Экологическое воспитание
консультация по окружающему миру (старшая группа)
Экологическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы педагога в сфере экологического воспитания детей ДОУ
Экологическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России.
Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном крае, городе, стране, особенностях народных традициях, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
Формирование нравственных чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагога в сложном деле воспитания экологов. В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в родительском уголке, проведение консультаций и бесед с экологической тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашения на занятия, позволяющие выявить проблемы, и наметить пути работы в области патриотического воспитания.
Исходя из этого, работа по нравственно - экологическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач, с помощью которых мы:
- воспитываем у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, детскому саду, родной улице, поселку, городу;
- формируем бережное отношение к природе родного края и всему живому;
- развиваем интерес к русским традициям, любовь к культуре своего народа;
- расширяем представления о России, ее столице – городе Москве;
- воспитываем чувство гордости за свою Родину, за победу русского народа в Великой Отечественной войне;
- знакомим детей с государственной символикой: флагом, гербом, гимном; уважительное отношение к символике, защитникам Отечества; воспитываем чувство уважения к человеку-труженику, предметам рукотворного мира;
- формируем чувство уважения и симпатии, доброжелательного отношения к людям разных национальностей и их обычаям, традициям;
- толерантного отношения к людям Земли, миролюбия, умения жить в согласии с другими народами.
Для реализации нравственно - экологического воспитания дошкольников необходимо:
- создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
- обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
- последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
- тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее опыт, традиции.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Прежде чем дети начнут воспринимать себя как гражданина, им нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо, понятно. Поэтому, для решения задач патриотического воспитания, прежде всего большое внимание уделила созданию развивающей предметно-пространственной среде в группе.
В группе создан центр экологического воспитания, который соответствует программным требованиям и целям экологического воспитания старших дошкольников. Размещена государственная символика Российской Федерации, имеется библиотека сказок народов мира и дидактические игры, направленные на ознакомление детей с родным городом, страной. Имеются тематические альбомы: «Мой Тамбов», «Природа Тамбова», «Моя семья», «Костюмы народов мира»; картотека подвижных игр народов мира. В целях создания в группе атмосферы сотрудничества и доброжелательности были оформлены фотовыставки: «Мамочка милая мама моя», «Наши Защитники», «Герб моей семьи».
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо искать нетрадиционные методы воздействия на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и гармонично наполняющие его мировоззрение.
Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Данный вопрос побудил меня изучать методическую литературу, которая помогла мне в дальнейшей работе по данной теме.
Следовательно, одним из наиболее эффективных методов экологического воспитания считаю проектную деятельность, позволяющую создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Использование технологии проектирования помогает мне в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Новизна работы заключается в использовании инновационных педагогических технологий, и открывает новые возможности в воспитании у дошкольников нравственно - экологических качеств, комплексного взаимодействия с семьёй через использование совместных социально-значимых проектов, которые привнесут изменения как в систему взаимодействия педагогов, родителей, детей и социальных партнёров, а также в содержание образовательного процесса.
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Во-первых, метод проектов позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.
Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.
Использование метода проектов в экологическом воспитании можно считать наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, использовать в работе современные формы работы.
- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе патриотического воспитания.
- деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Поэтому, проектная деятельность по экологическому воспитанию распределена по трем блокам:
1 блок – «Моя семья». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке.
Мною были реализованы следующие проекты:
«Генеалогическое древо»;
«Семейные традиции»;
«Герб моей семьи».
Цель проекта: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Дети с интересом отбирали вместе с родителями фотографии членов семьи, увлечённо рассказывали о семейных традициях, составили своё семейное генеалогическое древо, заучивали пословицы и поговорки о семье, приготовили семейные газеты, участвовали в выставке творческих работ на тему «Я и моя семья».
2 блок – «Родной край». Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, родным краем. Важно показать ребенку, что родной край славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми.
Совместно с детьми и родителями были разработаны проекты:
«Сказы Бажова», при условии данного проекта был создан альбом (рисунки).
Проанализировав основные задачи воспитания детей старшего дошкольного возраста в группе, ведется работа по проекту «Мой край родной Тамбов», так как проект долгосрочный.
Пристальное внимание уделяется практической стороне деятельности детей, как ведущей и обсуждению тех моментов деятельности, в которых наблюдался всплеск эмоций и заинтересованности детей.
Дети не просто собирают иллюстрации, предметы, но и совместно с родителями отыскивают интересную информацию. В ходе этой деятельности они узнают что-то новое и делятся своими знаниями и впечатлениями с другими детьми. Тщательно анализируются и те моменты деятельности, в которых наблюдается спад заинтересованности и активности детей.
3 блок – «Родная страна». Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.
Совместно с детьми был реализован проект «Мой город родной - Тамбов», цель проекта: подвести детей к пониманию того, что такое «Город и Россия».
Центральное место в проекте было отведено познавательным беседам, занятиям и практической деятельности детей (сбор информации, игры, выполнение рисунков, аппликаций, макетов). Беседы и занятия, проводимые с детьми, были подобраны таким образом, чтобы они развивали у них познавательный интерес, наблюдательность, воображение, творчество; способствовали воспитанию у детей познавательной активности; вызывали желание интересоваться историей своей города, жизнью своего народа.
В преддверии празднования 70-летия Дня Победы реализуется долгосрочный проект «Этот день Победы», где дети и родители расширяют знания о защитниках отечества. Итоговым мероприятием станет развлечение «Этот День Победы».
Таким образом, в результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Родители стали активными участниками в проектном методе экологического воспитания. Участие детей и родителей в проекте позволило сплотить родителей и детей, родителей и педагогов в вопросах нравственно – экологического воспитания.
Проведённая работа была последовательной и позволила добиться хороших результатов. Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно - экологических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным.
Таким образом, метод проектов показал свою состоятельность. Технология использования проектного метода в руководстве воспитания экологии детей старшего дошкольного возраста позволяет реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью.
Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить свой город.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...