Проект "Бабочка".
проект по окружающему миру
Лето-это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить эти замечательные моменты и показать их детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 973.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Бабочка».
Тип проекта: Познавательно – практический, творческий, индивидуальный.
Участники.
Воспитанник разновозрастной группы «Солнышко» , воспитатель группы, родители.
Продолжительность.
Долгосрочный (5 месяцев, август-декабрь)
Актуальность. Лето- это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу! Нужно только не упустить эти замечательные моменты и показать их детям. Однажды, во время прогулки Тимофей нашел на детской площадке в траве гусеницу, которая оборачивалась в кокон. Реакция была неоднозначной. Увидев находку Тимофея, часть детей выразили радость и неподдельный интерес, а некоторые, видели это насекомое в первый раз, и не знали что это – будущая бабочка! А часть из присутствующих детей, испугались и предложили уничтожить это насекомое! Тимофей начал активно рассуждать, как же поступить в данной ситуации! В ходе бурного обсуждения выяснилось, что представления ребенка об этом насекомом очень скудные. Таким образом, у Тимофея возникли следующие вопросы: «Бабочка – это насекомое?» «Как появляются бабочки?» «Для чего они нужны?». Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса было решено на базе дошкольной группы «Солнышко» организовать и провести познавательно-практическую творческую работу с воспитанником Тимофеем, в рамках реализации проекта «Бабочка и гусеница». Участие ребенка в проекте позволило расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочке, ее строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Сделать вывод, что бабочка – это насекомое. Узнать о пользе и вреде бабочек. Развить свои творческие способности.
Предмет исследования. Бабочка.
Цель проекта: формирование элементарных представлений о бабочках у ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Образовательные:
Формировать у ребенка элементарные представления о бабочках, их строении, пользе и вреде в природе;
Учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, аппликации).
Развивающие:
Развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Воспитывающие:
Воспитывать у ребенка потребность в общении с миром насекомых (бабочек), прививать бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы – бабочкам.
Гипотеза.
Данный проект научит ребенка различать виды бабочек по внешнему виду, строению. Разовьёт умение ребенка и родителей совместно добывать информацию из различных источников, вызвать интерес к познанию. Воспитывать бережное отношение к природе.
Проблемная ситуация.
Недостаточные знания ребенка о насекомом.
Принципы работы.
- Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.
- Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности.
Материалы и инструменты.
Насекомое, баночка с отверстиями для дыхания, лупы, микроскоп, коллекция бабочек, энциклопедии о насекомых, дидактические игры о бабочках, демонстрационный материал, набор иллюстраций «Бабочки».
Предполагаемый результат.
Для воспитанника:
Имеет элементарные представления:
- О бабочках, их строении и видовом многообразии.
- Пользе и вреде в природе.
Для родителей:
- Установление партнерских отношений родителей и педагогов,
родителей и ребенка в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.
- Умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
- Развитие творческих способностей родителей.
- Формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
- Педагогическое просвещение родителей.
Для педагога:
- Повышение уровня педагогической компетентности.
- Профессиональный рост.
- Повышение качества работы с детьми и родителями.
- Пополнение наглядно – дидактического материала дошкольной группы.
Связь с другими видами деятельности.
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «Бабочка и гусеница», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-4-я неделя августа.
- Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – (август – ноябрь).
- Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – декабрь.
Этапы реализации проекта.
Этапы
Деятельность педагога
Деятельность
детей
Взаимодействие с родителями
I. Подготовительный этап
- Беседа о насекомых.
- Подбор наглядно – дидактических пособий, игр, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
- Составление настольно - печатных игр: «Угадай по описанию», «Бабочки», «Узнай бабочку по окраске», «Узнай бабочку по описанию».
- Чтение стихотворений: «Про бабочку», «Песенка жука», «Цветы на лужайке»
- Организация подвижных игр: «Бабочки и цветы», «Воробышек и бабочки».
- Участие в беседе о насекомых.
- Рассматривание книг, иллюстраций о бабочках.
- Игры с настольно - печатным материалом «Угадай по описанию», «Бабочки», «Узнай бабочку по окраске», «Узнай бабочку по описанию».
- Прослушивание стихотворений «Про бабочку», «Песенка жука», «Цветы на лужайке»
- Участие в подвижных играх «Бабочки и цветы», «Воробышек и бабочки».
- Привлечение родителей к сбору и оформлению информационно-познавательного альбома «Бабочка»
- Помощь родителей в поиске информации по теме проекта.
II.
Практический этап
- Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедий.
- Организация наблюдения на прогулке за бабочкой.
- Рассматривание
иллюстраций альбома
«Бабочки».
- Рассматривание под микроскопом и лупой гусеницы в коконе.
- Рассказ воспитателя:
«Дружная семья бабочек».
- Рассматривание коллекции насекомых «Бабочки».
- Чтение стихотворений:
«Малютка бабочка» (Людмила Мелехова),
«Бабочка - красавица» (Светлана Антонюк).
- Прослушивание
музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка».
- Организация занятия рисования ладошкой
«бабочки – красавицы».
- Организация беседы «Чудесные превращения». «Как появляется бабочка?»,
- Пальчиковая гимнастика
«Гусеница».
- Дидактическая игра
«Угадай по описанию».
- Организация занятия аппликации
«Веселая гусеница».
- Просмотр мультфильмов:
«Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)».
- Организация подвижной игры
«Бабочки и цветы».
- Организация занятия лепки бабочек из соленого теста.
- Организация беседы «Для чего нужны бабочки?»
- Развивающая игра «Внимательная бабочка».
- Загадывание загадок о насекомых.
- Организация и мотивация на оформление альбома родителями вместе с детьми о любом виде бабочек, (наполнить альбом рисунками, фотографиями, рассказами детей, стихами, загадками).
- Организация и мотивация на создание поделки из макарон, цветной бумаги и картона «Развитие бабочки» ребенком совместно с родителями.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедий.
- Наблюдение на прогулке за бабочкой.
- Рассматривание
иллюстраций альбома
«Бабочки».
- Рассматривание под микроскопом и лупой гусеницы в коконе.
- Прослушивание рассказа воспитателя:
«Дружная семья бабочек».
- Рассматривание коллекции насекомых «Бабочки».
- Прослушивание стихотворений:
«Малютка бабочка» (Людмила Мелехова),
«Бабочка - красавица» (Светлана Антонюк).
- Прослушивание
музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка».
- Рисование ладошкой
«бабочки – красавицы».
- Участие в беседе «Чудесные превращения». «Как появляется бабочка?»,
- Пальчиковая гимнастика
«Гусеница».
- Выполнение заданий дидактической игры
«Угадай по описанию».
- Выполнение аппликации
«Веселая гусеница».
- Просмотр мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)».
- Участие в подвижной игре
«Бабочки и цветы».
- Лепка бабочек из соленого теста.
- Участие в беседе «Для чего нужны бабочки?»
- Участие в развивающей игре «Внимательная бабочка».
- Отгадывание загадок о насекомых.
- Оформление альбома вместе с родителями о любом виде бабочек.
- Создание поделки из макарон, цветной бумаги и картона «Развитие бабочки».
- Помощь ребенку в участии в составлении альбома рисунков: «Бабочки»
- Консультации: «Как привить любовь к природе», «Этот разнообразный мир бабочек», «Ожившие цветы».
- Беседы с ребенком дома о пользе и вреде бабочек.
- Чтение литературы о бабочках.
- Участие в совместных играх с ребенком.
- Оформление альбома родителями вместе с ребенком о любом виде бабочек, (наполнить альбом рисунками, фотографиями, рассказами детей, стихами, загадками).
- Создание поделки из макарон, цветной бумаги и картона «Развитие бабочки» совместно с ребенком.
III. Заключительный этап
- Итоговая беседа «О пользе и вреде бабочек»
- Создание презентации на тему «Бабочки - красота и чудо природы!»
- Организация просмотра презентации родителей совместно с ребенком на тему «Бабочки - красота и чудо природы!»
- Участие в беседе «О пользе и вреде бабочек»
- Просмотр презентации совместно с родителями на тему «Бабочки - красота и чудо природы!»
- Просмотр презентации родителей совместно с ребенком на тему «Бабочки - красота и чудо природы!»
По реализации проекта «Бабочка и гусеница» были получены следующие результаты:
В ходе реализации проекта, был сделан вывод, что такая организация обучающего процесса и разнообразие познавательных игр в преподнесении познавательного материала, способствует у ребенка:
- развитию наглядно - образного мышления,
- памяти,
- речи,
- внимания,
- творческого воображения,
- вызывает интерес к познавательно – исследовательской деятельности,
- формирует основы экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не количество знаний, а тип их усвоения. Таким образом, внедрение в работу ДОУ данного познавательно – творческого проекта поможет сформировать у детей знания об окружающем мире и будет способствовать дальнейшему развитию полноценной, творческой, гармонично развитой личности.
Для ребенка:
Имеет элементарные представления:
- О бабочках, их строении и видовом многообразии.
- Пользе и вреде в природе.
Для родителей:
- Установлены партнерские отношения родителей и педагогов,
родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.
- Сформированы умения подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
- Развиты творческие способности родителей.
- Сформирован интерес к познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Для педагога:
- Повышен уровень педагогической компетентности.
- Профессиональный рост.
- Повышение качества работы с детьми и родителями.
- Пополнение наглядно – дидактического материала группы.