Проект "Эта удивительная соль"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Исследовательский проект "Эта удивительная соль"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_eta-udivitednaya_sol.docx | 31.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект на тему:
«Эта удивительная соль»
Познавательное развитие - старший дошкольный возраст.
Выполнила:
Павлова Л.В., воспитатель
высшей кв.категории МДОБУ № 9 « Огонек
Исследовательский проект «Эта удивительная соль» для детей
старшего дошкольного возраста
Тип проекта:
• по направленности: познавательно – исследовательский, творческий, групповой;
• по продолжительности: краткосрочный.
Сроки реализации: 3 недели
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста.
- родители воспитанников,
- воспитатели группы.
Цель проекта:
Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Выяснить: что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся, насколько она важна для человека.
- Стимулировать познавательный интерес детей: исследовать свойства и качества, разновидности соли опытным путём, в группе вырастить кристаллы соли.
- Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, радоваться процессу и результату.
- Развивать творческие способности, воображение, любознательность, коммуникативные навыки.
- Воспитывать доброжелательное отношение к профессиям соляной промышленности.
Проблема:
Соль – незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем.
Актуальность:
Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Исследовательская, поисковая деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Этот проект позволяет интегрировать сведения из разных областей для решения одной проблемы и применять их на практике. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. В ходе исследовательской работы дети выяснят, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнают много нового об особенности соли, её свойствах и качествах, разнообразии. Самостоятельно проведут много интересных опытов с солью. Вырастят кристаллы. А самое главное, научатся работать в команде, будут терпимее друг к другу.
Гипотеза:
При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.
Основные принципы реализации:
- принцип развивающего обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета);
- принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в ходе наблюдений, в игровой и творческой деятельности;
- принцип интеграции, которая позволяет формировать у ребёнка целостное представление о мире;
- принцип рационального сочетания разных видов детской деятельности;
- принцип сотрудничества между детьми, педагогами, родителями;
- принцип прочности закрепляет усвоение знаний.
Объект исследования: соль.
Предмет исследования: свойства соли, значение для человека.
При организации исследовательской деятельности были использованы методы:
- Изучение информации, беседы;
-анализ познавательной литературы;
- подбор материалов и оборудования для исследований;
- экспериментальная деятельность;
- исследовательская деятельность;
- наблюдения;
- творческая деятельность;
- игровая деятельность (познавательная, логическая, художественно – познавательная игры).
Краткая аннотация проекта
Реализация проекта осуществляется через интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Предполагаемый результат.
В ходе исследовательской работы:
- Дети выяснят, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол.
- Узнают много нового об особенности соли, её свойствах, качествах и разновидностях.
- Узнают о предприятии Руссоль в г. Соль-Илецке, способах добычи соли.
- Самостоятельно проведут много интересных опытов с солью, вырастят кристаллы соли.
- У детей повысится познавательный интерес.
- Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
- Создание картотеки опытов и экспериментов «Эта удивительная соль».
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап:
Подбор методической литературы для педагогов.
Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.
Определение уровня представлений детей о соли и ее свойствах.
Определение интересующих детей вопросов по теме:
исследовательской деятельности:
- Что такое соль?
- Откуда она берется?
- Как ее добывают?
- Какими свойствами соль обладает?
- Где и как соль применяется?
II. Основной этап:
Изучение с детьми познавательной и научной литературы.
Беседы с детьми по данной тематике.
Разучивание поговорок и пословиц о соли.
Исследование соли и её свойств. Знакомство с её разновидностями.
Рисование солью.
Лепка из соленого теста.
Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебница - соль».
Консультирование родителей по теме проекта.
III. Заключительный этап:
Презентация проекта «Эта удивительная соль».
Подведение итогов реализации проекта.
Изготовление картотеки опытов с солью.
Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
Открытое занятие «Соль Земли родной»
Ресурсы и условия реализации проекта:
- методическая и художественная литература,
- диски с мультфильмами,
- иллюстрации, репродукции, фото,
- набор для художественного творчества,
- презентации.
- мини - лаборатория для исследовательской работы (лупы, трубочки, тарелочки, лед, пипетки, скрепка),
- ниточка шерстяная, гуашь, соленое тесто,
- набор разной соли,
- ёмкости для проведения опытов (пол-литровые баночки, контейнеры, вода, чайные ложки).
План реализации проекта.
1 этап - подготовительный:
- Сбор образцов соли (морская, пищевая, йодированная; мелкая, крупная; каменная, поваренная).
- Подбор бесед о соли.
Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.
- Подбор познавательной, научной и методической литературы.
Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации.
Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.
- Подбор художественных произведений (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки о соли).
- Подбор опытов и экспериментов с солью.
Цель: Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.
- Подбор консультаций для родителей…
2 этап – технологический:
- Беседы:
- «Что такое соль и где она используется?».
- «Белое золото земли».
- ОД:
- Рисование солью «Морозные узоры»
- Сказка про белую соль (Познание)
- Лепка из соленого теста «Дымковская игрушка».
- Чтение литературы:
- Словацкая сказка «Соль дороже золота»
- Румынская сказка «Соль в кушанье»
- Чешская сказка «Соль»
- Русская народная сказка «Соль»
- Пословицы, поговорки, загадки о соли
- Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Свойства соли»,
- «Растворимость соли»,
- «Подводная лодка из яйца»,
- «Как соль влияет на рост растений»,
- «Получение питьевой воды из соленой»,
- «Выращивание кристаллов поваренной соли»,
- «Окрашивание соли».
- Консультации для родителей:
-Рисуем солью.
-Для чего соль в доме нужна.
3-й этап – заключительный:
- Показ презентации проекта «Эта удивительная соль».
- Выставка рисунков и поделок детского творчества.
- Изготовление картотеки опытов с солью.
- Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
- Подведение итогов реализации проекта.
На этом этапе на основе полученной в ходе исследований информации в группе была создана коллекция видов соли, состоялась презентация мини- проектов: дети показывали результаты своих исследований, была организована выставка детского творчества.
Достигнутые результаты:
Участие в проекте способствовало повышению любознательности, познавательной активности детей. Они стали больше задавать вопросов, активно проявлять интерес к окружающему миру.
Выводы.
- Соль – это вещество белого цвета, без запаха, имеет соленый вкус, легко растворяется в воде и других жидкостях, может образовывать кристаллы.
- Соль есть в морях, океанах, соленых озерах, солончаках, а также во всех живых организмах.
- Соль нужна для нормального роста и развития всех живых организмов.
- В больших количествах соль вредна для здоровья человека и других живых организмов.
- Человек использует соль в быту, в медицине, в производстве. Объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах.
Наша гипотеза подтвердилась: соль - не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для проведения опытов, наблюдений применения для творчества.
Список литературы:
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2007 г.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2006 г.
- Детская энциклопедия «Всё обо всём».
- Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006 г.
- Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2005 г.
- www. oproduktah.com
.
Павлова Лариса Валерьевна воспитатель высшей квалификационной категории муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Огонёк» г.Соль-Илецк Оренбургской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "Это удивительная соль"
Проект преднозначен для детей подготовительной группы....
Исследовательский проект "Эта удивительная соль"
Исследовательская, поисковая деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Этот проект позволяет интегрировать сведения из...
Проект "Удивительная соль"
Название проекта Удивительная сольВозраст детей Старший дошкольный возраст 6-7 летТип проекта...
Проект воспитанников подготовительной к школе группы "Эта удивительная соль"
Исследовательский проект детей старшего дошкольного возраста с целью обогащения знаний о свойствах привычного им вещества - соль....
Эта удивительная соль
Современная наука стремится познать новое, заглянуть за пределы Вселенной, разгадать тайны мира. Но, за великими целями забывается то, что находится рядом, без чего мы не можем обойтись, и используем...
«Это удивительная соль»
Иследовательская работа «Это удивительная соль»...