Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Зимушка- зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Тауэр Татьяна Анатольевна

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Зимушка- зима»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Зимушка- зима»

Воспитатель :Тауэр Т.А.

Цель: обобщение представлений о зиме.

Задачи:

обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, зимних развлечениях;

расширять и активизировать словарный запас по лексической теме Зима»;

развивать смекалку и сообразительность детей, их эрудицию;

развивать умение работать в коллективе, принимать коллективное решение;

воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Оборудование: картинки с изображением снеговиков и снежинок для жеребьёвки, два дерева, снежинки - очки; картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, презентация «Назови сказку»; фонограмма для игры «У оленя дом большой»; детали снеговика из картона в двойном экземпляре; призы для награждения детей (шоколадные медальки).

Ход:

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам поучаствовать в интересной викторине. О чём будут задания? Отгадайте.

Она пришла такая снежная.

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы.

Она – художница прилежная,

Всё разрисует в царство снежное,

Развесит кружева из инея,

Такая сказочно красивая…

О чём это? (о зиме)

Ведущий. Сейчас мы разделимся на команды. Каждый из вас достаёт из этого волшебного мешочка маленькую бумажку, на которой нарисован символ команды: Снеговик или снежинка. Дети, у которых в руках рисунок со снеговиком садятся на стульчики слева от меня, дети, на рисунках которых снежинки, садятся справа…

Итак, у нас 2 команды«Снеговики» и «Снежинки». За каждое правильно выполненное задание команда получает снежинку и может украсить ею своё зимнее дерево. Победит команда, которая заработает больше снежинок.

А сейчас команды должны выбрать себе капитанов.

1 тур: Разминка капитанов «Кто больше назовёт «зимних» слов»

Капитаны по очереди называют слова, относящиеся к теме «Зима». Кто ответит последний, зарабатывает снежинку.

2 тур: Загадки командам.

Каждой команде задаётся вопрос или загадка на зимнюю тему. Если команда не может ответить, слово передаётся соперникам. Побеждает тот, у кого больше правильных ответов. Ответы- выкрики без условного сигнала не засчитываются.

• Самый главный дед на новогоднем празднике. (Мороз)

• Хранилище подарков Деда Мороза. (Мешок)

• Внучка Деда Мороза. (Снегурочка)

• За чем, зима наступает (за осенью)

• Какой месяц, согласно народной мудрости, «год кончает, а зиму начинает»? (Декабрь)

• Какой месяц, согласно народной пословице, «году начало, а зиме середина»?( Январь)

• Чем ёж на медведя зимой похож?   (впадают в спячку оба) 

• Что называют в народе «белыми мухами»?  (Снег)

• Как называют птиц, которые остались с нами зимовать? (зимующие)

• Кто зимой холодной, бродит злой, голодный? (волк).

 Быстрый маленький зверек, по деревьям скок, да скок. (белка)

 •  Какая птица выводит птенцов в феврале? (клёст)

• Летом гуляет, зимой отдыхает (медведь)

• По лесу ходит, на своей голове дерево носит (лось)

• Посмотрите-ка какая, вся горит как золотая

Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой

На увертки мастерица, как зовут ее? (лисица)

3 тур: Игра «Перелётные и зимующие птицы».

Ведущий: Мы знаем, что зимой с нами остаются на все птицы, некоторые улетели в тёплые края. Как мы их называем? (перелётные) А как называются те, которые остались? (зимующие) Я предлагаю проверить, как вы знаете перелётных и зимующих птиц.

Одна команда отбирает картинки с изображением перелётных птиц и прикрепляет их на магнитной доске под солнышком, а другая команда, выбирает картинки с изображением зимующих птиц и располагает под снежинкой. Игроки подходят к столу с картинками по очереди.

Динамическая пауза «У оленя дом большой»

У оленя дом большой

Смотрит он в своё окошко,

Заяц по полю бежал, в двери постучал:

«Тук, тук, дверь открой,

там, в лесу, охотник злой»

«Заяц, заяц, заходи,

Лапу мне давай»

Проводится 3-4 раза с ускоряющимся темпом.

4 тур: «Зимние сказки»

Ведущий. Вы все очень любите сказки. Следующее моё задание такое: назовите сказки, в которых упоминается о зиме и зимних явлениях природы. А чтобы вам было легче вспомнить такие сказки – смотрим на экран. Не забывайте, что команды отвечают по очереди.

Дети должны назвать сказки:

«Снежная королева»

«Лиса и заяц»

«Волк и лиса»

«Зимовье зверей»

«Снегурочка»

«Серая шейка»

«Снеговик-почтовик»

«Двенадцать месяцев»

«Морозко»

5 тур: Игра «Слепи снеговика»

Ведущий. А сейчас мы проверим, насколько вы дружны и внимательны. Следующее задание можно выполнять только всей дружной командой сразу. Под музыку вы отправляетесь катать воображаемые комья снега. По команде «Раз, два, три - снеговика слепи!», каждый из участников находит одну из деталей и соединяет в общую фигуру. Кто быстрее и дружнее. Обратите внимание - снежные комья двух цветов: розовые для команды «Снежинки» и голубые для команды «Снеговики».

6 тур«Что я делаю зимой?»

Ведущий: Зима – время весёлых игр на улице и вы знаете много зимних забав. Я предлагаю командам по очереди показывать друг другу действия – зимние забавы, но без слов. Одна команда показывает движения, а другая отгадывает. Затем меняются.

За каждый правильный ответ команда получает снежинку.

Подведение итогов.

Ведущий: Вот и закончились у меня задания. И ваши зимние деревья украшены резными снежинками. Давайте посчитаем снежинки на деревьях и узнаем, какая команда сегодня была внимательнее, сообразительнее. Мы поздравляем команду-победительницу!

Я всех хочу наградить сладкими призами!

Задание «Разминка»

1. Время года, когда старик со старухой лепили Снегурочку? (Зима)

2. Как звали девочку, которая искала своего названого брата в сказке «Снежная королева»? (Герда)

3. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

4. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

5.Кто в сказке «Морозко» увез падчерицу в лес? (старик) 

6. Что ела лиса, когда ее повстречал волк? (Рыбу)

7. О каком животном говорится в «Серебряном копытце»? (Об козле)
 
 

 
Игра «Назови ласково»:

снег – …(снежок)
лед – …(ледок)
зима -…(зимушка)
ветер – …(ветерок)
снеговик - …(снеговичок)
гора - …(горка)
льдина – …(льдинка)
снежинка - …(снежиночка)
^ Игра «Скажи какой, или какая?»

На улице мороз, то погода какая? – морозная, ветер – ветряная, холод – холодная, снег – снежная.
Снег какой? …белый, легкий, пушистый, холодный.

А загадки Вы любите отгадывать? Дети: да!

  Что за звездочки сквозные 

на пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные-

А возьмешь – вода в руке? (снежинки)

 Скатерть бела –

Всю землю одела (снег).

Зимой и летом

Одним цветом (елка).

Что растет вниз головой,

Не летом растет, а зимой? (сосулька).

Маленький, беленький.

По снежочку прыг – прыг,

По снежочку тык – тык (заяц).

У меня есть два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда, будто каменная (коньки).

Без рук, без ног,

А ворота отворяет (ветер).

 • Назовите 3 зимних месяца (Декабрь, январь, февраль)
• Назовите первый зимний месяц (Декабрь)
• Что происходит с водой зимой? (Замерзает)
• Почему не растут растения и деревья зимой?
• Что растает быстрее в помещении? Почему? (Лёгкий снег, плотный снег, лёд?)
• Как называется явления погоды, когда скользко и невозможно идти? (Гололёд)
• Где и как проводят зиму насекомые? (Прячутся под корой деревьев)
• Как называется явление погоды, когда идёт снег? (Снегопад)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста "Зимушка-зима"

Данный сценарий был собран из различных источников и переработан в соответствии с интересами нашей группы. Веселые персонажи, песни, танцы - все это заряжает хорошим настроением и дарит ощущуние празд...

Сценарий фольклорно-экологического развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Зимушка-зима, мы ждем тебя!"

Сценарий фольклорно-экологического развлечения для детей старшего дошкольного возраста в рамках проведения проекта "Зимушка-зима"...

Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Зимушка-зима – спортивная пора»

Физкультурные мероприятия в увлекательной наглядно-практической форме  развивают интерес ребенка к спорту, физическим упражнениям, формируют мотивацию здорового образа жизни....

Конспект занятия о зимних изменениях в природе для детей старшего дошкольного возраста «Зимушка- Зима»

Конспект занятия о зимних изменениях в природе для детей старшего дошкольного возраста...

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Зимушка-Зима»

Викторина для детей стршего дошкольного возраста "Зимушка - зима"Цель: Обобщение предствлений о зиме....