"Экологическое воспитание в детском саду"
статья по окружающему миру (младшая группа)

Поздеева Екатерина Александровна

Экологическое воспитание связано с наукой экологией и смежными науками (биологией, географией, гидрологией, геологией, геоморфологией, медициной, палеонтологией, метеорологией, почвоведением, химией, физикой и рядом других естественных наук).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание в детском саду

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения экологической грамотности и культуры населения, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании», Федерального образовательного стандарта дошкольного образования созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных задач. Что подразумевает создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Экологическое воспитание связано с наукой экологией и смежными науками (биологией, географией, гидрологией, геологией, геоморфологией, медициной, палеонтологией, метеорологией, почвоведением, химией, физикой и рядом других естественных наук).

В работе с дошкольниками я стараюсь сделать акцент на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.), знакомство с основными оболочками Земли (атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера, ноосфера), природными зонами России, с экосистемами родного края, представителями живой и неживой природы ближайшего окружения (территория ДОУ, помещения группы и т.д.).

Стараюсь донести эту информацию на доступном пониманию детей языке, в игровой форме, используя познавательно-деятельный подход. Через проведение интегрированных занятий, наблюдений, использование современных ИКТ, экспериментов, продуктивной художественной деятельности, проектной деятельности, работы родительского клуба, экскурсий, праздников, выставок, с активным вовлечением родителей в образовательный процесс.

Целью своею считаю формирование экологической культуры у воспитанников, выражаемую в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды; способствовать творческому отображению в продуктивной художественной деятельности полученных представлений.

Ставлю перед собой задачи в работе по экологическому воспитанию:

Образовательная: расширять и обобщать знания воспитанников о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе. Знакомить с различными материалами, техниками художественного творчества.

Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи. Развивать художественные способности, умение выражать мысль через продуктивное творчество.

Воспитательная: формировать экологическую культуру, чувство патриотизма и любви к Родине. Воспитать гуманное отношение к людям, развивать эмоционально-доброжелательное отношение к природе и в процессе общения с живыми объектами. Формировать ответственное отношение к своему здоровью и осознание ребенком себя как активного субъекта окружающего мира.

        Работа с семьями воспитанников очень важна, она направленна на формирование у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования, формирование экологического мировоззрения всех членов семей воспитанников, повышения их экологической грамотности и культуры. Размещение информации на информационном стенде ДОУ и на странице в интернете, индивидуальные консультации, беседы с родителями, помощь во всестороннем гармоничном развитии личности ребенка. Проектная деятельность совместно с семьями воспитанников: подготовка сообщений (например, по страницам «Красной книги России»), рассказов, иллюстраций, изготовление макетов, наглядных пособий, конкурсы творческих работ (рисунков, поделок). Участие в экологических проектах и акциях ДОУ: сбор использованных аккумуляторов и батареек, макулатуры – «Бумажный бум», проект Берегиня (мероприятия по экономии света и воды, в том числе «День земли»), субботниках. Факультативное посещение музеев города Санкт-Петербурга (Музей воды, Музей почвоведения, Музей Арктики и Антарктики, музей Ботанического сада, Зоологический музей).

От уровня экологических знаний и культуры каждого человека зависит наше общее будущее, поэтому так важно данное направление в работе с детьми.

Использованная литература:

  1. Зверев А.Т. Экология: Наблюдаем и изучаем. – М.: Издательство Оникс, 2006, 48 с.
  2. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.
  3. Николаева С.Н.. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010. – 84 с.
  4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 64с.
  5. Федеральный Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки.–М.: ТЦ Сфера, 2015, 96 с.
  6. Федеральный закон№273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Экологическое воспитание в детском саду № 11

Экологическое воспитание, проводимое в детском саду. Отчёт о проделанной работе....

Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.

В этом  докладе  изложен  мой  опыт  работы по экологическому  воспитанию , представлены формы и методы  работы с детьми и их родителями....

Экологическое воспитание в детском саду

Доклад  для  родительского  собрания...

Методы и приёмы по экологическому воспитанию в детском саду

Данная статья раскрывает основные методы и приёмы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....