Проект по экологическом воспитанию детей подготовительной группы "Земля - наш общий дом"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Вид проекта : грпповой, познавательно-инормаионный, долглсроный.
Актальность: в настоящее вркмя экологиеская проблема взаимодействия еловека и природы стоит особенно остро. спасти планет может лишь деятельность людей.
И наинать экологиеское воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могт и в дальнейшем преобразовываться в проные беждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_6_g._ekologiya.docx | 33.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 269»
Проект по экологическому воспитанию
детей подготовительной группы
«Земля – наш общий дом»
Воспитател: Анисимова Л.Л.
Топорец О.В
Вид проекта: групповой, познавательно – информационный.
Сроки реализации проекта: с 1 сентября 2020г. по 31 май 2021г.
Защита проекта: май 2021г.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Образовательные области: коммуникативная, продуктивная и познавательная деятельности.
Целевая группа: дети 6-7 лет.
Масштаб проекта: долгосрочный.
Актуальность проекта
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу - значит охранять Родину» М.М. Пришвин.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества с окружающей средой стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Цель проекта: обобщение и систематизация экологических знаний, вовлечение детей в творческую деятельность.
Задачи:
- продолжать формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
- развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
- воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
- продолжить вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- закреплять навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- совершенствовать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Этапы проекта
Подготовительный этап:
- подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий;
- создание картотеки игр;
- составление перспективно - тематического плана;
- обеспечение условий для проведения проекта;
- осуществление контроля над реализацией проекта.
Основной этап:
- чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки),рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
- рассматривание картин о природе, а также из жизни животных, художников Левитана, Саврасова, Поленова, Шишкина;
- рассказы воспитателя о живой и неживой природе, о заповедниках, памятниках природы;
- беседы на экологические темы;
- наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы;
- целевые прогулки на природе;
- сбор природного материала (камней, шишек, листьев и т.д.);
- опыты и эксперименты;
- экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций;
- экологические тропы;
- игры (подвижные, дидактические, настольные, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные);
- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тему;
- работа с календарем природы, дневниками наблюдения;
- изготовление макетов;
- создание фотоальбома «Сбережём планету Земля».
Заключительный этап:
- итоговое развлечение «День Земли»
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня знаний по экологии у детей;
- появление интереса к явлениям и объектам природы;
- дети учатся наблюдать, экспериментировать и делать выводы;
- пополнение развивающей среды в группе;
- повышение экологической культуры родителей и педагогов.
Работа с родителями
- беседы и консультации с родителями по экологическому воспитанию
«Что такое экологическая культура?». (Введение в понятие экологии, роль экологической культуры в развитии дошкольника.)
«Не причиняя вреда природе». (Обговорить правила поведения в природе.)
«Жители леса». (О многообразии животных в наших лесах).
«Наблюдаем за явлениями природы». (Как помочь детям усвоить смену времен года, суток; о сезонных особенностях; о необычных природных явлениях) - рекомендации для родителей (посещение экологического музея, выставок, зоопарка, городского парка)
- ширма для родителей по экологическому воспитанию
«Азбука поведения в природе» - информационный лист
«Давайте беречь воду!»
- выставка семейных плакатов
«Береги природу!» - привлечение родителей к оформлению экологического уголка
- совместное изготовление (родители и дети) поделок из природного материала
- родительское собрание « Экологическое воспитание в семье» 10.10.2019г.
Перспективное планирование по проекту «Земля - наш общий дом»
Месяц
Тема, цель
Формы работы с детьми
Сентябрь
Что подарило нам лето?
Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представления о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Дать детям представление о том, что планета Земля – это огромный шар. Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой
(человек – часть природы).
Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.
Беседа о лете, «Что такое природа? Живая и неживая природа», «Планета Земля в опасности», «Туристы и природа».
Экологические игры «Что где зреет?», «Живая и неживая природа»
Серия опытов с водой «Приключение Капельки»
Путешествие по экологической тропе детского сада.
Составление рассказов на тему: «Дары природы».
Д/и «Природа и человек», «Что было бы, если бы из леса исчезли…».
Рассматривание иллюстраций с изображением земного шара.
Рассматривание глобуса. Обозначение на глобусе суши, воды, материков.
Рассматривание картины «Осень наступила».
Октябрь
«Осень золотая»
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования
представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.
Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Учить понятию «культурные растения». Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу.
Экологическое занятие «Как приходит осень», «Что растёт на грядке?»
Рисование с использованием нетрадиционных техник «Осень золотая»
Д/и «Зелёная аптека», «Узнай целебную траву».
Беседа с осенней берёзкой, чтение стихов, пение песен о берёзке.
Экологическая игра «Приключение берёзового листочка»
Составление букетов из осенних листьев.
С/Р игра «Овощной магазин».
НОД на тему: «Хлеб всему голова».
Д/и «Как хлеб на стол пришёл?»
Лепка. «Хлебобулочные изделия для магазина».
Рассматривание картины И.И.Левитана «Золотая осень»
Ноябрь
«Дикие и домашние животные. Птицы»
Закрепление и расширение представлений о птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Закрепить знания внешних факторов в жизни животных.
Уточнить питание животных и птиц зимой, способы передвижения, условия жизни в разных регионах, странах. Формировать умение обследовать объект, умение доказывать принадлежность объекта к живому. Воспитывать любовь ко всему живому.
Экологическое занятие «Звери и птицы готовятся к зиме»
Экологическая игра «Где живёт такое животное?»
Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»
Словесная игра «Что за животное?».
Д/и «Узнай животное по загадке»
С/Р игра «Путешествие в лес», «Зоопарк»
Акция «Поможем зимующим птицам» (создание кормушек)
Игра – викторина «Знаешь ли ты зимующих птиц?»
Декабрь
«Природа зимой»
Расширять представления о профессиях, познакомить с профессиями людей, занимающихся охраной окружающей среды - экологи, зоологи, лесники, формировать представление о том, как дети могут помочь взрослым охранять природу. Знакомить с традициями встречи Нового года, с главным символом праздника – елью, воспитывать бережное отношение к ней.
Продолжить знакомить с сезонными изменениями в природе, закрепить знание зимних месяцев, знакомить с народными приметами, развивать умение замечать красоту природы, восхищаться ею, бережно относиться к объектам природы.
Беседа «Чем помочь природе зимой?»
Экспериментирование «Лёд в природе и жизни человека».
Занятие на тему: «Подарки снежной королевы»
Чтение пословиц и поговорок о зиме.
Вырезание снежинок из бумаги. Украшение группы снежинками.
Составление сказки и мини-книжки о зиме.
Рассматривание картины К.Коровина «Зима»
Д/И «Это правда или нет», «Природа и человек»
Январь
«Эта волшебница – вода»
С помощью наблюдений продолжать развивать у детей умение самостоятельно устанавливать связи: между температурой воздуха и видом осадков. Продолжать знакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды. Выявить взаимоотношение воды, снега и льда. Дать знания об исследованиях воды человеком. Сформировать понимание, что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Экологическое занятие-прогулка «Путешествие по зимнему лесу».
Д/и «Зимнее путешествие капельки»,
Экологическая игра «Иней, лёд, морозные узоры на стекле».
Расскажи о животных, которые не спят зимой.
Нарисуй след животного.
Экспериментирование:
Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры.
«Что такое позёмка?»
«Кто оставил следы на снегу?»
Словесная игра «Приключение снежинки в зимнем лесу».
Рисование на тему: «Где гуляла зима».
Февраль
«Природа родного края»
В наблюдениях обобщать знания детей о зимних явлениях в природе. Продолжать развивать поисковую деятельность детей: по флюгеру, по направлению дыма, по движению веток определить силу ветра и его направление; сравнивать зимние явления: вьюга, поземка. Формировать представления о приспособлении человека к зиме (внешний вид, поведение, труд, отдых); о правилах поведения в экстремальных ситуациях зимой. Способствовать формированию бережного отношения к природе родного края.
«Зима» - занятие-развлечение.
Рассматривание картины «Февральская лазурь» А. Куинджи.
Просмотр презентации «Природа России»
НОД «Лес – это живой организм. Этажи леса»
Экологические игры: «Пищевые цепочки», «Лисы и зайцы», «Хищник – добыча»
Чтение художественной литературы: П.Молчанов «Спасительница»; С.Маршак «Февраль»; В.Бианки «Дотерпят ли?», «Стая птиц под снегом»;
Беседа «Как появился календарь?»
Экологическая игра: «Угадай время года по описанию».
Чтение пословиц и поговорок о природе.
Март
«Пришла весна. Природа весной»
Поощрять детей в наблюдениях, учить самостоятельно выявлять признаки весны в неживой природе, изменения в живой природе; отметить увеличение почек на некоторых деревья, появление сережек у орешника и ольхи, изменения в поведении птиц, отметить прилет грачей. Обобщить представления детей о типичных экологических системах: лес, луг, водоем, пустыня. Воспитывать интерес к народному календарю.
НОД «Как поссорились март и февраль»
Подберём краски для рисования весны.
Беседы. «Почему они так называются?» «Три победы весны»
Чтение художественной литературы.
В.Бианки «Синичкин календарь», «Март», «Три весны»; Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»; Н.Сладков «Воробьишкина весна», «Весенние радости», А.Плещеев «Уж тает снег…» Е.Благинина «Весна»
Составление портрета Марта-месяца.
Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
Апрель
«Земля – живая планета»
Дать представление о планете Земля, о солнечной системе. Закреплять представления о том, чтобы сохранить планету, надо с детства любить природу, изучать ее, бережно с ней обращаться. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать желание жить в гармонии с природой. Продолжать учить детей замечать сезонные изменения в природе.
Д/и «Назови первые цветы». (подснежники, крапива, мать-и-мачеха. Обведи цветы, которые появляются первыми (рисунки прилагаются).
Занятие, посвящённое Дню Земли – 22 апреля.
Экскурсия по участку «Послушаем разговор весенних деревьев».
Д/и «В гостях у радуги»
Обучающие видеофильмы «Планета Земля и все вокруг нее»
Д/и «Шестиногие малыши» (бабочка, пчела, муравей, божья коровка), какой рисунок лишний, зачеркни его.
Нарисуй насекомое, которое тебе нравится.
Май
«Экологический город»
Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. В наблюдениях поощрять детей к самостоятельному выявлению новых признаков весны: увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, первые грозы. Предложить детям доказать, почему май называют месяцем пробуждения жизни: появление первой весенней травы, цветов тюльпанов и нарциссов, цветение дикорастущих трав и деревьев, распускание листьев, появление насекомых, прилет ласточек и кукушек, выведение и выкармливание птенцов.
НОД «Строим экологический город»
Экологическая игра с Лесовичком «Для чего нужен дождь в моём лесу?»
Занятие на тему: «Для чего человеку нужна глина?»
Экспериментирование «Сравним песок и глину». Что можно сделать из глины?
«Откуда берётся песок?» Опыты с песком.
Рассматривание картины Федора Васильева «Мокрый луг»
Чтение художественной литературы.
Ю.Дмитриев «Какие птицы бывают?»; С.Михайлков «Прогулка»; Ф.Тютчев «Весенняя гроза»; В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Птичьи разговоры»; Г.Снегирев «Про птиц», М.Горький «Воробьишка»; В.Астафьев «Стрижонок Скрип».
Оформление фотоальбома « Сбережём планету Земля!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...
Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природа – мой чистый дом»
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечив...
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы.
Цель: Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и составлять обобщение по теме. Формировать интерес к книге как источнику знаний....
Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы "Земля - наш общий дом"
Долгосрочный проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе...
Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Земля – наш общий дом»
Вид проекта:групповой, познавательно – информационный.Сроки реализации проекта:с 1 октября 2014г. по 31 мая 2015г.Участники проекта:дети, педагоги, родители.Образовательные области:коммуни...
Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Земля – наш общий дом»
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого о...