Проект по нравственно–патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!
проект по окружающему миру (старшая группа)
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rodnoy_kray-lyubi_i_znay.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по нравственно–патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!".
Воспитатели: Барсукова Л.В., Калюта А.Д.
«Высшее и прекраснейшее в человеческой природе — любовь к родной земле, ощущение свободы и независимости под защитой отечественных законов».
Иоганн Вольфганг Гёте
Актуальность темы:
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование мира и межличностных отношений и т.п.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:
- к 5-6 годам у 75% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию села, района, края;
- у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории села, района, края;
- 75 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения района из-за высокой занятости;
- 35 % родителей затрудняются в знании истории села, района;
- 20 % родителей не знают и не хотят знать историю села, района;
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями села, района и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
Дать знания детям о родном селе: история, достопримечательности, люди, природа.
Познакомить с именами тех, кто основал село.
Расширить знания детей о флоре и фауне Ремонтненского района.
Воспитывать любовь к родному селу, району, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Познакомить с культурой и традициями Ремонтненского района.
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
- Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
- Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: в течение года.
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
- Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
- И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
- Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
- Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
- М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
- Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
- И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
- Материалы Интернет.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор исторической литературы,
- подбор произведений русского народного творчества,
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
- подготовка разного вида бросового материала
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
- дидактические игры,
- выставки книг, рисунков, поделок,
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Дом, в котором я живу», «Моя малая Родина – Ростовская область!»
Оформление альбомов “Достопримечательности моего села”, “История моего села”, «Природа моего села»
Словотворчество с родителями «Сочинить рассказ о своей улицы»
Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего села», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Выставка «Сделаем наше село чище» (совместно с родителями)
Лепка «Животные и птицы нашего края»
Экскурсии и фотоэкскурсии по селу, району
Оформление музыкального уголка в русских традициях
Оформление стенда «История моего села»
Изготовление мини – музея «Быт русской деревни»
III. Презентационно - завершающий
Открытое занятие “Моя Родина – Ростовская область! ”
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
- Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному селу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методы проекта:
- Наблюдение,
- совместные игры,
- анкетирование,
- познавательные игровые занятия,
- беседы.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект был апробирован в рамках МБДОУ Ремонтненский д/с «Родничок» в 2019 – 2020 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в непосредственно организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
«Подлинная встреча» с культурным наследием села, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление музыкального зала и создание мини-музея «Быт русской деревни» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)
Достигнутые результаты:
- рост познавательной активности детей повысился на 25 %,
- анализ результатов усвоения знаний по программе «От рождения до школы» показал: среднее развитие у 75% детей, выше среднего у 23% детей,
- высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками районного конкурса "Осенние проделки".
- спортивных соревнований с воспитанниками «Спортивная семья».
- повышение активности родителей в делах группы.
В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:
- 1 блок «Семья и ближайшее окружение»
- 2 блок «Детский сад – мой второй дом»
- 3 блок «Родной свой край люби и знай!
- 4 блок «Россия – Родина моя»
Предложения по возможному распространению проекта:
Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, селу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Приложение 1.
Содержание проектной деятельности
Время проведения | Тема | Цели | Форма проведения | |
сентябрь | «Знаешь ли ты свой село?» | Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию | Беседа, анкетирование | |
2. «Угадай, где я нахожусь?» | Закрепить знания детей о достопримечательностях родного села | Дидактическая игра | ||
3.»Где я отдыхал летом» | Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке |
Рисование | ||
октябрь | «История возникновения родного села» | Познакомить детей с историей возникновения села, его постройками. Воспитывать интерес к истории села | Занятие | |
«Центральная улица села» | Сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную | Дидактическая игра | ||
«Улицы родного села» | Учить передавать красоту родного села | Изобразительная деятельность | ||
«История Ремонтненского района» | Познакомить родителей с историей образования села и района его достижениями. | Оформление стенда для родителей | ||
Ноябрь | «История и достопримечательности моего села» | Закрепить знания детей о достопримечательн. села. | Занятие | |
«Быт русской деревни» | Знакомить детей с бытом предков | Изготовление мини-музея. | ||
«Придумай названия будущим улицам села» | Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали | Творческое задание | ||
Декабрь | «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию» | Учить детей отличать профессии села. | Дидактические игры | |
«Все профессии важны»… | Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда | Сюжетно-ролевые игры | ||
«Делу – время, потехе – час» | Закреплять знание русского фольклора | Конкурс пословиц и поговорок | ||
Январь | «Флора и фауна Ростовской области» | Углублять и конкретизировать представления о | Экскурсия в музей | |
«Поможем птицам зимой» | Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе края | Акция | ||
«Знай и люби родную природу» | Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. | Занятие | ||
Февраль | «Откуда хлеб пришел» | Познакомить с историей выращивания хлеба | Оформление альбома | |
Март | «Моя Родина –Ростовская область» | Обобщить знания о Родине, стране, крае, селе | Защита проекта | |
«Веселые старты» | Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья | Спортивные соревнования | ||
Апрель | «Крестьянская изба» | Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. | Экскурсия в музей | |
Сделаем наше село чище | Воспитывать любовь к родному селу, приучать следить за чистотой, развивать творчество. | Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями | ||
Май | «Этих дней не смолкнет слава!» Встреча с ветеранами ВОВ и детьми войны. | Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. формировать представления о празднике День Победы | Встреча с ветеранами | |
«Боевая слава нашего народа» | Сформировать представление о героизме, подвиге. | Экскурсия к памятнику солдату ВОВ | ||
«Что ты знаешь о своей малой Родине?» | Выявление усвоенных знаний детьми | Диагностика | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект по нравственно - патриотическому воспитанию"Родной свой край, люби и знай".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 Аленький цветочек» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Бубно...
Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"
Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"
Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»
Актуальность:Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный ...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный....
Проект по нравственно — патриотическому воспитанию «РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ!»
Паспорт проекта «РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ!»...