НОД по ФКЦМ "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД для детей подготовительной группы по ознакомлению детей со свойствами воздуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh-nevidimka-zanyatie_2.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №126»
Конспект занятия в подготовительной группе
«Воздух - волшебник»
Буланкина Наталья Вячеславовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Рязань
2020
Возраст детей: 6-7 лет
Автор – составитель: воспитатель МБДОУ «Детский сад №126» Буланкина Наталья Вячеславовна
Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
*Обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).
*Развивающие–развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.
*Коррекционные - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.
*Воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе.
Обогащение словаря: невидимый, невидимка
Активизация словаря: лаборатория, прозрачный, воздушный, опыт.
Предварительная работа: Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре.
Оборудование: Столы стоят буквой «п», стаканчики с водой, трубочки, контейнеры с водой, 4 вида предметов (губка, камень, мел, сахар), листы бумаги, трафареты фиалки, воздушные фломастеры, предметы для надувания на каждого ребенка, три флакончика с запахами, мыльные пузыри для физкультминутки, музыка.
Этапы деятельности | Действия педагога | Действия детей |
Мотивационный этап (создание условий для возникновения у ребёнка внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности). | Ребята, у нас сегодня гости. А что нужно сделать, когда приходят гости? Давайте и мы поздороваемся! Слышат звук ветра, под который в группу влетает связка шаров, на которой прикреплено письмо от Феи Фиалки. Воспитатель зачитывает письмо детям: Здравствуйте, ребята! Какие вы все красивые! Меня зовут фея Фиалка, я живу на радуге. Посмотрите, какие у меня красивые шары. Мне их подарил самый главный волшебник. Ребята, а вы знаете, как зовут самого главного волшебника? (ответы детей). Этот волшебник такой шутник и фокусник, что, когда подул сильный ветер, эти шары оказались у вас здесь. Попробуйте отгадать, кто это. Ребята, попробуем отгадать, кто же это? Отгадайте загадку: Невидимка озорной Живёт рядышком с тобой, Он невидим и неслышим, И куда мы ни пойдём, Невидимку мы найдём. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Oн невидимый, и все же, Без него мы жить не можем. | Общаются, высказывают свои предположения. |
Ориентировочный этап (формирование целей деятельности, подбор средств). | Ребята, Фея сказала, что он такой шутник и фокусник. И сегодня он приготовил для вас столько разных фокусов. Вы хотите помочь мне их разгадать? А вы сможете? А если мы разгадаем все его фокусы, то сможем вернуть Фее эти шары домой на радугу. Ребята, чтобы мы с вами не забыли, какие фокусы воздуха мы уже разгадали, мы будем обозначать их символами. Согласны? Раз все согласны, приступим к разгадыванию фокусов. | Высказываются, отвечают на вопросы. |
Исполнительский этап (реализация самой деятельности, получение результата, подведение итогов). | Вы помните, в загадке говорилось, что он невидимый. Давайте попробуем это проверить. Посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Кто-нибудь его увидел? Значит он какой? Воздух кто? Вот мы и разгадали первый фокус и обозначать его мы будем вот таким символом. (прикрепляет картинку на доску). А если воздух-невидимка, значит он где-то прячется? Давайте мы его поймаем. «Что в пакете?» Воспитатель показывает детям пустой целлофановый пакет. Что в пакете? А сейчас? (воспитатель отворачивается, наполняет воздухом пакет, показывает его детям) Почему мы не видим воздух? Ребята, а где мы его взяли? Правильно. Это второй фокус воздуха. Воздух есть вокруг нас (покрутиться вокруг себя). Вот таким символом мы его обозначим. Воспитатель предлагает детям поймать воздух в пакет, потрогать его руками. Что чувствуете? (Как будто что-то есть в пакете, пакет проминается, когда на него надавливаешь пальцами, он опять принимает свою форму, когда опускаешь пальцы). Ребята если я помещу воздух в шарик. Форму чего приобретет воздух? Давайте проверим (воспитатель надувает шарик). Ребята, а сейчас вы будете надувать шарики. Форму чего приобрел воздух? Вывод: воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который мы его помещаем. Обозначим это вот таким символом. Ребята, Фея с помощью своей волшебной палочки поместила воздух в мыльные пузыри, а вы его будете оттуда выпускать. Договорились? Будьте осторожны, чтобы мыльные пузыри не попали вам в глаза. Звучит музыка. Воспитатель пускает пузыри. Дети их лопают. Ребята, а с помощью чего я надувала мыльные шарики? Значит воздух находится не только вокруг нас, но и внутри нас. И мы это сейчас проверим. Проходим в нашу лабораторию, подходим к стаканчикам с водой и попробуем подуть в трубочки, опущенные в воду. Смотрите, кто-то сильнее дует, поэтому пузыри больше, кто- то совсем тихонько. Что мы видим на поверхности воды? Это воздушные пузырьки. Мы выдыхали воздух и он в виде пузырей выходил из воды. Вывод: Воздух есть внутри нас (обозначим это символом). Давайте будем дальше фокусы воздуха разгадывать. Ребята если воздух есть внутри нас, вокруг нас. Может он еще, где-то есть? Значит, воздух, есть внутри каких - то других предметов. Давайте мы это проверим. У вас на столе контейнер с водой и на крышке лежит по 1 предмету. Покажите и назовите, какой у вас предмет. Ребята, сейчас мы с вами попробуем положить эти предметы в воду и понаблюдаем, есть ли в них воздух. Но положим их так чтобы, не замочить руки. Смотрите, видите эти пузырьки? Что это? Ребята, что вы наблюдали, когда положили разные предметы в воду? Ребята, если воздух есть вокруг нас, внутри нас, внутри других предметов. Значит, мы можем сделать вывод: воздух есть везде. Смотрите, каким символом мы это обозначим. Дети берут разнообразные предметы и опускают их в воду (камушки, сахар кусковой, губки, ракушки). Дыхательная гимнастика «Бабочки». Воздух не имеет запаха. Вдохните носиком воздух. Чем он пахнет? Воспитатель предлагает детям понюхать различные ароматные баночки, а дети отгадывают аромат. Вывод: Воздух не имеет запаха, а приобретает запах от того предмета, от которого пахнет. Соответствующий символ выкладываю на доску. А теперь я хочу научить вас рисовать с помощью воздуха. Хотите научиться рисовать с помощью воздуха? Тогда присаживайтесь за столы. Детям даются трафареты цветка фиалки, воздушные фломастеры. Ребята, как вы думаете, что вы сейчас нарисовали? А как он называется? Вот и вы нарисовали фиалку, похожа она на Фею? Такая же яркая. Ребята вы нарисовали её портреты, они останутся вам на память. | Высказываются, отвечают на вопросы. Слушают, выдвигают гипотезы, проводят опыты, делают выводы. Музыка «мыльные пузыри» |
Рефлексивный этап («взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности). | Ребята, вы такие молодцы, помогли мне отгадать столько фокусов воздуха. Давайте вспомним их все. Сейчас я буду показывать вам символы, а вы называть их. Воздух невидим, Воздух есть вокруг нас, Воздух есть внутри нас. Воздух есть везде. Воздух не имеет запаха. Воздух не имеет формы. Ребята, но это не все фокусы воздуха. В следующий раз встретимся и разгадаем другие фокусы. Ребята, если вам понравилось разгадывать фокусы воздуха, то возьмите радостный смайлик, если есть какие-то вопросы, что-то не понравилось-смайлик задумчивый. Вы слышите, что это? Значит, ветер вернулся за шариками для Феи Фиалки, чтобы вернуть их домой на радугу. | Проявляют свои эмоции Музыка «шум ветра» |
Перспективный этап (выход на самостоятельную деятельность детей | Ребята, кто из вас хочет ещё раз когда-нибудь отгадывать фокусы воздуха? - На прогулке, можно обнаружить эти фокусы? - С кем вы могли бы дома поделиться этими знаниями? - Кто хочет нарисовать в виде схемы, какие фокусы мы с вами обнаружили? | Предполагают, где можно использовать полученные знания. Разнообразная деятельность детей в развивающей предметно-пространственной среде |
Список литературы:
О. В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников»
Издательство ООО ТЦ «Сфера» 2010 год.
Составитель Н. В. Нищева. «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах».
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016 год.
М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории». Издательство учитель «Учитель».
И. С. Батова «Опыты и эксперименты с веществами и материалами».
ООО «Издательство «Учитель».