Что такое вулкан?
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Проведение эксперимента по извержению вулкана с использованием интерактивной доски
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperiment_vulkan.docx | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Рассматривание 3D объекта Планета Земля
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется.
Дети: Земля
Воспитатель: Отгадайте загадку:
«Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.»
(географическая карта).
Дети: карта.
Воспитатель: Дети, что изображено на карте?
Дети: Наша Земля
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что изображено синим цветом?
Дети: моря, океаны, реки.
Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым.
Дети: Суша, пустыни, горы.
Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?
Дети: Это высокие холмы.
Воспитатель: А из чего состоят горы?
Дети: из камней.
Воспитатель: А еще, есть такие необычные горы.
Слайд 2
Прием Волшебная таблица
Ребята, отгадайте загадку:
Я плююсь огнем и лавой,
Я опасный великан.
Славен я недоброй славой,
А зовут меня (вулкан).
Слайд 3
Бог огня
Послушайте интересную легенду.
«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.
С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.
- В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают с помощью видео-камеры.
Слайд 4
Строение вулкана
Воспитатель: А как образуются вулканы?
Дети: В земной коре образуется трещина, вулкан извергается, лава вытекает, застывает и образует вокруг трещин в земле возвышение, потом опять и опять и в итоге возвышение растет, превращается в гору – конус. Так вырастает вулкан.
Воспитатель: А где может образоваться вулкан?
Дети: На суше, и даже в воде.
Воспитатель: Почему он извергается?
Дети: Внутри Земли очень высокая температура, магма бурлит и пытается вырваться наружу, что ей и удается через трещины в земной коре.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите внимательно какой формы вулкан, на что он похож?
Дети: Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.
Воспитатель: А это как называется?
Дети: это жерло похоже на красновато – оранжевую пасть, уходящее глубоко в землю.
Воспитатель: Обратите внимание на его верхнюю часть, как называется эта часть вулкана?
Дети: Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.
Воспитатель: А на что он похож?
Дети: Кратер вулкана похож на чашу, дыру, миску и т. д.
Воспитатель: Ребята, а что внутри вулкана?
Дети: это магма.
Воспитатель: А огненная жидкость, выходящая из вулкана
Дети: Лава
Воспитатель: А почему внутри магма, а когда выходит наружу-лава?
Дети: Потому что магма это расплавленные камни и летучие газы, а когда она выходит наружу то газы испаряются и остаются только расплавленные камни-лава.
Воспитатель: Кто знает, как происходит извержение вулкана?
Дети: Сначала из кратера поднимается столб дыма и пепел, потом каменный дождь обсыпает склоны гор и начинается извержение.
Воспитатель: Как именно лава может извергаться?
Дети: Ну, иногда вулкан как- будто взрывается, выбрасывая лаву вверх и в стороны.
Дети: А еще бывает, лава вытекает “спокойно”.
Воспитатель: А как долго вулкан может извергаться?
Дети: один, два дня, а может и несколько лет.
Воспитатель: После извержения остается выжженная пустыня не скоро на этом месте появится жизнь. Но, иногда, благодаря действию вулкана появляется новая земля- например Гавайские острова образовались в океане миллионы лет назад благодаря вулканическим процессам
Гимнастика для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до пяти). Повторить 4-5 раз.
Слайд 5
Прием Волшебная труба
Как вы думаете, какой этот вулкан, действующий, потухший или уснувший? (ответы детей). Почему вы так решили? (ответы детей). Правильно, ребята, этот вулкан действующий. Посмотрите, он словно взрывается, выбрасывая магму, камни и пепел вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, горячая огненная лава вытекает спокойно.
Слайд 6
Карта распространения сейсмической активности
У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Хотите я покажу вам где это находится?
Слайд 7
Д/и Соотнеси правильно
Ребята, вы говорили, что вулканы похожи на горы. И сейчас я предлагаю вам поиграть и отгадать какие из картинок являются обычными горами, а какие вулканами
Физкультминутка
Раз, два, три! Дети шагают по кругу, остановились, повернулись
Раз, два, три! в круг
Мы геологи, смотри! Ладошка над глазами как козырек
Ноги поднимайте, Шагают на месте, высоко поднимая ноги
Веселей шагайте!
Вот и речка впереди, Показывают рукой извилистую речку
Надо вброд её пройти Движения руками в стиле «брас»
Вышли на берег крутой Наклониться отряхнуть колени,
Горы выше нас с тобой! Медленно поднять руки вверх и встать на носочки
Слайд 8
Вулканолог
Воспитатель: Как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой? (вид на Корякский вулкан (Корякская сопка) и город Петропавловск-Камчатский — административный центр Камчатского края.)
-Чем это грозит?
- А что происходит обычно перед извержением?
Дети: землетрясение.
-А сможет ли кто- то подсказать, помочь людям о наступающем извержении вулкана?
Дети: вулканологи
Воспитатель: Действительно, люди этой профессии называются вулканологи. Этим ученым иногда удается предупредить людей об надвигающейся опасности и жители могут покинуть места вблизи вулкана и спастись. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется». Посмотрите, какая это опасная профессия.
Опыт с пемзой
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь все камни обычные? Вот этот на обычный камушек совсем не похож. Это пемза. (дети повторяют пемза) Чем же пемза отличается от обычного камня?
(рассуждения, предположения детей)
Давайте пройдём в лабораторию «Интересных открытий» и сравним пемзу с обычным камнем.
(дети проходят за столы с приготовленными заранее всеми необходимыми материалами).
Воспитатель: Ребята, сейчас мы вместе с вами исследуем пемзу. Возьмите ее в руки, потрогайте и скажите, какая она на ощупь? (шершавая, легкая, пористая, а камешек? (гладкий, тяжелый, плотный) Теперь «взвесьте» пемзу и камешек в руках. Как вы ощущаете, что тяжелее пемза или камешек? Конечно пемза. Очень хорошо, но следует проверить ваши предположения:
Воспитатель: А как вы считаете, вулканический камень пемза утонет в воде? (ответы детей) В лаборатории у нас все готово для проведения опытов: опустите камушки в воду, они тонут или нет? (ответы детей) Сейчас мы проверим вашу гипотезу, опустите сначала камушки в воду, а теперь кусочки пемзы в воду. Что произошло? (ответы детей)
Дети делают открытия: пемза – камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.
Опыт с извержением
Воспитатель: Во время опыта необходимо работать осторожно и аккуратно, следуя инструкции.
Посмотрите, на столах размещены макет вулкана и оборудование, которое поможет нам его разбудить.
Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.
Надо работать аккуратно:
ничего не брать в рот- символ
осторожно насыпать порошок - символ
осторожно наливать воду - символ
лавы не трогать - символ
использовать салфетку- символ
Чтобы разбудить вулкан, надо:
- положить 2 ст. л. красного волшебного порошка- символ
- накапать пипеткой 5 капель зеленой жидкости - символ
- добавить 150 мл воды - символ
Проведение опыта
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №50»
Конспект опытно – экспериментальной образовательной деятельности с использованием интерактивной доски Smart Board в подготовительной группе
«Вулкан»
Подготовила:
Воспитатель 1КК
Соловей И.И.
Воронеж 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...