ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОГРАММЕ «ДОБРЫЙ МИР».
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
воспитание и образование дошкольников в программе "Добрый мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dodobryy_mir.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
О. А. Борисовская
Учитель-дефектолог
МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Бирюча»
Белгородской области,
воспитатели
ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОГРАММЕ «ДОБРЫЙ МИР».
Дошкольное воспитание – важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание предусматривается как принятие детьми моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Детская картина мира – это выражение системы многообразных отношений ребенка, совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками, взрослыми. В этой картине мира формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу тот факт, что последнее время проявляется тенденция размывания границ детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ, особенно у мальчиков, в негативную сторону. Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию [1, с. 56].
Русская Православная Церковь остается сегодня единственным историческим общенациональным институтом, обладающим непрерывным преемством на протяжении более чем тысячелетнего периода.
Р. С. Буре полагает, что «нравственность» - это твердая постоянная решимость воли следить за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие) [2, с.72].
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям. Но, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Православная культура русского народа всегда являлась важнейшим средством духовного воспитания подрастающего поколения. Поэтому в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста используем программу «Добрый мир». Евангелие говорит о том, что Господь поставил ребенка как веху духовного возрастания человека на пути в Царствие Небесное. За какие же качества Он так почтил, любит детей? Возможно за доброту, доверчивость, чистоту, бесхитростность детской души. Содержательный модуль «Духовно-нравственная культура» реализует задачи возрождения в системе дошкольного образования традиционного для России духовно-нравственного воспитания, содействия родителям в развитии личности ребенка на основе ценностей отечественной культуры. В процессе освоения Программы на основе знакомства детей с ценностями православной культуры решаем задачи развития личности дошкольников. Эти задачи являются наиболее актуальными, определяемые как воспитание «готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества, их роли в культуре, истории и современности России. Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни» [3, с. 11].
Программа «Добрый мир» ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, что объясняется особенностями духовно-нравственного развития и возможностями использования в системе светского образования образовательных программ вероучительного и культурологического типа. Однако, независимо от программы учитываем особенности духовно-нравственного развития детей, носящие, по свидетельству святых отцов, закономерный характер.
У детей этого возраста проявляются такие положительные качества, которые уменьшаются с возрастом, как душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность. А в православном понимании этими качествами проявляется в ребенке Образ Божий и это означает, что духовная жизнь детей является более высоким типом духовной организации.
Так как ознакомление с духовными ценностями носят достаточно медленный характер и протекают в формах, которые присущи воспитательному процессу дошкольников, то наибольшее количество времени в режиме отдаем предпочтение игре. Игры содействуют моральному развитию не меньше, чем взаимодействие детей с социальной средой, открывая им сферу возможного в противовес сфере действительного, что способствует развитию морального сознания и процессу эстетического и религиозного развития.
Особое внимание уделяем воспитанию у детей чувств любви, стыда, сострадания. Даем детям знания о религиозной культуре как основе определения нравственных норм жизни людей. Знакомим дошкольников с религиозной культурой как системой духовно-нравственных отношений. Даем представление о религиозной культуре, как традиции жизни граждан России.
В процессе образовательной деятельности используем два основных направления воспитания дошкольников. В режиме повседневной жизни обращаем внимание детей на последовательность определенных библейских дней на творение окружающего мира. Это природа в рамках территории детского сада, парка и тех мест, которые дети посещают на прогулках. Проводим с детьми подвижные игры «Дождик», «Яблонька», «Клен зеленый», «Галки-вороны». Особенно дети любят хороводы «Чижичек», «Леталки»; русские народные танцы «Калинка», «Яблочко». Обсуждаем с детьми поговорки о хлебе, солнышке, матери, семье. Широко используем загадки, пословицы, стихи, песни. Сочиняем с детьми сказки о солнышке, семье, море. На прогулке наблюдаем за растительностью, насекомыми, за явлениями природы. Проводим беседы-размышления на тему «Кого из творений мы видели на прогулке». Дети рисуют природные явления, храмы, хлеб, растительный мир. Организуем выставки детских рисунков.
В конце учебного года проводим совместные праздники детей и родителей. В ходе праздников вспоминаем о Творце, его творениях, рассматриваем выставки детских работ, рукоделие пап и мам, обсуждаем рецепты любимых постных блюд, слушаем музыку, поем песни. С удовольствием исполняются совместные танцы и хороводы родителей и детей. Такие мероприятия показывают значение родного языка, фольклора, библейских выражений в формировании основ доброго поведения человека. Подготовка к праздникам всегда вызывает интерес, на основе которого формируется у детей нравственное поведение, прививаются навыки добродетельности, благотворительности. Следим, чтобы никто из детей не был пассивным созерцателем. Стараемся дать выход детским стремлениям, способствуем удовлетворению их желаний участвовать в играх, танцах, инсценировках, оформлении зала.
Вторым направлением программы является путешествие по страницам священной книги Библии. Увиденные в окружающем мире явления объясняем детям на основе литературных текстов, закрепляем в практических работах: рисовании, конструировании, в музыке, играх. Не каждому дано, в равной степени, увидеть красоту окружающего мира. Поэтому наша задача развития умения увидеть красоту творения является первостепенной на начальном этапе знакомства с православной культурой. Способность воспринимать многообразие и красоту мира подводит к пониманию того, что прекрасное не возникает само собой, но имеет своего Создателя. Либо это красота рукотворная – созданная человеком, либо нерукотворная – сотворенная Творцом.
Особенностью нашей работы является многократное закрепление православных ценностей в рамках различных видов деятельности детей: слушании текстов, играх, рисовании, конструировании, пении, сочинении сказок, театрализациях, решении проблемных ситуаций нравственного выбора. Такой воспитательный подход позволяет нам организовать повседневную работу с дошкольниками как развивающую деятельность на основе ценностей православной культуры. У детей формируется понятие духовной культуры - доброта, забота, честность, трудолюбие, послушание.
Библиографический список.
1.Нечаева В. Г., Маркова П. А. Нравственное воспитание в детском саду./ – М., 2010.-199 с.
2.Буре Р. С. Основы нравственного воспитания./- М.: Перспектива.-2009.- 298 с.
3.Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2009. – 256 с.
4.Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие./ – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексно-тематическое планирование по физической культуре в старшей группе по программе "От рождения до школы" под ред. Н.Вераксы
развернутое планирование непосредственно оранизованной образовательной области "Физическая культура" в старшей группе...
Проект духовно-нравственного воспитания на основе православной культуры в старшей группе
На современном этапе жизни нашего общества ведущим компонентом системы развития личности выступает духовно-нравственное воспитание, предполагающее синтез духовно-нравственного сознания, чувств и повед...
Проект духовно-нравственного воспитания на основе православной культуры в старшей группе
На современном этапе жизни нашего общества ведущим компонентом системы развития личности выступает духовно-нравственное воспитание, предполагающее синтез духовно-нравственного сознания, чувств и повед...
"Обучение основам православной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством факультативного внедрения бесед на основе программы духовно-нравственного воспитания «Родник» Е.Г. Карасевой, Т.А. Яриной».
Благодаря модернизации дошкольного образования, педагоги получили возможность осуществлять образовательную деятельность по основной образовательной программе учреждения с применением вариативных прогр...
Познавательно-творческий проект «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников 5-7 лет через познание основ православной культуры в рамках детско-родительского клуба «Добрый мир»
Познавательно-творческий проект «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников 5-7 лет через познание основ православной культуры в рамках детско-родительского клуба «...
Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников 5-7 лет через познание основ православной культуры в рамках детско-родительского клуба «Добрый мир»
I Информационная карта проекта Название проектаДуховно-нравственное развитие и воспитание дошкольников 5-7 лет через познание основ православной культуры в рамках детско-родительского клуба...
Комплексно-тематическое планирование по физической культуре в старшей группе по программе "От рождения до школы"
Планирование образовательной деятельности по тематическому блоку «Физическая культура» образовательной области «Физическое развитие» на учебный год разработано в соответствии с...