Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебник –невидимка».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ишембитова Гульназ Расулевна

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебник –невидимка».

Ведущая образовательная область: познавательное развитие.

Цель: Развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

1. Уточнить и закрепить знания детей о воздухе.

2. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.

4. Учить детей самостоятельно проводить опыты, делать выводы.

Развивающие:

1. Развивать интерес к исследовательской деятельности

2. Развивать воображение, логическое мышление, внимание, память, любознательность.

3. Устанавливать простейшие связи, закономерности, делать выводы.

Воспитательные:

1. Воспитывать экологическую культуру.

2. Воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.

Предварительная работа: проведение серии занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок – исследований, наблюдений, беседы по рассматриванию картинок с различными видами работ ученых в лаборатории, рисование на тему «Как человек использует воздух»

Словарная работа: лаборатория, ученые, прозрачный, невидимый, опыты, колебания.

Оборудование: емкости для воды, одноразовые стаканчики, трубочки для коктейля , полиэтиленовые пакеты, чистые листы бумаги, веер, воздушные шары, мнемотаблицы, свистульки ,музыкальный инструмент- дудочки, халаты, шапочки.

 

Организационно-образовательная деятельность (ООД).

Ход занятия.

Воспитатель:  Дети  посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Давайте , встанем в круг и поприветствуем друг –друга:

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг-другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –утро доброе начнется!

( раздается стук в дверь, «почтальон» передает конверт).

Воспитатель: Девочки, мальчики, смотрите ,в наш детский сад пришло письмо, давайте посмотрим от кого ( воспитатель внимательно рассматривает письмо). От ослика Иа, давайте откроем и прочтем его.  «Здравствуйте, дети! Недавно я был в гостях у Совы, она подарила мне воздушный шарик и почему-то сказала, что это не простой шарик, а удивительный. Ничего не понимаю, что в нем может быть удивительного, обычный воздушный шарик?!Дети, может быть вы поможете мне понять, что в нем удивительного? Очень буду ждать вашего ответа. Ослик Иа».

Воспитатель: ну, что, дети, поможем ослику? 

Воспитатель: а сейчас отгадайте загадку:

Он нам нужен , чтоб дышать

Чтобы шарик надувать

Невидимка он, но все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Воспитатель: А вы знаете, почему шарик называется воздушный?

 (Потому что внутри шарика есть воздух)

Воспитатель: сегодня мы с вами узнаем, что такое воздух и для чего он нам нужен.

Почему мы его не видим, не слышим и не чувствуем? (Потому что он невидим). Вы хотите узнать про воздух много-много интересного? - Тогда мы с вами превратимся в маленьких исследователей и отправимся в лабораторию, и    проведем несколько экспериментов с воздухом, чтобы помочь ослику Иа понять, что же такое воздух.

Вокруг себя все покрутились, и в лаборатории очутились. И так, мои маленькие учёные – исследователи, нас ждут новые интересные открытия.(Воспитатель рассказывает детям о правилах поведения в лаборатории)

Раз, два, три, четыре, пять,

Вы хотите поиграть?

Я открою Вам секреты,

Только надо знать при этом,

Что нельзя: громко кричать,

Друг другу мешать.

А надо: внимательно слушать,

На вопросы отвечать,

Друг другу помогать.

Воспитатель: В лаборатории все работают в халатах, давайте с вами оденем халаты, шапочки и займем свои рабочие места…

- Дети, как вы думаете, в этом помещении есть воздух? Да, иначе мы не смогли бы дышать. И в домах, и на улице, и в самолётах есть воздух.

Мы его видим? Значит он – невидимка.

Давайте убедимся, что он есть.

Опыт № 1.

1)У меня в руке стакан. Как вы думаете, он пуст? На дно стакана я закреплю бумагу. Если я опущу стакан в воду, бумага намокнет? Давайте, мы с вами вместе попробуем поэкспериментировать: возьмите стаканы и на дно стакана закрепите бумагу, а теперь переверните свои стаканы вверх дном и медленно опустите его в воду.(стакан держать прямо).А теперь вынимайте. Намокла бумага? Бумага осталась сухой, т. к. в стакане есть воздух, но мы его не видим, и он не пустил воду в стакан.

2) А теперь еще раз опустите стакан в воду и немножко приподнимите края стакана. Что происходит? Выходит воздух. Пропустите весь воздух. Что произошло? Бумага намокла, потому что в стакане не осталось воздуха.

Вот мы с вами убедились ,что в помещении и во всем что находиться в помещении есть воздух.

А теперь давайте попробуем поймать его.

Опыт № 2.

Перед вами лежат полиэтиленовые пакеты. Они пустые. Возьмём пакеты, взмахнём, скажем: «Раз, два, три – пакетик, воздух лови» и закрутим. Что произошло? Пакет раздулся. Что внутри пакета? Какого цвета воздух? (Бесцветный, прозрачный, невидимый)

Был пакет бесформенный, а стал упругий, плотный. Какие предметы мы можем заполнить воздухом, накачать? (Мяч, воздушный шар, автомобильная шина, матрас, спасательный круг, резиновая лодка)

 

Опыт № 3.

Мы воздух не видим, но мы можем его почувствовать…

Возьмите палочку и тихонько проколите пакет, поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер. Какой бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой). Как можно создать движение воздуха? (помахать веером, подуть на ладошку). А давайте мы с вами сделаем веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой.

 А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? (ответы).

 Правильно, мы чувствуем ветерок. Ведь ветер – это воздух.

Вот так мы смогли с вами почувствовать воздух! А сейчас, давайте немножко отдохнем!

 

Физкультминутка

Ветер

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

 (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

 

Опыт № 4

А Имеет ли воздух запах? (нет) Возьмите свои пакеты еще раз поймайте воздух и понюхайте. Есть запах у воздуха? Собственного запаха у воздуха нет. Рассаживайтесь на свои места. У вас на столах у каждого две баночки, в них что-то лежит. Откройте баночки. Что вы чувствуете, чем пахнет? (апельсином, луком). Воздух переносит запахи.

Чем пахнет воздух возле клумбы? (цветами). Возле костра? (дымом). После дождя? (свежестью) В столовой? (едой).

 

 

Опыт №5

Воспитатель: Сейчас мы попробуем узнать, есть ли воздух внутри нас? Возьмите коктейльные трубочки, и подуйте на руку (ладошку), что вы чувствуете? (ветерок) Как мы уже с вами говорили ветер- это движение воздуха. А откуда он идет?

А теперь опустите их в воду и подуйте. И посмотрим, что произойдет.

  Ой, что это происходит с водой? (выходят пузырьки).

 Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

Воспитатель: Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Воздух лёгкий, и пузырьки поднимаются на поверхность воды.

 

 Вот так, мы смогли убедиться что внутри нас есть  воздух!

 

Опыт №6

Давайте попробуем проглотить воздух. Имеет ли воздух вкус? (нет)

 

Опыт № 7

Имеет ли воздух форму?

Что у меня в руках? (воздушные шары, один круглый, другой в форме сердца, надутая резиновая перчатка)

Что находится внутри этих предметов? (воздух)

Одинаковой ли формы эти предметы? (нет)

Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.

Опыт №8

А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?

Воспитатель: А вот и можно. Дети, как же возникает звук? (ответы)

А на самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа).

 Посмотрите, у нас на столах лежат свистульки и музыкальные инструменты, через них можно пустить быструю струю воздуха. Давайте подуем и услышим воздух.

 Что мы слышим? (звук)

Звук возник от попадания воздуха в свистульку.

Итог: 1. Давайте вспомним, что мы узнали про воздух:

  1. Воздух-невидимка;
  2. Воздух-не имеет формы;
  3. Воздух-не имеет запаха;
  4. Воздух –не имеет вкуса;
  5. Воздух-не имеет цвета;
  6. Воздух можно услышать;
  7. Ветер-движение воздуха.

Вам понравилось проводить опыты? Какой опыт вам показался интересным?

А теперь нам пора возвращаться в группу. Девочки , мальчики я вам предлагаю взять с собой наши красивые  веера в подарок Ослику. Давайте возьмем их, встанем в круг.  1,2,3 вокруг себя покрутились и в группе очутились.

 

2. Ну, что, теперь вы знаете, почему воздушный шарик ослика Иа оказался удивительным?

Внутри него есть воздух, который можно увидеть, услышать и почувствовать. Воздух окружает нас повсюду, воздух нам нужен, чтоб дышать. Без воздуха жить нельзя. И очень важно для нас, чтобы мы дышали чистым воздухом.

А что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении? (протирать пыль, мыть полы, проветривать, посадить цветы)

А на улице? (поливать дороги, сажать деревья, цветы, очищать дым от заводов специальными фильтрами).

Сегодня мы с вами отправим письмо ослику Иа, в котором напишем всё про воздух и отправим посылку с веерами. Спасибо большое  вам, дети, что помогли ослику. Молодцы!

Давайте попрощаемся с нашими гостями. До свидания! Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_attestatsiyu.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебник –невидимка».

Ведущая образовательная область: познавательное развитие.

Цель: Развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

1. Уточнить и закрепить знания детей о воздухе.

2. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.

4. Учить детей самостоятельно проводить опыты, делать выводы.

Развивающие:

1. Развивать интерес к исследовательской деятельности

2. Развивать воображение, логическое мышление, внимание, память, любознательность.

3. Устанавливать простейшие связи, закономерности, делать выводы.

Воспитательные:

1. Воспитывать экологическую культуру.

2. Воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.

Предварительная работа: проведение серии занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок – исследований, наблюдений, беседы по рассматриванию картинок с различными видами работ ученых в лаборатории, рисование на тему «Как человек использует воздух»

Словарная работа: лаборатория, ученые, прозрачный, невидимый, опыты, колебания.

Оборудование: емкости для воды, одноразовые стаканчики, трубочки для коктейля , полиэтиленовые пакеты, чистые листы бумаги, веер, воздушные шары, мнемотаблицы, свистульки ,музыкальный инструмент- дудочки, халаты, шапочки.

Организационно-образовательная деятельность (ООД).

Ход занятия.

Воспитатель:  Дети  посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Давайте , встанем в круг и поприветствуем друг –друга:

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг-другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –утро доброе начнется!

( раздается стук в дверь, «почтальон» передает конверт).

Воспитатель: Девочки, мальчики, смотрите ,в наш детский сад пришло письмо, давайте посмотрим от кого ( воспитатель внимательно рассматривает письмо). От ослика Иа, давайте откроем и прочтем его.  «Здравствуйте, дети! Недавно я был в гостях у Совы, она подарила мне воздушный шарик и почему-то сказала, что это не простой шарик, а удивительный. Ничего не понимаю, что в нем может быть удивительного, обычный воздушный шарик?!Дети, может быть вы поможете мне понять, что в нем удивительного? Очень буду ждать вашего ответа. Ослик Иа».

Воспитатель: ну, что, дети, поможем ослику?  

Воспитатель: а сейчас отгадайте загадку:

Он нам нужен , чтоб дышать

Чтобы шарик надувать

Невидимка он, но все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Воспитатель: А вы знаете, почему шарик называется воздушный?

 (Потому что внутри шарика есть воздух)

Воспитатель: сегодня мы с вами узнаем, что такое воздух и для чего он нам нужен.

Почему мы его не видим, не слышим и не чувствуем? (Потому что он невидим). Вы хотите узнать про воздух много-много интересного? - Тогда мы с вами превратимся в маленьких исследователей и отправимся в лабораторию, и    проведем несколько экспериментов с воздухом, чтобы помочь ослику Иа понять, что же такое воздух.

Вокруг себя все покрутились, и в лаборатории очутились. И так, мои маленькие учёные – исследователи, нас ждут новые интересные открытия.(Воспитатель рассказывает детям о правилах поведения в лаборатории)

Раз, два, три, четыре, пять,

Вы хотите поиграть?

Я открою Вам секреты,

Только надо знать при этом,

Что нельзя: громко кричать,

Друг другу мешать.

А надо: внимательно слушать,

На вопросы отвечать,

Друг другу помогать.

Воспитатель: В лаборатории все работают в халатах, давайте с вами оденем халаты, шапочки и займем свои рабочие места…

- Дети, как вы думаете, в этом помещении есть воздух? Да, иначе мы не смогли бы дышать. И в домах, и на улице, и в самолётах есть воздух.

Мы его видим? Значит он – невидимка.

Давайте убедимся, что он есть.

Опыт № 1.

1)У меня в руке стакан. Как вы думаете, он пуст? На дно стакана я закреплю бумагу. Если я опущу стакан в воду, бумага намокнет? Давайте, мы с вами вместе попробуем поэкспериментировать: возьмите стаканы и на дно стакана закрепите бумагу, а теперь переверните свои стаканы вверх дном и медленно опустите его в воду.(стакан держать прямо).А теперь вынимайте. Намокла бумага? Бумага осталась сухой, т. к. в стакане есть воздух, но мы его не видим, и он не пустил воду в стакан.

2) А теперь еще раз опустите стакан в воду и немножко приподнимите края стакана. Что происходит? Выходит воздух. Пропустите весь воздух. Что произошло? Бумага намокла, потому что в стакане не осталось воздуха.

Вот мы с вами убедились ,что в помещении и во всем что находиться в помещении есть воздух.

А теперь давайте попробуем поймать его.

Опыт № 2. 

Перед вами лежат полиэтиленовые пакеты. Они пустые. Возьмём пакеты, взмахнём, скажем: «Раз, два, три – пакетик, воздух лови» и закрутим. Что произошло? Пакет раздулся. Что внутри пакета? Какого цвета воздух? (Бесцветный, прозрачный, невидимый)

Был пакет бесформенный, а стал упругий, плотный. Какие предметы мы можем заполнить воздухом, накачать? (Мяч, воздушный шар, автомобильная шина, матрас, спасательный круг, резиновая лодка) 

Опыт № 3.

Мы воздух не видим, но мы можем его почувствовать…

Возьмите палочку и тихонько проколите пакет, поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер. Какой бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой). Как можно создать движение воздуха? (помахать веером, подуть на ладошку). А давайте мы с вами сделаем веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой.

 А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? (ответы).

 Правильно, мы чувствуем ветерок. Ведь ветер – это воздух.

Вот так мы смогли с вами почувствовать воздух! А сейчас, давайте немножко отдохнем!

Физкультминутка

Ветер

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

 (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

Опыт № 4

А Имеет ли воздух запах? (нет) Возьмите свои пакеты еще раз поймайте воздух и понюхайте. Есть запах у воздуха? Собственного запаха у воздуха нет. Рассаживайтесь на свои места. У вас на столах у каждого две баночки, в них что-то лежит. Откройте баночки. Что вы чувствуете, чем пахнет? (апельсином, луком). Воздух переносит запахи.

Чем пахнет воздух возле клумбы? (цветами). Возле костра? (дымом). После дождя? (свежестью) В столовой? (едой).

 

Опыт №5

Воспитатель: Сейчас мы попробуем узнать, есть ли воздух внутри нас? Возьмите коктейльные трубочки, и подуйте на руку (ладошку), что вы чувствуете? (ветерок) Как мы уже с вами говорили ветер- это движение воздуха. А откуда он идет?

А теперь опустите их в воду и подуйте. И посмотрим, что произойдет.

  Ой, что это происходит с водой? (выходят пузырьки).

 Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

Воспитатель: Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Воздух лёгкий, и пузырьки поднимаются на поверхность воды.

 Вот так, мы смогли убедиться что внутри нас есть  воздух!

Опыт №6

Давайте попробуем проглотить воздух. Имеет ли воздух вкус? (нет)

Опыт № 7

Имеет ли воздух форму?

Что у меня в руках? (воздушные шары, один круглый, другой в форме сердца, надутая резиновая перчатка)

Что находится внутри этих предметов? (воздух)

Одинаковой ли формы эти предметы? (нет)

Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.

Опыт №8

А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух? 

Воспитатель: А вот и можно. Дети, как же возникает звук? (ответы)

А на самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа).

 Посмотрите, у нас на столах лежат свистульки и музыкальные инструменты, через них можно пустить быструю струю воздуха. Давайте подуем и услышим воздух.

 Что мы слышим? (звук)

Звук возник от попадания воздуха в свистульку.

Итог: 1. Давайте вспомним, что мы узнали про воздух:

  1. Воздух-невидимка;
  2. Воздух-не имеет формы;
  3. Воздух-не имеет запаха;
  4. Воздух –не имеет вкуса;
  5. Воздух-не имеет цвета;
  6. Воздух можно услышать;
  7. Ветер-движение воздуха.

Вам понравилось проводить опыты? Какой опыт вам показался интересным?

А теперь нам пора возвращаться в группу. Девочки , мальчики я вам предлагаю взять с собой наши красивые  веера в подарок Ослику. Давайте возьмем их, встанем в круг.  1,2,3 вокруг себя покрутились и в группе очутились.

2. Ну, что, теперь вы знаете, почему воздушный шарик ослика Иа оказался удивительным?

Внутри него есть воздух, который можно увидеть, услышать и почувствовать. Воздух окружает нас повсюду, воздух нам нужен, чтоб дышать. Без воздуха жить нельзя. И очень важно для нас, чтобы мы дышали чистым воздухом.

А что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении? (протирать пыль, мыть полы, проветривать, посадить цветы)

А на улице? (поливать дороги, сажать деревья, цветы, очищать дым от заводов специальными фильтрами).

Сегодня мы с вами отправим письмо ослику Иа, в котором напишем всё про воздух и отправим посылку с веерами. Спасибо большое  вам, дети, что помогли ослику. Молодцы!

Давайте попрощаемся с нашими гостями. До свидания! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно – продуктивной деятельности в подготовительной группе «Жители Севера»

На занятии дети не только занимаются художественно - продуктивной деятельностью, но и проводят опыт, из которого делают сами выводы....

Конспект занятия по художественно – продуктивной деятельности в подготовительной группе «Жители Севера»

На занятии дети не только успевают сделать коллективное панно, но и провести опыт и сделать выводы...

Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности в подготовительной группе «Правила дорожного движения».

Программное содержание:- продолжать знакомить детей с правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «пешеход», «проезжая часть», «тротуар», «зебра», «дорожный знак «Пешеходный переход». Закре...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка».

Цели и задачи:         Уточнить знания детей о космосе, о разнообразии планет, учить различать планету Земля от других планет. Расширять знания о планете Земля. Уточнить...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка».

Занятие построено в виде экспериментально-познавательной деятельности, дети выполняют небольшие эсперименты с воздухом и водой, что способствует развитию наблюдательности, умению, анализировать и дела...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе "Воздух - невидимка"

познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека; способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментиро...