Экологическое воспитание
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Николаева Татьяна Григорьевна

Экологическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы педагога в сфере экологического воспитания детей ДОУ

Экологическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России.

Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном крае, городе, стране, особенностях народных традициях, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.

Формирование нравственных чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагога в сложном деле воспитания экологов. В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в родительском уголке, проведение консультаций и бесед с экологической тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашения на занятия, позволяющие выявить проблемы, и наметить пути работы в области патриотического воспитания.

Исходя из этого, работа по нравственно - экологическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач, с помощью которых мы:

- воспитываем у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, детскому саду, родной улице, поселку, городу;

- формируем бережное отношение к природе родного края и всему живому;

- развиваем интерес к русским традициям, любовь к культуре своего народа;

- расширяем представления о России, ее столице – городе Москве;

- воспитываем чувство гордости за свою Родину, за победу русского народа в Великой Отечественной войне;

- знакомим детей с государственной символикой: флагом, гербом, гимном; уважительное отношение к символике, защитникам Отечества; воспитываем чувство уважения к человеку-труженику, предметам рукотворного мира;

- формируем чувство уважения и симпатии, доброжелательного отношения к людям разных национальностей и их обычаям, традициям;

- толерантного отношения к людям Земли, миролюбия, умения жить в согласии с другими народами.

Для реализации нравственно - экологического воспитания дошкольников необходимо:

- создание благоприятных материально-технических и социальных условий;

- обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

- последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

- тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее опыт, традиции.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Прежде чем дети начнут воспринимать себя как гражданина, им нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо, понятно. Поэтому, для решения задач патриотического воспитания, прежде всего большое внимание уделила созданию развивающей предметно-пространственной среде в группе.

В группе создан центр экологического воспитания, который соответствует программным требованиям и целям экологического воспитания старших дошкольников. Размещена государственная символика Российской Федерации, имеется библиотека сказок народов мира и дидактические игры, направленные на ознакомление детей с родным городом, страной. Имеются тематические альбомы: «Мой Тамбов», «Природа Тамбова», «Моя семья», «Костюмы народов мира»; картотека подвижных игр народов мира. В целях создания в группе атмосферы сотрудничества и доброжелательности были оформлены фотовыставки: «Мамочка милая мама моя», «Наши Защитники», «Герб моей семьи».

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо искать нетрадиционные методы воздействия на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и гармонично наполняющие его мировоззрение.

Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Данный вопрос побудил меня изучать методическую литературу, которая помогла мне в дальнейшей работе по данной теме.

Следовательно, одним из наиболее эффективных методов экологического воспитания считаю проектную деятельность, позволяющую создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Использование технологии проектирования помогает мне в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Новизна работы заключается в использовании инновационных педагогических технологий, и открывает новые возможности в воспитании у дошкольников нравственно - экологических качеств, комплексного взаимодействия с семьёй через использование совместных социально-значимых проектов, которые привнесут изменения как в систему взаимодействия педагогов, родителей, детей и социальных партнёров, а также в содержание образовательного процесса.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Во-первых, метод проектов позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.

Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.

Использование метода проектов в экологическом воспитании можно считать наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, использовать в работе современные формы работы.

- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе патриотического воспитания.

- деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Поэтому, проектная деятельность по экологическому воспитанию распределена по трем блокам:

1 блок – «Моя семья». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке.

Мною были реализованы следующие проекты:

«Генеалогическое древо»;

«Семейные традиции»;

«Герб моей семьи».

Цель проекта: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

Дети с интересом отбирали вместе с родителями фотографии членов семьи, увлечённо рассказывали о семейных традициях, составили своё семейное генеалогическое древо, заучивали пословицы и поговорки о семье, приготовили семейные газеты, участвовали в выставке творческих работ на тему «Я и моя семья».

2 блок – «Родной край». Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, родным краем. Важно показать ребенку, что родной край славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми.

Совместно с детьми и родителями были разработаны проекты:

«Сказы Бажова», при условии данного проекта был создан альбом (рисунки).

Проанализировав основные задачи воспитания детей старшего дошкольного возраста в группе, ведется работа по проекту «Мой край родной Тамбов», так как проект долгосрочный.

Пристальное внимание уделяется практической стороне деятельности детей, как ведущей и обсуждению тех моментов деятельности, в которых наблюдался всплеск эмоций и заинтересованности детей.

Дети не просто собирают иллюстрации, предметы, но и совместно с родителями отыскивают интересную информацию. В ходе этой деятельности они узнают что-то новое и делятся своими знаниями и впечатлениями с другими детьми. Тщательно анализируются и те моменты деятельности, в которых наблюдается спад заинтересованности и активности детей.

3 блок – «Родная страна». Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.

Совместно с детьми был реализован проект «Мой город родной - Тамбов», цель проекта: подвести детей к пониманию того, что такое «Город и Россия».

Центральное место в проекте было отведено познавательным беседам, занятиям и практической деятельности детей (сбор информации, игры, выполнение рисунков, аппликаций, макетов). Беседы и занятия, проводимые с детьми, были подобраны таким образом, чтобы они развивали у них познавательный интерес, наблюдательность, воображение, творчество; способствовали воспитанию у детей познавательной активности; вызывали желание интересоваться историей своей города, жизнью своего народа.

В преддверии празднования 70-летия Дня Победы реализуется долгосрочный проект «Этот день Победы», где дети и родители расширяют знания о защитниках отечества. Итоговым мероприятием станет развлечение «Этот День Победы».

Таким образом, в результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Родители стали активными участниками в проектном методе экологического воспитания. Участие детей и родителей в проекте позволило сплотить родителей и детей, родителей и педагогов в вопросах нравственно – экологического воспитания.

Проведённая работа была последовательной и позволила добиться хороших результатов. Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно - экологических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным.

Таким образом, метод проектов показал свою состоятельность. Технология использования проектного метода в руководстве воспитания экологии детей старшего дошкольного возраста позволяет реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью.

Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить свой город.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...