взрослый предлагает подержать предметы в руках. Каким они стал?
Если предметы долго держать на улице, то предметы из какого материала станут холоднее?
Выводы.
«Легкий - тяжелый»
Задачи :
Учить детей сравнивать по тяжести разнообразные материалы, воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов
Материал: песок, камешки, ведерки.
Методические приемы
Предложить детям наполнить ведерки одинакового объема песком, камнями и сравнить, с чем ведерки легче, а с чем тяжелее.
«Свойства песка и глины»
Цель:
Определить свойства камней и глины: сыпучесть, рыхлость.
Оборудование:
Емкости с песком, камнями, палочки, ситечки.
Ход опыта:
Взрослый вместе с детьми пробует воткнуть палочку сначала в емкость с песком, потом — в емкость с камнями.
Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок) и почему (он рыхлый, неплотный).
Уточняют, где лучше держится палочка и почему (держится лучше в камнях, она плотнее).
Пробуют пересыпать камни и песок сквозь сито.
Определяют, что проходит через дырочки, а что - нет, почему. Камни плотные и твердые, песок рыхлый, сыпучий.
Методическая литература:
1. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998
2. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998
3. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно – экологического образования и нравственного воспитания детей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Воздух вокруг нас"
опыты с воздухом...
Педагогический проект по опытно-экспериментальной деятельности "Солнце вокруг"
проект опыты с солнечным светом...
Педагогический проект по опытно-экспериментальной деятельности «Мир вокруг нас»
В результате реализации проектной деятельности дошкольники получили представление о свойствах объектов неживой природы, о физических явлениях окружающего мира. У них повысился уровень любознател...
Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей младшей группе "Чудеса вокруг"
Данный проект поможет познакомить малышей с новым видом деятельности экспериментированием....
Использование метода проекта для развития экспериментальной деятельности дошкольников
Исследовательская деятельность начинается в раннем возрасте и представляет собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с игрушками, частями своего тела, окружающими вещами...
Проект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Кораблик» «Мир вокруг нас»
Данный долгосрочный проект «Мир вокруг нас» для подготовительной группы детского сада посвящен опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Практическое испо...
проект по развитию речи для детей раннего возраста "Мир вокруг нас"
Цель проекта: развивать культурные практики проявления интереса детей младшего дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любо...