НОД по ФКЦМ "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Буланкина Наталья Вячеславовна

Конспект НОД  для детей подготовительной группы по ознакомлению детей со свойствами воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh-nevidimka-zanyatie_2.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №126»

Конспект занятия в подготовительной группе

«Воздух - волшебник»

Буланкина Наталья Вячеславовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Рязань

2020

Возраст детей: 6-7 лет

Автор – составитель: воспитатель МБДОУ «Детский сад №126» Буланкина Наталья Вячеславовна

Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.

Задачи:

*Обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).

*Развивающие–развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.

*Коррекционные - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.

*Воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе.

Обогащение словаря: невидимый, невидимка

Активизация словаря: лаборатория, прозрачный, воздушный, опыт.

Предварительная работа: Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре.

Оборудование: Столы стоят буквой «п», стаканчики с водой, трубочки, контейнеры с водой, 4 вида предметов (губка, камень, мел, сахар), листы бумаги, трафареты фиалки, воздушные фломастеры, предметы для надувания на каждого ребенка, три флакончика с запахами, мыльные пузыри для физкультминутки, музыка.

Этапы деятельности

Действия педагога

Действия детей

Мотивационный этап (создание условий для возникновения у ребёнка внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности).

Ребята, у нас сегодня гости. А что нужно сделать, когда приходят гости?  Давайте и мы поздороваемся!

Слышат звук ветра, под который в группу влетает связка шаров, на которой прикреплено письмо от Феи Фиалки. Воспитатель зачитывает письмо детям:

Здравствуйте, ребята! Какие вы все красивые! Меня зовут фея Фиалка, я живу на радуге. Посмотрите, какие у меня красивые шары. Мне их подарил самый главный волшебник. Ребята, а вы знаете, как зовут самого главного волшебника? (ответы детей). Этот волшебник такой шутник и фокусник, что, когда подул сильный ветер, эти шары оказались у вас здесь. Попробуйте отгадать, кто это.

Ребята, попробуем отгадать, кто же это?

Отгадайте загадку:

Невидимка озорной

Живёт рядышком с тобой,

Он невидим и неслышим,

И куда мы ни пойдём,

Невидимку мы найдём.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Oн невидимый, и все же,

 Без него мы жить не можем.

Общаются,

высказывают свои предположения.

Ориентировочный этап (формирование целей деятельности, подбор средств).

Ребята, Фея сказала, что он такой шутник и фокусник. И сегодня он приготовил для вас столько разных фокусов.

Вы хотите помочь мне их разгадать? А вы сможете?

 А если мы разгадаем все его фокусы, то сможем вернуть Фее эти шары домой на радугу. Ребята, чтобы мы с вами не забыли, какие фокусы воздуха мы уже разгадали, мы будем обозначать их символами. Согласны? Раз все согласны, приступим к разгадыванию фокусов.

Высказываются, отвечают на вопросы.

Исполнительский этап (реализация самой деятельности, получение результата, подведение итогов).

Вы помните, в загадке говорилось, что он невидимый. Давайте попробуем это проверить. Посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Кто-нибудь его увидел? Значит он какой? Воздух кто? Вот мы и разгадали первый фокус и обозначать его мы будем вот таким символом. (прикрепляет картинку на доску). А если воздух-невидимка, значит он где-то прячется? Давайте мы его поймаем.

 «Что в пакете?»

Воспитатель показывает детям пустой целлофановый пакет. Что в пакете? А сейчас? (воспитатель отворачивается, наполняет воздухом пакет, показывает его детям) Почему мы не видим воздух? Ребята, а где мы его взяли? Правильно. Это второй фокус воздуха. Воздух есть вокруг нас (покрутиться вокруг себя). Вот таким символом мы его обозначим.

Воспитатель предлагает детям поймать воздух в пакет, потрогать его руками. Что чувствуете? (Как будто что-то есть в пакете, пакет проминается, когда на него надавливаешь пальцами, он опять принимает свою форму, когда опускаешь пальцы). Ребята если я помещу воздух в шарик. Форму чего приобретет воздух?

 Давайте проверим (воспитатель надувает шарик). Ребята, а сейчас вы будете надувать шарики. Форму чего приобрел воздух?                                                                                                              

Вывод: воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который мы его помещаем. Обозначим это вот таким символом.

Ребята, Фея с помощью своей волшебной палочки поместила воздух в мыльные пузыри, а вы его будете оттуда выпускать. Договорились? Будьте осторожны, чтобы мыльные пузыри не попали вам в глаза.

Звучит музыка. Воспитатель пускает пузыри. Дети их лопают.

Ребята, а с помощью чего я надувала мыльные шарики?

Значит воздух находится не только вокруг нас, но и внутри нас. И мы это сейчас проверим. Проходим в нашу лабораторию, подходим к стаканчикам с водой и попробуем подуть в трубочки, опущенные в воду. Смотрите, кто-то сильнее дует, поэтому пузыри больше, кто- то совсем тихонько.

Что мы видим на поверхности воды? Это воздушные пузырьки. Мы выдыхали воздух и он в виде пузырей выходил из воды.

Вывод: Воздух есть внутри нас (обозначим это символом).

Давайте будем дальше фокусы воздуха разгадывать. Ребята если воздух есть внутри нас, вокруг нас. Может он еще, где-то есть?

  Значит, воздух, есть внутри каких - то других предметов. Давайте мы это проверим.

 У вас на столе контейнер с водой и на крышке лежит по 1 предмету. Покажите и назовите, какой у вас предмет.

 Ребята, сейчас мы с вами попробуем положить эти предметы в воду и понаблюдаем, есть ли в них воздух. Но положим их так чтобы, не замочить руки. Смотрите, видите эти пузырьки? Что это?

Ребята, что вы наблюдали, когда положили разные предметы в воду?

Ребята, если воздух есть вокруг нас, внутри нас, внутри других предметов. Значит, мы можем сделать вывод: воздух есть везде. Смотрите, каким символом мы это обозначим. Дети берут разнообразные предметы и опускают их в воду (камушки, сахар кусковой, губки, ракушки).

Дыхательная гимнастика «Бабочки».

Воздух не имеет запаха.

Вдохните носиком воздух. Чем он пахнет?

Воспитатель предлагает детям понюхать различные ароматные баночки, а дети отгадывают аромат.

Вывод: Воздух не имеет запаха, а приобретает запах от того предмета, от которого пахнет.

Соответствующий символ выкладываю на доску.

А теперь я хочу научить вас рисовать с помощью воздуха. Хотите научиться рисовать с помощью воздуха? Тогда присаживайтесь за столы.

Детям даются трафареты цветка фиалки, воздушные фломастеры. Ребята, как вы думаете, что вы сейчас нарисовали?

А как он называется?

Вот и вы нарисовали фиалку, похожа она на Фею? Такая же яркая. Ребята вы нарисовали её портреты, они останутся вам на память.

Высказываются, отвечают на вопросы.

Слушают, выдвигают гипотезы, проводят опыты, делают выводы.

Музыка «мыльные пузыри»

Рефлексивный этап

 («взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности).

Ребята, вы такие молодцы, помогли мне отгадать столько фокусов  воздуха. Давайте вспомним их все. Сейчас я буду показывать вам символы, а вы называть их.

 Воздух невидим, Воздух есть вокруг нас, Воздух есть внутри нас. Воздух есть везде. Воздух не имеет запаха. Воздух не имеет формы.

 Ребята, но это не все фокусы воздуха. В следующий раз встретимся и разгадаем другие фокусы. Ребята, если вам понравилось разгадывать фокусы воздуха, то возьмите радостный смайлик, если есть какие-то вопросы, что-то не понравилось-смайлик задумчивый.

Вы слышите, что это?  

Значит, ветер вернулся за шариками для Феи Фиалки, чтобы вернуть их домой на радугу.

Проявляют свои эмоции

Музыка «шум ветра»

Перспективный этап (выход на самостоятельную деятельность детей

Ребята, кто из вас хочет ещё раз когда-нибудь отгадывать фокусы воздуха?

- На прогулке, можно обнаружить эти фокусы?

- С кем вы могли бы дома поделиться этими знаниями?

- Кто хочет нарисовать в виде схемы, какие фокусы мы с вами обнаружили?

Предполагают, где можно использовать полученные знания.

Разнообразная деятельность детей в развивающей предметно-пространственной среде

Список литературы:

О. В. Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников»

Издательство ООО ТЦ «Сфера» 2010 год.

Составитель Н. В. Нищева. «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах».

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016 год.

М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории». Издательство учитель «Учитель».

И. С. Батова «Опыты и эксперименты с веществами и материалами».

ООО «Издательство «Учитель».